Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6-7 лет по рисованию "Хороша ты, русская берёза"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Сергеенко Елена

Тема: «Хороша ты, русская береза»                                              

                                                                                                Воспитатель Сергеенко Е.Е.

 Цель: развитие творческих способностей при рисовании эмоционально-выразительных образов с использованием художественных средств.
 Задачи: Продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусств.    Закреплять знания  жанров живописи;   Воспитывать любовь к родной природе. Совершенствовать умение передавать в рисунке образ березы в разное время года, ее характерные особенности используя   для творчества различные  материалы. Закреплять знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.       

 Материал и оборудование: Слайдовая презентация; репродукции картин; игра «Палитры», авторская картина «Улыбка весны», музыкальные произведения: Е. Дрейзин вальс «Берёзка», русская народная песня «Во поле берёзка стояла», музыка для работы; мяч, карточки – схемы  (цикл жизни берёзы), различные материалы для творчества детей: салфетки бумажные, мятая бумага, пластилин, гуашь, акварель, ватные диски, зубная щётка, клей пва, кисти, свечка, баночки с водой, салфетки влажные и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beryoza_konspekt.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Хороша ты, русская береза»                                              

                                                                                                Воспитатель Сергеенко Е.Е.

 Цель: развитие творческих способностей при рисовании эмоционально-выразительных образов с использованием художественных средств.
 Задачи: Продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусств.    Закреплять знания  жанров живописи;   Воспитывать любовь к родной природе. Совершенствовать умение передавать в рисунке образ березы в разное время года, ее характерные особенности используя   для творчества различные  материалы. Закреплять знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.        

 Материал и оборудование: Слайдовая презентация; репродукции картин; игра «Палитры», авторская картина «Улыбка весны», музыкальные произведения: Е. Дрейзин вальс «Берёзка», русская народная песня «Во поле берёзка стояла», музыка для работы; мяч, карточки – схемы  (цикл жизни берёзы), различные материалы для творчества детей: салфетки бумажные, мятая бумага, пластилин, гуашь, акварель, ватные диски, зубная щётка, клей пва, кисти, свечка, баночки с водой, салфетки влажные и т.д.

  Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель:    Друзья мои, сегодня я вас приглашаю в удивительное   путешествие по родной природе.

А  чтобы узнать, что будет главным героем нашей  встречи, сложите слово из этих букв. (Дети складывают слово «берёза»)

 Сегодня мы будем говорить о березе,   узнаем о ней  много интересного и нового.            В наших русских лесах, пожалуй, нет дерева милее и нежнее.    Берёзу  считают символом нашей страны России, потому что таких берез и березовых рощ нет больше нигде в мире и это самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево.                                                                                                                                          Береза красива в любое время года. Многие поэты посвятили свои произведения русской берёзке – символу красоты и чистоты.  Сейчас мы послушаем стихотворение Инессы Агеевой , которое нам прочитает ….

Белоствольная берёза – 
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.

Давайте посмотрим, какое это дерево и  можем ли мы его отличить от других деревьев?

 Презентация

•Где можно встретить берёзу? Где она растёт? (Её можно встретить везде).   Особенно красив лес, состоящий из одних берёз.

•Кто знает, как называется такой лес? (Берёзовая роща, березняк)

 •  Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Тонкая белая береста, по белой коре ствола «рассыпаны» тёмные пятна или чёрные полоски, нежные ветки, тонкий стан.)  

 Воспитатель:Для чего березке нужны чёрные полосы? (ответы детей)

Да, берёзку легко найти по белому стволу. Но в белой коре есть черные черточки. Эти черточки называются «чечевички»

(Повторите, пожалуйста, это новое слово)

Ребята, оказывается, чечевички – это нос березы, через который она дышит.

Вот какое важное значение для дерева имеют эти черные черточки – чечевички.    

Как цветёт берёза? (В марте-мае появляются серёжки. Висят они, скромно спрятавшись за листьями, но мы их все равно видим – это красиво).

 • Какие у берёзки бывают листья? (листья похожи на сердечки, они зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)

Берёзу мы любим не только за красоту! Это дерево обладает многими ценными свойствами.

•Какую пользу приносит нам берёза?  (Примерные ответы детей:  в народной медицине применяют отвары и настойки из свежих листьев и почек. При насморке полезно промывать нос настоем листьев березы с добавлением поваренной   соли) .

Воспитатель: А ещё из ветвей делают метлы и веники.   Березовые дрова — лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи.  Ранней весной у берёзы появляется сок. Берёзовый сок – вкусный и полезный напиток.   Но надо помнить, что   любой  надрез на берёзе  неизбежно ведет к ослаблению и заболеванию дерева.

Из  коры бересты  народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод.                                                                                                                                                  Под берёзой часто можно найти гриб. Как он называется? (подберёзовик)

                                                                                                                                                    С берёзой связано много примет. Какие народные приметы вы знаете:

• если из березы течет много сока – к дождливому лету;

• если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, а начнут желтеть снизу – поздняя.

• береза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое, а ольха перед березой – мокрое.

