Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме «Автопортрет"? авторы ст.восптатель Ежова М.В. воспитатель Котова Л.В.
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Методическая разработка разработана в соответствии с реализуемой ОП ДО ГДОУ детский сад № 30 Петродворцового района. Тема методической разработки может реализоваться с детьми подготовительного к школе возраста в рамках комплексно-тематического планирования, которое предполагает расширение представлений у детей о потретной живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_kotova_l.v.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы

по теме «Автопортрет"

Старший воспитатель

Ежова Марина Владимировна

Воспитатель

Котова Лариса Владимировна

Санкт-Петербург

2017 год

Вступление (преамбула)

Методическая разработка разработана в соответствии с реализуемой образовательной программой дошкольного образования государственного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 30 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга. Индивидуальными и возрастными  особенностями воспитанников 6-7 лет являются:  способность рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения; развивается устойчивость, распределение, переключение внимания; развивается связная речь, происходит освоение форм позитивного общения с людьми.

Тема методической разработки с детьми данного возраста реализуется в рамках комплексно-тематического планирования, которое предполагает расширение представлений детей о портретной живописи.  

Методическая разработка предполагает  деятельность  педагога с детьми старшего дошкольного возраста в интеграции всех  образовательных областей в рамках реализации ФГОС ДО:  речевое развитие,  социально коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое  развитие, физическое развитие.

Технологии, используемые  в ходе мероприятия: игровые, здоровьесберегающие, познавательно-исследовательская, моделирование.

Методы,  приемы:

  • Информационно-рецептивный (показ предметов,  распознающее наблюдение - формирование представлений об отражающих свойствах предметов, рассматривание своего образа в зеркале, беседа воспитателя, чтение стихотворения А.Л. Барто «Зеркало»)
  • Репродуктивный (беседа воспитателя с использованием вопросов игра «Опиши, я угадаю»;   рассматривание художественных образов портретов в живописи (иллюстрации репродукций картин).
  • Проблемный (создание проблемной ситуации);
  • Эвристический (моделирование)  
  • Исследовательский (формирование представлений  об общих свойствах и качествах предметов, имеющих отражающие характеристики, самостоятельная творческая работа, вопросы, повторное проговаривание,  объяснение, напоминание)

Планируемый результат (рефлексия)  получение удовольствия от рисования и общения; формирование у старших дошкольников умений  выразительно изображать свой портрет, развивая способность к специальным движениям с восковым мелком;  формирование  эмоционального  чувственного восприятия себя при создании изображения человека; развитие наблюдательности с целью более полной и правдивой передачи характерных особенностей и собственных  черт лица при  рисовании себя; развитие руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе; предоставление возможности найти портреты своих друзей и проанализировать  сходство и различие образов; в конце мероприятия получение детьми рамок для оформления в дальнейшем своих портретов, исходя из своих интересов, способностей, представлений и умений.

Рекомендации по использованию данного конспекта других ОУ методическая разработка может быть использованы педагогами, реализующими как ОП ДО  так и АОП ДО  в работе с детьми старшего дошкольного возраста, исходя из комплексно-тематического планирования, которое предполагает расширение представлений детей о портретной живописи.  

Цель:  Расширение  знаний у детей старшего дошкольного  возраста о жанре автопортрета, передавая в рисунке особенности   своего лица.

Задачи:

Образовательные  (формирование представлений, понятий):

  • закрепляем представления о  жанре портрета: «одиночного  портрета», «группового

   портрета»;

  • вводим понятие «автопортрет»;
  • совершенствуем технические навыки изображения лица человека: правильно

   располагая части лица;

  • помогаем  почувствовать красоту портрета посредствам живописи;
  • обогащаем  речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими

   терминами (автор, портрет, автопортрет, одиночный портрет, групповой портрет, 

   отражение,  «глаза – зеркало души»);

  • совершенствуем  диалогическую и монологическую речь;
  • вызываем  эмоциональный отклик;
  • формируем интерес к культуре живописи.

