Дополнительная программа по использованию инновационных технологий в старшей группе «Цвет творчества»
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему

Исаева Людмила Александровна

            Дополнительная программа

            по использованию инновационных технологий

      в старшей группе, работающей по адаптированной программе 

               дошкольного образования «Улыбка»

             «Цвет творчества»

Создана на основе интегрированной программы художественно – эстетического развития дошкольников от 2 до 7  Дубровской Н.В. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsiya_risovanie.docx135.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

                   Большеалексеевский д/с комбинированного вида «Калинка»

                                  Ступинского муниципального района

            Дополнительная программа

            по использованию инновационных технологий

      в старшей группе, работающей по адаптированной программе  

               дошкольного образования «Улыбка»

             «Цвет творчества»

Создана на основе интегрированной программы художественно – эстетического развития дошкольников от 2 до 7  Дубровской Н.В.

                             

        Составитель: Исаева Л.А.

                2016                                      

Пояснительная записка

Универсальность программы – в разработке новой системы ознакомления с художественным творчеством, в основе которой совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребенка в самовыражении через решение следующих задач:

  • Развитие навыков продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • Развитие детского творчества;
  • Приобщение детей к изобразительному искусству.

Цель: через развитие максимальной индивидуализации изобразительной деятельности дошкольника, используя интегрированное построение творческого процесса, помочь ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в разных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи:

  • Развитие чувственно – эмоционального отношения к действительности, художественной культуре;
  • Формирование художественно – образного мышления средствами разных видов искусств и их взаимопроникновения на основе принципа ассоциативности;
  • Развитие интеллектуально – творческого потенциала личности дошкольника;
  • Формирование понимания красоты и гармонии цветового богатства действительности;
  • Развитие цветового зрения, художественно – образной памяти, воображения и фантазии, творческой активности, художественных способностей.

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала; дизайна; работу по сравнительному анализу произведений различных искусства (живопись, графика, коллаж, аппликация, витраж, мозаика); игры –занятия, развивающие абстрактное мышление; использование методических пособий, дидактических игр по развитию цветовосприятия; художественных произведений детей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.

Старший возраст 5-6 лет

Возрастные особенности: ребенок к этому времени уже обладает значительными знаниями, умениями и навыками в изобразительной деятельности, имеет практический опыт работы с различными материалами. Сейчас важно не мешать ему в создании картины, не навязывать ему свои варианты выполнения, а чутко и умело управлять творческим процессом. В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения, украшения, постройки. Развиваются самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания об искусстве, происходит освоение способов изображения, украшения, постройки, изобразительных и технических навыков и умений.

Задачи художественного воспитания

Основная задача – подготовить ребенка к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир, а художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Использовать творческий замысел как возможный вариант для нового изображения реального образа. Обращать его внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет  людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться. Именно через искусство и ознакомление с окружающим совершенствуются навыки и умения изобразительного, декоративного, конструктивного и оформительского творчества ребенка.

Показатели развития:

  • Ребенок обладает достаточно качественными техническими и изобразительными навыками и умениями, владеет различными  способами изобразительной деятельности, позволяющими создавать выразительные и интересные образы;
  • Видит свойства предметов, живых объектов и явлений, знает многообразные эстетические и сенсорные признаки, которые делают их красивыми или некрасивыми;
  • Видит не только положительные, но и отрицательные эмоциональные состояния и настроения, их внешнее выражение у людей и в произведениях искусства, сопереживает им;
  • Знает отличительные особенности некоторых жанров и видов изобразительного искусства;
  • Проявляет самостоятельность и творческую инициативу.

Виды деятельности:

  • Рисунок
  • Живопись
  • Аппликация
  • Мозаика
  • Витраж
  • Коллаж
  • Конструирование
  • Оригами
  • Лепка
  • Декоративно – прикладное искусство
  • Дизайн.

Индивидуальные и коллективные работы по изобразительной деятельности выполняются в соответствии с тематическим планированием.

