Методические разработки по ИЗО "Развитие художественного восприятия, творческого воображения, эмоциональной сферы детей на занятиях по изодеятельности, с использованием музыки, литературы и психогимнастики"
методическая разработка по рисованию

Федотовская Елена Сергеевна

Методические разработки по ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrabotki_po_izo.docx61.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальная Бюджетная Дошкольная Образовательная Организация

Центр Развития Ребёнка

детский сад № 17 «Василёк»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

на тему: «Развитие художественного восприятия, творческого воображения, эмоциональной сферы детей на занятиях по изодеятельности, с использованием музыки, литературы и психогимнастики»

Педагог дополнительного образования

по изобразительной деятельности:

Федотовская Е.С.

г. Лобня-2018  

Содержание 

I. Введение. Интеграция на занятиях по ИЗО............................................... 2 

II. Теоретическая часть 

1. Психологические процессы 

а). 3-4 года.................................................................................... 7 

б). 4-5 лет...................................................................................... 8 

в). 5-7 лет..................................................................................... 10 

2. Игровые методы и приемы.............................................................. 13 

3. Цели и задачи.................................................................................... 18 

4. Методические принципы................................................................. 19 

III. Методические рекомендации 

1. 3-4 года............................................................................................... 22 

2. 4-5 лет................................................................................................. 24 

3. 5-6 лет................................................................................................. 27 

4. 6-7 лет.................................................................................................. 31 

5. Примерный план занятий в старшей группе................................... 36 

IV. Литература.................................................................................................. 50 

Провозглашенный в последнее время принцип гуманизации и гуманитаризации образования, в том числе и дошкольного, способствовал признанию приоритета личности ребенка, его права на проявление своих интересов и взглядов. И, следовательно, появляется множество программ художественного, эстетического, интеллектуального развития и воспитания личности дошкольника. 

Однако очень часто полученные детьми знания остаются разрозненными сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку, в результате чего дети не всегда целостно воспринимают не только учебный материал о предмете, явлении, но и, к сожалению, всю картину окружающего мира. 

Поэтому, чтобы преодолеть эти противоречия, свою работу я построила на интеграции эстетических видов деятельности, т.к. интегрированная модель обучения, ориентирована на потенциальное развитие личности, личностно ориентированное обучение и воспитание дошкольников с учетом их склонностей и способностей. 

Интегрированное обучение является одновременно как целью, так и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает дошкольникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем её разнообразии. Интеграция как средство обучения детей способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний, является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Кроме того, интенсифицируя учебный процесс, интеграция способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости дошкольников за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия, а также позволяет наиболее полно задействовать оба (левое и правое) полушария головного мозга, обеспечивающие полное развитие личности ребенка. Так же интегрированные занятия повышают мотивацию; способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон; позволяют систематизировать знания; обладают большой информативной ёмкостью. 

Моя работа основана на интеграции не только изобразительного искусства и музыки, но и других видов искусства: театра, литературы, народного творчества, а также некоторых содержательных основ других видов деятельности: природоведческой, речевой, трудовой, математической, экологической. Так как все прекрасное не оставляет детей равнодушными. Дети любят и сказку, и рисование, и музыку, и лепку, и танцы, и театр - все виды искусства, не сосредотачиваясь на одном – двух. 

Взаимодействуя между собой виды искусства дополняют друг друга, раскрывают образ с разных сторон, наполняя жизнь ребенка яркими впечатлениями, оставляя след в его эмоциональной памяти и воплощаясь в детском рисунке. 

Еще К.Г. Юнг утверждал, что изобразительная деятельность является внутренней потребностью человека. Известный арт-терапевт М. Наумбург отмечает, что наиболее важные мысли и переживания человека прежде всего проявляются в виде образов. 

Согласно многочисленным исследованиям отечественных педагогов и психологов детский рисунок является своеобразным аналогом речи. В частности, Л.С. Выготский называл детское рисование графической речью. Ребенок в большинстве случаев затрудняется в вербализации своих чувств и переживаний. Для него более естественной является невербальная, в том числе изобразительная экспрессия. Его творческие силы, по словам Л.С.Выготского, сосредотачиваются на рисовании, так как именно оно позволяет ребенку наиболее легко выразить то, что им владеет. Но для ребенка рисование не только средство «изображения» тех или иных образов, занимающих внимание ребенка, средство эстетического творчества, - оно является техническим введением в сферу, где мы можем творить, созидать нечто объективное, реальное. В процессе изобразительной деятельности, дошкольники, изучая и наблюдая строение объектов изображения, их пространственное положение, форму, пропорции, цвет, светотень, вместе с тем одновременно познают и законы красоты, которые содержатся в форме, пропорциях, цвете и выражаются в плавности, изяществе линий и очертаний, гармоническом сочетании цветовых пятен. Дети учатся видеть и слышать гармонию цветов, линий, звуков, у них пробуждается любовь и интерес к красоте окружающей природы. 

Музыка не материальна, невидима, абстрактна и очень чувствительна. Музыка есть движение, происходящее сегодня и сейчас (в отличие от живописи и архитектуры). Она помогает ребенку сориентироваться в мире своих эмоций, ищет выход из подсознания, стремясь обрести плоть стать видимой. Эмоции, усиленные музыкальным произведением, порой оформляются в конкретный художественный образ. 

Интегрируя друг с другом, изобразительное искусство и музыка не только органически дополняют друг друга, но и углубляют понимание их художественного образа, эмоционально обогащают его восприятие. Средства изобразительного искусства открывают широкие возможности для того, чтобы выразить в линиях, красках, оттенках чувствование музыкального ритма, настроения, душевного состояния, вызванного музыкальным произведением. В то же время, с помощью музыки ребенок учится слышать цвет, линию, форму. Музыка помогает «оживить» любое произведение искусства, услышать его характер и эмоциональное состояние. Так, например, с помощью цвета мы можем увидеть звук; линия помогает почувствовать мелодию; ритм обретает новую жизнь в графике; лад становится видимым с помощью колорита; фактура начинает дышать и звучать музыкой. 

Включение театра, театральной деятельности является неотъемлемой частью моей работы. Театр – самый демократичный, самый доступный вид искусства. Театр синтезирует в себе все виды искусств, сливая их в одно целое, он может перевести предельно абстрактный художественный образ на язык действия, визуализировать слово и звук. Кроме того, по своей природе, театр произошел от игры, от подражания, следовательно, он близок ребенку как форма адаптации в жизни именно своей игровой природой, когда реальность и ирреальность для ребенка весьма относительны, а вера в замысел – защитная реакция от агрессии окружающей действительности. Дети любого возраста любят играть, они - замечательные актеры, они любят перевоплощаться в кого-то или что-то. Нужно лишь увлечь их этой игрой. Театральная деятельность еще больше позволяет объединить, обеспечить углубление, уяснение ребенком образа предмета, формирует способность на чувственной основе размышлять, переживать Его, обыгрывать движениями рук, тела, мимикой лица. 

Психогимнастика помогает детям не только изучить различные эмоции, но и управлять ими; помогает осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь. 

Воздействие литературы, устного народного творчества (поэзии, прозы, фольклора) на развитие образов-представлений, воображения, фантазии также уникально. Так, например, в процессе чтения стихотворений, посвященных осенней, зимней и весенней природе, дети за словесным описанием красоты золотой осени, белоснежного, искрящегося зимнего дня зримо ощущают осеннюю прохладу, пощипывание зимнего морозца; они ощущают трепет, радость от величия, красоты родной и такой близкой им природы. Эти чувства обогащаются, становятся более полными и глубокими, когда в творческий процесс эстетического восприятия действительности включается сама природа, окружающий мир. 

