ДПОУ "Радуга красок"
рабочая программа по рисованию (младшая группа) на тему

Заяц Анастасия Леонидовна

Развитие художественно-творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Радуга красок"216.37 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

На педагогическом совете

Протокол №2 от 24.09.2018г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ г.Нижневартовска

               ДС №5 «Мечта»

              ___________________ Е.В.Радзевика

           Приказ №    344   от _  24.09._2018г.


ПРОГРАММА ДПОУ

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

«РАДУГА КРАСОК»

                                                                                                                 

Руководитель: А.Л.Заяц

https://look.com.ua/pic/201210/1600x900/look.com.ua-60043.jpg

Нижневартовск

Паспорт программы

Наименование

Программа образовательной деятельности в рамках организации дополнительных образовательных услуг по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей «Радуга красок»

Составитель

Заяц Анастасия Леонидовна, воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 5 «Мечта»

Цель

Развитие художественно-творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования

Задачи

  • Знакомить детей раннего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования,  формировать интерес к изобразительной деятельности.
  • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами.
  • Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Ожидаемые результаты

В результате выполнения программы будет достигнуто:

  • формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Пояснительная записка

Художественное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что  художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. Наиболее эффективное средство для развития творческих способностей ребёнка в  детском саду - это изобразительная деятельность.

Применение техник нетрадиционного рисования при организации деятельности с детьми,   позволяет маленькому художнику,  отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу деятельности, вселяют уверенность ребёнка в своих силах.  

Создавая условия, побуждающие ребенка к изобразительной деятельности, овладение разными способами изображения предмета раскрываются творческие наклонности ребенка.

Работая   с детьми  дошкольного  возраста, осознаёшь, что   каждый ребёнок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.

Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки и т.д.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Реализация задач образовательной области «Художественное творчество» позволяет сформировать у детей интегративные качества, которые являются предпосылками универсальных учебных действий:

-  овладевший необходимыми умениями и навыками;

-  овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту;

-  любознательный, активный.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

 Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Использование  нетрадиционных  техник    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Начиная с раннего возраста, необходимо побуждать детей к творчеству, учить видеть мир в живых красках. В дошкольном возрасте активно используется игра. Вначале  с детьми обыгрывается сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.                                                                                                                                                                              Данное направление в работе с детьми считается актуальным, важным и необходимым, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.  Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. 

Цель кружка: Развитие художественно-творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи:

  1. Приобщать детей к изобразительному искусству; раскрыть природу изобразительного искусства как результат творческой деятельности человека.
  2. Знакомить детей раннего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования,  формировать интерес к изобразительной деятельности.
  3. Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами.
  4. Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
  5. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
  6. Формировать многоаспектный опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

  • оттиск печатками из овощей;
  •  тычок жесткой полусухой кистью;
  •  оттиск пенопластом;
  •  оттиск  поролоном;
  •  восковые мелки и акварель;
  •  свеча и акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисование ладошками;
  • рисование пальчиками;
  •  волшебные веревочки;
  •  кляксография;
  •  монотопия;
  • печать по трафарету.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети  неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается  умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Материал:

  •  акварельные краски, гуашь;
  •  восковые и масляные мелки, свеча;
  •  ватные палочки;
  •  поролоновые печатки;
  •  коктельные трубочки;
  •  пенопластовые печатки;
  •  матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  •  подставки под кисти; кисти.

Приемы и методы используемые на занятиях ИЗО кружка.

  • Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;
  • Практические – упражнения, игровые методы;
  • Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение;
  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы.

  • Организация выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
  • Оформление эстетической развивающей среды в группе и  т.д.

 

Условия реализации программы.

         Образовательная деятельность, в рамках организации дополнительных образовательных услуг, организуются в форме кружковой работы  и   дополняет содержание основной образовательной программы в ДОУ.

Кружок по ИЗО комплектуется из числа детей 1,6-3 лет.

Занятия проводятся во вторую половину дня.

Количество занятий в неделю -2, в месяц - 8, в год - 36 занятий + 12занятий в летний период.

Продолжительность одного занятия – 30 минут.

