Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе(техника граттаж) "Звездные дали"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Бухтоярова Татьяна Николаевна
Замечательная,необычная техника"граттаж" будет интересна детям. "Граттаж"-это способ процарапывания заостренным предметом грунтованного листа.Это занятие погрузит детей в удивительный мир искусства,даст почувствовать себя волшебниками.Воспитатель обязательно должен познакомить детей с техникой "Граттаж"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию

в подготовительной группе

(техника граттаж)

Тема: «Звездная даль»

Подготовила:

воспитатель высшей

 квалификационной категории

Бухтоярова Татьяна Николаевна

МБДОУ № 111

Конспект НОД в старшей группе по рисованию «Звездная даль» (техника граттаж).

Граттаж является старой техникой, когда изображение наносится выцарапыванием.

     Как сделать основу для граттажа своими руками?

Для начала нужно сделать основу для рисования. Это можно сделать на картонной бумаге высокой плотности. Вы можете воспользоваться одним из вариантов:

- бумага может оставаться естественного цвета и ничего на нее не наносится.

- для цветной основы нанесите акварельные краски.

-картон можно закрасить разноцветными мелками.

- как вариант можно воспользоваться цветным картоном.

     Плотный лист бумаги натирается свечей, воском, либо цветными маслянистыми мелками, так что бы не было белых пропусков. Затем покрывается сверху гуашью (тушью, акриловыми красками). В гуашь, что бы она не скатывалась, можно добавить несколько капель жидкого мыла. Когда основа высохнет, лист закрепляется на фанерке, либо к столу на скотч. Белым карандашом сделать легкий набросок и потом, с помощью заостренной палочки, можно процарапывать изображение до слоя краски. Основу под граттаж выполняет взрослый, так как процесс трудоемкий, требует терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому не традиционному способу изображения.

   Тема: «Звездная даль»

Образовательная область:

     Художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с «космической живописью» с использование способа рисования «проступающий рисунок». Развивать художественно-образное мышление, воображение, чувство композиции.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Закрепить знание детей о космосе.

Образовательная область «Речевое развитие»

Развивать умение подбирать качественные прилагательные к слову «космос».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Воспитывать самостоятельность, наблюдательность, аккуратность. Побуждать детей к проявлению положительных эмоций во время творческой деятельности.

Предварительная работа:

Беседа о космосе; первым космонавтом Земли Ю.А Гагарине; рассматривание макета вселенной, чтение рассказов «Первый полет» А. Митеева, «в школе космонавтов», «звездолетчики» по В. Бороздину. Просмотр мультимедийной презентации «человек и космос в картинах космонавта Леонова Алексея Архиповича» , с целью знакомства с художником Леоновым А.А и обогащения художественных впечатлений.

Самостоятельная деятельность детей:

Создать условия для самостоятельно изображения космических далей (пейзажей).

Украшение работы фигурками космонавтов, космических аппаратов. Организация выставки работ детей «разноцветный мир космоса» и организация выставки работ родителей с детьми на тему «рисуем космос». Составление и запись придуманных рассказов детьми о космосе

     Материалы к занятию: аудиозапись космической музыки, иллюстрации с изображением космоса, космических кораблей, планет, подготовленная бумага, ручки, альбомный лист с готовой основой под граттаж, влажные салфетки, клеенка.

Ход занятия: Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня я вам предлагаю отправиться в космическое путешествие. Кто может полететь в космос?

Дети: в космос могут полететь космонавты.

Воспитатель: какими качествами и знаниями должен обладать будущий исследователь космоса?

Дети: Космонавты должны быть сильными, выносливыми, спортивными, уметь управлять ракетой и д. т.

Воспитатель: что бы полететь в космос будущий космонавт должен знать, как устроена ракета и работают приборы, изучить звездное небо, что бы ориентироваться в космическом пространстве. Космонавт должен обладать крепким здоровьем, обязательно быть спортсменом. Но и этого мало. Ведь лететь в космос на ракете труднее, чем на самом быстром самолете. Поэтому, еще на земле на специальных тренажёрах летчиков готовят ко всем трудностям полета.

     Игра «Космическое путешествие»

Воспитатель: Представьте, что вы превратились в космонавтов, а ваши стульчики в ракету. Вам предстоит отправить в путешествие на другую планету. Наденьте скафандры (дети делают вид, что одевают скафандры).

Скафандры надеты. Экипаж делает круг почета перед посадкой в ракету (Дети идут друг за другом, обходят свободное пространство группы. Дети идут медленно, широко расставляя ноги). Космонавты занимают места в ракете (дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Внимание! До старта осталось 5 минут, начинается отсчет времен: «пять, четыре, три, два, один, старт!» (Дети имитируют звук двигателя).

По ходу игры предлагаю детям испытать перегрузку. (откинуться назад, прижаться к спинке стула, напрячь ноги и руки) и изобразить человека в невесомости (привстать со стульчиков, выполнять замедленные плавные движения).

Воспитатель: Внимание, посмотрите внимательно в иллюминаторы корабля, что интересного вы там видите?

Дети: В иллюминаторе мы видим нашу планету, звезды, луну, спутники, комету, солнце, и др. (Объем ответов зависит от знания детей и предварительной работы с ними, показ слайдов, звезд, солнца, луны, комет солнечной системы).

