кружка по изобразительной деятельности для детей 4-5 лет «Разноцветный мир»
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Волкова Ирина Серафимовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Пчелка»

СОГЛАСОВАНО:

«______»__________2014 г.

Зав.СП «Д/с «Пчёлка»

________ (О.Г.Колотилина)

Программа   рассмотрена на педагогическом совете  СП «Д/с «Пчёлка»

Протокол № _____  

от «___» ______________2015 г.

Председатель педсовета

__________  (Колотилина О.Г..)

ПРОГРАММА

кружка по изобразительной деятельности

для детей 4-5 лет

«Разноцветный мир»

Программу разработали воспитатели  ГБОУ ООШ № 15 СП «Д/с «Пчёлка»

Волкова Ирина Серафимовна

Савина Людмила Степановна

г.о.Новокуйбышевск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям:

  • Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
  • Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
  • Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
  • Умение правильно использовать кисти в работе;
  • Умение использовать трафареты и печати при работе;
  • Умение убирать за собой рабочее место.

Одновременно проявились и низкие способности детей:

  • Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
  • Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
  • Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
  • Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
  • Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
  • Проявление фантазии, художественного творчества;
  • Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
  • Завершение работы декором.

Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".

Изучая и осваивая большое разнообразие различных техник рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования в совместной деятельности с детьми и заметила всплеск положительных эмоций от процесса рисования. Появилось желание разнообразить запланированные программой практические занятия детей по рисованию в кружке по изобразительной деятельности. Дети 4-5 лет очень склонны к экспериментам и у них есть элементарные навыки в рисовании красками.

Новизна программы состоит в том, что все занятия с детьми основаны на ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой и экспериментальной деятельности.

Педагогическая целесообразность этой программы в том, что дети в игре берут для себя то, что в силу своего возраста не смогут изобразить, а с помощью нетрадиционных техник могут создать оригинальный образ.

Цель: Формирование активной, творчески развитой личности.

Задачи: Познакомить детей с новыми техниками рисования: оттиск, печатание, рисование восковыми мелками. Закрепить умение создавать образы и простые сюжеты с натуры или по представлению. Совершенствовать навыки работы, используя приемы: примакивание в разных направлениях, рисования круглых и овальных форм. Формировать эстетический вкус, творческое мышление.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: данная программа рассчитана на детей 4-5 лет.

Срок реализации программы:  1 год.

Режим занятий - 1 раз в неделю  (в четверг)  по 20 минут .

Ожидаемые результаты

- дети освоили новые нетрадиционные техники рисования;

- у детей сформировано умение создавать образы и простые сюжеты по представлению и с натуры

- у детей развиты навыки рисования

- у детей развита креативность.

Изучение уровня развития изобразительных навыков у детей 4-5 лет в кружке «Разноцветный мир»

  1. Умение смешивать краски;
  2. Наличие элементарных композиционных умений;
  3. Изображение предметов и объектов разных форм;
  4. Владение способами нестандартного раскрашивания;
  5. Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
  6. Умение использовать трафареты и печати при работе;
  7. Умение декоративно оформлять готовую работу;
  8. Использование навыков в самостоятельной деятельности;
  9. Интерес к изобразительной деятельности.

3 балла – (высокий уровень) ребенок выполняет задание самостоятельно, проявляет творчество, хорошо развиты технические навыки.

2 балла – (норма) ребенок выполняет задание верно, технические навыки развиты, но творчества в своей продуктивной деятельности не проявляет

1 балл – (средний уровень) ребенок выполняет задание с помощью взрослого, технические навыки развиты слабо.

0 баллов – (низкий уровень) ребенок не справляется с заданием или отказ от деятельности.

Таблица определения уровня развития

Уровень

Баллы

Высокий

21-27

Норма

15-20

Средний

6-14

Низкий

0-5

Затем  выводится процентное количество детей с определенным уровнем развития

Содержание программы

Подготовительная работа к занятию.

А) Проведение необходимых бесед, рассматривание картин, иллюстраций или фотографий по теме, чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами, проведение дидактических или подвижных игр и т.д.

