Конспект ОД художественно-эстетическое развитие по теме: «Ласковое солнце в маму превратилось»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Подгорская Ирина Михайловна

знакомить с портретной живописью, через восприятие портрета, понимать состояние и настроение человека, использовать полученные знания в собственном творчестве;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mama.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 35 муниципального образования Каневской район

Конспект

ОД

художественно-эстетическое развитие

по теме:

«Ласковое солнце в маму превратилось»

(для детей подготовительной группы)

Занятие разработала Подгорская И.М., воспитатель МБДОУ д.сад  №35

Возраст воспитанников: старший дошкольный.

Виды деятельности: коммуникативная, изобразительная познавательно – исследовательская, игровая.

Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Опорные схемы - «эмоции», шаблон -  силуэт «Портрет»

Цель: вызвать у детей желание нарисовать портрет мамы.

Задачи:

-  знакомить с портретной живописью, через восприятие портрета, понимать состояние и настроение человека, использовать полученные знания в собственном творчестве;

- развивать творческое воображение, продолжать освоение действия детализации;

- учить правильно располагать части лица, передавать в рисунке некоторые черты облика (цвет глаз, волос), закреплять приёмы рисования красками: всей кистью и её кончиком, развивать самостоятельную творческую активность; 

- воспитывать чувство любви и уважения к матери.

Оборудование: на отдельном столе для выбора – цветные карандаши, восковые мелки, кисти -  средний и маленький номер; акварельные краски, палитра, вода, салфетка, репродукций картин известных художников.  Доска, мел, ластик, простой графитовый карандаш, шаблон - силуэт «портрет силуэт», опорные схемы, карточки «эмоции», карточки -маркеры. Предварительная работа: знакомство с портретом, как жанром живописи. Рассматривание фотографий в альбоме «Наши мамы». Знакомство с репродукциями портретов из учебно-наглядного пособия для детей старшего дошкольного возраста «Дошкольникам об искусстве» Т.Н. Дороновой, беседы о наступающем празднике День Матери. Работа с опорными схемами.

Ход занятия.

Воспитатель: здравствуйте, ребята, сегодня я приглашаю вас посетить выставку (репродукций портретов), а я буду вашим экскурсоводом.

(среди репродукций будут   находиться фотографии мам).

Звенит колокольчик……

Предлагает вниманию детей куплет из детской песенки Г. Гладкова:             Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на вас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Или смотрит балерина,

Или Вовка твой сосед,

Обязательно картина

Называется…. (портрет)

Воспитатель: обратите внимание на эти репродукции портретов, вы ничего не обычного не заметили? (Среди репродукций портретов дети увидели фотографии мам, а не портреты мам).

Ответы детей: (как жаль, что это лишь фотографии мам, а не портреты…)

Воспитатель: (какие вы внимательные, наблюдательные)

Народная мудрость гласит: «Мать как солнышко: и пожалеет и обогреет, и путь укажет». Мы любим маму за заботу, любовь и нежность к детям. Вспомните, какой праздник мы ждем?

Д.:(ответы).

День Матери (бывает женский день весной, а этот пал на осень)

В этот день дети дарят подарки.

Воспитатель:

Хотели бы вы что-то подарить своим мамам?

Какой сюрприз можно приготовить?

Д.:(ответы).

Воспитатель: 

Просить у солнышка тепла?

Да нет, мы не попросим, ведь наше солнце – это мама

Всегда теплом согреет.

Предлагаю пригласить мам на нашу собственную выставку.

Как вам эта идея? Вам придется потрудиться и маме в ласковое солнце превратиться.

Поговорим о портретах – чтобы нарисовать художнику портрет необходимо быть наблюдательным. Ведь портрет отражает не только внешнее сходство, но настроение, мимику, черты лица. Портрет – это изображение одного человека или группы людей).

Обращается к одному из детей: «Какой из этих портретов тебе понравился?»

(Ребенок указывает на портрет, рассказывает о том, что изображено) 

Воспитатель: обратите внимание на другие портреты. Скажите, кто здесь изображен?

Ребята, как художник изобразил?  (какие вы внимательные ребята; почему вы так решили?

