"Семицветик"
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Касумова Надежда Анатольевна

Программа кружка по изодеятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.prog_.po_izo.docx47.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №37 «Дружная семейка»

Программа ДОУ

проведение занятий по развитию художественных

способностей у детей 5 – 6 лет

«Семицветик»

        Составитель:

                                                                                                                                                                                   Педагог

                                                                                                                                          Касумова Надежда Анатольевна

г. Нижневартовск

  1. Содержание

Наименование

Страницы

1

Содержание

2

2

Паспорт программы

3

3

Пояснительная записка

4

3.1

Цели и задачи программы

5

3.2

Планируемые результаты

5

3.3

Объем образовательной нагрузки

6

4

Содержание программы «Семицветик»

7

5

Организационно – педагогические условия

24

5.1

Учебный план

24

5.2

Расписание занятий

27

5.3

Календарный учебный график

27

5.4

Программно – методическое обеспечение

28

5.5

Материально – техническое обеспечение

29

6

Мониторинг

30

7

Список литературы

31

  1. Паспорт программы

Наименование

программы

Программа ДОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей 6 – 7 лет «Семицветик»

Основания для разработки Программы

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года;
  • Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 года №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164 «Об утверждении «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013г.
  • Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество», Т.С.Комаровой, А.В Антоновой, М. Б. Зацепиной.

Заказчики Программы

МАДОУ города Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка», родители (законные представители)

Составитель Программы

 Касумова Надежда Анатольевна

Цель Программы

Развитие у детей творческих способностей

Задачи Программы

  • Формирование у детей знаний о прекрасном. Развивать способности наблюдения, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения.
  • Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
  • Развивать самостоятельность, активность, творчество.
  • Формировать в процессе обучения нравственным и эстетическим представлениям об окружающем мире. Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
  • Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Учить выделять средства выразительности.

  1. Пояснительная записка

        Как научить ребенка рисовать? У детей дошкольного возраста еще не сформированы художественно-изобразительные цели рисования. Они еще не умеют рисовать с натуры, не умеют правильно работать карандашом, кисточкой, краской.

                Рисование является важным средством познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

               В процессе развития художественных способностей у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

               Каждый ребенок любит изображать, используя карандаши, краски, цветную бумагу, пластилин, разнообразный природный материал. Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, является важной стороной, с помощью которой ребенок познает мир. В процессе работы у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, развивается мелкая моторика. Изображать можно различными материалами, в процессе у ребенка развиваются определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование на листе, чувство цвета, воображение, волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца). Кроме того занятия по изобразительной деятельности доставляет детям радость, создают положительный настрой.

               Для детей в среднем и старшем дошкольном возрасте (5 - 7 лет) большое значение имеет развитие мелкой моторики рук. Движение пальцев тесно связаны с подготовкой руки к обучению письму. В старшем дошкольном возрасте у ребенка все еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение фаланг пальцев. При этом нервная регуляция движений совершенствуется, что ведет к более точному и быстрому темпу выполнения различных действий. Одним из эффективных и интересных занятий по тренировке движений пальцев является работа с бумагой (скатывание в комочек полосок салфеток, рисование пластилином, нарывание бумаги для аппликации.)

3.1 Цели и задачи

Цель программы: развитие у детей творческих способностей.

Задачи:

  • Формирование у детей знаний о прекрасном. Развивать способности наблюдения, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения.
  • Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
  • Развивать самостоятельность, активность, творчество.
  • Формировать в процессе обучения нравственным и эстетическим представлениям об окружающем мире. Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
  •  Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Учить выделять средства выразительности.

  1.  Планируемые результаты:

В ходе реализации программы ребенок научится:

  • знать правила безопасности труда;
  •  ориентироваться на листе бумаги;
  • самостоятельно подбирать цвет, тон;
  •  складывать и вырезать изделия из бумаги;
  •   составлять свои варианты композиции;
  •  использовать в практической работе навыки, проявлять самостоятельность.

Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях.

3.3 Объём образовательной нагрузки

           Сроки реализации рабочей программы – 1 год.

           Программа рассчитана на 72 академических часа из расчета 2 раза в неделю, продолжительность 1 занятия – 30 минут. Занятия проводится вне основной образовательной деятельности. Количество детей – 10 человек. Возраст детей 6 – 7 лет.

           Формы организации деятельности детей на занятии: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

           Формы проведения занятий: беседа, выставки, конкурсы, творческая мастерская, игра-путешествие.