  1. Рисование. В понятие «рисование» включены занятия по графике и живописи. Специфика материалов позволяет распределить темы с использованием графических и живописных инструментов. В первом случае это будут карандаши, фломастеры, ручки, маркеры, мелки и т.д., во втором – кисти, краски (гуашь, акварель).
  2. Аппликация. В понятие «аппликация» включены занятия с использованием бумаги и ножниц. Знакомясь с техникой и способами обработки бумаги, дети приобретают навыки силуэтного и контурного вырезания для создания плоскостных изображений. Следует отметить, что в этот вид деятельности включены занятия в технике мозаики, витража, которые имеют свою специфику выполнения. Но, учитывая, что их создание так же основано на использовании бумаги, они тоже проходят под видом «аппликация».
  3. Конструирование. В понятие «конструирование» включены занятия с использованием неоформленных и полуоформленных материалов. Неоформленные – бумага, ткань, нитки, проволока, фольга, шерсть, веревки. В каждом из этих материалов изначально не задано ничего, кроме их фактуры и размера. Полуоформленные несут в себе какую – то изначально заданную смысловую нагрузку. Подразделяются они на искусственные и природные. Искусственные – коробки, пробки, детали каких либо машин или приборов, пуговицы, браслеты и т.д. природные – опавшие листья, веточки, цветы, шишки и т.д.
  4. Лепка. В понятие «лепка» включены занятия с использованием пластилина, глины, соленого теста. Возможные манипуляции с материалом позволяют получать объемные или плоскостные изображения.
  5. Декоративно – прикладное искусство. В понятие «декоративно – прикладное искусство» включены занятия на основе народных промыслов (хохлома, дымка, гжель и т.д.). Эти занятия построены на использовании традиций народных умельцев по росписи и декору.

Каждый из этих видов ставит перед ребенком определенные задачи, связанные со специфическими особенностями художественной деятельности. Но следует учитывать, что каждый из представленных видов деятельности включает в себя и дополнительное содержание, которое помогает расширить представление о возможностях изобразительной деятельности.

В основе изобразительной деятельности два типа занятий: занятия на тему, предложенную воспитателем (освоение нового программного материала, повторение пройденного), и на тему, выбранную каждым ребенком (по его замыслу). Занятия планируются на год и педагог может вносить свои коррективы в организацию учебного процесса. Занятия «на тему» могут проводиться в основное (утреннее) время, а занятия «по замыслу» выступать, как продолжение основной темы и проводиться в вечернее время или дома с родителями. Таким образом, ребенок имеет возможность усвоить новый материал, узнать художественные приемы и самостоятельно их реализовать по своему желанию. Именно эта деятельность наиболее ярко раскрывает индивидуальные, творческие возможности ребенка и самореализацию в цвете.

 План : Тема Вид деятельности. Творческий замысел. Ощущение цвета. Предварительная работа. Зрительный ряд. Задачи. Содержание. Задания. Самостоятельная работа.

Каждая тема по программе представлена в трех вариантах задания:

 «простое» - для группы детей от 20 до25 человек; ограниченное количеством изобразительного материала (карандаши, или только краски или только бумага);

 «с усложнением» - для подгруппы детей от 8 до 10 человек; более сложная техника, требующая дополнительных материалов, помощи взрослого в выполнении каких-либо частей задания, например вырезании силуэтов, обводка контура;

 «сложное» - для индивидуального выполнения от одного до трех детей; (например, основной материал восковые мелки, акварель, а дополнением может служить тонкая гофрированная бумага, пластилин, блестки).

Выбор педагога во многом будет зависеть от оценки своей подготовленности; наличии изобразительного материала; количественного состава и подготовленности детей; необходимой территории для творчества (отдельное оборудованное помещение, необходимая мебель, освещение и др.)

Технические навыки и умения, необходимые для решения изобразительных задач

Рисунок. Взрослый обращает внимание детей на графические способы изображения предметов. Показывает и предлагает детям самостоятельно (повторяя и по памяти) передать образы объектов окружающего мира линией, контуром (сооружения, машины, деревья, животные, человек); изображать типичные и некоторые индивидуальные, характерные признаки предметов и явлений. Дети пробуют видеть общее и отличное в похожих объектах изображения; выбирать наиболее правильное расположение изображение на листе бумаги (вертикально или горизонтально), выделять главное цветом, положением на листе бумага, величиной. Главное - рисованию прямых и округлых линий, но без опоры на рисунок воспитателя. Решение этой задачи связано с развитием движений руки.

