«Путешествие в волшебный мир живописи»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Платонова Елена Николаевна

Цель: Закрепить у детей представление о том, что такое живопись, об особенностях ее жанров и средств выразительности, вызвать эмоциональный отклик на настроение живописных полотен, сопереживание им, желание высказаться по поводу  увиденного и переживаемого.

 

Словарная работа

Живопись, натюрморт, портрет, пейзаж.

 

Предшествующая работа

Рассматривание картин разного жанра.

Рассказы о художниках и картинах.

Дидактические игры .

Чтение стихов, прослушивание музыки.

Наблюдения в природе.

 

Методические приемы

1.Загадка про художника

2.Сюрпризный момент: превращение воспитателя в художника.

3.Беседа художника о живописи.

4.Дидактическая  игра «Что лишнее?»

5.Рассматривание картин в зале живописи «Портреты». Вопросы к детям.

6.Дидактическая игра «Подбери картину к музыке».

7.Рассматривание картин в зале живописи «Натюрморты». Вопросы к детям.

8.Дидактическая игра «Подбери слово».

9.Рассматривание картин в зале «Жанровая живопись». Вопросы детям.

10.Физкультминутка.

11.Рассматривание картин в зале живописи Пейзаж». Сравнение картин.

12.Чтение стихотворения М.Лермонтова с одновременным просмотром картины И.Шишкина «На Севере диком».

13.Искусствоведческий рассказ воспитателя по картине.

14.Вхождение в картину.

15.Вопросы к детям.

16.Превращение художника в воспитателя.

 

Ход занятия:

Воспитатель загадывает детям загадку:

У меня есть карандаш

Разноцветная гуашь

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист

А ещё мольберт- треножник

А зовут меня…(художник)

-Ребята, вы хотите встретиться с художником?

-А поможет вам  увидеть художника вот эта волшебная кисточка, которая умеет говорить и делать чудеса.

Встаньте в волшебный круг и закройте глаза. (Включается магнитофонная запись).

        В волшебный круг становись

Все вокруг завертись

        Художник перед нами явись.

(Воспитатель «превращается» в художника).

-Здравствуйте, ребята! Я художник-живописец, с помощью кистей и красок создаю как бы живой мир, оживляю деревья, цветы, людей. Краски в моих руках могут рассказать о том, что я видел, чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие, любовь или ненависть. Краски могут создавать настроение, одни цвета радуют, другие волнуют. Я сегодня хочу пригласить вас в волшебный мир живописи. Вы хотите там побывать?

-Чтобы попасть в мир живописи, нужно пройти через волшебные ворота.

-Что же нам делать, посмотрите, ворота закрыты? А может нам поможет волшебная кисточка?

Волшебная кисточка заговорила (запись)

-Чтобы ворота в мир живописи открылись, нужно выполнить задание, которое находится в конверте у ворот.

-Давайте, ребята отыщем конверт. (Чтение письма).

Д/игра «Что лишнее?» (3 картины живописи, 1 картина графика.) Запись.

-Молодцы дети, выполнили задание, дверь в мир живописи открыта, но помните, что вести себя в мире живописи надо тихо, никому не мешать. - Если вы будете наблюдательны, не станете спешить, захотите почувствовать душу картины, то они откроют вам свои тайны, тайны, тайны...

 Дети с художником  проходят 1-ый зал. Звучит тихая музыка

-Мы с вами очутились в первом зале мира живописи. Посмотрите внимательно на  картины  (Даётся время на просмотр)

-Что здесь изображено? Чьи портреты? Какое у них настроение (грустное, веселое, и т.д.). Да, здесь мы видим людей разных: взрослых и детей, молодых и старых, женщин и мужчин, девочек и мальчиков, одетых в разные одежды. И настроение у этих людей разное: веселое, грустное, серьезное спокойное.

-А сейчас  поиграем мы с вами в игру «Подбери к музыке картину». Звучит музыка:

Грустная- «Болезнь куклы» Чайковского.

Веселая - «Новая кукла» Чайковского.

-Молодцы, ребята, а теперь мы перейдем во второй зал. Посмотрите на эти картины внимательно. О чем они? (Ответы).