Развивающие (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.):

  • средствами художественного слова показываем  детям, как  могут отображаться разные поступки на лице человека;
  • развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью мимики;

Воспитательные (формирование взглядов, убеждений, качеств личности):

  • воспитываем  доброжелательное и уважительное отношение к работам сверстников;
  • воспитываем самостоятельность при применении ранее усвоенных способов изображения человека в рисунке.

Необходимые материалы для НОД: 

  • предметы для исследования (таз с водой, металлический поднос, фольга,  диск компьютерный,  металлическая чайная ложка, пластиковая коробка из под конфет, металлическая крышка, мобильный телефон);
  • книги с иллюстрациями репродукций картин с изображением различных видов портрета (детский, взрослый, женский, мужской, групповой, по плечи, по пояс, в полный рост и пр.);
  • листы для рисования формата А4 (тонированные в светло-розовый, розовый,  кремовый, желтоватый, бежевый, белый цвета, светло-коричневый);  
  • набор восковых мелков (пастель) на каждого  ребенка;
  • небольшие зеркала для каждого ребёнка, большое зеркало;
  • алгоритм последовательности рисования лица человека (девочки и мальчика);
  • готовые разнообразные декоративные  рамки для оформления детских работ.
  • аудиозапись для проведения физкульминутки «Я возьму карандаши» в исполнении  А.Агурбаш

Предварительная работа: 

Обзорное занятие по теме портрет (представление о жанре и его закономерностях, отличие портрета от фотографии), рассматривание репродукций с портретами и автопортретами, портреты мам и пап с прошлых занятий, дидактическая игра «Назови ласково», «Назови части головы», «Назови чего у человека по 2» . 

                                                                        

Содержание  мероприятия  

Вводная часть (психологический настрой  и мотивация)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!  Я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, а  принесла несколько предметов.

Мне кажется, что они чем-то похожи. Что у этих предметов общее?  Посмотрите, пожалуйста. (Детям предлагаются для  рассматривания  предметы, в которых можно увидеть свое отражение. Это - фольга, металлические предметы, диск, стекло и пр.)   

Да, точно, отражение.  А какое вы видите отражение? (ответы детей). Отражение не четкое, размытое, не правильное, искаженное.  А есть ли такой предмет, в котором мы можем видеть свое отражение четким, правильным? (ответы детей ). Да, это зеркало.  Основная часть (актуализация имеющихся знаний, представлений и приобретение воспитанниками нового опыта)

-Посмотрите в зеркало. Хорошо  видны  все ваши черты лица?  Какие вы  разные, каждый из нас красив и неповторим по-своему, другого такого нет в мире. Скажу вам по секрету, когда я  собиралась к вам в гости, долго смотрелась утром в зеркало. И мне хотелось выглядеть по-особенному.  Чтобы вы увидели не только  мой внешний вид, но и мой характер, мое настроение. А какие черты лица передают мое настроение? (ответы: глаза, рот, брови). Ой, вы знаете, увидев вас в зеркале,  вспомнила стихотворение Агнии Львовны Барто, про одного мальчишку. Оно так и называется «Зеркало», послушайте, пожалуйста.

Не смотрюсь я в зеркала –                            

Поважнее есть дела!

Но вдруг одна история

Со мной произошла.

В хоккей играл я во дворе,

Столкнулся со старушкой,

Ну что ж, случается в игре,

Её задел я клюшкой!

Она словцо, и я словцо –

Война у нас в разгаре!

Вдруг вижу в зеркале лицо –

Губастый, злющий парень!

Стал в зеркало посматривать

Я вечером и днём,

И каждый раз по-разному,        

Я отражаюсь в нём.      

Хромую кошку приласкал,

Случайно на бульваре,

Иду домой мимо зеркал,

Смотрю – красивый парень!

Меняюсь десять раз на дню.

С сестрёнкой начал я возню,

И мячик, отнял  силой,

Смотрю – я некрасивый!