        

  1. Содержание программы

Учебно-тематический план работы

 

Час

Тема занятия

Цель

Материал

1-3

3

Рисование «Осенние листья»

Учить методом печати рисовать осенние листья.

Осенние листья, гуашь, альбом, листы

4 – 6

3

Объемная аппликация «Осенний лес». Пальчиковая гимнастика «Надеваем перчатки»

Учить складывать лист бумаги книжечкой, вырезать по шаблону, создавать единую композицию.

Ножницы, цветная бумага, картон, клей, шаблоны, простые карандаши

7

1

Аппликация их осенних листьев «Зайцы на прогулке».  

Познакомить с новым материалом для изображения, учить аккуратно пользоваться, так как листья сухие, хрупкие.

Осенние листья, клей, картон, ножницы

8 -10

3

Рисование по мокрому «Осенний пейзаж». Пальчиковая гимнастика «Воробьи»

Учить делать бумагу немного влажной, использовать цвета теплой гаммы.

Альбомные листы, кисти, палитра, гуашь, баночки с водой, салфетки

11 - 13

3

Аппликация их осенних листьев «Лебедь». Пальчиковая гимнастика «Ветерок»

Продолжать учить работать с осенними листьями, составлять предметные изображения. Воспитывать аккуратность в работе.

Осенние листья, клей, картон, ножницы, салфетки

14 - 19

5

Тема «В деревне»: дом, петух, курочка, хрюшка, цыпленок. Композиция из природного материала.

Познакомить детей с объемной работой, материалом - яйцо. Учить аккуратно раскрашивать,  наклеивать, создавая образ.

Яйца, готовые заготовки из бумаги, пластилин, веточки, картон, ножницы, краски, кисти, фломастеры.

20 - 22

3

Вышивка «Закладка». Пальчиковая гимнастика «Осьминожки»

Познакомить с техникой рисования ниткой. Повторить правила техники безопасности работы  с швейной иглой.

Готовые заготовки, нитки, иглы, ножницы

23 - 25

3

Рисование сыпучими предметами «Божья коровка». Пальчиковая гимнастика «Молоточек»

Учить рисовать крупой, использовать клей, как основу для работы, воспитывать аккуратность.

Листы, карандаши, пшено, горох, клей, краски

26

1

Оригами «Собачка»

Учить складывать квадрат по схеме, дополнять готовое изделие прорисовыванием некоторых деталей.

Бумага для оригами, фломастеры

27 - 28

2

Лепка «Декоративная пластина». Пальчиковая гимнастика «Надеваем перчатки»

Учить готовить основу для поделки (замазывать картон пластилином), учить нанесению декоративного налепа.

Картон, пластилин, стека, салфетки, дощечки

29 - 31

3

Аппликация «Синички на рябине»

Учить скатывать шарики из цветной бумаги и наклеивать их с помощью клея на контур.

Цветная бумага, клей ПВА, шаблоны, салфетки, дощечки

32 -35

4

Рисование «Зимний пейзаж»

Учить подбирать цветовую гамму, располагать предметы по всему листу.

Альбомные листы, краски, кисти, салфетки, палитра

36

1

Оригами «кошка».

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Продолжать учить складывать листы бумаги по схеме.

Листы цветной бумаги для оригами, фломастеры

37 - 40

4

Конструирование «Новогодние гирлянды, игрушки»

Упражнять в складывании бумаги, воспитывать аккуратность, вызывать положительные эмоции

Цветная бумага, клей, ножницы, нитки, фломастеры

41 -44

4

Рисуем нитками «Малый круг». Пальчиковая гимнастика «Осьминожки»

Учить пользоваться трафаретом. Учить заполнять окружности по радиусу.

Трафарет, цветные нитки, иглы, ножницы, карандаши

45 -47

3

Мозаика из мятой бумаги. Пальчиковая гимнастика «Пес и лошадь»

Учить скатывать бумагу одинаковой формы, наносить клей по контуру и наклеивать бумагу.

Мягкая бумага разного цвета, лист, картон, клей ПВА, кисти

48 - 50

3

Поделка из гофрированной бумаги «Солнце», «Луна». Пальчиковая гимнастика «Молоточек»

Учить составлять из нескольких одинаковых деталей, пользоваться гофрированной бумагой, воспитывать аккуратность.