Да, здесь нарисованные разные овощи, фрукты, орудия труда, посуда, предметы. Мы уже знаем, как называются все эти картины. (Натюрморт). Натюрморт и есть такая картина, в котором героями становятся вещи.  Слово это  пришло к нам из Франции и переводится так «тихая или неподвижная природа».

-А что хотели рассказать нам художники этими натюрмортами?

Они рассказывают красками, как прекрасен наш мир, радуются их

красоте, удивляются, предлагают вам полюбоваться ими и видеть красоту в обыкновенных вещах, внимательно и бережно относиться к ним.

 -Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери слово».

Я буду  называть два слова, а вы выберите одно наиболее подходящее к этой картине слово. Слушайте и смотрите внимательно! Какая эта картина?

-Звучная  или тихая? Ответы детей (звучная    - здесь  много предметов звучных: ножи, вилки, ложки, стеклянная посуда, они могут упасть разбиться).

-Тревожная или спокойная? Ответы детей (тревожная - есть приборы острые, есть стеклянная посуда, которые создают тревогу.)

-Радостная или унылая?  Ответы детей (радостная – много предметов , им весело, краски яркие)

-Легкая или тяжелая? Ответы детей (тяжелая, как только стол выдерживает столько посуды.)

-Тёплая или холодная?  Ответы детей  (холодная - все предметы из холодных материалов: металла -  ножи, вилки, ложки,  из стекла - графин,  хрусталь – фужер, конфетница из фарфора и т.д.)

- Молодцы! Вы очень внимательно смотрели картину и много почувствовали, поняли, что нам хотел рассказать своей картиной художник.

-Дети, пройдем в следующий зал живописи. Посмотрите на эти картины. О чём они? (о войне, о труде, о праздниках). Картины, где изображаются события из жизни людей, относятся к жанровой живописи. Взгляните на эту картину, там что-то происходит. Что же там происходит?  Люди ездят лошадях, съезжают с горки, играют на гармошке, катаются на карусели. Да это же праздник масленица.

-Дети, скажите, какая по характеру эта картина (праздничная, яркая). Почему картина получилось праздничной яркой? Потому что художник рисовал яркими цветами небо, одежду, людей...! А сейчас мы представим, что оказались на празднике «Масленица», превратимся в лошадей, в людей покатаемся по городу, занесенным снегом.

Физкультминутка.

Под музыку дети ездят на лошадях.

-А сейчас пройдем в самый большой зал мира живописи.

Включается музыка .Дети 2-3 минуты рассматривают картины.

-Дети, как называется этот жанр живописи? (Пейзаж). Про что художники нам хотят рассказать? Да, про красоту нашей родной земли в разное время года (Показ картин). А еще мы видим изображение разного времени суток. (Вечер, ночь, утро, день). А здесь изображены горы, это горный пейзаж. А вот здесь мы видим морской пейзаж.

-Посмотрите на эти картины внимательно и сравните. В одной картине художник показывает погоду до дождя, а другой - после дождя. Сравните небо. Какое небо до дождя? Какие краски использовал художник, чтобы нарисовать небо после дождя.

-Все картины, которые мы сегодня рассматривали - это не настоящие картины, а репродукции, а сейчас я вам покажу настоящую картину, нарисованную на холсте масляными красками - это подлинник. Эту картину написал художник Иван Шишкин к стихотворению М.Ю.Лермонтова на Севере Диком. Я буду читать стихотворение, а вы внимательно смотрите на картину  и слушайте (включается музыка).

-На Севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь и снегом сыпучим

Одета, как ризой она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Зима. Ночь. Яркая луна освещает одинокое дерево на обрыве. Большая, могучая сосна стоит прямо, гордо, хотя ее ветки согнулись под тяжестью снега. Тихо-тихо кругом.

-Дети, вы хотите войти в эту картину и оказаться рядом с сосной?

-Ребята,  что же вы видите? (снег, небо…)

-Ребята, какое небо над нами?  (тёмное, синее, на небе среди облаков виднеются небольшие звёздочки)

-А теперь посмотрим на снег, какой он?

(белый, холодный, блестящий)

-Как вы думаете, почему снег блестит?

