Технология «Семицветик» для реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
методическая разработка по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему

Технология «Семицветик», направлена на помощь ребенку развить способности, которые помогут ему стать творческой личностью, умения принимать решения и совершать действия в различных жизненных ситуациях, овладевать знаниями, применять их на практике и преобразовывать в новые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология "Семицветик"419.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Семицветик» для реализации

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

детей 5 – 7 лет

Пояснительная записка

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Технология «Семицветик», направлена на помощь ребенку развить способности, которые помогут ему стать творческой личностью, умения принимать решения и совершать действия в различных жизненных ситуациях, овладевать знаниями, применять их на практике и преобразовывать в новые.

В изобразительном искусстве, рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация движений глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Овладение приемами рисования помогает многообразие материалов и художественных техник, как как, зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Для преодоления имеющихся у детей нарушений и учитывая то, что ребёнок познаёт мир и своё место в нём через игру и художественные практики.

Для реализации парциальной технологии «Семицветик» созданы условия для многоаспектной, увлекательной активности детей и формирования «Я - концепции творца» в синтезе различных видов деятельности, направленных на приобщение детей к миру прекрасного. Этот вид взаимодействия с детьми универсален по своей социальной направленности и уникален по коррекционному воздействию, поскольку дети разного возраста и разных речевых и физических возможностей включаются в единый проект, в котором для каждого находится посильная роль или задание.

В процессе сотрудничества создаются условия, при которых дети с помощью педагога становятся полноправными участниками движения к цели, то есть членами творческого коллектива.

Технология «Семицветик» составлена в соответствии с приоритетными направлениями развития современного образования и  основными  целевыми ориентирами ФГОС ДО  (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2013 г. N 1155).  

Цель технологии «Семицветик» - развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Задачи технологии «Семицветик» при взаимодействии с детьми от 5 до 6 лет: 

  • Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.
  •  Формировать у детей умения определять и передавать эмоциональное состояние, эмоциональную отзывчивость в процессе  взаимодействия с художественными материалами;
  • Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
  • Формировать неречевые (мимика, пантомимика, жест) и речевые средства общения в процессе художественно-творческой деятельности.
  • Формирование позитивных установок к различным видам художественного труда и творчества, воспитание положительного отношения к продуктам детской деятельсти.
  • Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
  • Снятие эмоционально-психологического и телесного напряжения, используя элементы песочной терапии.
  • Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности, создание условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

Актуальность технологии «Семицветик» в том, что реализация технологии позволяет развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Принципы и подходы к формированию технологии:

Принцип психологической комфортности. Это создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.

Принцип творчества (креативности). Данный принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Принцип целостного представления о мире. Здесь речь идет не просто о формировании картины мира, а о личностном отношении ребёнка к полученным знаниям, об умении применять их в своей практической деятельности.

Принцип вариативности. Данный принцип предполагает развитие у детей «вариативного мышления», то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи.

Принцип минимакса. Данный принцип позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперёд своим темпом. Один ребёнок ограничится минимумом, а другой – возьмёт всё и пойдёт дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами, то есть дети сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму. Этот принцип, на наш взгляд, особенно важен при организации взаимодействия с детьми разного возраста.

Технологи «Семицветик» составлена с учетом реализации образовательных областей:

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу . Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

 «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». Для занятий по изобразительной деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка,  позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных. Занятия по  изобразительной деятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

 «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду.

 «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

 «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». Использование физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей от 5 до 6 лет

Возросла возможность пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых усилий, стремление добиться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к явлениям окружающей жизни, они начинают воспринимать красоту и гармонию. Формируется привычка быть опрятными и аккуратными. Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем поведении: элементарные правила безопасности, сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, важности охраны органов чувств (зрения, слуха), некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина). На шестом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность индивидуальной. Возрастает интерес к личности сверстника, устанавливаются отношения избирательной дружбы и устойчивой взаимной симпатии. Узы дружбы связывают преимущественно детей одного пола, но начинает проявляться особое внимание и симпатия между отдельными мальчиками и девочками. Мальчики оказывают девочкам личное расположение, дарят подарки, угощают, предлагают помощь. В процессе совместной деятельности дошкольники учатся достигать взаимопонимания.

Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей от 6 до 7лет

На 7 году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению. Движения детей отличаются достаточной координированностъю и точностью. У детей хорошо развиты движения кисти. Дети способны к смене темпа и ритма взаимодействия при работе с художественными материалами и техниками . Дети перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. Часто они пытаются скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли. Формируются его личностные особенности, становятся более выраженными индивидуальные черты в поведении, более определенно проявляется характер. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: дети могут сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость.

В подготовительной группе дошкольник начинает оценивать себя с точки зрения своей авторитетности среди других (сверстников, взрослых), признания ими его личных достижений и качеств. Формируются достаточно устойчивая самооценка. В подготовительной группе в совместной деятельности дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет большое значение для социального развития детей и готовности к школьному обучению.

 В подготовительной группе значительно расширяется художественный опыт детей. Детям становится доступна вся художественная палитра: сюжетное рисование, рисование с готовым содержанием, экспериментирование с художественными материалами, сочетание техник.

Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной. Для детей становится важна возможность презентации продуктов своей деятельности (например, игрушек-самоделок, деталей костюмов). Дети с удовольствием откликаются на предложение изготовить атрибуты к спектаклю по мотивам знакомых сказок, подготовить пригласительные билеты на концерт для малышей или оформить обложку и нарисовать иллюстрации к «Семейному альбому».

Планируемые результаты освоения технологией «Семицветик» детьми от 5 до 7 лет :

  • Владеет основами изобразительной деятельности может обогащать образ при помощи нетрадиционных технологий рисования.
  • Умеет работать художественными материалами.
  • Имеет чувство цвета, интересуется  изобразительным материалам.
  • Развиты точность движений, ориентироваться на листе.
  • Развиты умение подбирать необходимую краску, может дополнить образ средствами выразительности (бусины, блестки, пуговицы и прочее).
  • Развита моторика рук, старается быть аккуратным в работе, довести работу до конца.
  •  Желает работать вместе с взрослым, приобретает навык совместного изготовления продукта.
  • Испытывает радость от рисования, желание рассказать о рисунке.
  • Старается в работе, владеет чувством красоты.

Методические приемы реализации технологии «Семицветик».

  • На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе создания образа, обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, приветствуется взаимодействие детей друг с другом с целью обсуждения замысла, оценки деятельности.
  • Использование художественного слова, потешек, загадок, способствуют усвоению новых слов и выражений, что ведет к обогащению активного и пассивного словаря детей, развитию коммуникативной функции речи, развитию связной речи.
  • Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений
  • Использование рисунков в оформлении интерьеров групп и залов
  • Использование физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики, гимнастик по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
  • Использование нетрадиционных изобразительных техник: оттиск печатками из листьев, цветов, веток; тычок жесткой кистью; монотипия; витражная роспись; сочетание восковых мелков и акварели; рисование ниткой; лепка из соленого, бумажного теста; волшебные веревочки; кляксография; печать по трафарету и прочее.
  • Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и прочими. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Используемые методы:

  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
  • формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
  • способствуют более эффективному развитию воображения, познавательных способностей.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях ребенок имеет возможность активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях имеется возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Занятия детской имеют отличия в своей структуре:

  • создание положительного отношения к теме и способу ее реализации
  • коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка
  • динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,
  • рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации
  • словесные игры, игры – драматизации.

Учебно-тематическое планирование освоения технологии «Семицветик»

с детьми от 5 до 6 лет

Месяц

№ занятия

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

Материал

1

Рисование любым материалом.

«Как я провел лето»

Учить детей отражать в рисунке впечатления полученные летом. Развивать чувство цвета, чувство пропорций. Продолжить развивать образное восприятие. Развивать творческую активность.

Плотные листы бумаги, тонкие листы бумаги, гуашевые краски, акварельные краски, простые карандаши, восковые мелки, цветные карандаши, ватные палочки, кисти мягкие и жесткие, фломастеры, влажные салфетки.

2

Рисование по мокрому листу.

«Ветка рябины»

Научить рисовать нетрадиционным способом «по мокрому». Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию. Воспитывать стремление к достижению результата.

Плотная бумага, акварельные краски, кисти, баночки с водой, бумажные салфетки.

3

Рисование ватными палочками и кисточками.

Учить рисовать не традиционным способом ватными палочками методом «тычка» - гроздь рябины. Развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес кприроды.