Ответы детей…

Воспитатель: верно, а сейчас посмотрите на эту репродукцию. Вы   знаете кто это?

Ребенок: (ответ)

Воспитатель: да,это знаменитый человек. Его знают все люди. Как вы думаете, какое выражение глаз у Пушкина на портрете?

Ребенок: (задумчивое, он смотрит вдаль).

Воспитатель: ребята, а сейчас я хочу, чтобы вы обратили внимание на этот портрет. Посмотрите какие у нее глубокие морщинки на лице, художник нам показал ее какой?

Ребенок: обрая, ласковая, заботливая, уставшая).

Воспитатель: а вот и последняя картина. Как вы думаете, кто здесь изображен?

Ребенок: (мама с маленьким ребенком).

Воспитатель: верно. Скажите мне, пожалуйста, какое у них настроение?

Ребенок: (радостное)… .

Воспитатель: как вы определили их настроение? Как вы думаете, чему они радуются?

Ребенок:     1. Радуется солнечному дню, маме.

          2. Мама счастлива, что малыш здоров и весел, он не плачет.

Воспитатель: ребята, вы все видите и замечаете.

Воспитатель:

Ребята, мы увидели портреты, они различаются:

– в полный рост

– по пояс

– погрудный

– портрет головы

Воспитатель: 

На свете добрых слов живёт не мало,

Но всех добрее и важней – одно:

Из двух слогов простое слово «мама»,

И нету слов роднее, чем оно!

У каждого из вас   есть мама, а какой она   бывает, мы сейчас узнаем.

Дружно вместе в круг вставайте, своё место занимайте,

Тот, кто мяч поймает на мой вопрос отвечает!

(Дети встают в круг, проводится дидактическая игра «Какая мама?)».

Воспитатель:

Если мама улыбается – Какая мама?…(улыбчивая);

Если мама грустит –  Какая мама? …(грустная);

Если мама смеется -  Какая мама? …(веселая);

Если мама злится – Какая мама?...(злая);

Если мама задумалась – Какая мама?...(задумчивая);

Если радуется жизни? Жизнерадостная;

Если желает добра? Доброжелательная;

Если у мамы длинные волосы? Длинноволосая;

Если у мамы белое лицо? Белолицая;

Если у мамы круглое лицо? Круглолицая;

Если у мамы черные брови? Чернобровая;

Если у мамы большие глаза? Большеглазая;

Дети, вам хочется нарисовать портрет самого дорогого и любимого для вас человека – портрет своей мамы -  веселой и счастливой?

Воспитатель: ребята, предлагаю тренировку! - (устное рисование лица при помощи пальчика)

-  вспомните

Какой формы голова? (обвести пальцами голову).

Положите руку на лоб.  Глаза у человека расположены ниже лба, на середине лица. Какой они формы? (овальные с острыми уголками).

(В. -  рисует мелом на доске овал и посередине его глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза).

Внутри глаза цветной кружок, а внутри него маленький черный кружок – зрачок.

Какие глаза у твоей мамы Маша? (коричневые глаза).

Если у твоей мамы коричневые глаза, то она кареглазая.

А у твоей мамы, Саша, какого цвета глаза? (голубые).

Если у твоей мамы голубые глаза, то  она какая? (голубоглазая) и т. д.

Посмотрите, что находится над глазами? (брови).

Это дугообразные полосы. А вот нос у человека такого же цвета как лицо. Поэтому нужно нарисовать только кончик носа посередине расстояния от глаз до конца лица. А вот губы находятся посередине расстояния от кончика носа до конца лица.

Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме отличается от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна (В. - на доске мелом рисует губы). А ниже губ до конца лица находится подбородок.

А теперь расскажите, где расположены глаза? (Посередине лица, ниже лба, но выше кончика носа).

Кончик носа? (посередине от глаз до конца лица, ниже глаз, но выше губ).

Губы? (посередине от кончика носа до конца лица, ниже кончика носа и выше подбородка).

Воспитатель: вы правильно все отметили.

Внимание, сейчас мы отправимся в необычное путешествие.

