Значение нетрадиционных методов обучения рисованию для развития творчества у детей
консультация по рисованию (средняя группа)

Туктамышева, Лейсан Камилевна

"Необычными вещами

Мы рисуем без труда.

Что найдется под рукой - 

Все годится нам с тобой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Мир полон запахов, красок, звуков. Ребенок познает его глазами, руками. пробует на вкус. И если ребенок чувствует - значит знает. Творчество - тот канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души, дети экспериментируют, исследуют, играя с самым разнообразным материалом: краской, глиной, пластилином, камешками, щепками, бумагой. Можно сказать, что маленький ребенок говорит руками, не обладая пока возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Фантазируя дети из реального мира попадают в придуманный. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в белоснежные лошадки, а небо помещается в бутоне цветка. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Вначале ребенку доставляет удовольствие ритм движения руки, которая удерживает и направляет пишущий предмет. Потом, в процессе дальнейших художественных занятий - он начинает понимать: линией можно заменить, изобразить или  обозначить какую то норму.

        Уже с раннего возраста необходимо развивать у ребенка чувства прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и оценивать произведения искусства, красоту и богатства родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности.  «Эстетическое воспитание» - сложный и длительный процесс. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает обучение детей нетрадиционным методам в изодеятельности .

        Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Во время творческой работы, дети учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы, стремление детей достичь качественных результатов, говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка .

        Занятия по изобразительной деятельности направлены на развитие у дошкольника творчества, воображения, фантазии. Понятие " творчество" определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство и материал для его воплощения. При выборе тем для работ детей необходимо учитывать все: воспитательно-образовательную работу, проводимую в группе по ознакомлению с окружающим, развитию речи у детей, чтению художественной литературы, а так же музыкальных занятий. Такой подход способствует отбору интересных, знакомым детям явлений, произведений искусства. Наблюдение природы, общественных событий формируют направленность изобразительной деятельности. Все виды изобразительности объединяет образное, творческое отражение окружающей действительности: рисование, выполненное нетрадиционными способами, позволяет отразить предметы и явления на плоскости в цвете, в необычной форме. Детям предоставляется полная свобода выбора способа и материала выполнения своего замысла. Работа нетрадиционными методами расширяет представления детей о художественных возможностях этих материалов. Дети понимают, что рисовать можно не только красками и карандашами, но и использовать ткань, воск, вату, нитки, мокрую бумагу, штамповку и т. д. Наблюдения, впечатления окружающей действительности, образы сказок, природа, космические фантазии, природные явления - вот некоторые темы детских работ .

        Существует бесконечное множество игр с красками, водой, бумагой и другими предметами. Ребенок должен подружиться с ними, они открывают ребенку неизведанный, фантастический мир - мир творчества. Помогут увидеть красоту окружающих вещей, красоту природы. Научат внимательно смотреть и многое замечать. Как только ребенок начнет рисовать, играть с красками - вскоре сам поймет и удивится, какие зоркие и умные стали его глаза. Дети с большим интересом относятся к таким занятиям.

        Для рисования используется прием называемый, монотипия, т. е. отпечатки, штампы. Для этого понадобится самый разнообразный материал: пробки, колпачки, шляпки от желудей, монеты, пуговицы, кусочки коры, листья, веточки. Дети с удовольствием рисовали палочками по дощечке с налепленным пластилином. Прием этот называется - граттаж .

 Дети с успехом освоили рисование тычком. Обычно используют этот прием при рисовании животных ( цыпленок, медведь, зайчик ). При рисовании используют и ткань. Дети просто рисуют по ткани красками. На кусочке ткани рисуется свечей рисунок, слегка проглаживается через бумагу утюгом, затем ткань опускается в краску или просто расписывается кисточкой .

 Дети среднего возраста умеют самостоятельно смешивать цвета, добиваясь теплых и холодных тонов  («Светит ласковое солнышко», «В гостях у Снежной королевы»).

        Чтобы преодолеть боязнь рисования я использовала прием рисования под музыку с закрытыми глазами. Ребенок закрывает глаза и под музыку произвольно водит кистью с красками. Потом открывает глаза и сам находит в своих рисунках то, что он видит, обводит силует карандашом. Для сложности можно детям дать конкретное задание: найти в рисунке цветок, дом, машину и т. д.

        Дети с успехом учатся использовать  все приемы  нетрадиционного рисования. С детьми  мы используем такие приемы как набрызгивание. Он применяется во время рисования природных явлений: идет дождь, пушистый снег, зацвели одуванчики и т.д. Индивидуальность, творчество можно выявить при рисовании предмета и группы предметов с разных сторон. Дети сидят в разных местах и на расстоянии рисуют предмет (ваза, кувшин). А потом детские работы сравниваются. Интересные работы получаются, когда мы с детьми используем так называемый половинный способ рисования. Рисуется только половина изображения, а другая отпечатывается при сгибе бумаги пополам, получается симметричный рисунок (бабочка, зонт).

        Существует прием рисования штрихом. Штриховка является одним из средств развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки, что также важно для подготовки руки к письму. Ребята закрашивают изображение штрихом, что придает рисунку выразительность, живость.

       В свободное время дети с удовольствием занимаются в уголке изобразительной деятельности. Мы стараемся создавать условия для самостоятельного творчества. Детям предоставляется полная свобода выбора тем и приемов выполнения своих замыслов. Это способствует получению каждым ребенком желаемого результата, удовлетворения, радости от собственной созидательной деятельности. Учитывая воспитательное значение результатов детского творчества, мы используем детские работы при оформлении помещений к праздникам, для подарка родителям, сверстникам. Детские работы используем для создания выставок.

        Стараясь особое внимание уделять развитию детского творчества, самостоятельности, инициативы, я пытаюсь создать в гpуппe атмосферу радости, удовольствия, открытости, доброжелательности, отзывчивости к эмоциональным проявлениям каждого ребенка.

         Детская фантазия не знает границ, нужно лишь умело подвести ребенка к самостоятельному мышлению, чутко уловить суть его замысла и умело подкорректировать его.

        Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающего мира, явлений, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании!

 В. А. Сухомлинский говорил: «Что ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтоб за призывом следовал труд, чтобы труд стал потребностью».

 ВЫВОДЫ :

 Исходя из этого я считаю, что занятия и игры нетрадиционными приемами рисования, развивают пространственное воображение и неординарное

 мышление. Дети оценивают все красивое, целесообразное, хорошо выполненное. У детей, вырабатывается потребность искать, думать принимать самостоятельное решение. А такие черты характера необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем, кем бы ребенок не стал - художником, строителем, педагогом, физиком или математиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов по теме «Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ» (практика)

Мастер-класс для педагогов по теме «Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ» (практика) Актуальность выбранной темы мастер-класса: • На занятиях по рисованию решаются зада...

Самоанализ по теме самообразования "Нетрадиционные методы и приёмы в развитии связной речи детей с ОНР"

В данной работе представлены некоторые нетрадиционные методы и приёмы, которые могут быть использованы в работе с детьми по развитию связной речи старших и подготовительных групп, а так же проделанная...

Мастер- класс для педагогов ДОУ "Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ"

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественн...

Мастер-класс для педагогов по теме «Нетрадиционные методы обучения детей рисования в ДОУ»

Знакомство с некоторыми экспериментами в изобразительной деятельности методами нетрадиционного рисования....

Мастер-класс для педагогов по теме «Нетрадиционные методы обучения детей раннего возраста рисованию в ДОУ» Конспект занятия на тему: «Рисуем мыльными пузырями». для детей младшей группы.

ФГОС ДО базируется на основных принципах дошкольного образования: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализаци...