НОД по ОО "Художественно-эстетическому развитию" (Рисование) в старшей группе на тему "Украшение национальной одежды тувинским узором"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Хомушку Анджела Дозур-ооловна

НОД по ОО "Художественно-эстетическому развитию" (Рисования)  в старшей группе на тему "Украшение национальной одежды тувинским узором"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyvahep.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад – «Аржаан» компенсирующего вида для детей с туберкулезным интоксикацией с.Кызыл-Мажалык Республики Тыва

Конспект НОД

по образовательной области

«Художественно-эстетическому развитию»

 (рисование)

в старшей группе

на тему:

«Украшение национальной одежды тувинским узором»

Выполнила воспитатель:

 Хомушку Анджела Дозур-ооловна

с.Кызыл-Мажалык,2018г

Тема: «Украшение национальной одежды тувинским узорам».

Цель: познакомить детей  с нетрадиционной техникой  используя  манную крупу.

Задачи:

Образовательный: закрепить знания детей о тувинских узорах в одежде; пробудить интерес к традициям тувинцев и о Туве;

Развивающий: развивать творческое воображение, связную речь, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность.

Воспитательный: воспитывать любовь, уважение к культуре и быту своего народа. Воспитывать интерес к творчеству.

Оборудование: телевизор, ноутбук,  тувинская кукла, картинки (слайды) тувинских узоров и  национальное женское платье «Тон», тувинская музыка, видео о Тыве.

Раздаточный материал: клеенки для занятий по рисованию, шаблоны тувинской национальной одежды  «Тон»,  клей карандаш, пластиковые тарелочки, ложечки, цветная манная крупа.

Методы и приемы:

Наглядный метод (просмотр мини - видео о Туве, слайд картинки об узорах, картинка тувинская национальная одежда «Тон»)

Словесный метод: (художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя, объяснение.)

Практический метод (рисование узора «Илбек хээ» с использованием манной крупы)

Игровой метод: физминутка, тувинская пальчиковая гимнастика «Матпаадыр».

Словарная работа: угулза, тыва тон.

Предварительная работа:  наблюдение за национальной одеждой (узоры, орнаменты); беседа с детьми.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель. Дети, посмотрите у нас гости, давайте, мы с ними поздороваемся по тувинскому обычаю. (Дети подходят к взрослым и протягивают руки ладонями вверх, а старшие ладонями вниз, руки на уровне локтя.)

(Дети поздороваются со взрослыми по-тувински, звучит тувинская народная песня).

- А теперь давайте поздороваемся друг с другом.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Стук в дверь)

Воспитатель. Ребята, к нам кто-то стучится, я пойду, посмотрю кто там. Дети, к нам сегодня в гости пришла Олчей.

( Кукла в тувинском национальном одежде)

Олчей: Здравствуйте, дети. (Здравствуйте!)

-  Мне сказали что, дети детского сада «Аржаан» очень умные. Вот и я пришла сюда с помощью. Вы знаете скоро тувинский праздник «Шагаа»  и я хочу подарить своим подругам тувинскую одежду «Тон», но одна не смогу, не успею. Поможете мне, дети? (Да)

Олчей: Но, сначала ответьте мне на мои вопросы.

 - Дети, в какой республике мы живем? (Республика Тыва)

-  А как называется жителей республики Тувы? (Тувинцы)

Воспитатель: Дети, а Олчей хочет вам показать видео о Туве.  Хотите посмотреть? (Да)

(Показ мини - видео о Туве).

- Воспитатель: Дети, о ком говорится на мультике? (о Туве)

- А какая национальная одежда тувинцев? (Тувинская)

- Вот посмотрите. Это тувинская национальная одежда  «Тыва тон». Она очень красивая, теплая, уютная. В ней есть тувинские узоры. Тувинцы украшали с узорами не только одежд, но и мебель юрты, домашних утварей ит.д. А сейчас я вам предлагаю рассмотреть фотографии.

 (просмотр на интерактивной доске фотографий тувинской юрты, домашней утвари разукрашенные тувинским орнаментом)

2.Основная часть.

Воспитатель: Дети, что вы видите? (Тувинские узоры)

- Да дети, это узоры тувинской росписи. Посмотрите, какие они красивые яркие. Дети, узоры тувинской росписи делятся на такие элементы как: геометрические, растительные, роговидные. (Показываю) В народе, дети, все эти народные узоры имеют свое символическое значение. Геометрические узоры - отгоняют злых духов, роговидные узоры – приумножение скота, растительные узоры – благополучие. Каждый узор имеет свое название: (Воспитатель показывает узоры и называет).

