Статья: «История развития методики преподавания изобразительного искусства».
статья по рисованию на тему

Абрамова Надежда Евгеньевна

Творческому педагогу важно иметь не только большую копилку приемов преподавания рисования для непосредственной работы с детьми, но и общие представления о развитии методик изобразительного искусства для повышения качества своей работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_metodiki_risovaniya.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «История развития методики преподавания изобразительного искусства».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   «Рисую головой, а не руками».                                                                                                                                                       Микеланджело

Многие педагоги в течение совей профессиональной деятельности задумывались над тем, насколько важно ребенку помочь в освоении навыков рисования в современном жизни. Не смотря на всеобщую компьютеризацию, сегодня все больше ценится классический культурный опыт человечества, одним из которых, несомненно, является изобразительное искусство.  Для наших детей сегодня открывается множество возможностей для приобщения их к миру искусства. В прошлом такой возможностью могли воспользоваться лишь не многие. Используя существующую мировую копилку культурных ценностей, можно воспитать всесторонне развитую личность.

Воспитатель должен сам владеть изобразительной грамотой, основы которой он преподает, должен уметь методически верно объяснить и наглядно показать процесс изображения того или иного объекта, того или иного приема, правила работы карандашом, кистью. Практика показывает: если педагог сам слабо владеет изобразительной грамотой, плохо рисует, не умеет связать закономерности перспективы, цветоведения, композиции с практикой рисования, то и его воспитанники не обладают этими знаниями и умениями.

Конечно, в живом процессе преподавания у каждого педагога складывается своя методика работы, однако она должна строиться в соответствии с общими целями и задачами современного преподавания изобразительного искусства, которые были выработаны не сразу, до этого методика прошла сложный путь развития.

Методика преподавания рисования как науки, обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты.

Обучение изобразительной деятельности детей дошкольного возраста имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для формирования творческой натуры.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В рисовании, как и во всякой орудийной деятельности, закреплен общественно-исторический опыт людей. Это, несомненно, вызывает большой интерес. Рассмотрим исторические вехи развития изобразительного искусства.    

Первобытное общество. Стремление человека изобразить окружающий мир наблюдается с глубокой древности. Уже первобытные люди достигали в этом больших успехов, о чем убедительно свидетельствуют рисунки на костях и бивнях мамонта, изображения в пещерах. Эти изображения носили магический характер. Они являлись своеобразной формой передачи человеческой мысли. На этой основе впоследствии возникла письменность.

Первобытные люди, приобретая опыт в какой-либо работе, стремились передать его своим потомкам. Тысячелетиями человек накапливал опыт в начертании линий и узоров, в изображении силуэтов птиц и животных. Обучение рисованию носило характер непосредственного, живого наблюдения — наглядного обучения. Таким образом, уже на низших ступенях развития человеческого общества старшее поколение передавало детям накопленные навыки и умения не только в процессе добывания средств к существованию, но и в искусстве, возникшем в тесной связи с трудовыми процессами. Навыки рисования дети усваивали путем подражания взрослым.

Земледельческий и ремесленно-производственный характер неолита изменил отношение человека к искусству. Умение рисовать человек стал использовать для украшения предметов своего ремесла, главным образом предметов гончарного производства. Изменился и метод обучения. Художник-ремесленник не оставался равнодушным к успехам своего ученика. Для него стало важным, чтобы ученик, перенимая его искусство, становился помощником, а впоследствии и продолжателем его дела, овладел его мастерством. Для этого мастеру приходилось по нескольку раз показывать ученику, как надо работать, как изображать тот или иной узор.

Таким образом, стали вырабатываться приемы и методы обучения. Но четко разработанных принципов обучения еще не было. Настоящее обучение искусствам, с организацией школ, возникло только в эпоху цивилизации.

В древнем Египте обучение рисованию строилось не на основе познания окружающего мира, а на заучивании схем и канонов, на копировании образцов.

Древнегреческие художники подошли по-новому к проблеме обучения и воспитания. Изучая природу, наблюдая прекрасное в жизни, они стали разрабатывать свои правила изобразительного искусства. Греки утверждали, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических соотношениях.

Итак, в древней Греции был заложен метод научного понимания искусства. Греческие художники-педагоги призывали своих учеников и последователей изучать природу, наблюдать ее красоту, указывали, в чем она заключается. Греческие художники-педагоги впервые установили метод обучения рисунку, в основе которого лежало рисование с натуры.