(потому что светит луна)

-А как вы догадались,что светит луна?

( На снег падает тень от сосны)

-Посмотрим на сосну, на что она похожа?

-А теперь потрогаем сосну, что вы чувствуете?

-Какое настроение у сосны?

-Почему у неё грустное настроение?

( потому что ей холодно, вокруг нет никого)

Сосна нам что-то шепчет. Послушайте, что она говорит ( ответы детей)

-Вы хотите сосне помочь?

-Скажем волшебные слова, и произойдёт чудо.

-Кисточка, волшебница,

Ты лети, лети!

Сосенку на Севере,

Солнцем освети!

Звучит музыка. Поднимается солнце. Поют птицы.

Сосенка говорит: (запись)

-Спасибо дети, вы мне помогли, я увидела солнышко, услышала пение птиц, мне стало весело и тепло.

-Вот мы с вами и побывали в волшебном мире живописи.

 Узнали, о чем и как говорит живопись.

 Вы были внимательны и наблюдательны. Я дарю вам волшебные краски. Пусть они в ваших руках творят чудеса                                                                                                     

-А теперь пора возвращаться  в детский сад.

 -В волшебный круг становись, всё вокруг завертись, в детском саду очутитесь.

 Дети закрывают глаза. Художник переодевается, «превращается» в воспитателя.                         

-Вот мы с вами очутились вновь в детском саду. Вам понравилось в мире живописи? Да!..

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_iskusstvu.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №2»компенсирующего вида для детей с нарушением речи

 г. Чебоксары

 Конспект

 непосредственно-образовательной деятельности

 по знакомству  детей старшей группы

с изобразительным искусством на тему:

«Путешествие в волшебный мир живописи»

г. Чебоксары

Цель: Закрепить у детей представление о том, что такое живопись, об особенностях ее жанров и средств выразительности, вызвать эмоциональный отклик на настроение живописных полотен, сопереживание им, желание высказаться по поводу  увиденного и переживаемого.

Словарная работа

Живопись, натюрморт, портрет, пейзаж.

Предшествующая работа

Рассматривание картин разного жанра.

Рассказы о художниках и картинах.

Дидактические игры .

Чтение стихов, прослушивание музыки.

Наблюдения в природе.

Методические приемы

1.Загадка про художника

2.Сюрпризный момент: превращение воспитателя в художника.

3.Беседа художника о живописи.

4.Дидактическая  игра «Что лишнее?»

5.Рассматривание картин в зале живописи «Портреты». Вопросы к детям.

6.Дидактическая игра «Подбери картину к музыке».

7.Рассматривание картин в зале живописи «Натюрморты». Вопросы к детям.

8.Дидактическая игра «Подбери слово».

9.Рассматривание картин в зале «Жанровая живопись». Вопросы детям.

10.Физкультминутка.

11.Рассматривание картин в зале живописи Пейзаж». Сравнение картин.

12.Чтение стихотворения М.Лермонтова с одновременным просмотром картины И.Шишкина «На Севере диком».

13.Искусствоведческий рассказ воспитателя по картине.

14.Вхождение в картину.

15.Вопросы к детям.

16.Превращение художника в воспитателя.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает детям загадку:

У меня есть карандаш

Разноцветная гуашь

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист

А ещё мольберт- треножник

А зовут меня…(художник)

-Ребята, вы хотите встретиться с художником?

-А поможет вам  увидеть художника вот эта волшебная кисточка, которая умеет говорить и делать чудеса.

Встаньте в волшебный круг и закройте глаза. (Включается магнитофонная запись).

        В волшебный круг становись

Все вокруг завертись

        Художник перед нами явись.

(Воспитатель «превращается» в художника).

-Здравствуйте, ребята! Я художник-живописец, с помощью кистей и красок создаю как бы живой мир, оживляю деревья, цветы, людей. Краски в моих руках могут рассказать о том, что я видел, чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие, любовь или ненависть. Краски могут создавать настроение, одни цвета радуют, другие волнуют. Я сегодня хочу пригласить вас в волшебный мир живописи. Вы хотите там побывать?