График работы кружка.

 Вторник – 16.25 - 16.55

 Четверг – 16.25-16.55

Ожидаемые результаты

 В результате выполнения программы будет достигнуто:

  •  формирование у детей раннего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях  дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Доступность использования  нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинали работу  с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой и т.п.,  а в последующем эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник. 

Календарно – тематический  план  занятий

кружка «Радуга красок»

Месяц

№ занятия

Тема

Техника

Программное содержание

Сентябрь

1

«Розовый букет»

Рисование тычками жесткой полусухой кистью

Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений.

2

«Кап-кап дождик»

Рваная аппликация.

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

3

«Божья коровка»

Лепка рельефная.

Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .

4

«Гирлянды из листьев»

Моделирование.

Привлекать детей к сбору природного материала и к занятиям с ним. Моделирование гирлянды способом нанизывания листьев на длинный шнурок. Создание коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем.

Октябрь

5

«Картинки на тесте»

Лепка и рисование на тесте (экспери-ментирование).

Создание изображений на пласте теста: отпечатки ладошек и разных предметов, рисование пальчиком. Сравнение свойств песка и теста.

6

«Дорожка для ежика»

Лепка.

Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по линии.

7

«Осенние листочки»

Аппликация с использованием салфеток.

Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

8

«Виноград»

Рисование пальчиками.

 Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Ноябрь

9

«Волшебные листочки»

Рисование.

Учить детей закрашивать вырезанные формы.

10

«Далматинец»

Лепка рельефная.

Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.

11

«Оладушки для мишки»

Лепка.

Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, выкладывание на импровизированную тарелочку.

12

«Первый снег»

Рисование ватными палочками.

Учить детей рисованию ватными палочками, белой гуашью на синей цветной бумаге.

Декабрь

13

«В гости к елочке»

Лепка рельефная.

Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.

14

«Дед Мороз»

Аппликация с использованием салфеток.

Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

15

«Зажигаем огоньки»

Рисование кисточкой.

Учить наносить яркие мазки на темный фон.

16

«Новогодняя открытка»

Аппликация.

Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию.

Январь

17

«Снеговик»

Аппликация из ватных дисков.

Учить детей  аккуратно намазывать клеем ватные диски, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию.

18

«Новогодний подарок»

Лепка.

Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, изображающего конфеты и печенье, выкладывание на импровизированную тарелочку.

19

«Мой любимый свитер»

Оттиск печатками из картофеля

Знакомить с техникой рисования, развивать воображение и инициативу. Закрепить умение украшать предмет различными печатками.

20

Февраль

21

«Валентинки»

Аппликация с использованием салфеток.

Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму сердца.

22

«Открытка к 23 февраля»

Аппликация.

Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика.

23

«Погремушки»

Лепка.

Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, «колбаски» и «мячики», соединять их между собой.   

24

«Веселый цирк»

Аппликация.

Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на рисунок с изображением цирка.

Март

25

«Открытка для любимой мамочки»

Аппликация из ватных дисков и палочек.

Учить детей  аккуратно делать форму цветка из ватног диска и палочки (калы), аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию букета.

26

«Мимоза»

Рисование пальчиками.

Продолжать учить детей рисованию пальчиками, учить рисовать, создавая форму цветка.

27

«Весенняя капель»

Рваная аппликация.

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

28

«Куклы неваляшки»

Лепка.

Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать одинаковые формы, соединять их в одну украшать их мелкими деталями.

Апрель

29

«Подснежники»

Рисование тычками.

Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

30

«Распустились первые листочки»

Лепка рельефная.

Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавая овальную форму, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .

31

«Веселый клоун»

Аппликация.

Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуру клоуна.

32

«Узор на полоске»

Аппликация.

Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя узор по собственному желанию.

Май

33

«Мать-и-мачеха»

Рисование тычками полусухой кистью.

Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

34

«Ручейки журчат»

Кляксография.

Развивать глазомер, путем покачивания листа с кляксой так, чтобы клякса развивалась в разные стороны.

35

«Домик»

Лепка.

Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, «колбаски», соединять их между собой, составляя домик.   

36

«Шарики воздушные - ветерку послушные»

Рисование.

Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру.

Июнь

37

«Разноцветные зонты».

Печать по трафарету.

Познакомить с новым методом – печатанью по трафарету. Развивать чувство ритма.

38

«Превращение ладошки».

Рисование ладошками.

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

39

«Цветы на грядке».

Оттиск поролоном.

Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования. Учить детей штампиками из поролона изображать цветы на грядке.

40

«Аленький цветочек».

Печать по трафарету

Закрепить навыки рисования, используя трафареты цветов, развивать эстетические чувства.

Июль

41

«Бабочка».

Предметная монотопия

Учить детей изображать бабочку в технике предметной монотопии, учить соблюдать симметрию. Развивать пространственное мышление.

42

«Весёлый осьминог».

Рисование ладошками.

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

43

«Одуванчик»

Рисование пальчиками.

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

44

«Гусеница»

Лепка.

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать пластилин в шарик, скреплять их между собой; закреплять знания основных цветов; формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику.

Август

45

«Полосатый коврик»

Аппликация.

Учить детей отрезать тонкие полоски. Аккуратно приклеивать их на картон.

46

«Волшебные листья».

Печатание листьями.

Учить создавать рисунки путем обмакивания в краску и  прикладывания листьев, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность.

47

«Веселые кляксы».

Рисование в технике кляксография.

Учить детей фантазировать, глядя на обычные кляксы, показывать им, как можно превратить эти формы в забавные образы. Развивать глазомер, фантазию, воображение.

48

«Солнышко с завитками».

Аппликация с элементами моделирования.

Учить детей приему накручивания полосок бумаги на карандаш, учить работать с формой круга (превращать круг в солнышко, приклеивая завитки). Развитие чувства формы , глазомера и мелкой моторики.

        С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Дети с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения.

         Образовательная деятельность, в рамках организации дополнительных образовательных услуг, направлена на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.  Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.  Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают   нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

        Данный опыт работы показывает, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.

Список литературы.

  1. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003..
  2. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] /Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с.
  3. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] /Т.С.Комарова.– М. :Мозаика-Синтез, 2005.
  4. Лыкова,  И.А.Изобразительная деятельности в детском саду. Ранний возраст [Текст]/И.А. Лыкова. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 152с.
  5. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.
  6. Рузанова, Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: [Текст] Ю.В.Рузанова. – Спб.: КАРО, 2007. – 160с.
  7. Румянцева, Е.А. Аппликация. Простые поделки / Е.А. Румянцева. – М.: Айриспресс,2011. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Магия красок"

исследовательская работа "Магия красок"...

Развлечение для старших дошкольников "Праздник красок".

Праздники, досуги, развлечения– важный фактор формирования маленького человека.  Взрослые не хотят жить без праздников, а уж дети – тем более. Через  звуки и движения ребёнок познаёт м...

Дидактическая игра для детей старшего и среднего дошкольного возраста на смешивание красок "КАКОЙ ЦВЕТ ПОЛУЧИТСЯ?"

Эта игра поможет вам в игровой форме закрепить знания детей о смешивании красок для получения новых цветов и оттенков.Эту игру я провожу на празднике "Вот и стали мы на год взрослее". Она проводиться ...

Перспективное планирование по кружковой работе "Радуга красок". Разработала Новосёлова Ольга Анатольевна

Перспективное планирование по кружковой работе в подготовительной группе МДОУ «Детский сад № 52 «Медвежонок» общеразвивающего вида» г.Кандалакша  «Радуга красок», разработан Новосёловой О. А.Ма...

Кружок по ИЗО - деятельности "Радуга красок"

В данном материале представлены перспективный план работы по кружковой работе и приложение....

"Волшебная страна красок"

Интегрированное занятие по познавательному развитию и рисованию нетрадиционным способом (поролоновой губкой и по трафарету)...

Семейный клуб по теме: "Много красок у меня, выбирай любую, ляпушку свою возьму, с мамой порисую…»

«Много красок у меня, выбирай любую, ляпушку свою возьму, с мамой порисую…» ,  сценарий занятия-развлечения в Семейном клубе ...