В эпоху средневековья достижения реалистического искусства были отвергнуты. Художники средневековья не знали ни принципов построения изображения на плоскости, ни разработанных греками методов обучения. Церковные мракобесы варварски уничтожили теоретические труды великих мастеров Греции, а также многие прославленные произведения изобразительного искусства.Рисунок стал условным и схематичным. В основу метода обучения рисунку было положено механическое копирование образцов, а не рисование с натуры.

Возрождение открывает новую эру и в истории развития изобразительного искусства, и в области методов обучения рисованию. Много ценных мыслей высказали художники Возрождения в области методики обучения рисунку. Они указывали, что в основу обучения должно быть положено рисование с натуры. Например, Леонардо да Винчи в  своих книгах затрагивает вопросы рисунка, и, что особенно важно,  смотрит на рисунок, как на серьезную научную дисциплину. Положительным является также метод закрепления пройденного путем рисования по памяти. «Если ты хочешь хорошо запомнить изученную вещь, то придерживайся следующего способа: когда ты срисовал один и тот же предмет столько раз, что он, по-твоему, как следует запомнился, то попробуй сделать его без образца».

Особенно большую ценность для обучения рисунку представляет метод обобщения формы, предложенный Дюрером. Этот метод впоследствии широко применяли в своей педагогической работе братья Дюпюи, Ашбе, П. П. Чистяков, Д. Н. Кардовский. Метод оказался приемлемым и для сегодняшнего дня. Особое значение Дюрер придавал личному показу при обучении рисованию.

Семнадцатый век в истории методов обучения рисованию является периодом становления новой педагогической системы — академической. Новая система стала предъявлять четкие требования не только к ученикам, но и к педагогам.Эффективность академической системы преподавания заключалась в том, что обучение искусствам проходило одновременно с научным просвещением и воспитанием высоких идей. Овладеть рисунком без серьезных научных знаний нельзя. Овладевая рисунком, ученик одновременно познает мир. Отсюда вывод: занятия рисованием полезны для всех. Эта мысль начинает занимать умы не только людей искусства, но и деятелей народного просвещения. Четкая и организованная система художественного образования, установившаяся в академиях, стала оказывать влияние и на методы преподавания рисования в общеобразовательных учебных заведениях.

Положение о пользе рисования как общеобразовательного предмета было высказано великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592—1670) в его «Великой дидактике». Особую ценность для нас представляют мысли Коменского о необходимости изучать методы преподавания.

Почти одновременно с Коменским общеобразовательную ценность рисования стал отстаивать английский педагог и философ Джон Локк (1632—1704). В книге «Мысли о воспитании» он писал, что если мальчик приобрел красивый и быстрый почерк, то должен не только поддерживать его тщательным упражнением в письме, но и усовершенствовать свое искусство посредством рисования.

К началу XIX века русская Академия художеств выдвинулась в первый ряд среди художественных академий Европы. Она стала и центром методической работы в России. В Академии художеств зарождались новые взгляды на искусство, предлагались и утверждались новые методы преподавания рисования для целой сети учебных заведений. Так, постоянно держала связь с академией Арзамасская школа рисунка А. В. Ступина; под наблюдением академии была школа А. Г. Венецианова; «Курс рисования» А. П. Сапожникова для общеобразовательных школ также был апробирован академией.

Постановка художественного образования в Академии художеств оказала плодотворное влияние на развитие методики преподавания рисования не только в специальной художественной школе, но и в общеобразовательной.

Октябрьская социалистическая революция внесла коренные изменения в понимание задач воспитания подрастающего поколения. В стране были созданы все условия для развития изобразительного искусства и художественного образования. На первых порах значительный урон нанесли деятели, которые добивались обособления искусства от общих задач Советского государства, отрицали значение овладения наследием прошлого.

В художественной жизни шла напряженная идейная борьба убежденных сторонников реалистического советского искусства с последователями буржуазных формалистических направлений, отвергавших серьезную школу. К сожалению, деятели формалистического искусства нанесли много вреда в области художественного образования в первые годы Советской власти.

Широкое распространение в этот период получила антинаучная теория педагогов, утверждавшая, что развитие детей обусловлено биологическими и социальными факторами, наследственностью. Она сводила дело к тому, что детей не следует обучать правилам рисования. Решающим фактором, по мысли сторонников педологической теории, является наследственность, следовательно, если у человека нет врожденных, наследственных способностей к искусству, то и обучать его — пустая трата времени.

Теория педологов была создана буржуазными учеными в конце XIX — начале XX века в США, а затем разрабатывалась и в Западной Европе. Перенесение в советскую педагогику антинаучных взглядов педологов было тем более вредно, что оно прикрывалось «марксистской» фразеологией.

