Описание педагогического проекта «Сияющие искорки»
проект по рисованию

Петренко Светлана Леонидовна

Работа с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_proekta_siyayushchie_iskorki.docx42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Тематика проекта

Развитие одаренности детей в художественно-творческой деятельности.

Название проекта

«Сияющие искорки»

Целевая группа

Дети старшего дошкольного возраста, родители

Содержание проекта

В Федеральной программе развития образования выдвигается цель — «Развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического прогресса общества»…, «развитие возможностей для образования одаренных детей с учетом их индивидуальности».

«Искусство важный источник нравственного опыта незаменимо и актуально во все времена, оно расширяет, углубляет и организует жизненный опыт человека независимо от возраста».

Данный проект является одним из направлений по работе с одаренными детьми в учреждении и нацелен на поддержку детской одаренности в области художественного творчества, поддержку детской инициативы и развитие творческой активности детей.

Работа с одаренными детьми включает в себя гибкий подход к дошкольникам, имеющим задатки одаренности обеспечивающий развитие способностей с учетом интересов и склонностей детей.

Художественные способности раньше других обнаруживают себя. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изобразительном творчестве, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.

Одним из отличительных признаков одаренности в изобразительной деятельности будет выразительность цветовых решений, неподчинение шаблонам, «говорящий» цвет; большая динамичность рисунков.

Изобразительная деятельность дошкольников имеет свои специфические особенности:

1.   Функционализм. Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этих вещах.

2.   Изменение размеров. До 4-х лет ребенок может просто увеличивать предметы, после 5-ти увеличенный предмет – самый значимый для ребенка.

3.   Прозрачность рисунка. Ребенок рисует прозрачные предметы, т.е. сквозь предметы ближнего плана  видны изображения, находящиеся за первыми.

4.   Смешанные проекции. Дошкольник может рисовать, переворачивая лист так, как ему удобно, из-за чего изображения вида «сверху», «снизу», «сбоку»,  «спереди» оказывают на одном рисунке.

Художественные способности раньше других обнаруживают себя. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко может объединять несовместимое. Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща «возрастная талантливость».

В искусстве не может быть оценки «правильно – неправильно» - иначе не было бы огромного разнообразия художников, а был бы один-единственный, принятый за образец эталон.  

Гениальность сокрыта не в форме, а в глубоком содержании рисунка, не «как» написано, а «ради чего». Именно поэтому первоочередная задача воспитания и развития художественно одаренных детей не овладение графическими навыками, а развитие творческой активности, нестандартного видения мира. Ведь именно креативность есть основа любого таланта.

Наиболее подходящая для обучения одаренных дошкольников -  коллективная форма организации обучения, когда дети являются субъектами педагогического процесса. Система свободных, не организуемых жестко занятий дает каждому ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении.

Цель: Создать условия для самовыражения и самореализации одаренности воспитанников детского сада через изобразительное творчество.

Задачи проекта:

  • Совершенствовать  механизм выявления одаренных детей в художественно-творческой деятельности.
  • Выявить и создать условия для развития и поддержки одаренных детей изостудии;
  • Создать воспитательную среду для формирования и реализации интеллектуальных и творческих способностей талантливых детей;
  • Расширять возможности для участия способных дошкольников в конкурсах, выставках, разного уровня.
  • Работа с семьей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка.

При реализации проекта была выдвинута гипотеза, что эффективность педагогической работы с художественно одаренными детьми повысится, если ее развивать и поддерживать в изостудии с соблюдением следующих психолого-педагогических условий:

  • Обновить и обогатить окружающую микросреду детей самыми разнообразными новыми для них предметами и стимулами в изобразительной деятельности.
  • Не сдерживать инициативу ребенка.
  • Организовывать персональные выставки и активное участие детей в конкурсах разного уровня.

Классификация проекта: цикличный, долгосрочный, практико-ориентированный.

Продолжительность выполнения практического этапа– 1 учебный год.

Особенность проекта: Проект осуществляется ежегодно  с 2015 года. Совершенствуется и имеет перспективы развития. 

Принципы педагогической деятельности в работе

с одаренными детьми:

– принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и педагога;

– принцип создания условий для самопознания каждой одаренной личности;

– принцип вариативности содержания, форм, методов учебно-образовательного процесса;

– принцип свободы выбора учащимися направлений художественного самовыражения.

Этапы и результаты проекта:

Подготовительный. 

