НОД "Ознакомление детей с портретной живописью, рисование автопортрета"
план-конспект занятия по рисованию на тему

Гавриленко Валентина Михайловна

НОД "Ознакомление детей с портретной живописью,  рисование автопортрета"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznakomlenie_detey_s_portretnoy_zhivopisyu.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление детей с портретной живописью,

рисование автопортрета

Цель: 

Знакомить детей с одним из видов портретной живописи – автопортретом.

Формировать представление о портрете не только как о внешнем виде конкретного человека, но и о его душевном состоянии, настроении.

Обучить детей обследованию своего лица перед зеркалом и приемам перенесения полученного опыта в изобразительную деятельность.

Побуждать детей через детали портрета отмечать время, в котором жил человек.

Воспитывать у детей наблюдательность к окружающим людям.

Предварительная работа:

Знакомство с репродукциями портретов из учебно-наглядного пособия для детей старшего дошкольного возраста «Дошкольникам об искусстве» Т.Н. Дороновой.

Рассматривание семейных фотографий. Изучение схем поэтапного рисования лица человека, и мимики.

Дидактические игры:         

- «Настроение» (принимаем позу героя и мимикой выражаем его настроение).

- «Окошечко» (определяем характер героя по глазам).

- «Я и мое лицо» (какое выражение лица бывает у людей).

Рассматривание портретов известных художников-портретистов.

Оборудование:

Белая бумага, уголь, зеркала на каждого ребенка, репродукции портретов известных художников-портретистов.

Схемы поэтапного изображения лица.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает посетить выставку и предлагает вниманию детей куплет из детской песенки Г.Гладкова:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на вас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Или смотрит балерина,

Или Вовка твой сосед,

Обязательно картина

Называется…. (портрет)

Воспитатель: Верно ребята. Это слово произошло от французского выражения «Черта в черту». Но портрет отражает не только внешнее сходство.

Обратите внимание на репродукции, подумайте и скажите, что еще в портрете художник может передать?

Дети:        1. Характер

                2. Настроение

                3. Возраст

                4. Вид деятельности (то, чем любит заниматься)

                5. В какое время (настоящее или прошедшее) жил человек

Воспитатель: Вы правильно отметили.

Воспитатель обращается к одному из детей: «Какая из этих картин тебе понравилась?» Ребенок указывает на портрет, выполненный В.Хабаровым «Портрет девочки». Рассказывает о том, что изображенная на картине девочка читает книжку. Сидит в мягком, голубом кресле. Она внимательная, сосредоточенная. Девочка пришла с улицы. Она каталась на коньках. Художник изобразил около кресла фигурные коньки.

Воспитатель: Хорошо. А сейчас обратите внимание на этот портрет. Скажите, кто здесь изображен?

Ребенок: Это балерина. Она в платье, в котором танцуют балерины.

Воспитатель: Кто расскажет на об этом портрете?

Ребенок: Балерина очень красивая, стройная, легкая.

Воспитатель: Ребята, как художник изобразил ее?

Ребенок: В полный рост.

Воспитатель: Верно. А сейчас посмотрите на эту «девушку в кокошнике». Так назвал свой портрет К.Е. Маковский. Расскажите мне об этой красавице.

Ребенок: Девушка – очень нарядная. На голове у нее корона. В ушах и на шее – украшения. В руках поднос с красивой посудой.

Воспитатель: Какие внимательные вы ребята. А как вы думаете, в какое время жила эта девушка?

Ребенок: Давно, в прошлом.

Воспитатель: А почему вы так решили?

Ребенок: По одежде. В таком наряде сейчас не ходят.

Воспитатель: Верно. А сейчас посмотрите на эту репродукцию. Вы знаете кто это?

Ребенок: А.С. Пушкин.

Воспитатель: Да ребята. Это знаменитый человек. Его знают все люди. Он очень много писал сказок, стихов, поэм. Как для взрослых, так и для детей. Как вы думаете, какое выражение глаз у Пушкина на портрете?