Воспитатель: Объявляется общая готовность. Перед вами неизвестная планета. Ракета идет на посадку (дети делают вид, что пристегиваются. Кладут руки на колени, откидывают голову назад, напрягают мышцы тела.)

Поздравляю вас, посадка прошла успешно. (дети расслабляют мышцы)

Сейчас вы высадитесь на незнакомой планете. Будьте внимательны. Вам предстоит рассказать всем жителям Земли о том, что вы увидите. (Дети встают со стульчиков, широко расставляя ноги, ходят по группе, внимательно смотрят по сторонам). Внимание! Говорит командный пункт. Всем космонавтам необходимо вернуться на космический корабль (дети садятся на стульчик) сосредоточьтесь,  скоро вы будете выходит на связь с землей.

Воспитатель: Земля на связи. Вам предстоит ответить на вопросы журналистов. Отвечайте хором, но помните, что Земля находится очень далеко, звук будет доходить не сразу, а через три секунды, поэтому нужно только после счета раз, два, три. Все готовы? Начали!

- космонавты здоровы? Раз, два, три!

Дети: космонавты готовы!

-люди на планете есть?

Дети: людей на планете нет.

- небо, какого цвета?

Дети: небо на планете черного цвета.

- вода есть?

Дети: Вода отсутствует.

- животные есть?

Дети: животных на планете нет.

-есть ли там растительность?

Дети: растительность на планете отсутствует.

Воспитатель: Молодцы, справились с ответами. Путешествуя в космическом пространстве, вы увидели много интересного, вам будет о чем рассказать землянам, а еще лучше будет, если вы не только расскажете, но и нарисуете космический пейзаж. Вы уже успели почувствовать, что в космосе присутствует невесомость, когда тело человека плохо ему подчиняется, поэтому все действия даются с большим трудом. Рисовать мы будем необычным космическим способом на специальных листах острыми палочками. Называется этот способ изображения – граттаж, или по-другому- царапины. Придётся приложить некоторые усилия, чтобы процарапать рисунок и изобразить то, что вы наблюдали путешествуя на ракете.

Практическая часть:

  1. Продумать содержание и композицию будущего рисунка.
  2. Выделить главные элементы рисунка и второстепенные.
  3. Нажимаю с усилием на палочку, так, что бы проявилось изображение, контурно наметить объекты.
  4. Для того чтобы некоторые объекты (ракета, планета, солнце) казались более объемными, полностью процарапать всю поверхность внутри контура. (во время рисования тем детям, которые затрудняются в выполнении работы, показываю пример работы на своем листе).

Процесс процарапывания требует усилий, поэтому следует ввести тематическую пятиминутку.  

Раз, два –хлопок в ладоши.                       Хлопки в ладоши над головой.

А потом на каждый день.                       Четыре хлопка перед собой.

Раз, два ,три, четыре -                          Руки вверх, потянуться.

Руки выше, плечи шире.                 Руки в стороны, предплечья вверх.  

Раз, два, три, четыре-              Ходьба на месте.

И на месте походили.        

А сейчас мы с вами, дети.         Руки вверх, ладони соединить-«купол ракеты»

Улетаем на планете.

На носочки поднялись.             Встать на носочки.

Быстро, быстро руки вниз.       Правую руку вниз, левую руку вниз.

Раз, два, три, четыре-            Потянуть голову вверх, плечи вниз.

Вот летит ракета вниз,

В ясном небе солнце светит.              Потягивания- руки вверх.

Космонавт летит в ракете,

А внизу леса, поля-                Низкий наклон вперед, руки развести в стороны.

Расстилается Земля.

 

3. Итог занятия

После того как дети справятся с работой, педагог предлагает вернуться н землю:

- прошло время отправляться в обратный путь. Домой хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Ну тогда полетели!

(Дети имитируют звук в двигателе)

Воспитатель: Ну вот наше путешествие подошло к концу. Путешествуя по космическому пространству, вы увидели много интересного, вам будет о чем рассказать  своим близким и друзьям, а еще мы им покажем свои рисунки. Сделаем у нас в группе выставку ля родителей.

Космонавт

Я ракету выстрою, в дальний путь уйду.

Самую лучистую выберу звезду.

И в пути, конечно, я вспомню милый дом.

И пятиконечные звезды над Кремлем

Где планеты кружатся, мой корабль пройдет.

Там со мной подружится солнечный народ.

И мальчишки местные встретятся со мной

Я спою им песенку о Земле родной!

В. Татаринов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности для детей подготовительной к школе группы Тема: «Новогодние игрушки»

Программное содержание:Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам.Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки.Развивать творческие способности.Материалы, инструменты, ...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник»

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник». Цель: формирование у детей умения создавать изображения пре...

НОД Художественно - эстетическое познавательное развитие в подготовительной группе

Развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе совместной деятельности конструирования из бумаги в подготовительной группе....

Конспект занятия по художественно- эстетическому занятию ( рисование) в подготовительной группе

Цель: Воспитывать у детей любовь к своей семье и родетсвеникам, уважение к ним.Задачи: Образовательная, расширять и совершенствовать у детей представление о семье как о людях которые живут вместе, люб...