Природа, окружающая нас, способна завладеть чувствами детей, их вниманием, фантазией, пробудить сочувствие, сопереживание, доброе отношение, восхитить и удивить. Образы, представления и чувства, пережитые ребенком в момент наблюдения, являются источником рождения самых невероятных художественных образов. 

Музей является уникальным образовательным учреждением. В своем пространстве он совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности, разнообразный опыт и знания. 

Однако если применить все эти виды деятельности бездумно в голове ребенка вместо полной, многогранной картины мира может возникнуть «каша», поэтому в своей работе я использую четкую цепочку построения творческого процесса от замысла до его воплощения и получения результата: 

 Увидеть, услышать образ в природе, мире, созданном человеком; 

 Узнать об образе. 

 Оживить образ, наделить чувствами, впечатлениями, эмоциями.

 Увидеть образ в произведениях искусства: в работах художников, скульпторов, народных мастеров; 

 Услышать в музыке, песне, литературе, фольклоре; 

 Обыграть образ. 

 Реализовать свои впечатления, ощущения, эмоции на бумаге. 

Цели, задачи, методические приемы в своей работе я строю с учетом психологических особенностей детей каждого возраста, что содействует полноценному психическому развитию детей. 

Психические процессы 3-4 года

Трехлетний ребенок впервые начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. 

Ребенок 3-4 лет уже проявляет интерес к красоте окружающего мира. Они выделяют красивые, яркие игрушки, могут радоваться изображению знакомых предметов, людей, животных. Предметы и явления воспринимаются в основном целостно. Однако некоторые сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина и др.) начинают выделяться как отдельные, поэтому именно в младшей группе мы начинаем работу по смешиванию красок. Наряду с ориентацией при восприятии предметов на их смыслообразующие признаки (островерхая крыша и труба для домика) появляется способность как бы обводить взглядом контуры предметов. Появляется способность зрительно разделить предмет на части. С 3х летнего возраста формируется интерес к рассматриванию. Учитывая это в данном возрасте мы много времени посвящаем рассматриванию различных предметов, окружающих нас, природы, иллюстраций в книгах. С помощью подсказки взрослого дети способны увидеть движение, дать эмоциональную характеристику образа. Объем внимания ребенка данного возраста очень невелик, оно не устойчивое и зависит от его интереса. 

Способность ребенка управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему трудно направить его внимание на что-то с помощью слов. Процессы памяти в этом возрасте еще непроизвольными. Они хорошо запоминают только то, что им интересно, или то, что им понравилось.

Ребенок четвертого года жизни не умеет ставить перед собой задачу специально запомнить то, что не запоминается само собой. Объем памяти небольшой и существенно зависит от того, увязан ли материал в смысловое целое или разрознен. 

Мышление детей старше 3 лет носит наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребенок способен перейти к оперированию представлениями о них и их образами во внутреннем плане. При этом сфера познавательной деятельности по-прежнему сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающем его в данный момент. Только он интересен и эмоционально значим для ребенка. Поэтому для работы я отбираю то, что близко, интересно, понятно ребенку в этом возрасте, например: ленточки, пуговицы для кукол, дом или дорога для зайки, понравившиеся фрукты, посуда и т.д. 

Психические процессы 4-5 лет

Процессы восприятия начинают как бы отделяться от предметной деятельности. Восприятие разных сенсорных свойств предметов может стать самостоятельной задачей. Процессы сенсорного ознакомления с предметами становятся более точными и дифференцированными. В связи с этим в работе с детьми пятого года жизни особое внимание я уделяю работе с цветом, формированию у детей интереса и желания действовать со множеством цветов и оттенков. 

Внимание остается еще в основном непроизвольным. Однако возможность направлять его путем словесного указания взрослого резко возрастает. Увеличивается и объем внимания. Устойчивость внимания целом увеличивается примерно полтора - два раза. Зависимость от интереса по-прежнему сохраняется. 

Память также остается преимущественно непроизвольной. Но уже появляются и элементы произвольности. Вначале они возникают в ходе припоминания, а затем достаточно быстро распространяются и на процессы запоминания. Задачи на припоминание и запоминание принимаются и решаются детьми лучше, когда они включены в игру. Начиная с данного возраста, дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах, о которых они узнают только со слов взрослого. Это города и страны, животные и машины, все то, что они сами никогда не видели, и т.п. Дети 5 лет с удовольствием рисуют экзотических рыбок, море и корабли (например, парусные), на которых никогда не плавали, космические корабли. 

К четырем годам речь ребенка уже становится для него средством общения, а также средством выражения мыслей и рассуждений ребенка. И именно в это время я включаю в свою работу принцип коллективного диалога. Мыслительный процесс протекает преимущественно в уме. 

Ведущим в этом процессе оказывается воображение. В этом возрасте происходит бурный расцвет так называемых фантазий. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории. Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений, ребенок именно около 4 лет приобретает способность различные миры - например, замок принцессы с его обитателями, волшебников, жар-птицу, бабу-ягу и т.п., что требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. 

Дети четвертого года жизни эмоциональнее реагируют на понравившееся изображение и могут с подсказки взрослого объяснить свои эмоции. Новым источником эмоций становятся события, происходящие в вымышленном мире с героями литературных и сценических произведений. Эти новые источники изменяют и содержание эмоций, и их динамику. События, происходящие с вымышленными персонажами, вызывают сопереживание-радость и беспокойство за одних, негодование в адрес других. Эмоции по поводу взаимоотношений не исчезают, как огорчение из-за недоставшейся сейчас игрушки, а устойчиво живут в детской душе. 

Психические процессы 5-7 лет

Основные изменения в психических процессах детей 5-6 лет обусловлены становлением произвольности этих процессе. При этом не меньшее значение, чем способность самостоятельно ставить цель или принять цель, поставленную взрослым (рассмотреть картинку, запомнить поручение, внимательно разобрать мозаику и т.п.), имеет овладение теми особыми способами, с помощью которых только и можно их реализовать. 

Восприятие приобретает черты произвольности. Теперь ребенок способен воспринимать предметы независимо от того, действует ли он с ними практически или нет. Появляется систематическое рассматривание предмета, движение взора характеризуется последовательностью. Он может вслушиваться в разные звуки, сравнивать их; рассматривать сложную картинку и искать спрятанную среди других линий птичку (так называемые загадочные картинки) и т.п. с 6 лет ребенок способен 

воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках, улавливать внутреннюю характеристику образа. 

Восприятие становится самостоятельным процессом. Ребенок может произвольно ставить перед собой задачи на восприятие и использовать для этого специфические приемы. Появляется способность произвольно направлять и удерживать внимание на любом объекте. Благодаря этому возрастает эффективность словесных указаний взрослого, направляющих и переключающих внимание ребенка. 

Наряду с расширением объема и упрочением непроизвольной происходят существенные сдвиги в становлении произвольной памяти. На шестом году жизни у детей появляется ясное понимание того, что существует необходимость запомнить то, что само не запоминается, и приложить для этого некоторые усилия. 

Мышление ребенка после пяти лет отличает способность удерживать в представлении уже не отдельное событие или ситуацию, а цепочку взаимосвязанных событий. Это позволяет ему понимать прошлое и будущее, накапливать знания о росте и развитии в мире живой природы, о процессах изготовления какой-либо вещи, приготовлении блюда и т.п. 

Они также получают представление об обратимых и необратимых изменениях: так, заполнение стакана водой - обратимое действие, а разбить стакан - необратимое. 