Постановление ЦК партии от 4 июля 1936 года восстановило педагогику в ее законных правах. В рисовании вновь стала признаваться ведущая роль педагога. Учебные программы были переработаны. Это содействовало улучшению качества преподавания рисования.

Имя Дмитрия Николаевича Кардовского (1866 - 1943 гг.) в истории становления и развития советской методики преподавания реалистического рисунка занимает одно из самых видных мест. Это ему мы обязаны появлением в нашей стране специальных художественно-педагогических учебных заведений, готовящих учителей рисования с высшим образованием (художественно-графических факультетов при пединститутах) для средней общеобразовательной школы. В основу своего метода преподавания Кардовский положил "обруб", то есть принцип упрощения сложной формы предметов до наипростейших геометрических форм. Особенно большое значение придавал Кардовский конструктивной связи между частями формы предмета. Правильно рассматривает Кардовский и задачи учебного рисунка, отделяя творческое рисование от учебного. Рассматривая учебный рисунок как строгую учебную дисциплину, Кардовский всегда помнил и об индивидуальных особенностях ученика.

К 40-м годам советская школа рисунка прочно становится на путь реалистического искусства. Утверждаются правильные принципы и методы обучения рисованию. Большое влияние на дальнейшее развитие советской методики преподавания рисования оказали Академия педагогических наук РСФСР (1943) и Академия художеств СССР (1947).

В Академии педагогических наук РСФСР создается специальный кабинет эстетического воспитания при Институте теории и истории педагогики (1944), а затем Научно-исследовательский институт художественного воспитания (1947). Работники этого института занялись научным исследованием детского творчества, разработкой учебных программ и методических руководств для педагогов.

Особый интерес представляют следующие работы: Н. Н. Волков. Восприятие предмета и рисунка. М., Изд-во АПН РСФСР, 1950; Л. С. Выготский. Избранные психологические исследования. М., Изд-во АПН, РСФСР, 1956; Е. И. Игнатьев. Психология изобразительной деятельности, детей. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959 и 1961; Н. Н. В о л к о в. Цвет в живописи. М., «Искусство», 1965; С. В. К р а в к о в. Цветовое зрение. М., Изд-во АН СССР,1951;

В 50-е годы возникает идея создания специальных учебников по рисованию. Ранее учебников по рисованию для образовательных учреждений не издавали ни в России, ни за границей. Представители реалистического направления в изобразительном искусстве всегда придавали большое значение технике рисунка, уделяя ей особое внимание. В основу всех этих учебников была положена система П. П. Чистякова, приучающая детей к рисованию с натуры с первых шагов обучения. Русский художник-педагог П.П. Чистяков неоднократно указывал своим ученикам на сильные и слабые стороны техники, подчеркивая ее значение для выражения замысла художника. Он писал: «К сожалению, при хорошем замысле и выразительности часто приходится видеть грубовато-неумелое исполнение, а ведь это большой недостаток».

Техника, по мнению П.П. Чистякова, — это язык художника. Не владея этим языком, художник не сможет донести до зрителя замысел своего произведения. Советский художник Д.И. Киплик в книге «Техника живописи» указывает, что под техникой живописи должно подразумевать особую отрасль знания, предметом изучения которой является рациональное построение живописного произведения с точки зрения его материальной сущности.

Методика преподавания изобразительного искусства на современном этапе.

Таким образом, анализируя историю развития изобразительного искусства, методик его преподавания, можно заметить все большее внимание отдельно взятой личности, к раннему развитию ребенка. В настоящее время методики направлены на развитие интереса изобразительному искусству, на приобретение навыков рисования с раннего детства. Соответственно и методики приобретают все более занимательный и игровой характер, приближенный к детскому восприятию, не традиционные формы.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач:

во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;

во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой — умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче воображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей в целях образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

По мнению Т.С. Комаровой, дети, не освоив способы рисования, чувствуют себя беспомощными. Они не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что, в свою очередь, вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению.

Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей — все это вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное. Это, в конце концов, приводит к потере интереса к этой деятельности. Следовательно, технике рисунка детей следует обязательно учить. Освоение техники — важная для ребенка задача.

Понятию «техника» в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши, темперы и пр.), умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера — передачу вещественности предметов.

Таким образом, под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаз и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предмета.

Большое значение в формировании правильных способов действия карандашом и кистью имеет организация совместной деятельности ребенка и взрослого. Поэтому необходимо, чтобы ребенок правильно воспринял способы действия с инструментом в рисовании от взрослого, который раскрывает перед ним этот опыт. Показ взрослого выступает перед ребенком как образец действия, которому нужно следовать и усвоить который дети могут только благодаря обучению.