Живопись. Дети уже достаточно опытные “художники”. Они более уверенно и свободно владеют кистью, с удовольствием рисуют красками. Для этого возраста особенно актуальны раскраски, которые воспринимаются как уже созданные образы, которые требуют цветового решения. Живописные старания детей направлены в пределах заданного контура, который они стараются заполнить цветом, стараясь повторить все его изгибы. Если в 2-3 года дети раскрашивают образы чаще всего цветовыми пятнами или отдельными мазками, оставляя много белых пятен и не обращая на это никакого внимания, то после 3 лет они уже постепенно переходят на линейное пластичное цветовое пятно. И при этом стараются закрыть цветом все “прозрачное” пространство. Многих из них беспокоят белые просветы, они вновь и вновь возвращаются к ним с кисточкой - подправляют, дорисовывают. Иногда стремятся обвести и контурные линии. Они видят образ во всех его особенностях и стараются их передать. Для них очень значимы детали. Главное достоинство такой деятельности в том, что дети имеют возможность совершенствовать технику живописи красками и получают при этом эффектный, радующий результат. Помощь взрослого состоит в том, чтобы предоставить детям не только свободу действий, но также выбор цветов и кисточек разных размеров. Еще нужно по мере необходимости показывать детям новые технические способы.

Аппликация. В старшем  дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезания деталей предметного содержания можно дать трафареты. Дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз». В аппликации можно использовать бумагу, природный материал, ткань, кружево. Главное – уметь гармонично сочетать по цвету и фактуре однородный материал, развивать вкус и воображение. Развивать навыки работы с материалом: составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.); правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу (согнутые пополам); вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань, кружево) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру.

Мозаика. Особенно актуальна мозаика для старшей  возрастной группы. Это время расцвета всех продуктивных видов деятельности: рисования, лепки, конструирования и др. Главное - приобретение навыков в создании точечного рисунка, требующего от детей длительного удержания образа, как желаемой цели. Основной принцип мозаики - сохранение на фоне «белых границ», несоприкасаемость мелких деталей. У детей не хватает терпения дождаться желаемого результата. Взрослый должен это учитывать и планировать задания небольшого формата, использование ярких цветов для деталей и сменяемость материалов для мозаики.

Витраж. Все занятия проходят в форме совместной деятельности взрослого и ребенка. В отличие от других техник (аппликации, рисунка, живописи, коллажа), где возможны изменения над созданием композиции по ходу работы, в витраже существует уже заданный образ (рисунок). Этот рисунок подготавливает взрослый. Специфика работы требует особой четкости и аккуратности. Задача сводится к тому, что необходимо перевести на бумагу (картон) контурный рисунок витража и вырезать его. Эту работу выполняет взрослый. В зависимости от поставленных задач витражи могут быть предложены каждому ребенку или это будет коллективная работа группы детей. Размер предложенных витражей вписывается в формат А4. По желанию взрослого, формат может быть увеличен самостоятельно до более большего размера. Эффект «прозрачности» витражей достигается за счет материалов, которые хорошо пропускают свет. Тонкая гофрированная бумага - цветные рулоны высотой 50см и шириной около 2 метров. Особенность фактуры – мятая поверхность, легко тянется, рвется, скручивается. Пленка самоклеющаяся – прозрачная цветная, матовая, глянцевая, с рисунком (графическим, растительным). Для фона рисунка витража больше всего подойдет черный матовый картон. В отличие от глянцевой бумаги матовая поверхность меньше оставляет следов от пальцев, клея. К матовой поверхности проще закрепить клеем детали витража. Дополнительные материалы – бисер, паетки (большие и маленькие блестящие плоские кружочки с отверстиями), стеклянные шарики, бусинки, тесьма, пластмассовые глазки, конфетти. Клей – клей-карандаш, клей ПВА. В качестве клея можно использовать липкую поверхность самоклеющейся пленки, которая хорошо удерживает мелкие объемные материалы и бумагу. На просвет пленка смотрится, как настоящее стекло. Окантовка – в качестве рамы можно использовать бумажную рамку (паспарту). Такая рамка будет удерживать витраж, и оставаться легкой для подвесного крепления на фоне окна. Деревянная или пластмассовая рама также подойдет для оформления витража, но она будет более тяжелой для крепления. Главное - научиться определять свойства и фактуру каждого из материалов, наиболее эффектно использовать его особенности. Например, для передачи капель дождя, выбрать голубые пайетки и бисер на прозрачном фоне. А для яркого пламени огня использовать золотую фольгу, блестки в сочетании с объемной оранжевой бумагой. И наиболее важное значение творческого процесса заключается в том, что на примере уже выполненных заданий, совместно со взрослым, дети, в дальнейшем могут самостоятельно справится с работой и даже придумать свои варианты витражей.