Акварельные краски, кисти, баночки с водой, красная гуашевая краска, ватные палочки, бумажные салфетки.

4

Рисование осенними листочками.

«Ковер из листьев»

Знакомство с новой техникой рисования – печать с «живых» листьев. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы. Развитие чувства ритма, композиции, воображения.

Тонкий лист бумаги, гуашевые краски, кисти, баночки с водой, осенние листья, бумажные салфетки.

5

Рисование клеем ПВА.

«Волшебное дерево»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – витражной росписью. Учить детей изготавливать рамку в технике «клеевых картин». Развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству.

Плотная бумага, клей ПВА с дозированным носиком, простые карандаши, бумажные салфетки.

6

Рисование акварелью.

Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать аккуратность.

Акварельные краски, кисти, баночки с водой, бумажные салфетки.

7

Тонирование листа губкой, аппликация, рисование ватными палочками.

Учить тонировать лист нетрадиционным способом с помощью мокрой губки. Научить рисовать снег с помощью ватных палочек. Развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции. Развивать мелкую моторику рук.

Плотная бумага, гуашевые краски, ватные палочки, губка, блюдца, засушенные листья, клей ПВА, маленькие звёздочки, бумажные салфетки.

8

Рисование гуашевыми красками.

«Кошка на окошке»

Закрепить  навыки влажного тонирования бумаги. Развивать плавные движения руки. Учить полностью заполнять лист красками.

Плотный лист бумаги, простые карандаши, гуашевые краски, блюдца, мягкие и жесткие кисти, бумажные салфетки.

9

Аппликация.

Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе, предварительно выкладывая готовые детали (в определенной последовательности).

Цветная бумага, полоски белой бумаги, трафареты кошек, ножницы, клей ПВА, салфетки.

10

Лепка пластилином.

«Рыбы и звери»

Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина. Закрепить умение соединять части, плотно прижимая их друг к другу. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Пластилин,  спички, зубочистки, ножницы, стеки, простой карандаш.

11

Аппликация.

«Веселые змейки»

Развивать ранее полученные знания и умения при работе с бумагой. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Вызвать интерес к творчеству.

Цветная бумага, журналы, ножницы, клей ПВА, влажные и бумажные салфетки.

12

Рисование в технике монотипия.

«Ёлка, сосна»

Познакомить с техникой монотипия. Воспитывать интерес к необычным техникам рисования. Развивать творческое мышление, эстетический вкус и фантазию.

Кафельная плитка с обклеенными скотчем краями, белая гуашевая краска, акварельные краски, кисти, стаканчики с водой, тряпочки, плотный лист бумаги.

13

Рисование жесткой и мягкой кистями.

Закрепить и расширить знания детей о хвойных деревьях, умение распознать их за словесным описанием. Продолжить учить детей рисовать на основе собственных наблюдение.

Гуашевые краски, кисти мягкие и жесткие, влажные салфетки.

14

Рисование любым материалом.

«Свободная тема»

Творческое занятие, на котором дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

Плотные листы бумаги, тонкие листы бумаги, гуашевые краски, акварельные краски, простые карандаши, восковые мелки, цветные карандаши, ватные палочки, кисти мягкие и жесткие, фломастеры, влажные салфетки.

15

Лепка пластилином.

«Человечки из теста»

Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина. Закрепить умение соединять части, плотно прижимая их друг к другу. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Пластилин, ножницы, стеки, простой карандаш.

16

Рисование ниткой.

«Волшебная ниточка»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования; развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. Воспитывать навыки коллективной деятельности.

Тонкий лист бумаги, нитки, тушь, цветные карандаши, салфетки.

17

Конструирование из бумаги.

«Дорога с машинками»

Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. Воспитывать навыки коллективной деятельности.

Плотные листы бумаги, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисти жесткие, фломастеры, бумажные салфетки.

18

19

Аппликация.

«Смешные ножницы»

Развивать ранее полученные знания и умения при работе с бумагой. Развивать мелкую моторику пальцев рук,

Цветная бумага, журналы, ножницы, клей ПВА, нитки, пуговицы, влажные и бумажные салфетки.

20

Городецкая роспись.

 «Фазан»

Знакомство детей с основами народного художественного творчества через познания и овладение приемами росписи. Формирование способности развития интереса к национальной культуре.

Плотный лист бумаги, гуашевые краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

21

22

Аппликация.

