"Золотая хохлома"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Полищук Наталья Владимировна

Конспект образовательной деятельности  "Художественно-эстетическое развитие" подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zolotaya_hohloma.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6

муниципального образования Каневской район

Конспект

образовательной деятельности

в подготовительной группе

ОО « Художественно-эстетическое развитие»

Тема «Золотая хохлома»

воспитатель: Полищук  Наталья  Владимировна

Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование – роспись посуды)

Тип:  интегрированная.

Интеграция  образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», « Речевое развитие », «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.

Задачи:

Художественно-эстетическое развитие:

- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

- Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.

- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

Познавательное развитие:

- Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.

- Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.

- Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы.

Чтение художественной литературы: 

- Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.

Социально – коммуникативное развитие:

- Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

Физическое развитие:

- Развивать потребность в двигательной активности.

Художественно-эстетическое развитие:

- Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного музыкального творчества.

Предварительная работа:

Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.  

Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных      образцов.

Цикл ОД в  области   «Художественно-эстетическое развитие» (декоративное рисование).

Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись    силуэтов  в совместной деятельности воспитателя с детьми и  самостоятельной  художественной деятельности детей.

Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику»,  «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде»,  «Угадай-ка!».

Чтение художественной литературы, заучивание  стихотворений.

Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.

Просмотр видеоклипов: «Золотая Хохлома», песни М. Пахоменко «Хохлома».

Материал и оборудование:

      Демонстрационный:   

- Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия,

- презентация «Золотая хохлома»,

- ромашка из бумаги с лепестками, на которых изображение элементов хохломской росписи.

ИКТ: Ноутбук, интерактивная доска, видеоролик, музыкальная композиция для физкультурной паузы.

        Раздаточный: 

- Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета;

- тонированные заготовки посуды для росписи (вазы, горшочки, тарелки, ложки и др.); - кисти беличьи № 2, № 5;

- подставки под кисточки, тычки, стаканчики для воды, бумажные  салфетки.

    Ход  образовательной деятельности

1. Организационный этап (2 мин).

 Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем.

- Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, друзья!

Всех вас видеть очень рада я!

 Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее.

Воспитатель: А если настроение хорошее, значит нам с вами любое дело по плечу. Посмотрите, к нам пришли гости, давайте их поприветствуем и подарим им свои улыбки! А теперь встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

Дети:   В круг широкий вижу я

             Встали все мои друзья

          Мы сейчас пойдем направо,

          А теперь пойдем налево,

          В центре круга соберемся

          И на место все вернемся

          Улыбнемся, подмигнем,

          И знакомиться начнём.

Воспитатель: Ребята, меня зовут Наталья Владимировна. А теперь вы мне скажите как вас зовут ? ( дети называют по очереди свои имена). Дети мне очень приятно с вами познакомиться.              

- Любите ли вы отгадывать загадки?  Тогда слушайте:

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

- Сегодня день у нас особый,  я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.

 - А вы идти со мной готовы?

 Тогда закройте крепче глаза, а на счёт пять откройте (Дети закрывают глаза, и считают).

Звучит тихая народная мелодия, воспитатель надевает передник с хохломским узором.

2. Основной этап (24 мин)  

Здравствуйте,  ребята! Я хозяйка проходите в мою горницу. Всем места хватит

- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!

В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.

- И чего здесь только нет:                  

Поварёшки, чашки, ложки и диковины  - ковши.

Вы разглядите, не спешите.

Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!

Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.

Дети рассматривают выставку.

Актуализация опорных знаний

- Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, весёлое и др.).

- Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома).

- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).

- Вся посуда не простая, а словно – золотая!

С яркими узорчиками, ягодками и листочками!

- А как вы думаете, от чего и почему, очень часто называют  Хохлому золотой? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).

- А сейчас внимательно рассмотрите посуду и расскажите, какие цвета используют  художники в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Я хочу вам показать элементы узора в хохломской росписи : завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки.  (Демонстрация презентации)

- А как вы думаете, какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

- Молодцы, ребята!

- А чтобы лучше запомнить элементы росписи, я предлагаю поиграть в  « Ромашку», Кто желает показать свои знания?  

- Молодцы! Мы сегодня много узнали о Хохломе!

Ребята, давайте фильм про хохлому. Тогда садитесь поудобнее.

Видеофильм про хохлому 

Музыкальная физминутка .

Открытие новых знаний

- А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и  каждый хочет увезти из России на память какой – нибудь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковские игрушки, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!

Через горы и моря, восхищается весь мир –

Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!

И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.

Мотивация деятельности.

- Ребята, а давайте откроем свой художественный салон и станем художниками – мастерами, чтобы расписать вот эту посуду хохломским узором.

Детям предлагается на выбор заготовки посуды.

- Вы согласны?

Выберите любой понравившийся предмет посуды и проходите в нашу художественную мастерскую.

Закрепление опорных знаний.

- Прежде чем начать украшать посуду, подскажите мне с чего начинается роспись? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая).

Чем можно украсить изделие? (Завиток, изогнутую веточку). 

- Что можно изображать на завитке? ( ягоды, листья, осочки, капельки, травку, завитки и т.д.).

- Как вы думаете, как можно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

- Что вы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

- Какие цвета вы хотите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).

  А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:

И вот этак, и вот так, не обидятся никак

Раз, два, три, четыре, пять

Не сидится им опять

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

Продуктивная деятельность детей.

 Роспись Хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете, нет таких соцветий,

Всех чудесней наша Хохлома!

Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Давайте постараемся и удивим друг друга своими работами.

Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит

народная мелодия «Хохлома»М. Пахоменко. « Улетай»

 Проводится индивидуальная работа.

- Мне очень интересно, что же у вас получилось?

3.  Заключительный этап (4 минуты).

- А теперь ребята, покажите свои работы и давайте полюбуемся ими.

Работы выставляются на стол  и проводится их анализ

Анализ работ.

Презентация работ детей

Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!

Вот посмотрите!

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился цветок на плошке,

Ягодка клюква поспела на поварёшке.

Листочки, ягодки, цветочки, стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета: чёрный, красный, золотой.

  Посмотрите, какая чудесная получилась посуда?  (Яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома). Дети представляют свою работу.

 У каждого получился свой, неповторимый узор.

А что бы вы хотели подарить и рассказать своим родителям и друзьям сегодня?

Я вам за вашу замечательную работу хочу подарить памятные подарки, которые будут напоминать о нашем с вами знакомстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»

Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...

Конспект занятия в подготовительной группе "Золотая Хохлома"

К занятию прилагается презентация. Детям занятие очень понравилось. Рекомендую провести со своими детьми....

Интегрированное занятие по теме "Знакомство с золотой хохломой" (средняя группа)

Вводное занятие,проводилось в понедельник - первый день тематической недели.Интеграция: познание и художественное творчество...

Конспект совместной деятельности по теме "Золотая хохлома"

Занятие предполагает интеграцию двух видов деятельности: речевой и художественно-изобразительной. Цель - ознакомление с русскими народными традициями и обрядами, декоративно-прикладной росписью - хох...

Интегрированное занятие "Золотая Хохлома"

Интегрированное занятие (ознакомление с окр.миром, изодеятельность),старшая группа....

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....