Этюд:

Представьте себе, что мы оказались в тёмном лесу вместе с Алёнушкой. Тихо и мрачно кругом! Только неожиданно громко ухает филин. Как мы испугались! Сжались все в комочек, голову втянули в плечи, застыли. Брови подняли вверх, глаза широко раскрыли. Боимся даже вздохнуть. Как страшно! Как мы можем прогнать страх? (погладить по руке, улыбнуться, обнять...).

Воспитатель: открывайте глаза, ребята, возвращайтесь из мира своих фантазий, вам удалось найти то   самое настроение с которым вы будете рисовать портреты?

Покажите свое настроение   выражением лица.  Помощником в работе вам будут схемы «алгоритм».

Подобрать вам несложно,

Ошибиться правда можно.

Мама будет очень рада,

Эта схема из дет сада. (Показ карточек «эмоции)»

Задание: ребята, а какие бы вы хотели использовать цвета и оттенки для изображения портретов?

Предлагаю собрать палитру - (дети пользуются цветными карточками -маркерами).

(Молодцы, вы справились и с этим заданием, выбрали яркие и сочные цвета).

Рефлексия: ребята, представьте   что вы сегодня художники «портретисты», что в портрете вы может передать?

Д.: (характер, настроение, возраст…)

Какие цвета и оттенки вы желали бы использовать для изображения своих мам на портретах?

Воспитатель: ребят, я знаю что вы любите рисовать, и сегодня вы будете художниками портретистами, думаю   что у вас   получится. Может кто- то из вас станет великим художником. Желаю вам интересной, творческой работы!

 Самостоятельная работа детей.

(В помощь детям предлагаем, шаблон «силуэт погрудного портрета» опорные схемы поэтапного изображения лица).

Ребята, рисуйте тонкими линиями, что бы лишние или не точные линии легко было убрать ластиком. Напомнить приёмы рисования кистью: всей кистью и её кончиком, обращаю внимание на посадку детей за столами (осанки, ноги).

Воспитатель: теперь представьте себе свою маму и начинайте рисовать.

Нарисовав половину рисунка, предлагаю физминутку – «Дружно маме помогаем".

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту).

Продуктивная деятельность продолжается.

 Итоги занятия (осмысление): (Портреты вывешиваются. Все подходят и рассматривают работы).

О ком сегодня мы с вами говорили?

 Какой праздник мы ждем?

Что рисует художник-портретист?

Какой вы изобразили маму?

С чем сравнивают маму?

С какими трудностями вы столкнулись во время рисования?

Вам понравилось рисовать свою маму?

Воспитатель: 

Вы портрет нарисовали мамы

Акварелью на листе.

И, пускай, портрет без рамы,

И, пускай, не на холсте.

Удалось не всё в портрете,

Но для мамы дорогой

Вы старались-ведь на свете

Лучше мамы нет другой.

Все мамы на портретах получились красивыми, потому, что вы их любите, а  портреты  символизирует вашу любовь к ним. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Сейчас по кругу от меня пойдёт «тепло», то есть я с закрытыми глазами легонько пожму своему соседу руку, он – следующему, и так по кругу. Нам всем стало хорошо и приятно. Подарите портреты мамам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Аленький цветок для мамы»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Аленький...

Конспект НОД художественно – эстетическое развитие На тему: «Портрет мамы» для детей старшей группы

Конспект НОД художественно – эстетическое развитиеНа тему:  «Портрет мамы»для детей старшей группы...

КОНСПЕКТ интегрированной организованной образовательной деятельности по речевому +художественно-эстетическому (конструирование) развитию на тему: «Жил-был самолетик»

Цель: формирование творческой познавательной деятельности детей посредством конструирования.Задачи:Образовательные:- Познакомить детей с элементарными сведениями о возникновении и развитии авиации.- В...

КОНСПЕКТ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ НА ТЕМУ: «БАРАНОЧКИ-КАЛАЧИ»

Конспект по художественно-эстетическому развитию (рисованию гуашью) в первой младшей группеПрограммные задачи:Образовательная: Учить рисовать круг - замыкать линию в кольцо. Закрепить технику и правил...