Большинство детей по сравнению с более старшими детьми обладает весьма развитым пространственным воображением. Они отлично чувствуют различие между плоской фигурой и объемным телом, легко могут представить себе, какой формы получится кусок, если резать батон колбасы прямо или под углом. Эту способность необходимо развивать и упрочивать. Шестой год жизни знаменуется резким нарастанием сложности эмоциональной жизни ребенка. Обретая способность контролировать свое поведение, ребенок теперь способен также пока, конечно, не полностью регулировать проявления своих чувств. В частности, теперь он может сознательно и намеренно скрывать свои чувства от других. 

Поскольку сфера его интереса - взаимоотношения людей, он начинает более тонко воспринимать нюансы их душевного состояния и отношения к нему и друг к другу. Учитывая это, а также в целях подготовки к школе, я стараюсь обучить детей взаимодействовать друг с другом. Для этого я использую коллективные работы, где дети должны договариваться, согласовывать свои действия с действиями партнеров. До сих пор взрослый был безоговорочным и непререкаемым авторитетом. В 5 лет появляется критичность в оценке ребенком взрослого. 

Пятилетний ребенок может плакать от жалости к бродячей собаке или нищему. Он может сопереживать чувствам и состоянию другого. Он умеет увидеть и понять их. Теперь ребенок отличает живые существа, которые, как и он сам, могут чувствовать боль или радость, от неживых предметов. Учитывая это в старшей группе, я ввожу элементы психогимнастики, мы рисуем портрет - настроение. 

Если до сих пор мы говорили об эмоциональных состояниях, переживаниях, настроениях, то теперь с полным правом можно сказать, что у ребенка появляются устойчивые чувства и отношения. 

На шестом году жизни очень важно обратить внимание на развитие тонких эмоциональных реакций ребенка на красоту окружающего мира. В этом возрасте дети чувствительны к цвету, форме, они могут испытывать сильный и непосредственный восторг от созерцания яркого пейзажа - желто-красного осеннего леса, ослепительной белизны первого снега, бескрайнего простора синего моря, красивой музыки, балетного спектакля. Важно создавать условия, в которых дети будут получать эти яркие, на всю жизнь остающиеся в памяти впечатления. 

Игровые методы и приемы.

Общеизвестно, что обучать, развивать, воспитывать детей дошкольного возраста надо играя, что игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Поэтому в своей работе я стараюсь максимально использовать игровые методы и приемы. 

Игра позволяет весело и содержательно пожить период дошкольного детства, она исключает принуждение в процессе обучения и воспитания ребенка. С помощью игры я создаю наиболее благоприятные условия для усвоения определенных знаний, овладения определенными умениями и навыками, которые становятся основой дальнейшего развития ребенка. И именно через игру можно сделать интересным и осмысленным выполнение любых не интересных и не нужных с точки зрения ребенка, учебных заданий. То есть игра превращает обучение в осознанное и интересное для ребенка дело. 

Игра позволяет создать мотивацию учебной деятельности; осуществлять руководство детской работой и ее оценку; доставлять удовольствие от полученного результата. 

Игровые методы и приемы обязательно должны соответствовать способам построения сюжетно-ролевой игры детей данного возраста, иначе они не эффективны, не увлекают детей, не доставляют радости, не развивают. 

Согласно исследованиям, проведенным Н.Михайленко и Н.А. Коротковой, с двух до семи лет дети постепенно овладевают тремя способами построения сюжетно-ролевой игры: 

• предметно-действенным - на этапе раннего и младшего дошкольного возраста; 

• ролевым – в среднем дошкольном возрасте; 

• сюжетосложением - к старшему дошкольному возрасту. 

Поэтому в своей работе я использую только те игровые методы и приемы, которые свойственны уровню развития детей данного возраста. 

Вслед за изменением способов построения сюжетно-ролевой игры, меняется и игровая мотивация. 

В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий. Следовательно, при обучении детей младшей группы, игровые методы и приемы я использую с учетом развития игровых действий и их включением в процесс обучения.

Например: нарисовали рельсы, составили из них длинную дорогу и проехали по ней паровозиком; нарисовали друзей для снеговика, познакомили их и расположили рядом на одном большом листе-поляне. 

Для того чтобы у малышей возникло желание выполнить задание, я рассказываю им вымышленную историю о том, что кто-то нуждается в их помощи. Дети с удовольствием откликаются на просьбу плюшевого зайчика, живущего в их группе или куклы, с которой они часто играют. 

Для этого необходимо: взрослый, который на занятии будет выступать в качестве партнера ребенка при выполнении задания и в последующей игре. Он будет хвалить или критиковать работу ребенка, просить что-нибудь доделать или переделать. Например: паровозик должен отвезти зайчат в лес к маме, но как же быть, если в лесу нет рельс? Паровозик просит детей помочь ему, нарисовать рельсы. 

Кроме того, я стараюсь использовать и для побуждения детей к более сложным способам построения игры, переходу к ролевому поведению. Например: к окончанию работы большинством детей я получаю телеграмму, в которой написано, что паровозик благополучно довез зайчат и погостит у них некоторое время. А нас он просит присмотреть за его друзьями – паровозами, проследить, чтобы им не было скучно. По окончании занятия в группе, под руководством воспитателя дети выполняют предложенные игровые действия: катают игрушки, используя в качестве паровозиков (вагонов, сидений) предметы-заместители. 

Однако данные игровые методы и приемы эффективны только при хорошем руководстве детской деятельностью. При этом специфика руководства связана с особенностью развития игры и различна на каждом возрастном этапе. Так дети младшего возраста оценивают критику. Как плохое отношение к нему самому. Поэтому все замечания и предложения исходят не от меня, а от игрового персонажа. Например: паровозик следит за ходом выполнения работы. При этом он хвалит детей или просит что-нибудь доделать, исправить, переделать: 

- По таким коротким (кривым) рельсам я проехать не смогу! Давай их дорисуем (сделаем прямыми). 

- Но где же шпалы? Как только я поеду по этим рельсам, они же развалятся! – и т. д. 

В среднем дошкольном возрасте игра строится на ролевом поведении. Поэтому дети этого возраста с удовольствием и действуют в ней. Для этого сначала я стараюсь принять нужную роль и действовать в ней, затем заинтересовать детей предлагаемыми ролями и помогаю детям «войти» в роль, наполнив их «жизнь» содержанием. Например: я рассказываю детям: «Давайте с вами поиграем. – мама-змейка. Живу со своими малышами-змейками в маленькой уютной пещерке. Каждое я утро кормлю своих малышей вкусным завтраком, и они убегают поиграть на полянку, а вечером, перед сном, пою им колыбельные. А вы хотите поиграть со мной в эту игру? Кем бы вы хотели быть?» Дети принимают на себя роли змеек, хотя не исключены и другие предложения. 

Далее воспитатель проводит работу по «вхождению» в эти роли. Он может предложить детям: 

• пошипеть; 

• поиграть на полянке в жмурки или салочки; 

• вместе с мамой-змеей поохотиться; 

• уснуть под колыбельную и т.п. 

Кроме того, дети среднего дошкольного возраста очень любят и «сказочных народцев», населяющих их. Поэтому в начале года для детей средней группы я рассказываю историю о том, что в изостудии живет старичок-рисовичок, который всем помогает рисовать, но для этого он просит детей помочь ему. И затем в течение года он обращается к детям с разными просьбами: нарисовать пейзаж за окном, друзей, слепить посуду, еду и т.д. 

Руководство выполнением задания происходит в игровой форме. Так указывая ребенку на недостаток, я подчеркиваю какие неудобства и трудности создает это для игрового персонажа. Например, если ребенок нарисовал корабль без иллюминаторов я говорю, что бедные пассажиры сидят в темноте; если нет спасательного круга я спрашиваю ребенка о том, что он будет делать, если кто-нибудь упадет за борт и т.д. 