Коллаж. Коллаж – разновидность игры, для которой дети придумывают свои символы и наделяют их определенными качествами. Материалы для коллажа дети могут подбирать самостоятельно: бусинки, пуговицы, фантики, кусочки ткани, и т.д. Из игры все эти предметы можно перенести в картину. В этом возрасте занятия лучше планировать, как совместную деятельность взрослого и ребенка. Дети, в подборе материала больше руководствуются внешним видом предметов (бусинка – блестящая, яркая, похожа на солнышко; тряпочка пушистая, мягкая, похожа на зайчика. Главное - понимать, какую смысловую нагрузку несет тот или иной материал, сочетать его по цвету и фактуре , чтобы все используемые элементы так или иначе сочетались в композиции и не «выпадали» или не «заглушали» целое. Взрослому, при подборе материала следует иметь в виду, что фактуры материалов бывают родственными и контрастирующими. Для создания спокойной композиции лучше воспользоваться материалами с родственной фактурой и близкими по цвету. К группе родственных фактур можно отнести картон, соломку, кусочки дерева, шпон, кожу, кожзаменитель, пробки, природный материал, кусочки от керамических изделий и т.д. Если вы решили в своей работе использовать материал с контрастирующими фактурами, например, драп — фольга, мешковина — пенопласт, глина — пластмасса и т.д. ваша работа будет выглядеть ярко, броско, экстравагантно. Развивать навыки работы с материалом: уметь отбирать материалы, инструменты и способ изображения в соответствии с создаваемым образом; пользоваться ножницами (резать по прямой линии, перерезать квадрат по диагонали, срезать углы у прямоугольника, делать косой срез, вырезать округлую форму из квадрата, прямоугольника); уметь создавать абстрактный образ, комбинируя фактуру, форму материала.

 Лепка. Возможные материалы: пластилин, соленое тесто, глина. Преимущество лепки в том, что здесь задействованы обе руки, все десять пальцев и внутренняя поверхность ладоней. Лепка, как и рисование, тоже обладает психотерапевтическим эффектом: создавая разных персонажей, ребенок может обыгрывать свои взаимоотношения с ними... Эффект от лепки примерно такой же, как от логопедического массажа руки. Доказано, что зона коры больших полушарий головного мозга, ответственная за развитие речи, находится рядом с зоной, отвечающей за развитие большого пальца ведущей руки. Поэтому любой ручной труд способствует развитию речи. Если у кого-то из детей старшего возраста логопедические проблемы, то занятиям по лепке стоит уделить особое внимание (рекомендации для родителей). Главное разработать руки ребенка, показать возможности пластической формы в создании образа. Развивать навыки работы с материалом: скручивать «колбаски» (рамки, картины из «колбасок»); растирать пластилина (обмазывать стаканчики, коробочки, потом их укреплять на общей подставке); оттягивать от формы мелкие детали при изображении птиц, зверей; вдавливать пальцами округлую форму, чтобы получить полую, загибать края расплющенной формы; закрашивать пластилином шаблоны; использоваться технику долепливания (взрослый лепит более сложную основу, а ребенок подготавливает мелкие детали.

Бумажная пластика. Бумажная пластика - синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования. Бумага хороший пластичный материал, который продолжает формировать устойчивый интерес детей к творчеству и делает работу более содержательней. Дети, в совместной деятельности со взрослым, повторяют основные приемы работы с бумагой и на основе их придумывают свои варианты изображения. Дети осваивают простые приемы оригами (сгибание, складывание бумаги); составляют из отдельных бумажных заготовок полуобъемные сюжетные картины. Главное – расширять представления детей о различных приемах работы с бумагой и способах ее использования в изобразительной деятельности.