Цветная гофрированная бумага, клей, ножницы, фломастеры, шаблоны

51 -55

5

Аппликация «Защитники Отечества». Пальчиковая гимнастика

«В домике»

Провести беседу о родах войск. Упражнять в вырезании деталей с помощью шаблонов, соединять их в композицию, дополнять готовую работу дорисовыванием.

Цветная бумага, фломастеры, картон, иллюстрации, клей, ножницы

56

1

Рисование сыпучими предметами «Заяц в зимнем лесу»

Упражнять детей в прорисовывании деталей, наносить клей на рисунок, наклеивать крупу.

Крупа манка, картон синего, голубого цвета, клей, простой карандаш

57 -58

2

Рисование «Подарок маме». Пальчиковая гимнастика «Кошка и собаки»

Учить рисовать различные цветы. Воспитывать желание порадовать близких. Учить использовать все пространство листа.

Альбомные листы, краски, кисти

59 - 60

2

Объемная аппликация «Мимоза»

Закреплять умение скатывать бумажные шарики, вырезать вазу. Учить аккуратно клеить детали.

Цветная бумага, клей, фломастеры, шаблоны, ножницы

61

1

Поделка из бумаги «Утенок». Пальчиковая гимнастика «Осьминожки»

Продолжать развивать умение складывать бумагу, вырезать по шаблону.

Полоски бумаги, клей, фломастеры

62 - 63

3

Рисование горохом «Ежик»

Закреплять умение наносить клей по контуру, дополнять прорисовыванием отдельных деталей.

Горох, клей ПВА, шаблоны, простой карандаш

64 - 65

2

Пасхальные яйца, крашенки, раскрашивание яиц, сувенир «Петух». Пальчиковая гимнастика «Пес и лошадь»

Учить аккуратно наносить узоры с помощью воска на скорлупу, раскрашивать, дополнять деталями, давая волю фантазии.

Восковые свечи, яйца, гуашь, кисти, карандаши, салфетки, пластилин, цветная бумага

66 – 67

2

Рисование набрызгом

Закреплять умение распределять изображение по листу. Учить новой технике- рисование набрызгом.

Фартуки, зубные щетки, краски, трафареты, салфетки

68

1

Коллекция «Бабочки». Пальчиковая гимнастика  «В домике»

Закрепить умение владеть ножницами, учить составлять композицию.

Ножницы, журнальная бумага, иголки

69 - 70

3

Рисование ниткой «Корабль», «Ракета». Пальчиковая гимнастика «Кошка и собаки»

Закрепить знания техники безопасности при работе с швейной иглой, учить вдевать нотку в иголку, делать узелок, держать иглу в руках, формировать умение доводить начатое дело до конца.

Игла, нитка, картон, ножницы, цветная бумага

71 - 72

2

Тестопластика. Поделки из соленого теста.

Учить лепить поделки из соленого теста, рассказать о технологии приготовления теста, учить раскрашивать поделки.

Готовое соленое тесто, дощечки, салфетки, гуашь, кисти

  1. Организационно – педагогические условия

5.1 Учебный план

        

Направления работы

Месяц

Количество занятий

1.Обрывная аппликация

- учить детей нарывать бумагу одного размера

- развивать моторику мелких мышц рук, глазомер; умение наклеивать мелкие детали на основу.

Октябрь

4

2.Рисование тычком

- учить рисовать методом тычка зверей.

- продолжать учить детей правильно держать кисть.

2

3.Пластилин

- развивать мелкую моторику, подбирать цветовую гамму, умение размазывать пластилин по контуру.

2

  1. Аппликация

- познакомить детей с техникой создания объемного изображения.

Ноябрь

4

  1. Рисование животных

- учить детей рисовать животных, используя схему последовательности рисования.

4

  1. Рисование ладошками

- учить детей правильно нанести краску на ладонь, оставлять аккуратно отпечаток на листе.

Декабрь

3

  1. Аппликация ладошками

- учить детей создавать образы, используя ладошки, дополняя отдельными деталями.

3

  1. Аппликация из салфеток

- познакомить детей с одним из способов аппликации используя салфетки.

2

                            1. Обратная аппликация пластилином

- познакомить детей с техникой обратная аппликация с помощью пластилина.

Январь

3

  1. Оригами

- развивать умение складывать лист бумаги, превращая его в игрушку.

2

  1. Кляксаграфия. Выдувание трубочками

- учить из нанесенной кляксы на бумаге, с помощью трубочки создавать новое изображения.