«Подводная лодка», «Прожорливая рыба», «Ракета, извергающая пламя».

Развивать ранее полученные знания и умения при работе с бумагой. Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию в системе глаз, рук.

Цветная бумага, готовые делали филина, клей пва, салфетки.

23

Тонирование листа «по мокрому»

«Жирафики»

Формировать навыки влажного тонирования бумаги. Развивать плавные движения руки. Учить полностью заполнять лист красками.

Плотный лист бумаги, акварельные краски, баночки с водой, простые карандаши, кисти, салфетки.

24

Рисование мягкой кистью.

Научить детей рисовать жирафа, используя простейшие геометрические формы. Развивать эстетическое восприятие, цветоощущение, умение передавать в работе особенности животных.

Акварельные краски, стаканчик с водой, кисти, салфетки влажные.

25

Аппликация с использованием восковых мелков.

«Черепашка»

Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе, предварительно выкладывая готовые детали ( в определенной последовательности). Продолжать отрабатывать навыки аккуратного наклеивания.

Картон, тонкий лист белой бумаги, восковые мелки, простые карандаши, клей ПВА, ножницы, салфетки.

26

Тонирование листа «по мокрому».

«Дельфинчики»

Формировать навыки влажного тонирования бумаги. Развивать плавные движения руки. Учить полностью заполнять лист красками.

Плотный лист бумаги, стакан с водичкой, кисти, акварельные краски, влажные салфетки.

27

Рисование дельфинов.

Закрепить навыки рисования предметов вытянутой формы. Развивать аккуратность в работе, внимание, точность движений. Воспитать интерес к изобразительной деятельности

Гуашевые краски, кисти, стаканчики с водой, влажные салфетки.

28

Конструирование из бумаги.

«Веселый футбол»

Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. Воспитывать навыки коллективной деятельности.

Картонная коробочка, цветная и белая бумага, фломастеры, пластиковые стаканчики, соломки, Ножницы, клей ПВА, жесткие кисти, влажные салфетки.

29

30

Тонирование листа «по мокрому».

«Лето»

Формировать навыки влажного тонирования бумаги. Развивать плавные движения руки. Учить полностью заполнять лист красками.

Плотный лист бумаги, кисти, гуашевые краски, стаканчики с водой, влажные салфетки.

31

Рисование цветным клеем

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – витражной росписью. Развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству.

Клей ПВА, гуашевые краски, ватные палочки, влажные салфетки.

32

Рисование любым материалом.

«Свободная тема»

Творческое занятие, на котором дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

Плотные листы бумаги, тонкие листы бумаги, гуашевые краски, акварельные краски, простые карандаши, восковые мелки, цветные карандаши, ватные палочки, кисти мягкие и жесткие, фломастеры, влажные салфетки.

Учебно-тематическое планирование освоения парциальной программы «Семицветик»

с детьми от 6 до 7 лет

Месяц

№ занятия

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

Материал

1

Рисование ниткой.

«Волшебная ниточка»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования; развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. Воспитывать навыки коллективной деятельности.

Тонкий лист бумаги, нитки, тушь, цветные карандаши, салфетки.

2

Рисование по мокрому листу.

«Осенний листопад»

Научить рисовать нетрадиционным способом «по мокрому». Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию. Воспитывать стремление к достижению результата.

Плотная бумага, акварельные краски, кисти, баночки с водой, бумажные салфетки.

3

Рисование гуашевыми красками.

Научить рисовать пейзаж. Развивать чувство композиции. Формировать навыки рисования кончиком кисти тонких линий. Дать понять перспективы.

Гуашевые краски, мягкие и жёсткие кисти, баночки с водой, бумажные салфетки.

4

Рисование портретов.

«Семейный альбом»

Закреплять знания своей фамилии, имени и отчества родителей. Углублять представления о семье, ее составе, близких родственниках, способах поддержания родственных связей. Формировать интерес к истории семьи и дома.

Тонкие листы бумаги, ножницы, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры.

5

Создание альбома.

Полоски плотной бумаги (60х20), клей ПВА, жесткие кисти, бумажные салфетки.

6

Оформление титульного листа.

Цветная бумага, белая бумага, клей ПВА, жесткие кисти, фломастеры, карандаши, декоративные украшения, бумажные и влажные салфетки.