  • Изучение литературы и опыта работы по программам дополнительного образования с детьми дошкольного возраста.
  • Подборка диагностических методик.
  • Апробация приемов и форм работы с одаренными детьми.
  • Обогащение предметно-развивающей среды и обеспечение материально-технической базы для углубленной работы в области художественного творчества.
  • Разработка программ дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности.
  • Получение педагогом специального образования в области изобразительного искусства.
  • Анкетирование родителей.
  • Организация консультаций по эстетическому воспитанию для родителей и воспитателей.

Результаты подготовительного этапа

  •  В ходе работы над проектом в педагогической работе Изостудии были проанализированы различные теоретические подходы к психологическому пониманию одаренности.
  • Изучен опыт работы педагогов города и области по организации кружковой работы по нетрадиционным техникам рисования и живописи.
  • Изучено и подтверждено, что создание психолого-педагогических условий способствует развитию художественно-творческой одаренности детей дошкольного возраста, которая проявляется у ребенка в конкретном творческом продукте.
  • Пройден курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации».
  • Закуплены мольберты, интерактивное и специальное оборудование для изостудии.
  • Разработаны дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы художественной направленности «Разноцветная палитра» (живопись); «Мозаика» (нетрадиционное рисование); «Живой песок» (рисование на песке) и «Арт-песочница» (рисование цветным песком).
  • Создан пакет консультаций для родителей и педагогов по художественно-эстетическому развитию.

Второй этап проекта

Практический. 

  • Анкетирование родителей, диагностика воспитанников, мониторинг в дальнейшем.
  • Выбор форм и методов индивидуального сопровождения.
  • Организация кружков по интересам детей.
  • Проведение групповых и индивидуальных занятий.
  • Учет индивидуальных особенностей эстетического и художественного восприятия и темпов развития каждого ребенка.
  • Выполнение творческих заданий повышенной сложности одаренными детьми.
  • Использование современных средств ИКТ.
  • Вовлечение в художественные события.
  • Экскурсии в художественную галерею города при доме –музее им. А.М. Герасимова.
  • Оформление персональных и кружковых выставок детского творчества. Участие детей в конкурсах детского рисунка всех уровней.
  • Работа с родителями: Проведение разъяснительной работы среди родителей на родительских собраниях, беседы, опросы, тесты, индивидуальные встречи. Родителям детей изостудии даны советы очень внимательно относиться к творчеству своих детей. Важно соблюдать золотую середину: не перехваливая детей, мотивировать их на еще большее самовыражение и творчество. Организация для родителей группы в WhatsApp и возможность получения фото и видео материалов. Email рассылки с информацией и дистанционными консультациями.

Результаты практического этапа проекта

  • Создание фонда творческих работ одаренных детей.
  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей.
  • Дети владеют азами терминологии в области изобразительного искусства.
  • За 4 года проведено 26 персональных и групповых выставок, что повысило социальное значение продуктов творческой деятельности детей.
  • Создание ситуаций успеха, способствовала к возникновению качественных скачков в уровне творческой активности детей, как результат:
  •  Участие в муниципальном этапе шести воспитанников изостудии регионального конкурса «Искорки Тамбовщины-2017»

Черных Арина — II место в номинации «Юный вокалист»

Гладышева Таня -II место в номинации «Юный художник»

Ознобкина Злата — I место в номинации «Юный художник»

Грезнева Вера — II место в номинации «Юный художник»

Гладышева Лида — III место в номинации «Юный художник»

Хмырова Юля — III место в номинации «Юный художник»

  • Участие (Родионова София, 2019 г.) и победа в региональном очном конкурсе «Искорки Тамбовщины» в номинации «Юный художник» возрастная категория 6 – 7 лет. (Понамарева Эльвира, 2019 г.)
  • Проведена просветительская работа по поддержке художественной одаренности детей. Родители познакомились с возможностями развития одаренности своих детей на личных консультациях. Увидели результаты их творчества на всевозможных выставках и награждениях.
  • Обогащение и активизация знаний родителей о методах воспитания и развития одаренного ребенка.
  • Осознанное и бережное отношение родителей воспитанников к художественно-творческому процессу детей и к продуктам детского творчества.
  • Выявлена эффективность психолого-педагогических условий для развития художественно-творческой одаренности детей дошкольного возраста:

-обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение детей в художественно-творческих конкурсах;

-обеспечивается развитие эстетической эмпатии у детей при восприятии художественных произведений;

-обеспечивается развитие способности к рефлексии собственных продуктов творчества.

Третий этап проекта

Презентационный. Презентация результатов работы по проекту в конце года на последнем педсовете, выпускных утренниках, общем родительском собрании.