•Лопаются серёжки у берёзки – пора сеять хлеб.

•Зацвела берёза – сажай картошку.

А сейчас я покажу вам очень интересные  берёзы.  Посмотрите, что необычного в деревьях?  (у неё интересный, искривлённый ствол).  Это карельская берёза, растёт она в Карелии.     

 Друзья мои, а как же распространяется   берёза?     Предлагаю вам собрать модель развития берёзки и проследить все циклы её жизни.    Схема 1. Взрослое дерево весной цветёт. 2. Ветер срывает семена серёжки с веток. 3. Семена попадают на землю. 4. Из земли появляется маленький росток. Он развивается  5. И превращается в молодое деревце, на котором ещё нет семян-серёжек. 6.  Дерево растёт, на нём появляются семена.

 Предлагаю немного поиграть. Вставайте в круг, я буду передавать вам  мяч, а вы называйте красивые слова о берёзе.

Береза  (какая?) – (кудрявая, развесистая, белоствольная, золотистая, русская, грустная, заречная, высокая, плакучая, молодая, стройная, ясная, родная, красивая, ветвистая, и т.д.)
Береза (что делает?) – (растет, зеленеет, красуется и т.д.)
Молодцы!                                                                                                                                 А теперь  подберите подходящие по смыслу слова                                              Березовый … (гриб, сок, веник, лист, пень…)
Березовая… (листва, роща, кора, аллея…)

 Воспитатель: Далёкие предки славян ласково называли её «весёлкой». В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры. В одну такую  русскую игру предлагаю вам поиграть.  Игра «Ручеёк».

 Воспитатель: Многие талантливые художники - пейзажисты рисовали берёзу на своих картинах.  Предлагаю вам отправиться в нашу картинную галерею.  

Посмотрите на репродукции картин. Что общего нарисовано на всех картинах? (на каждой картине нарисованы берёзы)   Полюбуйтесь на работы художников. Найдите одну лишнюю репродукцию. Почему? (Это натюрморт, а остальные – пейзажи)    

Воспитатель: Береза красива в любое время года.  Мне очень хочется устроить выставку картин.   Репродукции мы будем размещать на магнитных досках. По сочетанию красок на палитре, определите, какое время года   здесь будет располагаться. (дети определяют и разбирают). (музыка) . По окончании игры рассматриваем все ли картины расположены правильно.

Посмотрите внимательно, есть ли здесь знакомые вам картины? (дети находят картину А.Саврасова «Грачи прилетели», И.Левитана «Берёзовая роща», Волков «Октябрь», И.Грабарь «Февральская лазурь»

  Мне тоже очень нравятся берёзы. Недавно я нарисовала весенний  пейзаж с берёзами.    Сейчас я её вам покажу. Как вы думаете, с каким настроением я её рисовала?  Эта работа выполнена обычными для художника, масляными красками. Но мы-то с вами знаем, что рисовать можно самыми необычными материалами. Вот как раз  такие материалы я вам и приготовила для рисования.  Давайте рассмотрим.    Вы уже работали с  ними и  знаете с чего начинать и как создать интересный образ берёзки в любое время года. Выбирайте и используйте любые материалы.

Приступайте к работе.

Во время работы рассказываю детям, что берёза вдохновляла на творчество не только поэтов и художников, но и композиторов. Послушайте старинный вальс  Дрейзина «Берёзка»

Дети работают под музыку.

Занятие заканчивается анализом детских работ, в процессе которого подчёркиваются оригинальность и проявленное творчество.                                                                            Друзья мои, сегодня мы поговорили о берёзке, вспомнили всё, что о ней знали и узнали много нового и интересного. Выполнили чудесные работы. Предлагаю вашими берёзками украсить нашу группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Берёза – русская красавица!» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы

Приобщение детей к русской культуре, традициям и обычаям своего народа. Формировать представления детей о народном празднике, русском народном костюме, народных играх....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с деть-ми II младшей группы «Как у нашего кота шубка очень хороша…» к

Конспект предназначен для детей второй младшей группы. Дети научатся передавать выразительный образ котенка цветом, его пушистую шерстку, используя прием рисования тычком углублять представления ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза

Заучивание стихотворений - необходимый для развития ребенка вид деятельности, так как оказывает влияние не только на развитие речи, но и на память и на восприятие прекрасного....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшей группы на тему «Как хорошо уметь дружить»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», Чтение Художественной Литературы.Демонстрационный материал: п...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию в средней группе «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой».

Как известно в детстве происходит становление образа «Я»- мальчика (девочки)» и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: Рисование в технике Эбру «Цветы для мамы»

Цель: создать оригинальный рисунок с помощью рисования в технике Эбру.Задачи:Обучающие:- закрепление умения применять способы нетрадиционной техники в изобразительной деятельности.- помочь в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Богатыри-защитники Русской земли». Образовательная область: Речевое развитие ( раздел «Художественная литература»)

Цель НОД: Формирование представлений о героическом прошлом русского народа путем изучения народного творчества- былины.Задачи НОД:Обучающие:- Уточнить знания детей о героическом прошлом русского народ...