7

Витражная клеевая картинка.

«Рисование клеем»

Познакомиться с нетрадиционной техникой рисования-витражной росписью клеем ПВА. Развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству.

Тонкий лист бумаги, простые карандаши, флакон клея ПВА с дозированным носиком, бумажные салфетки.

8

Витражная клеевая картинка.

Научить различать оттенки настроения в живописи и использовать цвет как изобразительное средство. Воспитывать аккуратность.

Акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки.

9

Тонирование листа «по мокрому».

«Аквариум»

Формировать навыки влажного тонирования бумаги. Развивать плавные движения руки. Учить полностью заполнять лист красками.

Плотный лист бумаги, кисти, стакан с водой, бумажные салфетки.

10

Аппликационная работа из засушенных листьев.

Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе, предварительно выкладывая готовые детали ( в определенной последовательности). Продолжать отрабатывать навыки аккуратного наклеивания.

Плотный лист бумаги, гуашевые краски, сушёные листья, кофейные зёрна, ватные палочки, клей ПВА, жесткие кисти,  салфетки.

11

Лепка из пластилина.

«Приключение круга и овала»

Учить детей лепить четвероногое животное с помощью круга и овала. Закрепить умение соединять части, плотно прижимая их друг к другу. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Пластилин, стеки.

12

Портретная живопись.

«Ты и я – друзья»

Знакомство с понятием «толерантность». Научить положительно относиться к себе, друзьям и своим близким. Нарисовать портреты своих друзей в группе.

Плотный лист бумаги, простые карандаши, гуашевые краски, ватные палочки, декоративные печатки, бумажные салфетки.

13

Рисование в технике монотипия.

«Зимушка зима»

Познакомить с техникой монотипия. Воспитывать интерес к необычным техникам рисования. Развивать творческое мышление, эстетический вкус и фантазию.

Кафельная плитка с обклеенными скотчем краями, белая гуашевая краска, акварельные краски, кисти, стаканчики с водой, тряпочки, плотный лист бумаги.

14

«Выдувание» тушью.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать творческое воображение, аккуратность.

Тушь черная, соломка, салфетки бумажные и влажные.

15

Рисование любым материалом.

«Свободная тема»

Творческое занятие, на котором дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

Плотные листы бумаги, тонкие листы бумаги, гуашевые краски, акварельные краски, простые карандаши, восковые мелки, цветные карандаши, ватные палочки, кисти мягкие и жесткие, фломастеры, влажные салфетки.

16

Рамка для картины

«Старинная картина»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – витражной росписью. Учить детей изготавливать рамку в технике «клеевых картин». Развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству.

Плотная бумага, клей ПВА с дозированным носиком, простые карандаши, бумажные салфетки.

17

Рисование акварелью.

Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать аккуратность.

Акварельные краски, кисти, баночки с водой, бумажные салфетки.

18

Состаривание картины и приклеивание ее в раму.

Учить детей работать с восковыми мелками, заполнять цветом весь лист. Развивать воображение.

Восковые мелки, гуашевые краски, кисти, баночки с водой, клей ПВА, салфетки.

19

Городецкая роспись.

 «Лошадка»

Знакомство детей с основами народного художественного творчества через познания и овладение приемами росписи. Формирование способности развития интереса к национальной культуре.

Плотный лист бумаги, гуашевые краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

20

21

Рисование ниткой.

«Волшебная ниточка»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования; развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. Воспитывать навыки коллективной деятельности.

Тонкий лист бумаги, нитки, тушь, цветные карандаши, салфетки.

22

Декупаж.

«Пасхальный поднос»

Познакомить детей с новой техникой «Декупаж». Развивать плавные движения руки, внимательность и аккуратность.

Пластиковые подносики, салфетки бумажные, клей ПВА, кисти.

23

Декорирование подноса.

Гуашевые краски,клей ПВА, вата, влажные салфетки.

24

Трафарет.

«Сказочный дворец»

Научить детей делать трафарет замка.

Плотный лист бумаги, простой карандаш, ножницы.

25

Рисование брызгами.

Научить детей рисовать «цветными брызгами», красочный салют, с использованием трафарета.

Гуашевые краски, жесткая кисть, плотный лист бумаги, трафарет, салфетки.

26

Заполнение листа цветом.

