Конспект ООД "Секреты русского сувенира"
план-конспект занятия по рисованию

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekrety_russkogo_suvenira.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми старшей группы

Тема «Секреты русского сувенира»

Задачи:

1.   Продолжать знакомить с предметами хохломской росписи.

2. Познакомить с видом хохломской росписи «травка» и ее элементами: «осочка», «капельки», «усики», «завиток», «кустик».

3.   Дать представление о цветовой гамме орнамента.

4.   Учить рисовать орнамент «травка».

5.   Продолжать совершенствовать приемы работы с красками.

6.  Закреплять умение рисовать всей кистью и кончиком кисти, регулируя ее положение и силу нажима на кисть.

7.   Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.

8.   Познакомить с новыми словами: «осочка», «перпендикулярно».

9. Активизировать словарь: «чаша», «солоница», «поставок», «тулово», «спираль», «капельки», «усики», «завиток», «кустик».

Подготовка:

1.   Потребуются:

•    хохломская посуда;

•    краски гуашевые (желтая, красная, зеленая и черная);

•    кисти беличьи № 2 и № 3;

•    непроливашка;

•    салфетки фланелевые.

2.   Проводится занятие по знакомству с хохломской росписью.

3. Создается уголок «Золотая хохлома» из предметов мини - музея и принесенных из дома.

НОД:

Дети и воспитатель рассматривают посуду хохломской росписи.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти предметы. Кто знает, как они называются?        

Дети отвечают.

Воспитатель: Где и из чего их изготовили?

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно они сделаны из дерева и расписаны художниками - мастерами. Давайте внимательно рассмотрим эти предметы. На круглых золотистых боках хлебосольной чаши изображены ярко - красные и черные травинки, по тулову вазы изгибаются нежные листики и веточки с упругими, словно блестящими на солнце, ягодами черной смородины. На поверхности сахарницы, солоницы и подставка - так называется цилиндрический сосуд с крышкой - расцветают и вовсе нигде не виданные золотые цветы. Огненно -красный цвет посуды и золотое сияние узоров действительно вызывают ощущение жаркого пламени, огня. И недаром огонь превратил деревянные поверхности этих вещей в золотые. Почему предметы, о которых пойдет речь, называются хохломой? Как рождаются они под руками умелых мастеров и чем отличаются от других произведений народного искусства? Ответы на эти вопросы звучат в строках русской песни.

Как за Волгой яр хмель

Над кусточком вьется.

Перевился яр хмель На нашу сторонку.

Как на нашей сторонке

Жилье пребогато:

Серебряные листья, цветы золотые.

Как горячо нужно любить свой край, чтобы сочинить такую песню! Как нужно глубоко чувствовать и видеть все, что тебя окружает, чтобы выразить это в песне и рисунке. Гуляя по лесу, берегом реки, удивляешься обильному разнотравью родных лугов, над которыми в летний зной стоит сладкий медвяный аромат гудят на все голоса лохматые труженицы - пчелы. Ляжешь на эту землю и начнешь рассматривать травинку за травинкой, цветок за цветком, листок за листочком - сколько их непохожих и похожих друг на друга. Тут и кудрявые ветки муравки, и гибкие сабельки осоки. Все они стремятся вверх, навстречу солнцу. Всем сердцем любя родную строну и любуясь ею, русские люди не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавший простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти вещи - красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. Сейчас мы начнем учиться передавать элементы хохломской росписи в рисунке. Мастера вовсе не стремились показать растения в точности такими, какими видели их в лесу, на поляне. Хохломские изображения декоративны: они в самом общем виде передают красоту живой жизни, украшая предметы растительным орнаментом. Это - узор из цветов, трав и ягод. Хохломские художники так и говорят: «Пишу под растительный орнамент». Существует несколько его видов. Самый старинный и любимый художниками - «травный орнамент», или просто «травка». Это удивительные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, пять и более кустиков. Отдельная «травка» напоминает осоку. Один из видов этого орнамента так и называется «осочка». «Травка» обычно пишется красным и черным цветами. Ее основные широкие листья сочны, потому что на кисточку берется много краски и она ложится плотно. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от ветра. «Травка» -обязательная часть любого растительного орнамента хохломы. Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой «травки» художник помещает ягодки, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется «травным» или именем ягодки или цветка. Сегодня мы будем учиться рисовать простейший элемент травного орнамента. Воспитатель показывает орнамент, дети рассматривают его.

Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом. Кисточку надо держать тремя пальцами, перпендикулярно поверхности листа, т.е. ручка кисти смотрит вверх, в потолок. «Осочка» выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз. «Травинки» рисуются плавно, с утолщением. «Капельки» рисуются всем вам известным приемом примакивания. «Усики» рисуются в виде непрерывной линии, закрученной в спираль. «Кустик» - наиболее сложный элемент «травки» выполняется из простых «осочек», расположенных симметрично на бумаге, т.е. на одном расстоянии друг от друга.

После показа дети выполняют работу самостоятельно, под русскую народную музыку. В конце занятия дети выкладывают свои орнаменты на общий стол и рассматривают их, отмечая лучшие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг для старшего дошкольного дошкольного возраста "Русский сувенир"

Знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством.  Данное занятие направлено на воспитание уважительного отношения к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство ру...

Сценарий развлечения "Русский сувенир"

Познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора.Оказывать содействие накоплению эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.  ...

Конспект интегрированного занятия "Русский сувенир"

Конспект интегрированного занятия по народному декоративно - прикладному искусству...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы по народному декоративно-прикладному искусству на тему: «Русский сувенир»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы по народному декоративно-прикладному искусству на тему: "Русский сувенир"...

Конспект интегрированной ООД: развитие речи, основы науки и естествознания, рисование в старшей группе на тему: «Русский сувенир - Матрёшка.»

Конспект  интегрированной ООД: развитие речи, основы науки и естествознания, рисование в старшей группе на тему: «Русский сувенир - Матрёшка.»...