В старшем дошкольном возрасте сохраняется потребность детей в игре и игровой мотивации. Дети пяти лет в начале принимают учебное задание только в том случае, если полученные знания, навыки можно сразу же использовать в игре, рисовании или другой деятельности. Только к концу дошкольного возраста становится возможным сознательное усвоение знаний. 

В возрасте 5-7 лет сюжетно-ролевая игра находится на уровне сюжетосложения. Учитывая это игровую мотивацию я так же строю на основе сюжетосложения. В это возрасте дети любят разнообразные сказки и истории, которые я разрабатываю специально для занятий. Например, история Голубого города (см. конспекты занятий), или сказку «Дерево улыбок». Образы в таких историях – сказках должны быть яркие, выразительные, способствующие развитию у детей внутреннего сопереживания героям и желание оказать помощь. Но очень важно не переусердствовать в описании образа (например, Чебурашка, которого кто-то обидел и теперь он хромает). В таком случае вместо того, чтобы помочь, посочувствовать герою дети все занятие будут его обсуждать и изображать. 

Кроме того, в своей работе я стараюсь представить сюжет так, чтобы было возможно использовать ролевое поведение и беспредметные игровые действия. Например, изучая мимику лица человека, я использую игру «Угадай кто это?», где каждый ребенок по очереди изображает какую-либо эмоцию (скука, злость, удивление и т.д.), а остальные дети отгадывают. В подготовительной группе мы угадываем уже не настроение, а характеристику образа (обжора, лентяй, плакса и т.д.). 

Руководство выполнением задания и анализ детских работ в старшей группе в начале года я провожу в игровой форме, постепенно, к концу старшего дошкольного возраста переходя к учебной деятельности. 

 

Цели: 

Основные цели моей работы можно определить так:

- Развитие гармоничной личности 

- Создание целостной картины мира на основе интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего ми р и человека в нем.

- Овладение языком искусства как средством чувственной и духовной ориентацией ребенка в окружающем его мире природы и человеческой культуры. 

Задачи: 

1. Учить видеть красоту, многообразие, гармонию в природе, мире созданном человеком и произведениях искусства через: 

- развитие сенсорных способностей – пространственного видения, чувства ритма, фактуры, пластической формы; 

- формирование представления о цвете, линии, форме и их свойствах на основе природного и неприродного материалов. 

2. Развитие чувствования, воображения, ассоциативного мышления, фантазии и на основе этого творческой деятельности: 

- формирование чувственного аппарата (слуха, зрения, осязания, обоняния) на основе сенсорных эталонов; 

- расширение эмоционального опыта; развитие способности к сопереживанию при общении с живыми и неживыми объектами; 

- развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, литературными, художественными образами; 

- стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности.  

3. Обретение возможности свободного вхождения в языковое пространство искусства, способности личностно воспринимать материал искусства: 

- формирование отношения к цвету, линии, форме, пространству как к игровому материалу; 

- постижение специфики законов, по которым строится произведение искусства; 

- реализация ребенком своих ощущений, чувств и образов в материале по законам искусства; 

- словесное выражение своих переживаний и ощущений; 

- активно применять в новых для себя условиях знания и умения, а также представления о творческой деятельности художника, музыканта, актера, поэта. 

Методические принципы:

Основной подход, рекомендованный в обучении – личностно-ориентированный, т.е. с учетом специфических особенностей развития детей данной возрастной группы, и психофизиологических особенностей каждого ребенка. 

1. Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребенку. Без этих трех основ невозможно формирование личности, невозможно создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых, должно стать для ребенка единственным и неповторимым, каждое должно нести в себе катарсис (духовное очищение через потрясение). 

2. а) на уровне творческого (креативного) взаимодействия ребенка и педагога; 

б) на уровне сенсорного взаимодействия ребенка с материалом; 

в) на уровне содержания занятия: любая тема раскрывается через синтез искусств и других видов деятельности; 

г) на уровне содержания: взаимодействие всех тем, входящих в мою работу.

3. преподносимого ребенку материала, «созданного» культурой, с качеством и характером пережитых или переживаемых им эмоций. Организация ворческой деятельности ребенка по поводу его личных впечатлений, а также любого явления природы и культуры, в зависимости от индивидуальных и психофизиологических возможностей ребенка.

        4. а) - введения в художественный материал. Основным видом деятельности для ребенка дошкольного возраста является игра, а одним из самых любимых – чтение сказок. Сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком, позволяет им общаться на одном уровне. Слушая, проигрывая, одушевляя неживое, проводя аналогии и прорисовывая сказки дети «впитывают» необходимый им опыт, знания, сконцентрированные в сказках. А поскольку это проходит в игровой атмосфере, близкой по самой природе детям, это не воспринимается ими как урок, нравоучение, или серьёзная работа. Фактически такого рода занятия – это сказочно-эстетическая игра. 

б) На занятиях ребенок находится в постоянном действии, процессе открытия новых знаний. Действие – способ познания, переживания, сопричастности, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога. 

в) также важнейшим инструментом организации обучающей деятельности дошкольника является, при котором педагог включает в беседу-общение каждого ребенка. 

5. а) В основе метода лежит принцип познания ребенком материала от ощущения через эмоцию к ассоциации и анализу, а затем – к творчеству: я чувствую – я представляю – я воображаю – я творю. 

б) С помощью этого принципа помогает «разыграться» фантазии, воображению ребенка. Помогают этому, например, вопросы-«провокаторы» («на кого (что) похоже это пятно (линия)?»; «кто (что) может так двигаться (звучать)?»; «кто и как может жить в этом доме (пещере, звуке)?» и т.д.)

в) Сравнение признаков двух или более объектов по общности или контрасту. Часто тема на занятиях задается двумя контрастными понятиями (ярко – блекло, высоко – низко, быстро – медленно). Либо находится общность предметов по цвету, характеру, объему, фактуре и т.д. 

г) Нахождение многообразия признаков одного объекта. Любой предмет, любое понятие раскрывается во множестве ракурсов для того, чтобы ребенок учился видеть любое явление во всем его разнообразии и многогранности. 

д) Основным принципом, лежащим в основе построения моей работы, является нахождение аналогий в различных видах искусств. предлагаю ребенку найти общее между линией в графике и мелодией; между настроением цвета и настроением звука; между музыкальным и изобразительным контрастом. Выстраивая аналогии между различными видами искусства, ребенок постигает их общность и взаимосвязь; 

6. Включает в себя возможность применить усвоенное и познать новое на следующем этапе, «витке» эстетического развития ребенка. Побуждает к запоминанию полюбившихся произведений искусств, известных понятий, закреплению сформированных в различных видах музыкальной и изобразительной деятельности умений и навыков. состоит из двух принципов: 

а) к уже пройденному материалу; 

б) от более простого к более сложному. 

7. Процесс эстетического развития не заканчивается на занятиях по изо и музыке, а продолжается в группе, на прогулке, в семье, в системе дополнительного образования. 

8. Каждый педагог на занятиях в праве предлагать аналогичный материал, не противоречащий целям и задачам программы. В свою очередь, ребенку предоставляются возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора решения проблемных ситуаций. Основное методическое правило – ребенок всегда прав, если может объяснить свою точку зрения. 

Методические рекомендации.

3-4 года 

I. язык искусства. 

 1.1. Цвет как признак материального мира: цвет в окружающей нас природе; цвет окружающем нас мире, созданном человеком; 

1.2. Цвет как средство искусства: Знакомство со светлыми оттенками основных цветов. 

