Знакомимся с техникой «Пуантилизм» - рисование точками.
учебно-методический материал по рисованию на тему

Быковская Мария Александровна

Мастер-класс «Волшебная палитра».

Знакомимся с техникой «Пуантилизм» - рисование точками.

Описание: мастер-класс по рисованию предназначен для детей среднего и старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста, педагогов и родителей.

Цель: формирование и развитие художественно-творческих способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл пуантилизм мастер класс406.2 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Волшебная палитра».

Ведущий: педагог Быковская М.А.

Знакомимся с техникой «Пуантилизм» - рисование точками.

Описание: мастер-класс по рисованию предназначен для детей среднего и старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста, педагогов и родителей.

Цель: формирование и развитие художественно-творческих способностей.

Задачи:

познакомить детей с новой техникой рисования - пуантилизм;

развивать наглядно-образное мышление;

развивать мелкую моторику рук;

совершенствовать умение работать гуашью;

воспитывать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге.

Материалы: лист бумаги, гуашь, емкость с водой, ватные палочки, салфетка.

Для образца показаны работы различной сложности, а также репродукции картин художников – пуантилистов.

Ход работы.

На листы бумаги разного формата предварительно нанесены шаблоны для рисования.

В зависимости от возраста детей, им предлагаются варианты различной сложности. От небольшой картинки с минимальным числом деталей до картинки формата А4 с более сложной композицией.

Педагог показывает, как наносить цветные точки ватными палочками. Уточняет, что для каждого цвета – своя палочка. Цвета в технике пуантилизм не смешивают, точки разного цвета наносят близко друг к другу.

Примерные шаблоны:

Простые

Раскраски-штриховки-Детские-познавательные-раскраски-Штриховки-67.gif761977338.jpg

Сложные

1452189932_snegir_1_raskrasku.com.jpgraskraska-podvodnii-mir14.jpg

ПУАНТИЛИЗМ

19 и 20 века были богаты на новые направления в искусстве. Художники много экспериментировали, искали новые выразительные формы и возможности. И в результате таких поисков появился пуантилизм в живописи. Название стиля «пуантилизм» происходит от французского слова «точка». От этого же слова происходит, например, название балетной обуви – пуанты. Название связано с особенностями изобразительной техники. Пуантилизм в живописи, таким образом, можно обозначить как «точечный» стиль.

История пуантилизма

В конце 19 века французские художники вели активные исследования в области теории, физики и психологии цвета. Они хотели найти инструменты, которые максимально полно позволили бы автору передать свой замысел и эмоциональный посыл зрителю. Химическая теория цвета Эжена Шевреля о взаимном влиянии разных красок друг на друга и физическая теория Огдена Руда о смешении цветов дали толчок к новым опытам и поискам. Также в это время идут большие споры о психологии цвета, о его символизме и влиянии на психоэмоциональное состояние человека. Все эти научные изыскания привели к тому, что художники начинают по-новому подходить к живописной технике. В результате поисков и экспериментов в 1885 году появляется пуантилизм в живописи.

Метод и техника пуантилизма в живописи

Уже само название стиля говорит об особенностях манеры письма. Художник пишет маленькими квадратными мазками. Движение его кисти напоминает легкое порхание бабочки, которая лишь на мгновение касается холста и вновь отрывается от него. Но суть метода не только в особом наложении красочного слоя на поверхность полотна. Поиски особых воздействующих возможностей на зрителя породили пуантилизм в живописи. Французские художники под влиянием научных открытий в теории цвета и света, а также благодаря открытию фотографии, которая фиксировала момент бытия, начали экспериментировать с наложением красок на полотно. И пуантилизм был одним из вариантов новой техники. Краски в этом стиле не смешивались на палитре, как это было принято в классической живописи, а накладывались в исходном виде маленькими мазками. Причем рядом всегда соседствовали контрастные, согласно колористическому кругу, тона. Красный накладывался рядом с зеленым, желтый – с голубым и т. д. Это давало возможность глазу воспринимать живое ощущение воздуха и света. При восприятии картины человеческий глаз сам производил смешение красок, и получалось многоцветное произведение. Техника пуантилизма очень сложна и кропотлива. Она сходна по своей декоративности и трудоемкости с мозаикой. Но художников не пугал такой объем работы, так как он позволял решить поставленную художественную задачу.