Б) Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а так же нетрадиционного бросового и природного материала, который очень привлекает детей. Это - крышки различного размера, крупы, соль, цветы, семена, ветки, пищевые красители, бисер, бусины, пайетки, нити разной структуры, бумага различного формата и структуры, краски разных техник – акварель, гуашь, краски для мрамарирования, краски из овощей и т.д. Чем многообразней и необычней подбор материалов, тем трудней и одновременно интересней работать с ними. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает экспериментировать и творить

Основные направления работы с детьми

Проведение занятий в разной игровой форме (в виде путешествия, шоу- игры, лабиринтов, игры со сказочным героем, перевоплощений детей в героев или во взрослых, поиски кладов, игры в волшебников и т.п.) Каждое занятие проводится эмоционально, дети заворожено следят за всеми процессами и с интересом, а иногда с нетерпением выполняют практические задания руководителя. Попадая в проблемную ситуацию на занятиях по задуманному сценарию, иногда дети предлагают неожиданные способы её выполнения, которые по возможности используются в практической части. Так же используется нестандартное расположение детей в процессе рисования. (Стоя или сидя около мольберта или стола, сидя на полу, лёжа на ковре и т.д.)

. Учебно-тематический план кружка по изобразительной деятельности «Разноцветный мир»

n/n

Вид работы

Кол-во занятий

Кол-во часов

2

Рисование пальчиками, ладошкой

6

2 ч.

3

Печатание

7

2ч.20мин

4

Оттиск различным бросовым материалом

11

3ч.40мин

5

Рисование ватными палочками

6

2 ч.

6

Рисование свечой, восковыми мелками

4

1ч.20мин.

7

Рисование по трафарету

2

40 мин

ИТОГО

36

12часов

Перспективный план работы кружка по изобразительной деятельности «Разноцветный мир»

Тема занятия

Техника

задачи

СЕНТЯБРЬ

1

Подсолнухи

Рисование пальчиками, ватными палочками

Совершенствовать умение рисовать пальчиками стебель, листья подсолнуха

Закрепить навыки рисования гуашью

Развивать чувство композиции

2

Укрась платочек

Оттиск пробкой, рисование пальчиками

Развивать умение украшать платочек простым узором используя прием печатанья, примакивания и рисования пальчиками.

Развивать чувство ритма и композиции.

3

Осеннее дерево

Оттиск печатками из ластика

Познакомить с приемом печатания печатками

4

Осенний букет

Печатание листьями

Познакомить с приемом печатания  листьями

ОКТЯБРЬ

1

Заготовка на зиму «Компот из яблок»

Оттиск печаткой из яблок, поролоном

Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать прием получения отпечатка. Закрепить умение рисовать яблоки и ягоды в банке. По желанию использовать рисование пальчиком

2

Цыпленок

Рисование с помощью риса, ватные палочки

Совершенствовать умение детей наносить клей на отдельный участок, щедро на него насыпать крупу, аккуратно окрашивать рис, оживлять работу с помощью ватной палочки

3

Улитка

Рисование восковыми мелками, солью

Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков, соли.

4

Грибы в лукошке

Оттиск печатками (шляпка-картон), рисование пальчиками

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции

5

Два петушка

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение делать отпечатки ладоней и дорисовывать их до определенного образа (петушка). Развивать воображение, творчество

НОЯБРЬ

1

Рябинка

Рисование пальчиками

Упражнять детей в рисовании ягодок на ветке пальчиками и листики примакиванием. Закрепить данные навыки рисования, развивать чувство композиции

2

Мои любимые рыбки

Рисование акварелью, пищевыми красителями по восковым мелкам

Совершенствовать умение обводить свою ладонь восковым мелом. Продолжать знакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков

3

Первый снег

Оттиск печатками из салфеток

Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатанья ли рисования пальчиками.

Развивать чувство композиции

4

Цыпленок

Гуашь, ватные диски, палочки

Упражнять детей в наклеивании ватных дисков и аккуратно их раскрашивать с помощью ватных палочек

ДЕКАБРЬ

1

Зимний лес

Печать по трафарету, рисование ватными палочками

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции

2

Мои рукавички

Оттиск печатками из картофеля. пробкой

Упражнять в технике печатанья. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок, по возможности, равномерно на всю поверхность. Закрепить умение рисовать пальчиками.