Декоративно – прикладное искусство.  Знакомство детей с жанрами речевого фольклора (потешки, заклички, дразнилки, пословицы и др.), видами декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома, городец), жанрами музыкального фольклора (хороводные песни; календарные и земледельческие песни; лирическая песня), народными музыкальными инструментами, народным танцем (пляска, виды хоровода и др.) должно быть содержанием обучения, с целью формирования у детей комплексного представления о традициях русского народа. Создание такой развивающей среды в группе, которая способствовала бы реализации творческих замыслов, развитию творческих способностей личности ребенка на основе народного декоративно-прикладного искусства с опорой на краеведческий материал (музей народной игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор и др.), позволила бы удовлетворить потребность в познании окружающего мира. Главное - на примере видов декоративно – прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома, городец) сформировать у детей первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания.

 ИГРЫ С ЦВЕТОМ

 Творческие задания по изобразительной деятельности в разделе «Игры с цветом» дают возможность педагогу систематично и целенаправленно развивать ассоциативно-образное восприятие цвета и цветовых сочетаний детьми среднего возраста. Игровые занятия представлены по разделам «Палитра» и «Природа». Дети учатся видеть и выделять цвет при наблюдении окружающей жизни и предавать его особенности в изобразительной деятельности, используя разные художественные приемы. Цвет дети выделяют сразу. Он яркий, с ним можно играть, связывать с настроением. Постепенно, усложняя задания, в занятия включаются изобразительные термины, которые специально не заучиваются ребенком, а обыгрываются.

Цвета:

 КРАСНЫЙ ЦВЕТ  Красный цвет – у светофора, Или сзади у машины, У большого помидора, И у маленькой малины. Щеки красные с мороза, Алым цветом пламя светит. Красная красивей роза Всех других цветов на свете! (Г. Цуканова) Красный цвет - яркий, энергичный, счастливый, загадочный. Красное сердечко в Валентинов День означает любовь. Красный крест медицинской помощи. Красная чашка. Красный цвет нельзя назвать цветом покоя и отдыха. Красный цвет первым бросается в глаза и немедленно привлекает наше внимание. Рядом с ним все другие цвета выглядят прекрасными. Из-за психологической связи с огнем, жаром, кровью и опасностью красный цвет невозможно игнорировать. Дети, в большинстве случаев, отдают предпочтение этому самому энергичному из всех цветов спектра. Красный для детей как цвет энергии, оптимизма, но и агрессии, тревожности, вспыльчивости. Красный цвет улучшает обоняние, обостряет вкус, стимулирует аппетит. Красные тона: оранжево-красный, томатный, кирпичный. Красный цвет все проясняет. Неприятие этого цвета детьми означает, что в данный период жизни они не склонны к столь высокому «кипению». Утомленность, подавленность, усталость отдает предпочтение более прохладным и спокойным цветам, позволяющим отдохнуть и расслабиться.

Оранжевый цвет – жаркий, сияющий, радостный, активный. Оранжевый цвет сразу же привлекает к себе внимание. Оранжевый цвет связан с самыми вкусными плодами и соками: хурма, мандарин, апельсин. Оранжевый цвет всегда связывается с теплом и землей: оранжевое солнце, золотая осень, янтарь, оранжевые листья, тыква. Оранжевый — это цвет леденцов, жевательной резинки и фруктового мороженого. Это цвет золотой рыбки, выигранной на карнавале, цвет морковной шевелюры смешного клоуна. Оранжевый особенно привлекателен для детей от трех до шести лет, поскольку они распознают его одним из первых.

Желтый.  Здравствуй, жёлтый одуванчик, Здравствуй, солнце золотое, Ты летишь, как яркий мячик, У меня над головою. И цыплята, и утята, И лимоны, и бананы, И китайские ребята, И песочные барханы Мир наполнят жёлтым цветом, Цветом радости и счастья. Веселей смеются летом.  Все девчонки в жёлтых платьях! (Г. Цуканова) Желтый - яркий, веселый, жизнерадостный, солнечный. Желтый цвет сразу же привлекает взгляд, радует сердце, поднимает настроение. Связь желтого цвета с солнцем естественна и неразрывна. Светлые, пастельные оттенки желтого цвета считаются детскими. Желтая канарейка обладает нежностью и мягкостью птичьего пера. Янтарные и медовые оттенки желтого воспринимаются как бархатистые и теплые. Практически любой оттенок желтого может получить эффектное название, как, например, банановый крем или двойные сливки. Это наиболее популярные оттенки желтого цвета. Порой его называют возбуждающим и стимулирующим, но никогда унылым, меланхоличным или несчастным. Желтый - это замечательный цвет для поднятия настроения и создания радостной, солнечной атмосферы.