2. Визуальное и слуховое знакомство с линией разного характера в графике и в музыке. 

3. Визуальное знакомство с разнообразными формами, окружающими нас. 

4. 4.1. Знакомство со свойствами основных природных материалов: дерева, камня, воды, глины; и с материалами, созданными человеком: стеклом, металлом, бумагой, тканью, пластилином. 

4.2. Знакомство с физическими свойствами материала: 

мягкий — твердый; 

теплый — холодный; 

гладкий — колючий; 

тяжелый — легкий; 

II. Жанры живописи. 

1. Визуальное знакомство с пейзажем, окружающим нас. 

2. Визуальное знакомство с портретом в живописи (мать и дитя, портреты детей). Перенесение эмоционального опыта на образ в портрете. Учить видеть движение в портрете. 

III. Виды искусства.

1. Визуальное знакомство с книжной иллюстрацией. Учить соотносить иллюстрацию с текстом. Учить детей обращать внимание на иллюстрации в книгах, рассматривать их, видеть сюжет, цвет, движение, эмоции. 

2. Визуальное знакомство с архитектурой, окружающей нас. Учить детей воспринимать архитектуру на уровне узнавания. Ввести в пассивный словарь термин «архитектура». 

3. Знакомство с народной игрушкой на уровне тактильных, зрительных ощущений. Дать понятие «народная игрушка» на примере игрушек разных народов (дымковской, филимоновской, деревянной), показать их неповторимость и уникальность. Перенесение эмоционального опыта на игрушку. 

4-5 лет 

I. Язык искусства. 

1.1. Продолжение знакомства с цветом как признаком материального мира: 

цветом в природе; 

цветом в мире, созданном человеком; 

1.2. Цвет как средство искусства: 

Продолжение знакомства со светлыми оттенками цветов; 

знакомство с темными оттенками. 

Продолжение знакомства со смешиванием цветов. 

Перенесение опыта физических ощущений (тактильных, зрительных, слуховых) на характер цвета: 

теплый — холодный; 

легкий — тяжелый; 

прозрачный — непроницаемый; 

гладкий — колючий.  

Перенесение эмоционального опыта на характер цвета: 

радостный — грустный; 

страшный, злой — добрый. 

2.1. Знакомство с линией в природе и мире, созданном человеком. 

2.2. Линия как средство искусства. Графический характер линии: 

прямая; 

волнистая; 

ломаная. 

На практических занятиях дети создают линии по заданной характеристике, слушают соответствующую музыкальную линию. 

3.1. Знакомство с формой в природе и мире, созданном человеком. 

3.2. Форма как средство искусства. Характер формы: 

прямоугольная; 

криволинейная. 

4. 4.1. Продолжение знакомства со свойствами природных материалов: дерева, листа, камня, воды, снега, огня; и с материалами, созданными человеком: пластилином, металлом, фольгой, тканью, мехом. 

4.2. Продолжение знакомства с физическими свойствами материала. Выделение следующих признаков: 

мягкий, пушистый — твердый, жесткий; 

теплый, огненный — холодный, ледяной;  

гладкий — колючий, шершавый; 

тяжелый — легкий, воздушный; 

     4.3. Знакомство с фактурой разнообразного материала на тактильном уровне. 

II. Жанры живописи. 

1. 1.1. Знакомство с пейзажем в природе. 

1.2. Знакомство с пейзажем, как жанром живописи. Учить рассматривать пейзажа и видеть расположение предметов на картине, мотив изображения, понимать его. Развивать способность переживания пейзажного образа и эмоционального восприятия цвета. 

2. 2.1. Знакомство с портретом в жизни. 

2.2. Знакомство с портретом, как жанром живописи. 

Учить рассматривать портрет, формировать представление о содержании портрета, подвести к пониманию того, что в портрете художник передает не только внешность, а также его настроение, переживания, характер, движение. Перенесение эмоционального опыта в портрет (учить определять эмоциональное состояние образа). 

III. Виды искусства.

1. Знакомство со скульптурой, как видом изобразительного искусства. Видеть характерные особенности скульптуры: материал, форму, объем, фактуру. 

2. Продолжать знакомство с книжной иллюстрацией и художниками иллюстраторами. Учить видеть в иллюстрации характеристику образа. Углубить представление о используемых мастером выразительных средствах, с помощью которых он создает художественный образ.

3. Продолжение знакомства с архитектурой. Продолжать формирование способности к восприятию архитектуры; ввести в активный словарь термины: памятник, архитектура, дворец, храм, здание. 

5. Продолжать знакомство детей с народной игрушкой (в т.ч. с матрешкой). Дать понятие «народное искусство». 

5-6 лет

I. Язык искусства. 

1.  1.1. Продолжение знакомства с цветом как признаком материального мира: цветом в природе; цветом в мире, созданном человеком. 

1.2. Цвет как средство искусства: Продолжение знакомства с разнообразными светлыми и темными, теплыми и холодными оттенками цвета. Продолжение знакомства со смешиванием цветов. Знакомство с понятием «основной цвет». Перенесение опыта физических ощущений (тактильных, зрительных, слуховых) на характер цвета. Перенесение эмоционального опыта на характер цвета в практическую работу. Практические задания на создание цветового пространства на листе. 

2. 2.1. Продолжение знакомства с линией в природе и мире, созданном человеком. 

2.2. Линия как средство искусства. Практические задания на создание линий: по заданной физической характеристике: 

тихая линия; 

мягкая линия. 

по эмоциональной характеристике: 

грустная линия; 

бурная линия. 

Практически задания на визуализацию звуковой линии средствами изобразительного искусства. 

3.  3.1. Знакомство с формой в природе и мире, созданном человеком. 

3.2. Форма как средство искусства. Характер формы: 

строгая, 

прямоугольная, 

криволинейная. 

Перенесение опыта физических ощущений на форму; практическая работа по поиску и созданию формы по заданной характеристике. Знакомство с объемом.  

4. 4.1. Продолжение работы с различным природным материалом: плодами, ракушкой, каплей, искоркой, паутинкой, и с материалами, созданными человеком: бумагой (цветной, фактурной), тканью, ватой, пластмассой. 

4.2. Продолжение знакомства с физическими свойствами материала. Выделение следующих признаков: 

гладкий, скользкий — колючий, острый, шершавый; 

тяжелый — легкий, воздушный; 

тонкий, изящный, хрупкий — толстый, грубый; 

липкий, вязкий — сыпучий, льющийся. 

4.3. Продолжение знакомства с фактурой природных и неприродных материалов. Познакомить с понятием «фактура». 

II. Жанры живописи.

1. Продолжение знакомства с пейзажем в жизни и в изобразительном искусстве. Развитие способности эмоционально переживать пейзажный образ в жизни и в живописи, учить видеть гамму переживаний, которые стремится передать художник. Развитие художественных способностей – чувства цвета, тона, перспективы. 

2. 2.1. Продолжение знакомства с портретом в жизни. Развивать умение видеть эмоциональное состояние окружающих людей, понимать его, сопереживать. Учить понимать свои чувства, настроения, управлять своими эмоциями. 

2.2. Продолжение знакомства с портретом как жанром изобразительного искусства. Развивать способности понимания человеческих эмоций и их изображения в искусстве. Продолжение знакомства с языком портрета: поза, движение, выражение лица, эмоции. 

3.Знакомство с натюрмортом как жанром изобразительного искусства. Формирование понимания содержания натюрморта. Развитие навыков восприятия языка натюрморта: композиции, фактуры, цветового и тонового решения. 

II. Виды искусства.

1.Знакомство с живописью как видом искусства и художниками- живописцами. Знакомство с живописными материалами Знакомство с языком живописи: цветом, цветовым пятном, мазком. 