Нет, отражают зеркала

Не только наши лица, -

И наши мысли, и дела,

В них могут отразиться.


Воспитатель: - «Ребята, в чём же секрет? Почему лицо у мальчика в отражении в зеркале, менялось? (ответы). (когда  совершаешь  добрые поступки, тогда лицо  становится  красивое и  глаза, светятся добром).

- А что самое главное, самое выразительное в лице у человека? (ответы) Конечно же - глаза. Слышали такое выражение  «глаза – это зеркало души». Что оно означает? (ответы детей).  Посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь. Ваши глаза засияли,  как солнышко и  лицо стало еще добрее, красивее.

- А сейчас предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Зеркало». По правилам игры вы будете описывать лицо и черты лица своего друга, а мы попробуем отгадать, кто же это. Если позволите, начну я. (Воспитатель описывает лицо и черты лица одного ребенка: лицо (круглое, вытянутое, овальное, игривое, лучистое, с открытым и веселым выражением, этакая лисья мордочка), глаза (черные, пронзительные, зеленые, карие, серые, радостные, глубокие,  с большими ресницами), кожа (смуглая, бледная, розовая),  волосы (черные, как смоль, густые, спускающиеся до плеч,  жидкие светлые волосы, прямые, волнистые, вьющиеся),  нос (курносый, прямой,  удлиненный). А потом этот ребенок, которого описывала воспитатель,  описывает следующего. (выполняется несколькими детьми).

Воспитатель благодарит детей. - Как вы описывали друг друга ярко, точно,  по-доброму.      

Скажите, а если бы увидели изображение свое или своих друзей, знакомых в книге, в рисунке, то как бы вы назвали это изображение? (ответы), (портрет - это изображение (рисунок)  одного человека или группы людей). А какие виды портретов вы знаете?  (одиночный, групповой, мужской, женский, детский, в полный рост, по пояс, голова с плечами). 

А вы слышали  когда-нибудь такое слово - автопортрет? Что это такое? Автопортрет - это когда  человек — сам автор своего портрета. (пояснение). А как вы думаете,  что человеку нужно для того чтобы нарисовать автопортрет, быть автором своего портрета? (ответы). Да нужно зеркало. И я вам сегодня предлагаю нарисовать свой автопортрет,  готовы? Для этого каждому из вас приготовлено зеркало, набор листов с фоном, который почти соответствует вашему цвету кожи,  восковые мелки. Дети садятся за столы. Но прежде чем мы все начнем рисовать я предлагаю размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять. (загибаем пальчики обеих рук по очереди)

Начинаем рисовать. (сжимаем, разжимаем ладошки одновременно).

Вот – овал, глаза, нос, брови, уши, губы. (рисуем в воздухе пальчиками в соответствии с текстом).

Получилось просто чудо! (разводим руки в стороны).

И я жду такого же чуда и от вас.

Практическая  работа (рисование автопортрета, рассматривание себя в зеркале, индивидуальная форма организации деятельности, оказание необходимой помощи при затруднении, моделирование). 

С чего вы начнете ? (ответы). Внимательно рассмотреть себя в зеркале. На что обращаем внимание?  Какие у вас глаза, уши,  нос, каким цветом у вас волосы, длинные или короткие. И стараемся рисовать так, чтобы мы могли  узнать, кто изображен на этом рисунке. (во время работы детей воспитатель использует прием комментирующей речи взрослого: фиксирует внимание детей на последовательности и способах выполнения заданий и результатах работы. При этом комментирующая речь, направленная ко всем детям, сочетается с индивидуальным обращением к каждому ребёнку, и в итоге – с обобщением в речи действий всех воспитанников. Привлекая детей к комментированному рисованию,  используется  примерная  схема  рассказа о будущем рисунке.  Расскажи, что будешь делать сначала, что – потом ?

Если дети испытывают затруднения, то им предлагается алгоритм выполнения портрета мальчика или девочки соответственно. (см. приложение 1)и может индивидуально проговорить последовательность рисования портрета.