Зеленый.  Зелёный лес иголок На веточках у ёлок. Пахучие, колючие Щетинятся-торчат. Зелёных листьев тучи Весенний будит лучик. Появятся, расправятся И всласть пошелестят. Лугов зелёных море Разлито на просторе. Прохладные, нарядные Ковры из муравы. Коровы молчаливые, Лошадки с пышной гривою, Козлята шаловливые Не прочь поесть травы. (Г. Цуканова) Зеленый – спокойный, прохладный. Зеленый - первый знак весны. Зеленый цвет неразрывно связан с только ему присущими ароматами — запахом скошенной травы, сосновой хвои, мокрых листьев после легкого летнего дождя, веточки мяты. Зеленый цвет появился одним из первых на земле. Он совершенно необходим для выживания человека, поскольку именно зелеными являются основные съедобные растения. Зеленый цвет немедленно напоминает о природе: листья, траву и свежую зелень молодых побегов. Зелень, окружающая нас повсюду, красива и естественна. Зеленая листва идеально оттеняет фиолетовые фиалки, желтые лилии, оранжевые ноготки и красные тюльпаны. Зелень — это совершенный нейтральный тон, созданный самой природой. Безмятежность природы вселяет в человека чувство устойчивости и гармонии. Прогулка по лесу, подъем в горы или просто время, проведенное на залитой солнцем лужайке в окружении деревьев, отлично успокаивает.

Голубой.  Голубым своим  На лужайке пестрой Из травы глядят тайком Незабудки-сестры. (Е. Трутнева) Голубой цвет – нежный, легкий, спокойный. Голубые цветы, оттенки льда и снежных теней, небесные просторы. Голубой цвет - воды и неба создает впечатление свежести и покоя, кажется прозрачным, легким, раздвигающим пространство. Однако, оттенки голубого, близкие к синему цвету, притупляют восприятие, вызывают сонливость, угнетают. Голубой цвет успокаивает лучше, чем зеленый. Но при слишком долгом воздействии вызывает чувство усталости, угнетенности. Голубой цвет необычайно комфортен для человека. Это цвет легкого покоя, свежести и прохлады, светлой тишины и свободного дыхания. Голубой создает нежное, мечтательное настроение, вызывает чувство беззаботности, беспечности и умиротворения.

Синий.  Океаны дальние Синевой наполнены, Небеса бескрайние- Будто бы бездонные. Даже крошка-лужица Небо отражает, Посинеть всё тужится, Морем стать мечтает. (Г. Цуканова) Синий цвет – спокойный, морской, небесный. Большинство оттенков синего в своих названиях имеют упоминания или ссылки на море и небо: ледяной поток, морской синий, синий туман, глубокие, синие воды. Синий цвет ассоциируется с покоем, чистотой, прохладой, влажностью, небесами, морем, миром, отдыхом, постоянством, свежестью, верой и истиной. Яркий, мощный, сверкающий синий цвет естественным образом ассоциируется с электричеством. Электрические цвета активны, их нельзя назвать спокойными. Они энергичны и жизнерадостны и уж никак не пассивны. Неоновые оттенки придают синему цвету энергичность и молодость.

Фиолетовый.  Фиолетовые тучки Ветер притащил на небо. За стеклом в горшке фиалке Нечего бояться снега. Цвет нарядный и красивый, Он подходит очень сливе, Но не радует никак, Если на лице синяк. (Г. Цуканова) Фиолетовый цвет – великолепный, королевский, Он немедленно привлекает взгляд и просто не позволяет игнорировать себя. Фиолетовый настраивает на созерцание и размышление. Фиолетовый связан с плодами и ягодами: баклажан, слива, виноград, шелковица. Этот сложный цвет включает в себя множество компонентов, а следовательно может иметь множество значений. Благодаря своим мистическим ассоциациям его считают цветом колдовства и чар. В театре фиолетовое освещение создает зловещую атмосферу. Большинство оттенков фиолетового получило свои названия от цветов, поскольку этот цвет широко распространен в растительном мире: сирень, орхидея, анютины глазки, лаванду и фиалки. Даже название свое фиолетовый цвет получил от фиалок, а лавандовый — от лаванды, пряного растения, сходного с мятой, которое используют в туалетных водах и при изготовлении мыла.

