проект "Роль хохломской росписи в эстетическом воспитании"
проект по рисованию (старшая группа) на тему

описание процеса изготовления хохломских изделий, конспекты по знакомству с хохломской росписью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohloma.docx244.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 «Колосок»

Коллективный педагогический проект

«Роль хохломской росписи в эстетическом воспитании»

выполнила: воспитатель

Погодина С.А.

г.Семенов

2015 г.

1 этап

Целеполагание

С незапамятных времен эти деревянные изделия, словно излучавшие солнечный свет, расписанные сочными узорами трав, цветов и лесных ягод, получили название хохломских от названия старинного заволжского торгового села Хохлома. Сюда свозились на продажу выточенные на токарном станке чаши, поставцы и бочата, удобные для хранения в них муки, соли, круп и других продуктов, обеденные миски, крупные братины, ковши. Здесь бойко шла торговля деревянными резными ложками разных форм и размеров. Изделия эти ярко и празднично сверкали на солнце золотом, киноварью, всплесками черного цвета, придававшими особую декоративность росписи.

Изготовляли деревянную посуду, а затем украшали ее росписью крестьянские мастера из деревень, расположенных вблизи Хохломы: Семино, Новопокровское, Кулагино, Хрящи, Рассадино, Мокушино.

Искусство Хохломы формировалось как драгоценный сплав живописи Древней Руси и местного традиционного мастерства. Заволжские мастера хорошо владели токарным мастерством, знали и бережно хранили рисунки древнего орнамента со знаками языческой символики, среди которых можно видеть рисунок солнца – символа плодородия и цветения природы. От народных ремесел хохлома унаследовала классические формы токарной посуды и четкие по ритму композиции геометрического орнамента, а от иконописцев и мастеров книжной миниатюры – их живописную культуру, мастерство «тонкой кисти», технологию «золотой» окраски дерева.

Хохломские изделия приобрели широкую известность не только на территории нашей страны, но и далеко за ее пределами. Особенно много подобных изделий изготовлялось в 19 веке. С нижегородской ярмарки по Волге и по суше деревянная золотая посуда расходилась по всей России, вывозилась в Среднюю Азию, Индию, Иран и в страны Западной Европы.

Технология изготовления хохломских изделий сохраняет в своей основе многое из того, что было найдено в те далекие времена.

На первом этапе их создания из липы вытачиваются токарные формы на станке, так называемое «белье». Выточенные изделия просушиваются, затем грунтуются жидким слоем местной глины (вапы), закрывающей все поры дерева. Белоснежные до этого изделия после вапления становятся похожими на глиняные. Делается это для того, чтобы древесина не впитывала масло, которым в дальнейшем обрабатываются изделия.

Загрунтованные чаши, поставцы, плоскости декоративных блюд, вазы и резные ложки смазывают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем их покрывают олифой и снова просушивают. Операцию эту повторяют три-четыре раза.

Расписываются изделия масляными красками и кисточками, которые изготовляют мастера из хвоста белки. Кисти эти особенные: они упруги, эластичны, позволяют наносить и очень тонкие линии и мазочки, и широкие, сочные мазки.

Колорит хохломской росписи строится на сочетании золота с киноварью и черным цветом. Именно эти два цвета, не изменяя и не тускнея, выдерживают жар хохломских печей. Технологический фактор имеет здесь важное значение, но не меньшую роль имеет фактор эстетический. Сочетание красного и черного цветов с золотом фона было любимо еще живописцами Древней Руси. Этот строгий классический колорит мастера хохломы умело и тактично дополняют введение зеленого, коричневого, желтого, оранжевого цветов, сохраняя при этом гармоничную цельность цветовой гаммы, где общий золотистый фон является ведущим.

Хохломская роспись выполняется от руки кистью без предварительной разметки или прорисовки орнамента карандашом. Мастера каждый раз создают неповторимые узоры росписи.

В хохломской росписи издавна сложились своеобразные разновидности орнамента: «травка», «письмо под листок», «письмо под фон», «кудрина», восходящие к двум старинным видам кистевого письма: верховному и фоновому. Верховное письмо – роспись, при котором узор наносится краской поверх алюминиевой полуды. При фоновом письме кистью сначала наносится контурные очертания орнамента, а затем красной или черной краской закрашивается окружающий их фон.

Рисунки верховной росписи создают легкие мазки кисти, сквозь которые мерцает золото фона. Роспись эта носит поэтическое название «травка».

Роспись «под листок» отличается от «травки» более крупным мазками, образующими формы овальных листочков, крупных ягодок, оставляемых тычком кисти.

Роспись «под фон» начинается с нанесения контурных мотивов орнамента, фон между ними закрашивается, а сами мотивы тонко прорисовываются затем штрихом. Поверх закрашенного тона кончиком кисти делаются «травные приписки» - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды, цветы. «Золото» просвечивает здесь в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера.

Разновидностью росписи «под фон» является роспись «кудрина», в которой формы цветов, листьев, плодов создаются кистью из круглящихся завитков, напоминающих кудри.