-Чтобы попасть в мир живописи, нужно пройти через волшебные ворота.

-Что же нам делать, посмотрите, ворота закрыты? А может нам поможет волшебная кисточка?

Волшебная кисточка заговорила (запись)

-Чтобы ворота в мир живописи открылись, нужно выполнить задание, которое находится в конверте у ворот.

-Давайте, ребята отыщем конверт. (Чтение письма).

Д/игра «Что лишнее?» (3 картины живописи, 1 картина графика.) Запись.

-Молодцы дети, выполнили задание, дверь в мир живописи открыта, но помните, что вести себя в мире живописи надо тихо, никому не мешать. - Если вы будете наблюдательны, не станете спешить, захотите почувствовать душу картины, то они откроют вам свои тайны, тайны, тайны...

 Дети с художником  проходят 1-ый зал. Звучит тихая музыка

-Мы с вами очутились в первом зале мира живописи. Посмотрите внимательно на  картины  (Даётся время на просмотр)

-Что здесь изображено? Чьи портреты? Какое у них настроение (грустное, веселое, и т.д.). Да, здесь мы видим людей разных: взрослых и детей, молодых и старых, женщин и мужчин, девочек и мальчиков, одетых в разные одежды. И настроение у этих людей разное: веселое, грустное, серьезное спокойное.

-А сейчас  поиграем мы с вами в игру «Подбери к музыке картину». Звучит музыка:

Грустная- «Болезнь куклы» Чайковского.

Веселая - «Новая кукла» Чайковского.

-Молодцы, ребята, а теперь мы перейдем во второй зал. Посмотрите на эти картины внимательно. О чем они? (Ответы).

Да, здесь нарисованные разные овощи, фрукты, орудия труда, посуда, предметы. Мы уже знаем, как называются все эти картины. (Натюрморт). Натюрморт и есть такая картина, в котором героями становятся вещи.  Слово это  пришло к нам из Франции и переводится так «тихая или неподвижная природа».

-А что хотели рассказать нам художники этими натюрмортами?

Они рассказывают красками, как прекрасен наш мир, радуются их

красоте, удивляются, предлагают вам полюбоваться ими и видеть красоту в обыкновенных вещах, внимательно и бережно относиться к ним.

 -Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери слово».

Я буду  называть два слова, а вы выберите одно наиболее подходящее к этой картине слово. Слушайте и смотрите внимательно! Какая эта картина?

-Звучная  или тихая? Ответы детей (звучная    - здесь  много предметов звучных: ножи, вилки, ложки, стеклянная посуда, они могут упасть разбиться).

-Тревожная или спокойная? Ответы детей (тревожная - есть приборы острые, есть стеклянная посуда, которые создают тревогу.)

-Радостная или унылая?  Ответы детей (радостная – много предметов , им весело, краски яркие)

-Легкая или тяжелая? Ответы детей (тяжелая, как только стол выдерживает столько посуды.)

-Тёплая или холодная?  Ответы детей  (холодная - все предметы из холодных материалов: металла -  ножи, вилки, ложки,  из стекла - графин,  хрусталь – фужер, конфетница из фарфора и т.д.)

- Молодцы! Вы очень внимательно смотрели картину и много почувствовали, поняли, что нам хотел рассказать своей картиной художник.

-Дети, пройдем в следующий зал живописи. Посмотрите на эти картины. О чём они? (о войне, о труде, о праздниках). Картины, где изображаются события из жизни людей, относятся к жанровой живописи. Взгляните на эту картину, там что-то происходит. Что же там происходит?  Люди ездят лошадях, съезжают с горки, играют на гармошке, катаются на карусели. Да это же праздник масленица.

-Дети, скажите, какая по характеру эта картина (праздничная, яркая). Почему картина получилось праздничной яркой? Потому что художник рисовал яркими цветами небо, одежду, людей...! А сейчас мы представим, что оказались на празднике «Масленица», превратимся в лошадей, в людей покатаемся по городу, занесенным снегом.

Физкультминутка.

Под музыку дети ездят на лошадях.

-А сейчас пройдем в самый большой зал мира живописи.

Включается музыка .Дети 2-3 минуты рассматривают картины.