Нужно научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно использовать ее при решении любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни. В детском саду нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей, чтобы потом не пришлось переучивать. Отработка техники в рисовании способствует формированию умелости рук, необходимой для осуществления многих других видов деятельности.

Большое внимание детскому изобразительному творчеству уделял Е. И. Чарушин. Талантливый художник-иллюстратор и педагог, он много занимался рисованием с детьми дошкольного возраста. Е. И. Чарушин придавал огромное значение руководству детским творчеством со стороны взрослого, предлагая направлять содержание детских рисунков, оказывать помощь детям в формировании образа, в поисках средств выразительности. Он проявлял заботу о том, чтобы техника работы карандашами и красками не затрудняла, а облегчала детям создание изображения.

Техническую легкость процесса изображения Е. И. Чарушин считал одним из побудителей создания образа. Он указывает, что если ребенок неправильно держит карандаш и кисть (в кулаке, скрюченными пальцами), то рука быстро утомляется, изображение затрудняется и ребенок лишается радости творчества. Художник считает необходимым показывать детям правильные способы пользования карандашом и кистью, отдельные приемы изображения. Необходимость чуткого и внимательного руководства рисованием детей как единственно правильного пути их художественно-творческого развития подчеркивает на протяжении всей своей педагогической и исследовательской деятельности Н.П. Сакулина.

Таким образом, отечественная педагогика, утверждает необходимость активного руководства детской изобразительной деятельностью вообще и процессом формирования техники рисования в частности. С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно держать карандаш, кисть, мелок, пользоваться разнообразными материалами.

Методика преподавания изобразительного искусства – живая развивающаяся наука, впитывающая в себя все новации. Но для того чтобы новые технологии успешно реализовывались в практику необходимо знать исторический опыт и направления развития преподавания изобразительного искусства.

Эстетическое образование должно включать в себя народное искусство и профессиональное искусство как важнейшие составные части единого процесса, обеспечивающего гармоническое развитие личности, ее духовного мира. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие традиций народного искусства.

Список литературы

1. Ашлапова А.Н. Палитра мастерства [Электронный ресурс]: imcbl.ucoz.ru/publ/risovanie_neobychnym_materialom_i_originalnoj_tekhnikoj/1-1-0-29

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Издательство Скрипторий 2007.

3. Зеленова О.Н. Развитие выразительности детского рисунка при обучении детей изображению животных с использованием различных техник рисования [Электронный ресурс]: festival.1september.ru/articles/549430/

4. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 2007.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду– М.: Сфера, 2011.

6. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2010.

7. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры. – Волгоград: Учитель, 2009.

8.Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др./

9.Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977.

10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1990

11. Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. - М.: 2004.

12. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М., 1989.

13. Ивахнова Л.А. Научная основа художественно-педагогического образования учителя изобразительного искусства. - Алматы, 1996.

14. История развития художественного образования (зарубежная и русская школы): Учебно-метод.пособие /Cост. Г.А. Поровская – Великий Новгород: НовГУ, 2005.-52с.

15. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1998.

16.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие. – М.: АГАР, 1998.

17. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке. Цели и методы художественного образования.- М., 2008.

18. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники педагоги. – М.: Просвещение. 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания изобразительной деятельности

1.   Влияние народного искусства на детское творчестве в декоративной аппликации.2.   Использование народного орнамента в воспитательно-образовательной работе детского сада.3....

Статья. Развитие детей через изобразительное искусство.

Рисование для ребенка - это не просто интересное занятие, рисование помогает развивать мелкую моторику, тренирует память и внимание, учит думать и анализировать, развивать фантазию, соизмерять и сравн...

Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к изобразительному искусству; изобразительная деятельность) детей 5-6 лет (старшая группа)

Рабочая программа разработана для работы с детьми  старшей  группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский  детский сад «Сказка» в соответс...

Комплексно – тематический план работы по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к изобразительному искусству; изобразительная деятельность) детей 2 – 3 лет

Рабочая программа разработана для работы с детьми  младшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский  детский сад «Сказка» в соответствии с Фе­дер...

Инновационные-технологии-в-преподавании-изобразительного-искусства

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Сейчас современное образование  нельзя представить  без использования ИКТ на уроках.Информационн...

Инновационные-технологии-в-преподавании-изобразительного-искусства

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Сейчас современное образование  нельзя представить  без использования ИКТ на уроках.Информационн...