Главные вкладки

    «Интеграция видов изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных техник в рисовании».
    статья по рисованию (средняя группа) на тему

    Гурьянова Светлана Леонидовна

    В работе с детьми дошкольного возраста по образовательной области "Художественное творчество"необходимо использовать новые ,творческие подходы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema_dlya_samoobrazovaniya.docx20.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Интеграция видов изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных техник в рисовании».

    На мой взгляд,   в работе с дошкольниками  по  образовательной области «Художественное творчество» необходимо использовать совершенно нетрадиционные, новые подходы. В этом есть острая  необходимость.

    Почему?

    1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации             (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

    1. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" рекомендует неукоснительно соблюдать принципы дошкольного образования.

             Основные принципы дошкольного образования:

    -построение образовательной деятельности на основе индивидуальных    особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

    -содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

    - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

    -формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

    - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); и другие

     Одним словом в  современной педагогике активно ведётся поиск такой модели образования, которая содержит: с одной стороны, максимальный потенциал всестороннего развития детей при уменьшении психической нагрузки и, с другой – установку на восприятие дошкольниками окружающего мира в единстве его многообразных связей и отношений. Для повышения качества воспитательно - образовательного процесса в ДОУ необходимо использовать инновационные технологии.

    При этом задача родителей и педагогов помнить что: Игра -  является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7.ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Значит, необходима игровая технология!

            Современная педагогика  неразрывна, связана с понятием      интеграция.

    Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции, однако обозначилось как педагогическое явление сравнительно недавно, в 90-х гг. XX века.

    «интеграция» произошел от латинского integratio  - «восстановление»,

    «восполнение», от integer – «целый».

    Таким образом, интеграция - это сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у ребят способности самостоятельно проводить творческие исследования.

    Поэтому необходима игровая технология на основе интеграции

    В полной мере отвечают данным требованиям образовательная деятельность, на которой мы используем разные виды  изобразительной деятельности (рисование аппликацию и лепку), в том числе и нетрадиционные изобразительные техники. Каким образом можно превратить такую интегрированную образовательную область в игровую технологию я постараюсь продемонстрировать позднее.

    Взаимосвязь видов изобразительной деятельности - один из путей реализации интегрированного подхода к художественному воспитанию, педагогическое условие, обеспечивающее сочетание занятий разного типа.

    Интеграция видов изобразительной деятельности: дает возможность

    -ставить перед детьми сложные  задачи

    -  находить адекватные способы изображения, экспериментировать, сравнивать, проверять, искать новые пути

    -помогает наиболее полно раскрыть необходимые темы и показать любые явления с разных точек зрения, при этом значительно сокращая время

    -развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи

    -формирования у ребят способности самостоятельно проводить творческие исследования

    -ну и не менее важно, что позволяет превратить изобразительную деятельность  в настоящую игру, а значит получать от творчества огромное удовольствие и счастье.

    Ну а теперь от теории хотелось бы перейти к практике. И поделиться  некоторыми, на мой взгляд,  наиболее удачными и интересными вариантами использования интеграции видов изобразительной деятельности и нетрадиционных техник в рисовании.  

    Интеграция рисования, аппликации и лепки всегда помогало мне разнообразить процесс рисования, стимулировать интерес к моим занятиям и конечно совершенствовать детские работы. Особенно на занятия с малышами.

       Я для себя определила несколько вариантов интеграции видов изобразительной деятельности.
    Самый простой вариант, когда все виды  изобразительной  деятельности используются на одном занятии, помогают обыграть и раскрыть одну тему, но между   собой не      взаимодействуют

    Другой вариант, когда один вид изобразительной деятельности предшествует другому,  с целью получения более выразительного творческого продукта.

    Третий вариант, когда  большая часть создаваемого образа появляется,  например благодаря одному виду изобразительной деятельности, а небольшие, но важные детали дорисовываются, приклеиваются или лепятся

    Начнем с самых простых вариантов интеграции

            Интеграция разных изобразительных техник. Использование разных     изобразительных материалов позволяет создавать различные выразительные образы,  а также отрабатывать технические навыки.

            Интеграция рисования и нетрадиционных  изобразительных техник

    Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов,

         Интеграция рисования и аппликации в младшем дошкольном возрасте это настоящая игровая технология.

    Маленькие вкрапления другого вида художественной деятельности помогают довести нашу игру до конца, а результат сделать законченным. Дети любят, чтобы все у них было «по - настоящему ». А сделать многие моменты воображаемыми (например: представить крышечку понарошку), малышам еще порой трудновато в силу своих возрастных особенностей, хотя к этому мы и будем стремиться, и в  этом нам помогут аппликация и лепка.

          Интеграция рисования и лепки. Когда на рисунке появляются элементы или детали из пластилина это очень помогает создать выразительный образ. А также дорисовать те фрагменты на рисунке, которые являются наиболее значимыми и нам хотелось бы сделать самыми объемными.

            Интеграция нетрадиционных техник рисования и лепки

    Нетрадиционное рисование пластилином, лепка из бумаги или соленого теста в дополнение к рисованию ладошкой, пальчиком, бумагой и многие другие волшебные изобразительные материалы, позволяет ребенку погрузиться в атмосферу настоящего творчества.

          Интеграция нетрадиционного рисования и аппликации.

    Белоснежные ватные диски, переливающийся стеклярус, стразы, вата, дождинки  так и просятся на зимние пейзажи, открытки и новогодние поделки.

            Интеграция аппликации и лепки.

    У детей небольшой объем внимания и они не могут усидеть на месте, поэтому мы несколько раз на  занятии меняем вид деятельности и выполняем разнообразные действия с разными материалами. Деткам хочется всегда  попробовать все и сразу, а мы как раз предлагаем на занятиях на выбор разнообразные материалы и всем этим не просто можно, а  даже нужно воспользоваться.

             Интеграция рисования, аппликации и лепки.

    Возможность выбора материала для рисования, или  даже вида изобразительной деятельности в полной мере реализует на практике право свободы выбора ребенка и право иметь свое мнение

    Итак:

     На мой взгляд,  интеграция видов изобразительной деятельности  помогает значительно усовершенствовать педагогический процесс в изобразительной деятельности:
    - четкость, компактность, сжатость учебного материала;
    - продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
    - взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
    - большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на занятии;
    -  учет возрастных особенностей детей младшего возраста.

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

    предлагаю вашему вниманию материал из опыта работы по  использованию           нетрадиционных техник рисования...

    Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

    «Интеграция видов изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных техник в рисовании».

    В работе с детьми дошкольного возраста по образовательной области "Художественное творчество"необходимо использовать новые ,творческие подходы....

    ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» на 2018-2019 учебный год

    Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала че...

    Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»

    Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...

    Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»

    Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...

    Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

    Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...