Рисуем форму лица, по форме овала. По вертикали и горизонтали делим её условно пополам линиями. Горизонтальная - линия расположения глаз. Делим её на пять равных частей. Во второй и четвёртой части находятся глаза. Расстояние между глазами тоже равно одному глазу. Снизу на рисунке показано, как прорисовывать глаз. Часть от линии глаз до подбородка делим на два - это линия на которой будет находиться нос.
Часть от линии глаз и до макушки делим на три равные части. Верхняя отметка - линия откуда растут волосы). Часть от носа до подбородка тоже делим на три части. Верхняя отметка - линия губ. Расстояние от верхнего века до кончика носа равно расстоянию от верхнего края уха до нижнего. Линии, проведённые от внешних краёв глаз, укажут нам место, где рисовать шею. Линии из внутренних краёв глаз - ширину носа. Линии, пущенные по дуге из центра зрачков - ширину рта.)

(В конце занятия дети развешивают свои работы «автопортреты» на стенде).

Заключительная часть (рефлексия)

-Какая замечательная выставка получилась.

-Как правильно назвать эти рисунки? (Ответы детей: «Автопортреты»).

-Какие лица на автопортретах!  (Добрые, красивые, светлые).

-А теперь, пожалуйста, (обращение к ребенку). Можешь ли ты найти  автопортрет (имя ребенка)? Согласны? Это ты? (обращаемся к автору автопортрета. (Или один ребенок находит авторов ко всем автопортретам. Если у него возникают сомнения. Обращаемся с просьбой, посмотреть повнимательней на своих друзей. Анализ детских работ.)

-Что особенно удалось? Что не получилось? Что было трудным? Что-то удивило вас на занятии?

-Спасибо вам ребята за работу. Мне было с вами интересно. Рефлексия (анализ участия детей на занятии). (Кто догадался об общем признаке всех предметов? Кто интереснее и точнее описал черты лица друга? Кто правильно охарактеризовал поступки героя из стихотворения? Кто точнее нарисовал автопортрет?)

-Берегите друг друга, чаще  дарите друг другу добрые улыбки, совершайте добрые поступки. Желаю вам, успехов. Можете свои портреты взять с собой. А еще я приготовила различные рамки, которыми можете оформить свою работу, свои портреты. Надеюсь, ваши автопортреты займут достойное место в вашем доме или группе. (педагог передает детям сумочку, в которой лежит разнообразный материал, для оформления рамки для детского портрета. С их помощью дети могут  их оформить рамки, исходя из своих интересов, способностей, представлений и умений).  

 

Список литературы:

1. Комарова Т.С.Пантелеева Н.Г. Знакомим дошкольников с искусством портрета.    

    Издательство: АРКТИ, 2010 г.

2.  Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.

     М.,1990.

3.  Куликов В. Н., Ковалев А. Г. Эмоции и чувства в жизни человека. Иваново, 1997.

4.  Старк Н. В. Портреты и лица. М 1995.

5.  Чумичева Р.М. Знакомим с портретной живописью (старший дошкольный возраст)

     //Дошкольное воспитание. – 1991 , 1992

6.  Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ

     Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) "Скоро в школу мы пойдём"

Непрерывная образовательная деятельность для детей подготовительной группы "Скоро в школу мы пойдём" с использованием игровых и здоровьесберегающих технологийОбразовательная область "Ре...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности на тему: «Перелётные птицы» (с использованием информационно-коммуникационной технологии «MIMIO»)

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности на тему: «Перелётные птицы» (с использованием...

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «В гости к жителям планеты «математика»

В методической разработке конспекте по формировнию у детей подготовительной группы элементарных математических представлений закрепляются умения по соотносению количества предметов с числом, реше...

Методическая разработка "КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)"

Приоритетная область: Речевое развитие.Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстет...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме "В гостях у сказки"

Сказка- один из тех жанров устного народного творчества, который наиболее близок возрастным и психологическим особенностям ребенка. Играя в сказку, ребенок активизирует разные стороны речевого аппарат...