Искусство Хохломы в наши дни успешно развивают два традиционных центра, расположенных в Горьковской области, - фабрика художественных изделий «Хохломской художник» в селе Семино и производственное художественно объединение «Хохломская роспись» в г. Семенове.

Цель проекта: рассмотреть процесс знакомства воспитанников с декоративно-прикладным искусством Хохломы.

Задачи проекта:

  1. Рассмотреть источники возникновения и особенности хохломской росписи;
  2. Изучить влияние росписи на развитие творческих способностей детей;
  3. Рассмотреть методику ознакомления детей с народным прикладным искусством;
  4. Разработать конспекты занятий.

2 этап

        

Конспекты занятий по

Художественно-эстетическому развитию

        

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в старшей группе

Тема занятия: «В гостях у Хохломы»

Цель:

- Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома).

- Совершенствование умения при составлении декоративной композиции на основе использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму.

Оборудование: Мультимедиа, магнитофон, диск с записями русских народных мелодий, иллюстрации, предметы с хохломской росписью; заготовки для выкладывания композиции (картонные блюда, ложки, вазы, элементы росписи); кисти, гуашь. клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра,

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях так и в повседневной жизни. Знакомство детей с изделиями хохломской росписи. Проводили беседы и расписывали изделия из хохломы.

Организация и методика проведения занятия

Входят дети и встают около хозяйки (воспитатель одетая в сарафан), здороваются и отдают ей низкий поклон.

Хозяйка:

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

– Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте к нам в гости.

Проходите да поглядите, какая здесь у нас  посуда собрана. Она не простая.

http://kladraz.ru/images/69(4).jpg

Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ!

Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?

Очень давно, в городе Семенов Нижегородской области, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий.

У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

Алгоритм «Последовательность изготовления хохломских изделий»

1.  Вытачивание изделий на станке.

2.  Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины.

3.  Шкурят – протирают наждачной бумагой.

4.  Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.

5.  Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.

6.  Покрывают изделие специальным лаком.

Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».

Вопрос: Какие цвета используют мастера?

Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки, усики.

Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Ответ: У природы – ягодки, веточки, листки, травка.

Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и распишем наши ложки, вазы, чашки, что лежат у вас на столах.

Выполним «травный узор»,  который состоит из таких элементов узора как:

http://kladraz.ru/images/70(4).jpg

 Осочки – самый простой элемент узора. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз.

 Травинки – это мазки с небольшим плавным утолщением.

 Капельки рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге.

 Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.

 Завитки выполняются с легким нажимом в середине элемента.

 Кустик – это наиболее сложный элемент, в его изображении могут участвовать все элементы травного орнамента. 

http://kladraz.ru/images/71(7).jpg

Часто среди «травки» (травного узора) изображают ягодки, цветочки, листики (т.е. добавляют). Воспитатель показывает как нужно рисовать.

А теперь вы сами попробуете расписать на шаблонах хохломские узоры.

Хозяйка: Ай да рукодельницы! Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия.

Ребята я предлагаю вам подарить свои изделия самым маленьким воспитанникам нашего садика, чтобы они глядя на них, учились рисовать элементы хохломской росписи. Они будут гордиться этим и в будущем сделают изделия не хуже ваших.

А теперь я предлагаю попить чай после такой трудоемкой работы.

Тема: «Золотая хохлома»

Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)

Тип: итоговая, интегрированная.

Интеграция  образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация»,  «Здоровье», «Музыка».

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.                            

Задачи:

Художественное творчество: Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

- Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.

- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

Познание:  Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.

- Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.

Коммуникация: Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы.

Чтение художественной литературы:   Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.

Социализация:  Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

Здоровье:  Развивать потребность в двигательной активности.

Музыка:  Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного музыкального творчества.

Предварительная работа:

Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.  

Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных      образцов.

Цикл НОД в  области   «Художественное творчество» (декоративное рисование).

Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись    силуэтов  в совместной деятельности воспитателя с детьми и  самостоятельной  художественной деятельности детей.

Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику»,  «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде»,  «Угадай-ка!».

Чтение художественной литературы, заучивание  стихотворений.

Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.

Методы: словесный ,практический, наглядный.

Материал и оборудование:

Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, таблицы с изображением элементов хохломской росписи, детские работы.

Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской посуды (вазы, горшочки, тарелки, ложки и др.) жёлтого цвета; кисти беличьи № 2, №5; подставки под кисточки, тычки, банки с водой, бумажные и подкладные салфетки.

ТСО: Магнитофон, диск с записью русской народной мелодии «Гусли», русских народных наигрышей.

Ход непосредственно – образовательной деятельности

1. Организационный этап  

Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем.

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, друзья!

Всех вас видеть очень рада я!

- Любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

- Сегодня день у нас особый,  я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.

 - А вы идти со мной готовы?

(Ответы детей)

  Тогда закройте крепче глазки, а на счёт пять откройте (Дети закрывают глаза, и считают).

Звучит тихая народная мелодия.

2. Основной этап  

- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!

В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.

- И чего здесь только нет:                  

Поварёшки, чашки, ложки и диковины  - ковши.

Вы разглядите, не спешите.

Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!

Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.

Дети рассматривают выставку.