Результаты заключительного этапа проекта

Высокий рейтинг запросов семей воспитанников в услугах кружков художественной направленности. Доверие к педагогу. 85% выпускников изостудии детского сада поступают в художественную школу или  занимаются в «Центре детского творчества» города Мичуринска. Три воспитанника вошли в муниципальный банк одаренных детей за последние 2 года.

Опыт работы показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок,  благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Прогнозируемый результат: создание среды для самореализация одаренных детей через изобразительное творчество.

Теоретико-методологической базой проекта являются:

- теория деятельностного, личностно-ориентированного подходов в творческой деятельности (А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, С.А. Козлова, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Р. Рубинштейн и др.);

- теория и методика творческой деятельности дошкольника (Е.А. Антипина, И.П. Кошманская, А.А. Михайлова, Н.Ф. Сорокина и др.);

- концептуальные решения проблемы одаренности (А.Г. Асмолов, Ю.Д. Бабаева, Ж. Брюно, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, И.И. Ильясов, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Ф. Монкс, Р. Пажес, В.И. Панов, Л.В. Попова, Дж. Рензулли, А. Танненбаум, В.Д. Шадриков, Н.Б. Шумакова, Дж. Фельдхусен, К. Хеллер, М.А. Холодная, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др.);

- теории взаимосвязи одаренности и способности (Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, А.В. Хуторской, В.С. Юркевич и др.)

Постановка проблемы

Раннее выявление одаренных и талантливых детей. Раскрытие творческого потенциала воспитанников в условиях изостудии детского сада.

Результаты Вашей

деятельности.

Рефлексивный

комментарий педагога

Наше дошкольное учреждение осуществляло экспериментальную деятельность в рамках муниципальной площадки по теме «Использование ИКТ в процессе психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях детского сада»

Являясь основным разработчиком программы по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Покорители вершин» могу утверждать, что в учреждении создана качественная система по выявлению и сопровождению способных воспитанников. Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста заняла 3 место в муниципальном конкурсе.

Свой вклад в развитие творческих способностей одаренных дошкольников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью могу определить в том, что дети посещающие изостудию в конце учебного года:

  • овладевают первичными основными технологическими навыками и приемами изобразительной деятельности;

– самостоятельно умеют использовать средства художественной выразительности;

– овладевают высоким уровнем сложности художественных работ согласно возрасту;

– раскрывают себя как индивидуальность в глазах сверстников, приобретают умения и навыки в построении общения со сверстниками.

  • у детей повышается уровень и результативность участия в конкурсах различного уровня.

Обучение художественно одаренных дошкольников строится на четырех основных направлениях: развитие креативности, формирование изобразительных умений, обогащение представлениями о мире и развитие познавательных процессов, развитие эмпатии. Воспитание опирается на принципы наглядности, игровой подачи материала, индивидуального подхода к каждому.

Вся работа в комплексе способствует личностному развитию воспитанников, дает возможность самореализации одаренных детей, повышает уровень их творческой подготовки, способствует дальнейшему развитию художественных способностей и возможно профессиональному самоопределению в будущем.

В 2019 г. награждена Почетной грамотой управления образования и науки Тамбовской области.

Дальнейшее развитие

проекта

  • Совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми.
  • Разработка Индивидуальных программ с одаренными детьми изостудии.
  • Увеличение количественных показателей успешности воспитанников.
  • Создание постоянно действующих стендов в Изостудии, посвященных победителям и призерам конкурсов детского рисунка различного уровня.
  • Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.
  •  Разработка дополнительной программы дошкольного образования в технике Эбру.
  • Обновление и обогащение развивающей предметно – пространственной среды ДОУ.

Дополнительно

Важно помнить, что одаренность – «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку педагогу важно найти именно индивидуальный подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)

Направление моей работы  с детьми - художественно-эстетическое. Это направление  совместной деятельности с детьми  мне очень близко, есть  желание  создавать творческие ...

Требования к описанию педагогического проекта.

Консультация для педагогов ДОУ...

Проект на тему "Такие разные часы или знакомство детей со временем" (краткое описание педагогического проекта)

В данной разработке представлены цели, задачи  работы с детьми по теме "Знакомство детей со временем", проблемы и причины выбора данной темы; а так же представлены мероприятия с детьми ...

Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.

Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога....

описание педагогического опыта по теме информационно -познавательного проекта "Путешествие в мир профессий"

описание педагогического опыта по теме информационно -познавательного проекта "Путешествие в мир профессий"...