Разукрашиваем белый замок, который остался после трафарета. Полностью заполняем лист цветом. Развиваем воображение и воспитываем интерес к творчеству.

Восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши, маркеры.

27

Тонирование листа «по мокрому».

«Фламинго»

Формировать навыки влажного тонирования бумаги. Развивать плавные движения руки. Учить полностью заполнять лист красками.

Плотный лист бумаги, акварельные краски, баночки с водой, простые карандаши, кисти, салфетки.

28

Рисование мягкой кистью.

Научить детей рисовать фламинго, используя простейшие геометрические формы. Развивать эстетическое восприятие, цветоощущение, умение передавать в работе особенности животных.

Акварельные краски, стаканчик с водой, кисти, салфетки влажные.

29

Аппликация.

«Веселый зоопарк»

Учить детей новому способу создания знакомого образа при помощи рулонов от туалетной бумаги. Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику и координацию движения рук, аккуратность.

Рулоны от туалетной бумаги, цветная бумага, гуашевые краски, кисти, ножницы, клей ПВА, фломастеры, бумажные и влажные салфетки.

30

Тонирование листа «по мокрому».

«Лето»

Формировать навыки влажного тонирования бумаги. Развивать плавные движения руки. Учить полностью заполнять лист красками.

Плотный лист бумаги, кисти, гуашевые краски, стаканчики с водой, влажные салфетки.

31

Рисование цветным клеем

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – витражной росписью. Развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству.

Клей ПВА, гуашевые краски, ватные палочки, влажные салфетки.

32

Рисование любым материалом.

«Свободная тема»

Творческое занятие, на котором дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

Плотные листы бумаги, тонкие листы бумаги, гуашевые краски, акварельные краски, простые карандаши, восковые мелки, цветные карандаши, ватные палочки, кисти мягкие и жесткие, фломастеры, влажные

Для качественного развития творческой деятельности юных художников технологией «Семицветик» предусмотрено:

  • предоставить возможность выбора детям художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи.
  • совмещение правил рисования с элементами фантазии.
  • содержательное единство практических занятия и развития художественного восприятия.
  • что в начале каждого занятия несколько минут отведено беседе познанию художественных техник, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
  • что в период обучения происходит постепенное усложнение материала.
  • широкое применение занятия, когда педагог вместе с детьми выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя пути творческого поиска. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Организация занятий с детьми от 5 до 7 лет

Занятия посещают дети старших групп.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия 25 - 30 минут.

Приемы и методы используемые на занятиях:

  • Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
  • Практические – упражнения, игр методы,
  • Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение.
  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и прочее.
  • Все методы используются в комплексе.

Основные правила проведения занятий:

  • Использование приема транслирования информации,
  • Отбор тематического содержания,
  • Главный герой рисования – ребенок,
  • Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка,
  • Педагог создает схематические изображения,
  • Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,
  • В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Формы проведения итогов реализации парциальной технологии «Семицветик»:

  •  Организация еженедельных выставок детских работ для родителей.
  •  Участие в городских конкурсах в течение года.
  •  Творческий отчет педагога дополнительного образования.
  •  Оформление эстетической развивающей среды в группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ «ДИКИЕ ЗВЕРИ. (ПО СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК») ( с использованием игровых технологий)

Цель: познакомить детей со сказкой «Теремок» и её персонажами – зверьми.Задачи:- продолжить знакомство детей с обитателями леса, закрепить знания детей о месте проживания;- учить детей узнавать русски...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области Познавательное развитие « Огонь, вода, ветер, земля » ( с использованием игровых технологий )

Конспект совместной образовательной деятельности познавательное, развитие  по методу ТРИЗТема «Огонь, вода, ветер, земля » Цель совместной образовательной деятельности: Познакомить детей с четырь...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младшей группе. Тем

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младш...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" (с использованием технологии сказкотерапии, игротренинга, здоровьесберегающей технологии) «По произведениям В.В.Бианки»

ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки. Задачи: - в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;- способствовать формированию первых по...

Статья «Использование оздоровительных технологий в процессе реализации образовательной области «Физическое развитие»

Статья «Использование оздоровительных технологий в процессе реализации образовательной области «Физическое развитие» Использование оздоровительных технологийОдной из задач Федер...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области «Физическое развитие».

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области «Физическое развитие».Что такое здоровьесберегающие технологии?Здоровье – естественное сост...