2

  1. Аппликация. Лошадки

- учить детей вырезать предмет из бумаги по контуру, сложенной вдвое.

Февраль

2

  1. Рисование. Дымковская игрушка.

- учить отражать в работе дымковские элементы, знакомить с прикладным искусством.

2

  1. Аппликация

- знакомить с симметричным вырезыванием.

2

  1. Рисование

- учить рисовать человека, соблюдать пропорции, подбирать цвета.

2

  1. Рисование + Аппликация.

- учить детей подбирать материал, создавать композицию.

Март

5

  1. Аппликация из цветных кругов

-закреплять умение красиво размещать изображения на листе.

2

  1. Лепка

- учить работать с пластилином скатывая его в палочки и маленькие горошинки.

1

  1. Аппликация, торцевание.

- учить наклеивать в техники торцевания венок из цветов.

Апрель

2

  1. Объемная аппликация

- учить в складывании бумаги по показу педагога, по схемам.

6

  1. Монотипия

- познакомить детей с симметричными и не симметричными предметами.

- учить изображать букеты в техники монотипии.

Май

2

       

  1. Рисование по замыслу

- закреплять полученные ранее умения.

6

63 часа

  1.  Расписание занятий

Наименование услуг

Форма занятия

Количество

детей

День недели

Время проведения

Исполнитель

1.

Проведение занятий по развитию художественных способностей у детей

Групповая

10

Понедельник

Четверг

Группа 1

15.30 – 16.00

Воспитатель высшей

квалификационной категории

5.3 Календарный учебный график

        

Тема

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.

Рисования

2

3

1

2

1

1

1

2.

Пластинография

2

1

1

1

1

1

3.

Монотипия

1

4.

Рисование тычком

1

2

1

5.

Аппликация из салфеток

1

6.

Обрывная аппликация

1

2

1

2

7.

Рисования + Аппликация

1

1

1

1

8.

Аппликация

1

1

3

1

4

3

1

1

9.

Аппликация из ладошек

1

2

10.

Рисование ладошками

1

11.

Аппликация из кругов

1

1

1

12.

Поделка

1

1

1

13.

Обратная аппликация пластилином

1

1

14.

Оригами

1

1

15.

Выдувание трубочками

1

1

16.

Мозайка из обрывной бумаги

1

17.

Торцевание

1

18.

Объёмная аппликация

1

1

19.

Рисование по замыслу

1

2

Итого занятий

8

8

8

7

8

8

8

8

72 занятия 40 недели

                                                                   5.4 Программно-методическое обеспечение

Наименование услуги

Наименование программы

На основании какой программы разработана

Проведение занятий по развитию художественных способностей у детей

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей 6 – 7 лет «Семицветик»

 Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество», Т.С. Комаровой, А.В Антоновой, М. Б. Зацепиной.

5.5 Материально-техническое обеспечение

           Организация занятий осуществляется в кабинете, расположенном на третьем этаже МАДОУ города Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка»

Учебно-методическое обеспечение программы.

1. Учебные и методические пособия: - научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);

2. Материалы из опыта работы:

- образцы;

- схемы;

- шаблоны,

- трафареты.

3. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:

- цветная бумага различной фактуры,

- картон,

- ватман, альбомы,

- клей;

 - пластилин,

 - стеки,

 - простые и цветные карандаши,

- фломастеры,

 - восковые мелки,

- гуашь,

- акварель,

 - кисти трех размеров,

- тычки разных размеров,

- пробки,

- трубочки для коктейля.

6. Мониторинг

Способы определения результативности программы дополнительного образования:

            Оценка умений проводится через контрольное посещения занятий по развитию художественных способностей, в ходе которого выявляется уровень освоения курса детьми данного возраста.

Результат отслеживается через диагностирование деятельности детей, которое проводится в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май)

Инструментарий для проведения контрольных занятий по развитию художественных способностей

Ф.И. ребенка

Изображает предметы, создает отчетливые формы, подбирает цвета, аккуратно закрашивает, использует различные материалы.

Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в композицию. Использует разные приемы лепки.

Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой и диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей

Итог

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г        

Н.г

К.г

Н.г.

К.г

1.