ЯНВАРЬ

1

Ёлочка пушистая, нарядная

Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок используя пальчики

2

Снежок

Рисование свечой, акварель

Познакомить с техникой рисования свечой, использовать фон

3

снеговик

Мятая бумага

Закрепить навыки рисования мятой бумагой

ФЕВРАЛЬ

1

Чаша

Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки

Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Совершенствовать навык дорисовывания предмета

2

Цветочек для папы

Оттиск печатками из картофеля

Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закрепить умение дорисовывать у полураскрывшихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции.

3

Ягоды и фрукты

Пальчиковая роспись

Учить рисовать простейшие фигурки состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой красок

4

Плюшевый медведь

Поролон, тонкая кисть, гуашь

Помочь детям освоить новый способ изображения – рисования поролоновой губкой, позволяющей наиболее ярко передавать изображаемый объект, его характерный внешний вид. Располагать изображение в соответствии с размером на листе бумаги

МАРТ

1

Мимоза для мамы

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками, в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции

2

Солнышко

Рисование ладошками

Закрепить технику печатанья ладонью. Совершенствовать умение быстро наносить краску на ладонь и делать отпечаток – лучики для солнышка.

Развивать творчество.

3

Животные (петух, птица, слон, олень, медведь)

Рисование пальчиками, карандашом, красками, фломастерами

Совершенствовать навык рисования простейших фигурок состоящих из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой красок

4

подснежники

Акварель, восковые мелки

Закрепить навык рисования подснежников восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Закрепить умение передавать с помощью акварели весенний колорит. Развивать творчество.

АПРЕЛЬ

1

Неваляшка

Пуговицы различной формы

Совершенствовать умение рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета.

2

Волшебные картинки (волшебный дождь)

Рисование свечой

Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист акварелью. Упражнять в рисовании тучи с помощью воскового мелка

3

Подарок для кошки Мурки

Ватные палочки, готовое изображение кошки из геометрических фигур (голова – круг, уши – маленькие треугольники, туловище – большой треугольник, лапы, хвост – овалы)

Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур, закрепить названия геометрических фигур. Совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками. Воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помогать друг другу.

МАЙ

1

Черемуха

Рисование ватными палочками, пальчиками

Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма

2

Как я люблю одуванчики

Обрывание, восковые мелки, тычкование

Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения – обрывание и тычкование. Развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика

3

Котенок

Тычок полусухой жесткой кистью , трафарет котенка

Закрепить навык печати кистью по трафарету

4

Салют

Восковые мелки, акварель

Закрепить навык рисования акварелью. Совершенствовать умение рисовать салют с помощью воскового мелка

Литература:


     1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

3. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

4. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005.– 63с.

6. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

7. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

8. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

9. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

10. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

11. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

12. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

14. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.

15. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план занятий кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования "Маленькие волшебники" для детей второй младшей группы

Основная  цель  программы: Создать для ребенка первичный позитивный опыт познания данного предмета, ввести его в мир изобразительного искусства, обучить первичным навыкам отображения п...

Программа кружка по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка» (в группах общеразвивающей направленности детей от 5-6 лет, от 6 до 7 лет)

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мы...

ПРОГРАММА кружка по изобразительной деятельности для детей 3 - 4 лет «Юные волшебники»

Пояснительная записка.Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка. Стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...

Программа кружка по изобразительной деятельности для детей 5-6 лет "Разноцветный мир"

Программа кружка направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования. Целью программы являетсяразвитие у детей творческих...

Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» направлена на развитие нетрадиционной изобразительной деятельности у детей 2-3 лет

Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» направлена на развитие нетрадиционной изобразительной деятельности  у детей 2-3 лет...

Проект «Разноцветные ладошки»» (нетрадиционная техника изобразительной деятельности) для детей I младшей группы

Проект «Разноцветные ладошки»»(нетрадиционная техника изобразительной деятельности)для детей  I младшей группы...