-Дети, как называется этот жанр живописи? (Пейзаж). Про что художники нам хотят рассказать? Да, про красоту нашей родной земли в разное время года (Показ картин). А еще мы видим изображение разного времени суток. (Вечер, ночь, утро, день). А здесь изображены горы, это горный пейзаж. А вот здесь мы видим морской пейзаж.

-Посмотрите на эти картины внимательно и сравните. В одной картине художник показывает погоду до дождя, а другой - после дождя. Сравните небо. Какое небо до дождя? Какие краски использовал художник, чтобы нарисовать небо после дождя.

-Все картины, которые мы сегодня рассматривали - это не настоящие картины, а репродукции, а сейчас я вам покажу настоящую картину, нарисованную на холсте масляными красками - это подлинник. Эту картину написал художник Иван Шишкин к стихотворению М.Ю.Лермонтова на Севере Диком. Я буду читать стихотворение, а вы внимательно смотрите на картину  и слушайте (включается музыка).

-На Севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь и снегом сыпучим

Одета, как ризой она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Зима. Ночь. Яркая луна освещает одинокое дерево на обрыве. Большая, могучая сосна стоит прямо, гордо, хотя ее ветки согнулись под тяжестью снега. Тихо-тихо кругом.

-Дети, вы хотите войти в эту картину и оказаться рядом с сосной?

-Ребята,  что же вы видите? (снег, небо…)

-Ребята, какое небо над нами?  (тёмное, синее, на небе среди облаков виднеются небольшие звёздочки)

-А теперь посмотрим на снег, какой он?

(белый, холодный, блестящий)

-Как вы думаете, почему снег блестит?

(потому что светит луна)

-А как вы догадались,что светит луна?

( На снег падает тень от сосны)

-Посмотрим на сосну, на что она похожа?

-А теперь потрогаем сосну, что вы чувствуете?

-Какое настроение у сосны?

-Почему у неё грустное настроение?

( потому что ей холодно, вокруг нет никого)

Сосна нам что-то шепчет. Послушайте, что она говорит ( ответы детей)

-Вы хотите сосне помочь?

-Скажем волшебные слова, и произойдёт чудо.

-Кисточка, волшебница,

Ты лети, лети!

Сосенку на Севере,

Солнцем освети!

Звучит музыка. Поднимается солнце. Поют птицы.

Сосенка говорит: (запись)

-Спасибо дети, вы мне помогли, я увидела солнышко, услышала пение птиц, мне стало весело и тепло.

-Вот мы с вами и побывали в волшебном мире живописи.

 Узнали, о чем и как говорит живопись.

 Вы были внимательны и наблюдательны. Я дарю вам волшебные краски. Пусть они в ваших руках творят чудеса                                                                                                      

-А теперь пора возвращаться  в детский сад.

 -В волшебный круг становись, всё вокруг завертись, в детском саду очутитесь.

 Дети закрывают глаза. Художник переодевается, «превращается» в воспитателя.                          

-Вот мы с вами очутились вновь в детском саду. Вам понравилось в мире живописи? Да!..

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-путешествия Тема: "Путешествие в волшебный лес". Подготовительная к школе группа

Представлен конспект игры путешествия  Тема:"Путешествие в волшебный лес. Направление социально-личностное. В конспекте показана связь соцального и эмоционального развития детей. Включена сценка ...

Конспект игры-путешествия «Путешествие в волшебную страну» в 1 младшей группе

Cпособствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность....

Презентация "Путешествие в волшебный лес" и конспект НОД "Путешествие в волшебный лес"

Презентация "Путешествие в волшебный лес" и конспект НОД "Путешествие в волшебный лес"...

Проект "Волшебный мир живописи"

Своевременное эмоционально-эстетическое развитие способствует воспитанию отзывчивости и внимательному отношению к родной природе, к своей родине, людям и вечной красоте. Знакомство с репродукциям...

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ».

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ»....

Познавательно творческий проект по изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет «Волшебный мир живописи»

Проблема: У детей недостаточно сформированы представления о разных жанрах живописи, скудные знания о творчестве русских художников.Цель: Развивать восприятие и понимание изобразительного искусства, тв...