2. 2.1. Продолжение знакомства с книжной графикой и художниками книги. 

2.2. Знакомство с графикой как видом искусства и художниками- графиками. Знакомство с основными средствами художественного произведения: штрих, линия, пятно. 

3. Продолжение знакомства со скульптурой как видом изобразительного искусства. Знакомство с видами скульптуры: станковая, монументальная, рельеф. Знакомство с языком скульптуры: форма, линия силуэта, материал, фактура, движение; дать представление о выразительных средствах скульптуры и их роли в создании художественного образа. 

4. Продолжение знакомства с архитектурой как видом искусства. Дать более широкое представление об архитектурных сооружениях и ансамблях города. 

5. Продолжение знакомства с народным искусством. Научить видеть красоту народного искусства, особенность которого заключается в глубокой и непосредственной связи с окружающей жизнью, бытом и мироощущением крестьян. Знакомство с историей промыслов (Гжель, Хохлома, Городец, Палех, Федоскино) и некоторыми технологиями. 

6-7 лет 

I. Язык искусства. 

1.1.1. Продолжение знакомства с цветом в природе и в мире, созданном человеком. 

1.2. Цвет как средство искусства. Знакомство с цветовым кругом, закрепить понятия «основной цвет», «составной цвет», «тон», «оттенок». Практическая работа по поиску и созданию цвета: по заданной физической характеристике: 

тяжелый — легкий цвет; 

колючий — мягкий цвет; 

по эмоциональной характеристике: 

грустный — радостный цвет; 

ласковый — грубый цвет; 

страшный цвет. 

по характеру, заданному музыкой. 

2. 2.1. Продолжение знакомства с линией в природе и в мире, созданном человеком. 

2.2. Линия как средство искусства. Практическая работа по поиску и созданию линии различного характера (по заданной физической характеристике, по эмоциональной характеристике, по характеру, заданному музыкой). Отражение характера движения в графической линии: 

петляющая, отрывистая... 

Учить регулировать толщину и нагрузку на линию, путем разного нажима на карандаш. 

3. 3.1 Продолжение знакомства с формой в природе и мире, созданном человеком. 

3.2. Форма как средство искусства. Практическая работа по поиску и созданию формы по заданной физической характеристике. Создание персонажа по характеру, заданному формой (например, превратить форму в дерево). Продолжение знакомства с объемом. 

4. 4.1. Продолжение работы с различным природным материалом и с материалами, созданными человеком. 

4.2. Продолжение знакомства с физическими свойствами материала. Выделение следующих признаков: 

гладкий, скользкий — колючий, острый, шершавый; 

тонкий — толстый, изящный, хрупкий, грубый; 

прозрачный — непроницаемый; 

Продолжение практической работы с материалом на плоскости и в объёме. 

4.3. Продолжение знакомства с фактурой природного материала: коры и листа дерева, камня, льда. Продолжение знакомства с фактурой материала, созданного человеком: стеклом, металлом, бумагой, тканью. Проведение аналогий между фактурой материала, созданного руками человека, и фактурой природного материала. 

5. Знакомство со светом и тенью в жизни и изобразительном искусстве. Сформировать понятие «свет» и «тень». Учить видеть, как меняется окружающий мир в зависимости от освещения. Дать понятие о светотени как средстве художественной выразительности. 

6. Знакомство с понятием «ритм» в жизни и изобразительном искусстве. Подвести к пониманию того, что ритм является частью жизни человека. Помочь почувствовать ритм в окружающем мире и искусстве. 

III. Жанры живописи.

1. Продолжение знакомства с пейзажем в жизни и пейзажем как жанром изобразительного искусства. Знакомство с художниками-пейзажистами. Продолжение знакомства с языком пейзажа, учить видеть эмоциональное состояние, видеть какими средствами выразительности пользуется художник. Развитие художественных способностей – чувства цвета, тона, фактуры, перспективы, ритма, композиции. 

2. 2.1. Продолжение знакомства с портретом в жизни. Формирование интереса к личности человека, осознание ее ценности, индивидуальности, неповторимости. 

2.2. Продолжение знакомства с портретом как жанром изобразительного искусства, где есть внешнее сходство и раскрытие внутреннего мира модели. Продолжение знакомства с языком портрета: поза, движение, выражение лица, эмоции. Знакомство с автопортретом и его особенностями. 

3.Продолжение знакомства с натюрмортом как жанром изобразительного искусства. Продолжение формирования понимания содержания натюрморта, которое глубже, чем мотив. Расширить понятие «натюрморт»: знакомство с натюрмортом как частью картины и натюрмортом, где представлена не только «неживая» природа. 

4. Знакомство с понятием «жанровая картина» Формировать умение «прочитать» изображение. Учить видеть какие средства использует художник. 

III. Виды искусства.

1. Продолжение знакомства с живописью как видом искусства Продолжение знакомства с художниками-живописцами творческим процессом создания художественного произведения. Продолжение знакомства с живописными материалами Продолжение знакомства с языком живописи: цветом, цветовым пятном, мазком. 

2. 2.1. Продолжение знакомства с книжной графикой и художниками книги. Формировать умение видеть и различать индивидуальную графическую манеру художников-иллюстраторов. 

2.2. Продолжение знакомства с рисунком и его выразительными особенностями. Продолжение знакомства со средствами выразительности в рисунке: линия, штрих, пятно. 

3. Знакомство с иконой как памятником древнерусской национальной культуры. Знакомство с некоторыми библейскими сюжетами и образом Богоматери. Помочь почувствовать эмоциональное содержание образов и художественные особенности. 

4. Продолжение знакомства со скульптурой как видом изобразительного искусства. Продолжение знакомства с содержанием скульптуры: мотив, сюжет, образ. Продолжение знакомства с языком скульптуры. 

5. Продолжение знакомства с архитектурой как видом искусства. Учить грамотно воспринимать архитектурные памятники. 

6. Продолжение знакомства с народным искусством Знакомство с удмуртской народной избой, ткачеством, семантикой, удмуртскими народными промыслами. 

Примерный план занятий в старшей группе.

I. Язык искусства.

1.1. «Лето». Контрольное занятие. 

Дать представление о значении цвета в окружающем мире. Изучение интересов и возможностей детей в рисунке. Установить реальный уровень умений ребенка. 

2. «Осенний парк»

Учить видеть красоту, разнообразие, сложность, неповторимость цвета осенней листвы, парка. Учить сравнивать, сопоставлять по цвету детали пейзажа (листья, траву, деревья). Продолжение знакомства с разнообразными светлыми и темными, теплыми и холодными оттенками цвета. 

Экскурсия по осеннему парку (лесу), наблюдение за природой. чтение стихов (И.Бунин. Листопад, Е. Бочковская. Художница осень, А. Плещеев. Скучная картина); рассматривание картин (И. Левитан. Золотая осень, И Бродский. Опавшие листья); слушание (П. И.Чайковский. Осенние песни, А.Перов. Вальс); игра с разноцветными лоскутками (составь из лоскутков теплую, яркую осень; холодную, дождливую осень). 

Материал : бумага А4, гуашь, палитра, кисти разных номеров. 

4. «Радуга». 

Продолжение знакомства со смешиванием цветов. Знакомство с понятием «основной цвет», «составной цвет». Создание цветового пространства на листе. 

- наблюдение за радугой в природе. рассказ-сказка об основных ветках; просмотр слайдов «Радуга после дождя». 

материал: бумага А4, гуашь основных цветов и белая, палитра, толстая кисть. 

5. «Бабочка». Монотипия. 