Олчей: Очень красивые узоры. Давайте еще раз назовем узоров. (Дети повторяют  название узор сначала индивидуально, потом хоровыми ответами). Но мне больше всего понравилась узор «Илбек-хээ». Я хочу украсить тувинскую одежду «тон» с «илбек-хээ».

Воспитатель: Прежде начать рисовать давайте дети поиграем в  пальчиковую игру, чтобы наши пальчики не уставали.

Тувинская пальчиковая гимнастика «Матпаадыр».

Матпаадыр паштаныр,

Бажы-курлуг мал кадарар,

Ортаа-мерген от салыр,

Уваа-шээжек уруг алыр,

Биче-боовей буурек чип, чээрген чыыр.

Кылбас-тутпас чувези чок

Кызыл- маадыр алышкылар. (салааларны состер бурузу биле денге, ажылдадып чугааланыр).

Арбай-хоор, арбай-хоор,

Кып-кыры, оп-ожун, чап-чарын,

Кижиргенчиг колдуктар.

Воспитатель:  Ребята, Олчей хочет, украсит тыва тон с узором «илбек хээ». Давайте поможем Олчею. (На экране картинка девушки,  на  тувинском национальном одежде «тыва тон»).

- У вас есть готовые силуэты «тыва тон»  и вы нарисуете на них узоры.

Объяснение и показ воспитателя.

Воспитатель. Показ образцов «тыва тон» с элементами тувинского национального узора.

- Для того чтобы нарисовать  узор нужно сначала нанесем на картон кистью слой клея и рисуем узор. Пока клей не высох, насыпаем сверху густой слой манной крупы равномерным слоем. После этого, нужно дать просохнуть картине.

- А сейчас, дети, подвиньте к себе силуэт  и  начинайте рисовать.

Во время самостоятельной работы детей негромко звучит аудиозапись с тувинской музыкой.
В процессе самостоятельной деятельности детей следить за правильными приёмами рисования элемента, правильным использованием изобразительных материалов, осанкой детей. По мере необходимости оказывать помощь.

Физминутка

Юрта, юрта –  (дети встают со стульев)

Круглый дом,  (шагают на месте)

Побывайте в доме том! (разводят руки в стороны)

Гости явятся едва, - в печку прыгают дрова. (прыжки на месте)

Печка жарко топится    (дети хлопают в ладоши)

Угостить торопится.  (присели, встали)

Ладушки, ладушки   (хлопают в ладоши)

Круглые оладушки   (снова шагают на месте и тихо садятся на стульчики).

Воспитатель: - Молодцы, дети. Чья работа очень красивая? (Ответы детей). Вы сегодня очень хорошо работали. Олчей очень радуется, что вы ей помогли. Но ей  пора домой. Хочет подарить их с празником Шагаа своим друзьям.  Давайте  с ней попрощаемся. Досвидания, Олчей!  Еще раз приходи к нам в гости.

Олчей: До свидания, дети. Спасиба вам, я очень рада, что помогли мне. Если не вы я бы не смогла и не успела бы. Хочу подарить вам вот эти вкусные боорзаки.

3. Итог занятия.

Воспитаетль: Ребята, какая интересная работа получилась у нас? 

- С каким узором мы сегодня познакомились? (с «илбек-хээ»).

- Что мы  украшали? (тувинскую национальную одежду «тыва тон»).

- После украшения, какая она стала? (очень красивой).

- Вам понравилось сегодняшнее занятие?  (Да).

- Вы сегодня молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) с детьми старшей группы по теме: «Путешествие по повести К. Булычева. «Тайна третьей планеты»

Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) с детьми старшей группы по теме:«Путешествие по повести К. Булычева. «Тайна третье...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей старшей группы с использованием игровых, здоровьесберегающих, личностно – ориентированных технологий. Тема: «Зимняя берёза»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию (рисование)для детей старшей группы  с использованием игровых,здоровьесберегающих, личностно – ори...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно-эстетическое развитие (рисование) для детей старшей группы на тему «Воздушный шар»

Целью данной работы является закреплние умения детей рисовать акварелью.Задачи:Образовательные:Закреплять умение детей набирать густо акварель на кисть, промакивать кисть на салфеткеСпособствовать акт...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей старшей группы «Вечерний город»

Конспект занятия по художественно-эстетическомуразвитию (рисование) для детей старшей группы«Вечерний город»  Цель:  способствовать художественно-эстетическому развитию дете...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей старшей группы детского сада

Память о блокаде – это очень трудная память. Об этом почти невозможно вспоминать, трудно писать, сложно рассказывать. Однако мы все понимаем, как важно сохранить эту историю, донести ее до новых...