Черный. Чёрной бывает ночь Без звёзд и огня. Чёрной бывает Грива коня. У меня Есть чёрный-чёрный кот. Чёрный звук живёт В тетрадке для нот: Бум! Бум! Бум!.. Получается чёрный шум. (М. О Нейл. Пер. с англ. Е.Липатова) Черный цвет – колдовской, загадочный, мрачный, властный. Черный цвет противоположен белому. Сочетание черного и белого представляет собой идеальный фон для любого другого цвета — пусть даже введенного в незначительном количестве. Черный - самый темный цвет или оттенок, напоминающий сажу или уголь. Сочетание черного и белого представляет собой идеальный фон для любого другого цвета — пусть даже введенного в незначительном количестве. Черный цвет редко является любимым, поскольку по сути своей он является отрицанием цвета.

 Белый. Белые лебеди В небе живут, По небу лебеди Плавно плывут. Белые перышки Вьются слегка. Здравствуйте, лебеди – Облака. (Л. Кудявская) Белый цвет – чистый, небесный, традиционный цвет невест. Из всех красок белая остается наиболее востребованной. Белый, белоснежный, молочный, цвет слоновой кости, бело-розовый оттенок нежных роз, зеленовато-белый ломтик груши, сливочный, перламутровый. Пушистые облака. Белая голубка. Белый используют, как дополнение к другим цветам. Чистый белый цвет слишком ярок. Длительное пребывание в белой обстановке утомляет зрение и может вызвать головную боль. Белые стены – идеальный фон для крупных, ярких картин, а фон практически исчезает. Чистый белый цвет обостряет явление, называемое «послевидением». Если вы в течение нескольких секунд будете смотреть на какой-то цвет, а затем переведете взгляд на белую поверхность, то увидите дополнительный (или противоположный) цвет. Если вы смотрели на красный, то увидите дополнительный зеленый. Если вы тренировались на синем, а затем посмотрели на белую поверхность, то увидите оранжевый.

Серый.  Встретил Зайку Серый Волк И зубами Щелк да щелк. Ну, а Зайка Прыг да скок — И от Волка наутек. Волк клянет Весь белый свет: — Убежал опять обед! (И. Нечепуренко) Серый цвет – скучный, незаметный, спокойный, неинтересный, грустный. Серый - это разбавленный черный. Серый цвет некоторым образом напоминает о сумерках и лунном свете, о моменте, когда день склоняется к вечеру, о тумане, паутине и призраках, живущих в за брошенных домах, об утренней дымке. Светло-серый цвет, близкий к белому, выглядит невинным и хрупким. Природа одевает симпатичных пушистых созданий и нежные растения в разные оттенки серого: перья голубей, чаек, воробьев, пеликанов и перепелок, плюшевый мех шиншиллы, серебристой лисы, ангорских кроликов, котят, козлят и пони, мягкий серебристый мох, серебристые стволы берез и плакучие ивы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду в старшей группе. "Цветы небывалой красоты"

Предлагаются варианты изготовления разнообразных цветов в технике "бумагопластики", принцип которой заключается в создании выпуклых, полуобъёмных изображений из бумаги на горизонтальной поверхности....

Занятие в старшей группе "Цветы нашего города"

в старшей группе "Цветы нашего города"...

Комплексная программа с использованием инновационных технологий в ходе интегрирования педагогических областей на занятиях по физической культуре, плаванию для детей 6-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида

Этот возраст является важнейшим в развитии человека, так как он наполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Дошкольное детство играет решающую роль в становлен...

Конспект занятия по дополнительной программе "Экономика для дошкольников" в старшей группе "Юные финансисты"

Конспект занятия по дополнительной программе "Экономика для дошкольников" в старшей группе "Юные финансисты"...

Дополнительная программа "Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" 5-7 лет

Целью моей программы является создание оптимальных возможностей и условия для развития внимание детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....