Основатели

В 1885 году появился новый стиль в живописи – пуантилизм, его рождение связано, в первую очередь, с именем французского художника Жоржа Сера. Он был разочарован в классической живописной манере и стремился найти свой почерк. Для этого он активно изучал научные труды по теории цвета. Свои открытия в области цветоведения художник сначала сформулировал в теории хромолюминаризма, а позже обосновал новый подход – дивизионизм или пуантилизм. В 1884-86 годах он пишет огромное полотно, ставшее впоследствии очень знаменитым – «Воскресный день на острове Гранд-Жат». Ее размер – два на три метра, был рассчитан на восприятие на расстоянии. Работа стала классикой пуантилизма. К сожалению Сера не успел полностью развить свою теорию и воплотить ее в работах, он умер в молодом возрасте, и в дальнейшем направление связано с именем его ученика, бывшего импрессиониста Поля Синьяка.

Художники-пуантилисты

Именно Синьяк довел теорию до абсолюта и рассказал миру о том, что такое пуантилизм в живописи. Картинки-репродукции его работ появлялись в журналах и на открытках, так как были очень декоративными и необычными. Художник преимущественно занимался написанием пейзажей, и точечная техника позволяет ему достичь невероятной атмосферности и воздушности. Также Синьяк экспериментировал в графике и в черно-белой живописи. Успех и необычный эффект работ в стиле пуантилизма привлек внимание и других выдающихся живописцев. В точечной технике работал в конце жизни Камиль Писсарро, пробовал свои силы в этой технике В. Ван Гог. Известными пуантилистами стали Ш. Ангран, М. Люс, Т. ван Рейссельберге, А. Ложе, А. Э. Кросс. Этот стиль не утратил своей актуальности и доныне. Но такого массового пуантилизма, как на рубеже 19 и 20 веков уже не было. Самыми известными современными пуантилистами считаются Бенджамин Лаадинг и Мигель Эндара.

Работы в стиле пуантилизм

Классический пуантилизм в живописи представлен работами Жоржа Сера: «Цирк», «Корабли в море», «Купальщики в Аньере» и Поля Синьяка: «Гавань в Марселе», «Завтрак», «Венеция, розовое облако». А также экспериментальными работами Ван Гога «Сеятель и закат», А. Матисса «Попугайные тюльпаны», картинами К. Писсарро «Хэмптон», «Сенокос в Эраньи», «Дети на дворе усадьбы». Сегодня работы в этой технике – шедевры, за которыми охотятся музеи и коллекционеры. Ведь таких полотен немного, и они являются настоящими редкостями.

Раскраски-штриховки-Детские-познавательные-раскраски-Штриховки-67.gif

Раскраски-штриховки-Детские-познавательные-раскраски-Штриховки-67.gif

761977338.jpg

761977338.jpg

1452189932_snegir_1_raskrasku.com.jpg

raskraska-podvodnii-mir14.jpg

raskraski-dlya-malishei-dlya-detei-3-4-goda-7.jpg

kartinki-raskraski-dlya-detey-raspechatat-27.jpg

kartinki-raskraski-dlya-detey-raspechatat-27.jpg

raskraski-koshki-i-kotyta28.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по изобразительному искусству (нетрадиционное рисование – смешанная техника: пальчиковое рисование, пуантилизм(рисование ватными палочками), отпечаток вилками) в средней группе по теме «Первый весенний цветок»

Цель: обогащать и уточнять представления об окружающем мире, в том числе о цветке подснежнике.Задачи: продолжить знакомить детей с нетрадиционным способом изобразительной деятельности - рисование ватн...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники: «Пуантилизм» (рисование методом тычка) на тему:« Самый нежный цветок- подснежник»

- позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребёнка к письму.-формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования ( ребёнок успокаивается от ритма р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисованию) с использованием нетрадиционных техник (пуантилизм – рисование) для детей раннего возраста 2 -3 лет «Украсим рыбку»

Учить детей использовать в рисовании нетрадиционный способ (пуантилизм) - рисование ватными палочками, развитие творческих способностей, эстетического вкуса, интереса к рисованию, развитие мелкой мото...

Конспект образовательной деятельности в первой младшей группе «Капельки дождя» (с использованием нетрадиционной техники- «пуантилизм» (рисование ватными палочками)

Конспект образовательной деятельностив первой младшей группе «Капельки дождя» (с использованием нетрадиционной техники- «пуантилизм» (рисование ватными палочками)Программное...

Мастер-класс для воспитателей «Ожившая точка» техника «пуантилизм» в детском творчестве»

Сегодня мы с вами познакомимся с новой и очень интересной техникой рисования. Тема моего мастер – класса «Ожившая точка» техника «пуантилизм» в детском творчестве»....