- закрепить понятия «основной цвет», «составной цвет». Перенесение эмоционального опыта на характер цвета. Учить создавать цвет по характеру, заданному музыкой. 

- наблюдение за бабочками, знакомство с некоторыми видами бабочек, чтение художественных произведений (например, К. Чуковский. Путаница) 

Рассказ-сказка «Бабочки Утро, День и Ночь»; слушание (Р. Шуман. Бабочка, Григ. Бабочка, С. Майкопар. Мотылек) и сопоставление со слайдами (Бабочка Исидора Заретес; Бабочка Хиролимнас Салмацис; Бабочка Ванесса и Пурамцис Атланта); игра-упражнение «Бабочки» (дети под музыку превращаются в бабочек и под руководством преподавателя обыгрывают созданный образ). 

Материал: бумага А4, гуашь основных цветов и белая, палитра, кисти разных номеров, стекло. 

2.  «Волны». 

Учить видеть красоту линии в окружающем мире, природе. Учить видеть и понимать движение и выразительность линий. Учить создавать линию по заданной физической характеристике (тихая линия, мягкая линия), по эмоциональной характеристике (грустная линия, бурная линия). 

- чтение сказки о Золотой рыбке, где особое внимание уделяется разному характеру моря. 

- знакомство с Королевой Линией и ее разным настроением; игра-упражнение «Волшебная веревочка» (дети веревочкой выкладывают характер музыкальной линии (Мусоргский. Баба- га, И. Бах. Воздух, Лядов. Плясовая, П. Чайковский. 1 симфония. финал) 

Материал: по выбору. 

2. «Дерево Улыбок» 

Развивать способность к образному восприятию красоты природы, ее передачи в рисунке. Учить видеть и понимать характер и выразительность линий. Учить визуализировать звуковую линию средствами изобразительного искусства.  

- наблюдение на прогулке, увидеть различный характер деревьев. 

- рассказ-сказка «Дерево Улыбок», игра-упражнение «Волшебный лес» (обыграть образы деревьев разного характера); услышать характер дерева в музыке (Мусоргский. Баба- га, И. Бах. Воздух, Лядов. Плясовая, П. Чайковский. 1 симфония. финал). 

Материалы: графические материалы по выбору. 

3. 1. «Заколдованные картинки». 

 Учить видеть, понимать красоту форм в природе, мире, созданном человеком и изобразительном искусстве. Улавливать сходство между разными геометрическими формами и предметами окружающей действительности. Упражнять в свободном выборе изобразительных материалов. 

 загадки о животных, музыкальные загадки о животных, игра-упражнение «Отгадай, кто это?» (дети по очереди изображают животных, остальные отгадывают), игра- упражнение «Кто это?» (дети оживляют пятно на листе).  

2-3. «Замок Снежной Королевы». Коллективная работа. 

Перенесение опыта физических, эмоциональных ощущений на форму; практическая работа по поиску и созданию формы по заданной характеристике. Учить создавать большой замок из множества разных геометрических форм. Знакомство с объемом. Учить разным способам изображения объемного предмета на двухмерной плоскости. 

Учить взаимодействовать друг с другом. 

Чтение сказки «Снежная Королева», обсуждение. 

Рассказ-сказка “Снежная Королева”; игра- упражнение «Построй замок» (строим замок из готовых геометрических форм); слушание (Вивальди. Зима). 

М: бумага А4, гуашь, палитра, кисти разных номеров. 

4. 1. Пушистый комочек» 

Учить видеть, различать фактуру в окружающем мире. 

Познакомить с понятием «фактура». 

Учить передавать доступными средствами фактуру предмета. 

М: Загадки; рассматривание иллюстраций И. Чарушина; игровой прием «согреем Пушистика» (греем в ладонях меховой комочек, думаем, обсуждаем, в кого бы он мог превратиться); беседа. 

М: Жесткая кисточка, гуашь, бумага А4. 

IV. Жанры живописи. 

1. 1-2. «В лесу родилась елочка» 

Продолжение знакомства с пейзажем в жизни и в изобразительном искусстве. Учить видеть красоту, неповторимость зимнего леса, разнообразие оттенков снега. Развитие художественных способностей – чувства цвета, тона, перспективы. 

Экскурсия по лесу; разучивание песен, стихов про елочку. 

М: Рассматривание иллюстраций (В. Кандинский. Зимний пейзаж, А. Пластов. Первый снег, И. Грабарь. Иней); слушание (П. айковский. Тройка, Вивальди. Зима). 

М: бумага А4, гуашь, палитра, кисти разных номеров. 

3. Графика зимы. Коллективная работа. 

Дать понятие пейзажа в графике. 

Учить с помощью графических средств (линия, штрих, пятно) передавать красоту зимней природы. Учить взаимодействовать друг с другом. 

Поход на выставку художников- графиков. 

М: рассматривание слайдов (Врубель. Домик зимой, О. Верейский. блони, М. Митурич. Зима); беседа. 

М: графические материалы по выбору. 

4-5. «Зимние забавы» 

Ц: Развитие способности эмоционально переживать пейзажный образ в жизни и в живописи, учить видеть и передавать в своей работе гамму переживаний, чувств, эмоций. Развитие художественных способностей – чувства цвета, тона, перспективы. 

игры на улице. 

М: рассматривание (Б. Кустодиев. Масленница, В. Суриков. Взятие снежного городка); слушание (П. Чайковский. Комаринская, Русская народная мелодия. Светит месяц); игра-упражнение «Изобрази и отгадай» (дети по очереди изображают любимую игру, другие отгадывают и подхватывают). 

М : бумага А4, гуашь, палитра, кисти разных номеров. 

2. 1. Графический портрет-настроение. 

 Развивать умение видеть эмоциональное состояние людей, понимать его, сопереживать. Учить изображать эмоциональное состояние человека. Учить понимать свои чувства, настроения, управлять своими эмоциями. 

рассматривание мимики людей. Игра-упражнение «Угадай настроение» (дети по очереди изображают настроение и отгадывают); игра- упражнение «Точка, точка, запятая.» (Дети схематически изображают настроение и отгадывают его); изображение настроения, услышанного в музыке (П. Чайковский. Болезнь куклы, Свиридов. Упрямец, Прокофьев, Пятнашки, Прокофьев. Прогулка). 

М: графические материалы по выбору. 

2-3. Портрет клоуна 

Развивать способности понимания человеческих эмоций и их изображения в искусстве. Продолжение знакомства с языком портрета: поза, движение, выражение лица, эмоции. поход в цирк. 

М: беседа; игра-упражнение «Мы клоуны» (дети обыгрывают образ клоуна, веселого и грустного); рассматривание (М. Андреенко. Эскизы костюмов улыбающегося и плачущего клоуна к оперетте «Миллионы Арлекина»). 

М: бумага А4, гуашь, палитра, кисти разных номеров. 

4-5. Мамин портрет. 

Попытаться показать не только внешнее сходство, но и раскрыть внутренний мир. Продолжение знакомства с языком портрета: поза, движение, выражение лица, эмоции. разучивание песен и стихов о маме. 

М: беседа; чтение стихов о маме; слушание (Гречанинов. Мама и папа, Бабушкин вальс); рассматривание слайдов с изображением детский работ. 

М: бумага А4, гуашь, палитра, кисти разных номеров. 

3.1-2. Букет для мамы. 

Знакомство с натюрмортом как жанром изобразительного искусства. Учить замечать красоту окружающих предметов. Особое внимание уделить праздничности, торжественности композиций из цветов. разучивание песен и стихов о маме. 