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты (низкий уровень)

2 балла – отдельные компоненты не развиты (средний уровень)

3 балла – соответствует возрасту (высокий)

Результаты обследования:

Начало учебного года

Конец учебного года

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

        

7. Список литературы

  1. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками. Сфера М.2009.
  2. Е.Д. Закржевская, С.В. Марсаль «Веселое путешествие в страну мозайки. Феникс 2005
  3. Т.Б. Сержантова «Оригами для всей семьи». М. 2008.
  4. И.Е. Аллаярова «Симфония красок». М. 2007.
  5. К.К.Утрубина, Г.Ф Утрубин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми». М. 2007.
  6. Г.П. Есафьева «Учимся рисовать». Академия развития 2005.
  7. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду». Академия развития 2005.
  8. Т.С. Комаровой, А.В Антоновой, М. Б. Зацепиной. Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество».

Приложение

Пальчиковая гимнастика на занятиях арт-студии «Семицветик»

1. «Прогулка»

(При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук).

Пошли пальчики гулять,

                          (пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками                                                                                                     двигаются по столу).

А вторые – догонять,

                       (ритмичные движения по столу указательных пальцев).

Третьи пальчики – бегом,

                       (движение средних пальцев в быстром темпе).

А четвертые – пешком.

                       (медленное движение безымянных пальцев по поверхности

стола).

Пятый пальчик поскакал

                       (ритмичное касание поверхности стола мизинцами).

И в конце пути упал.

                       (стук кулаками  по поверхности стола).

2. «Кошка и собаки»

Вышла кошечка вперед,

                          («кошка» правой рукой).

К нам идет, хвостом играет,

        (левой ладонью машем у основания правой кисти).

Ей навстречу из ворот

        («ворота»).

Две собаки выбегают.

        («собаки» обеими руками).

3. «Пес и лошадь»

Бежала лошадь по дороге,

                           («лошадь»).

Ей пес дворовый прыгнул в ноги,

        («собака»).

Залаял громко пес пугливый,

        («собака», «открывающая пасть»).

А лошадь лишь тряхнула гривой!

        («лошадь», двигающая «головой»).

4. «В домике»

Стол стоит на толстой ножке,

                («стол»).

Рядом стульчик у окошка,

                («стул»).

Два бочонка под столом.

                («бочонки» обеими руками).

Вот такой я видел дом.

                («дом»).

5. «Надеваем перчатки»        

Мы перчаточки возьмем,

Ручки прежде разомнем,

Каждый пальчик нарядим,

На друг друга поглядим.

(Большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.)

6. «Молоточек»

Кулачок сейчас сжимаем,

Им мы гвоздики вбиваем.

Нам не надо молотка,

У нас крепкая рука.

                             (Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди).

7. «Осьминожки»

Осьминожка – много ног,

По дну морскому сто дорог.

        (Пальцы – щупальца. «Осьминожки» осторожно обследуют морское дно.)

8. «Воробьи»

Пять воробьев на заборе сидели,

Один улетел, а другие запели

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел, а трое остались.

Сидели втроем и немного устали,

Один улетел, а двое остались.

Сидели вдвоем и снова скучали,

Один улетел, и остался один.

Один посидел, да и взял,  улетел.

        (Показать пять пальцев, а затем загибать их по одному.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее занятие для родителей по теме «Учимся общаться» «Цветик – семицветик»

Представлен практический материал в форме занятия с родителями, направленного на коррекцию детско-родительских отношений, формирование навыков сотрудничества и позитивных образов общения у детей со вз...

Конспект занятия "Цветик-семицветик"

Конспект занятия по логоритмике в подготовительной группе....

Выпускной бал "Цветик - семицветик"

Очень доступный сценарий для небольшой группы выпускников. Без введения взрослых ролей. Сценарий составлен по материалам интернета....

Интегрированное занятие по физической и художественной деятельности детей в старшей группе "Цветик-семицветик".

Интегрированное занятиепо физическому воспитанию и художественно-эстетической деятельностидетей в старшей группе«Цветик – семицветик»   Задачи:1. Способствовать оптимизации роста и развития ...

Конспект интегрированного занятия в средней группе:"Цветик-семицветик" по изо и физической культуре

Итоговое интегрированное занятие-путешествие для родителей, дети рисуют - используют в работе нетрадиционную технику рисования-монотипия, занимаются аэробикой, игроритмикой и конечно встречаются со ск...

Конспект занятия по математике в старшей группе "Цветик семицветик"

Программные задачи: закреплять умение видеть равное количество разных предметов, отсчитывать предметы и раскладывать их точно друг под другом, отражать в речи равенство количества предметов в гр...