Ребенок: Задумчивое, он смотрит вдаль.

Воспитатель: Совершенно верно. Я так думаю, что он придумывает новую сказку или стихотворение.

По прическе и одежде мы можем с вами отметить, что жил он не в наше время.

Ребята, а сейчас я хочу, чтобы вы обратили внимание на этот портрет. Его написал мой любимый художник-портретитс А.Шилов. Кто здесь изображен?

Ребенок: Старая бабушка.

Воспитатель: Верно. Посмотрите какие у нее глубокие морщинки на лице. Какие руки, тоже покрыты мелкими морщинками. И все же не смотря на свою старость, художник нам показал ее какой?

Ребенок: Добрая, ласковая, заботливая, уставшая. Она много трудилась. Сейчас она пришла домой или уходит из дома за покупками.

Воспитатель: А почему вы так решили?

Ребенок: У нее в руках кошелек и корзинка.

Воспитатель: Действительно и художник назвал свою работу «С базара».

А вот и последняя картина. Как вы думаете, кто здесь изображен?

Ребенок: Мама с маленьким ребенком.

Воспитатель: Верно. Скажите мне, пожалуйста, какое у них настроение?

Ребенок: Радостное. Счастливое.

Воспитатель: Как вы определили их настроение? Как вы думаете, чему они радуются?

Ребенок:        1. Малыш радуется солнечному дню, маме.

                2. Мама счастлива, что малыш здоров и весел.

Воспитатель: Ребята, что вы чувствуете от этой картины – тепло или холод?

Ребенок: Тепло. Солнышко светит в окно. Всем хорошо и уютно рядом.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы наблюдательны. Мы сегодня рассмотрели много портретов и отметили, что художники-портретисты изображали?

Дети: Людей старых, знаменитых, детей. Людей, живущих в другое время, занимающихся каким-нибудь видом деятельности.

Воспитатель: Хорошо! Но есть портреты, на которых художники изображают себя. И такие портреты называются автопортретами. А как вы думаете, как и это удается, ведь они себя не видят?

Ребенок: С помощью зеркала, по фотографии, по памяти.

Воспитатель: Правильно. А вы хотели бы себя изобразить?

Дети дают положительный ответ. Затем воспитатель предлагает детям обследовать себя в зеркало, а потом перенести свое изображение на бумагу.

В заключении педагог предлагает игру «Отгадай, чей портрет», а затем дети обмениваются своими автопортретами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль портретной живописи в эстетическом развитии детей дошкольного возраста

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Портретный жанр  живописи раскрывает  мир  чувств и жизнь людей. Это чрезвычайно важно для...

Мы – петербуржцы. Автопортреты детей.

Сюжетное рисование. Автопортреты детей....

НОД по художественно-эстетическому развитию по теме: «АВТОПОРТРЕТ» для детей старшей группы

1. Введение в ситуацию.Воспитатель: Ребята, в каждом доме хранятся фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы, друзей. Мы смотрим на них и вспоминаем, где были, как жили, как одевались.Фотографии могут р...

Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме «Автопортрет"? авторы ст.восптатель Ежова М.В. воспитатель Котова Л.В.

Методическая разработка разработана в соответствии с реализуемой ОП ДО ГДОУ детский сад № 30 Петродворцового района. Тема методической разработки может реализоваться с детьми подготовительного к школе...

Конспект совместной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие» для детей 6-7 лет тема: «Портретный жанр»

Цель: продолжать знакомить детей с жанром живописи — портрет.Задачи:-Учить рисовать погрудный автопортрет в смешанной технике (масляная пастель+ акварель), передавая характерные особенности внеш...

Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью, пейзажем и натюрмортом статья по рисованию (старшая группа) на тему

При ознакомлении детей с пейзажной живописью решаются следующие задачи: Учить понимать замысел произведения, его содержание. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником д...