М: рассматривание (П. Кончаловский. Сирень в корзине, А. Головин. Купавки, М. Сорьян. Ереванские цветы, П. Гоген. Подсолнечники); игра-упражнение «Красивый фон» (учить подбирать к натюрморту подходящий фон); беседа. 

3. Натюрморт-настроение. 

Формирование понимания содержания натюрморта. Развитие навыков восприятия языка натюрморта: композиции, фактуры, цветового и тонового решения. 

М: игра-упражнение «Красивый фон» (учить подбирать к натюрморту подходящий фон); слушание (П. Чайковский. Вальс цветов, Штраус. Марш Радецкого, Свиридов. Романс 1 ч.); рассматривание детских работ. 

М: графические материалы по выбору. 

4. Натюрморт-профессия. 

Продолжение формирование понимания содержания натюрморта. Развитие навыков восприятия языка натюрморта: композиции, фактуры, цветового и тонового решения. экскурсия к специалистам детского сада; сюжетно-ролевая игра «Профессия». 

М: рассматривание (Машков. Снедь московская, М. Кончаловский. Овощи, К. Петров-Водкин. Скрипка, Ю. Пименов. Дальняя дорога); игра-упражнение «Составь натюрморт» (учить составлять натюрморт-профессию из разных предметов по выбору). 

М: графические материалы по выбору. 

IV. Виды искусства. 

1. 1. «Горы». Импрессионизм (пуантилизм). Знакомство с живописью как видом искусства. Визуальное знакомство с одним из направлений живописи – импрессионизмом и художниками-импрессионистами. Знакомство с языком импрессионистов – мазком (точкой). Рассказ-сказка «Французский художник»; рассматривание иллюстраций (К.Моне. Скалы в Бель-Иль, П. Сезанн. Гора святой Виктории); итровой прием «Пропали кисточки». 

М: бумага А4, гуашь, палитра. 

2. «Туман» 

Знакомство с живописными материалами, в том числе со свойствами акварели. Знакомство с новой техникой живописи «по-сырому». наблюдение за туманом в природе. Рассказ-сказка «Туман»; слушание (П. Чайковский. Озеро Валаам); рассматривание слайдов (Р. Шараф. В провинции Баальбек, Детские работы). 

М: акварель, мокрая бумага, палитра, кисти разных размеров. 

3. Музыка. 

Учить переносить образ, созданный музыкой в художественный образ; передавать его эмоциональное состояние пользуясь живописными средствами (цветом, цветовым пятном, мазком). слушание различных музыкальных произведений. Слушание (П. Чайковский. Неополитанская песенка, Григ. В пещере горного короля, Григ. Утро); обыграть образ музыки движениями; рассматривание иллюстраций к музыке (М. Чурленис. Соната моря, Е. Григорьева. Неваляшка, В. Симонов. Ленивая песня). 

М: по выбору. 

2. 1. «Голубой город». 

Продолжение знакомства с книжной графикой и художниками книги. Учить детей создавать иллюстрацию к литературному произведению. Учить создавать выразительный образ, используя лишь 2-3 цвета и их оттенки. чтение книг и рассматривание иллюстраций к ним, продолжение знакомства с художниками-иллюстраторами. Игра-упражнение «Узнай сказку» (по иллюстрации дети называют сказку (рассказ) и художник-иллюстратора); сказка «История голубого города» (сказка Д.Соколова); игра-упражнение «Найди голубой цвет (Кого (что) съест дракон?)» (дети ищут голубой цвет в окружающем пространстве). 

М : бумага А4, гуашь 2 цвета, палитра, кисти разных размеров. 

2. Кошка в движении 

Знакомство с графикой как видом искусства и художниками-графиками. Знакомство с основными средствами художественного произведения: штрих, линия, пятно. Учить детей создавать выразительный образ, показать красоту, грациозность кошки, используя «язык» графики. наблюдение за домашними животными. Игра-упражнение «Кошечки» (обыграть образ кошки); слушание (Россини. Дуэт кошек, Р. Щедрин. Юмореска); рассматривание (П. Пикассо. Лошадка, В. Ватагин. Наброски, Д. Горлов). 

М: графические материалы на выбор. 

3.1. Кошка с котятами. Лепка. 

Знакомство с языком скульптуры: форма, линия силуэта, материал, фактура, движение; дать представление о выразительных средствах скульптуры и их роли в создании художественного образа. наблюдение за домашними животными. Игра-упражнение «Скульптор и глина» (дети по парам изображают скульптора и глину); рассматривание скульптуры малых форм. 

М: глина, досочка, стека. 

4. 1-2. Городской пейзаж. Коллективная работа. 

Воспитание любви к родному городу. Дать более широкое представление об архитектурных сооружениях и ансамблях города. Учить взаимодействовать, договариваться друг с другом. экскурсия по городу. Рассматривание репродукций, слайдов, фотооткрыток современного города; игра-упражнение «Узнай и назови» (дети отгадывают разные города, виды нашего города). 

М: бумага А4, гуашь, палитра, кисти разных номеров. 

3-4. Храм. 

Показать детям красоту и характерные особенности храма, выразительность архитектурной формы. Экскурсия в церковь. Беседа; слушание церковной музыки; рассматривание слайдов (София Новгородская, Храм Василия Блаженного, Готический собор). М: бумага А4, гуашь, палитра, кисти разных номеров. 

5. 1. Цветы. 

Продолжение знакомства с народными промыслами (Гжель, Хохлома, Городец, Палех, Федоскино) и некоторыми технологиями. Создать веточную поляну по мотивам понравившегося (понравившихся) промысла. Чтение Бажова «Каменный цветок». Игра-путешествие (путешествие по разным народным промыслам); игра-упражнение «Узнай и назови» (дети отгадывают изделия различных народных промыслов). 

Литература. 

1. Басина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке- М., 1997. 

2. Воробьева Д.И. Гармония- СПб,1995. 

3. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте- М., 2002. 

4. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительное деятельность- М., 1999 

5. Золочевский С.А. Программа развития цветовосприятия для детей 6-7 лет.- СПб.,1992. 

6. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы- М., 2000. 

7. Куревина О.А. Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное- М.,1999. 

8. Маслова С.Г. Мы входим в мир прекрасного- СПб, 2000. 

9. Мацкевич М.В. «Войди в мир искусства»: программа эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. 1998. No4. 

10. Личенко Н., Мошкова Н., Ковалева Г. Новые краски «Радуги»// Дошкольное воспитание. 1997. No12, 1998 No3. 

11. истякова М. И. Психогимнастика- М., 1990. 

12. Эксперементальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей»- СПб., 1992. 

13. Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник, каков он?- М.,2002. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Картотека игр на развитие творческого воображения, сенсорных эталонов и мелкой моторики пальцев рук детей 2-3 лет

В данной методической разработке подобраны игры и упражнения направленные на развитие творческого воображения и сенсорных эталонов детей 2-3 лет...

Учебно-методические пособия для индивидуального развития эмоциональной сферы детей 4 го года жизни с использованием дидактических игр

Для дальнейшего развития эмоциональной сферы сейчас ребёнка полезно учить       -различать внешние проявления ярких и однозначных эмоциональных состояний (по выражен...

Методическая разработка на тему "Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через восприятие классической музыки"

Данная исследовательская работа является результатом моих многолетних  поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей,  к музыкальному искусству начиная...

Развитие эмоциональной сферы детей на занятиях по физической культуре в условиях детского сада.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами физического воспитания на основе личного опыта....

Тема: «Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами арт-терапии в музыке»

Эмоциональная сфера является ведущим звеном психики в дошкольном детстве. Ребёнок в дошкольном возрасте - сама эмоция. Приёмы использования музыки в целях психокоррекции представляют собой широкое пол...