Актуализация опорных знаний- Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, весёлое и др.). - Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно.

- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).

- Вся посуда не простая, а словно – золотая!

С яркими узорчиками, ягодками и листочками!

- А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).

- Какой цвет использует  художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).

- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).

- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

Молодцы, ребята!

- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны?  

(Ответы детей)

Проводится дидактическая игра «Угадай – ка!»

Составление описательных  рассказов о хохломской посуде.

- Хохломская посуда бывает разной. Назовите ту, которая вам знакома.

 (Дети называют и показывают хохломскую посуду, представленную на выставке).

- Кто хочет выбрать и рассказать о какой – нибудь посуде? Расскажите о ней: какого цвета фон, какими красками расписана, какие ягоды и элементы на узоре.

По желанию 2-3 ребёнка  описывают изделия.

 Молодцы! Вы очень много знаете о Хохломе!

Открытие новых знаний

- А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и  каждый хочет увезти из России на память какой – нибудь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковских коней, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!

Через горы и моря, восхищается весь мир –

Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!

И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.

Мотивация деятельности.

- Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, чтобы наши гости тоже

могли бы выбрать себе сувенир на память. Но сначала, нам нужно стать художниками – мастерами и расписать вот эту посуду хохломским узором.

На стенде выставлены силуэты различной посуды.

- Вы согласны? (Да!).

- Посмотрите, здесь и миски, и ложки и вазы. У них золотой жёлтый фон. Выберите любой понравившийся силуэт и пойдите в нашу художественную мастерскую.

Дети выбирают силуэт посуды,  проходят на свои места, садятся.

Закрепление опорных знаний.

- Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.

- С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая). Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку). Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).

- Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т.д.).

- Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).

- Молодцы, ребята, всё знаете!

- А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

Продуктивная деятельность детей.

- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!

Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит

народная мелодия «Гусли»).

Проводится индивидуальная работа.

Составление перспективного плана по ознакомлению с народной декаративной деятельностью «Хохломой»

Образовательные области

Содержание

Художественно-эстетическое развитие

Развитие эмоциональной культуры, формирование эстетических знаний, пробуждение эстетической восприимчивости и закрепление их в творческом опыте

Социально-коммуникативное развитие

Чтение стихов на тему «Хохлома». «Сказ про Семена-Ложкаря».

Целевое посещение

Музейно-туристический центр «Хохлома»

Беседы

Родина золотой Хохломы

Наблюдение

Технология изготовления хохломских изделий

Сюжетно-ролевая игра

«Поварешка для матрешки»

Работа с родителями

Подбор интересной литературы:

«Декоративное рисование с детьми 5-7 лет»;

«Занятия по изобразительной деятельности в детско саду» Г.С.Швайко.

По результатам диагностики можно сделать вывод, что уровень знаний по хохломе очень низкий и я поставила перед собой задачу повысить его.

Сначала я познакомила детей с простыми элементами узора: завитками, травкой, ягодами, цветами. Под руководством воспитателя дети учились ритмично располагать на узких полосках бумаги завитки, травку и другие элементы. Дети учились  пользоваться приемом примакивания, правильно держать кисть и пользоваться тычком. Дети научились рисовать простейшие приемы хохломской росписи: ягоды рябины, смородины, вишни, листья рябины, завиток и цветы и могут уже составлять композиции узора из этих элементов по образцу воспитателя. На последующих занятиях по декоративно-прикладному искусству мы перейдем к более сложной росписи хохломских изделий, как рисование хохломской ложки, петушка.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством развивает патриотическое воспитание, знание детей о городе Семенове, его достопримечательностях, развивает мелкую моторику рук, обогащает знания о народно-прикладном искусстве «Хохломе».

Список литературы:

  1. Максимов Ю.В. «У истоков мастерства» - М.:Просвещение, Максимов Ю.В. 1983 г.
  2. Альбом «Народные прикладные промыслы России» - М.: Издательство, Антонов В.П., 2005 г.
  3. «Русская народная резьба и роспись по дереву 17-20 веков» - М.: Издательство, 1998 г.
  4. «Русская народная живопись» - М.: Прикладное искусство, 2003 г.
  5. «Основы декоративного искусства» - М.: Просвещение – АСТ, 2000 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект эстетического содержания «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (гжельская, хохломская росписи)

Творческий проект эстетического содержания с детьми старшего дошкольного возраста, направленный на развитие художественного творчества средствами ДПИ. Цель данного проекта: формирование у детей ...

Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью

Проблема художественно-эстетического воспитания дошкольников рассматривается в современных исследованиях. Опираясь на взгляды Е.И. Васильевой, Е.Г. Ковальской, Г.П. Новиковой, Н.А. Александровой, А.В....

Из опыта работы: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью»

Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.Научиться видеть и понимать прекрасное – эту сп...

План - конспект художественно - эстетическое развитие "Элементы хохломской росписи" в подготовительной к школе группе

Художественно  - эстетическое развитие "Элементы хохломской росписи" в подготовительной к школе группе...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию в подготовительной группе «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи» с использованием приемов пластилинографии.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию  в подготовительной группе «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи» с использо...