Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Дымка"
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Вербицкая Валентина Александровна

Для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Беседа «Дымковская игрушка» разновозрастной группе

Цель: Расширение представление о дымковской игрушке как народно-прикладном искусстве.

Задачи:

Образовательные. продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Дымка) , помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.

Развивающие: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты, восприятия искусства.

Воспитывать: продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству, красоте декоративных изделий для украшения интерьера, бережное отношение к игрушкам.

Словарная работа:

Обогащение: Подмастерья, слобода, кокошник, пригож

Активизация: Дымка, глиняная игрушка, ярмарка, село, интерьер

Предварительная работа: Знакомство с дымковской игрушкой. Рассматривание дымковских игрушек на фото и иллюстрациях. Заучивание стихов и потешек о дымковской игрушке.

Оборудование: шаблоны дымковских игрушек

Ход занятия:

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит русская народная музыка) 

Выставляю картину села Дымково- А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, куда мы попали? А попали мы в село Дымково!

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

- В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Идет демонстрация фотографий “Барышня”, “Олень”, “Конь” и др. с использованием художественного слова 

Барышня

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Няня

В кокошнике няня,

На руках Ваня.

И хорош, и пригож Ваня,

Не забудь няню,

Когда подрастешь, Ваня.

Олень

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Конь

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

-Да

(Дети сидят с закрытыми глазами).

-В село

-Дымковские игрушки

(Дети считают стихи)

Основная

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

-А что вы знаете о дымковских игрушках, из какого материала они изготавливаются?

-Как выглядят эти игрушки?

Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшим мастером является дедушка Тихон. Мне сказали, что дедушка Тихон сейчас заболел. Давайте зайдем к нему в гости, проведаем мастера.

Открывается ширма, на ватмане изображение старичка-мастера с одной игрушкой в руках.

- Скоро откроется ярмарка дымковской игрушки, а дедушка Тихон из-за болезни смог расписать мало игрушек. Он опечален по этому поводу. Мастеру очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство.

- Ребята, а мы можем помочь дедушке Тихону? 

- Я предлагаю вам стать его учениками, подмастерьями. Кто такие подмастерья?

- Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

- Как называли молодых помощников мастера? 

- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что нам необходимо. Нам нужны выбрать картинки с росписями (узорами), чтобы мы могли помочь дедушке Тихону

- Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки?

- Как, одним словом можно сказать про эти цвета? 

(Выставляю фото с образцами цветов дымковской росписи).

- У дедушки Тихона есть заготовки игрушек. Каждый из вас может выбрать фигурку по своему усмотрению.

- Какие элементы используются при росписи игрушек? 

Изображения на фото помогут вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.

(Выставляю фото с элементами дымковской росписи).

Физкультминутка.

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

- Какая из них вам нравится больше всего? Почему?

- Какую игрушку вы купили бы на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

- А я, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них свои знания!

- Теперь мастеру Тихону есть, что показать на ярмарке народных мастеров. А заодно он и вас прославит.

Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весёлой

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки.

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены. 

-Дымковские игрушки появились много лет назад, изготовлены из глины

-Игрушки украшены узорами

-Давайте поможем дедушке Тихону

-Подмастерья это помощник мастера

-Подмастерья

-Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый

- яркие, нарядные, веселые, праздничные

(Дети выбирают шаблоны игрушек для росписи)

-Элементом росписи игрушек используются кружочки, точки, волны, полоски, и т.д.

-Нам нравятся Няня, олень, конь

-Я бы купил(а) семье или друзьям няню

Заключительная

-Каким искусством мы сегодня познакомились?

-Какими узорами украшают игрушки?

-В каком селе появились игрушки?

-А в наше время, как можно использовать Дымковские игрушки?

- Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия.

У меня есть цветные карточки: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; зеленый – вам все равно; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Прикрепите карточку, соответствующий вашему настроению.

- Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в группу.

Приглашаю вас снова на чудесный ковер, закройте глаза (звучит музыка). Ширма закрывает мастерскую дедушки Тихона.

Вот мы снова в детском саду. Наше путешествие закончилось. Всем большое спасибо.

-Декоративно-прикладным искусством (Дымка)

- Элементом росписи игрушек используются кружочки, точки, волны, полоски, и т.д.

-Село Дымково

-Дома для украшения интерьера

Конспект занятия в подготовительной группе.

«Ярмарка дымковской игрушки .»

Интеграция: Художественное творчество со здоровьесберегающими технологиями. Рисование.

Программное содержание.

Художественное творчество.

— Продолжать работу по ознакомлению детей с дымковской игрушкой, закрепить представления о процессе ее изготовления, приемы рисования элементов дымковской росписи, умение располагать узор на объемной форме.

— Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, кольцо,прямые и волнистые линии );

-Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

— развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию, мелкую моторику рук.

— Развивать умение выразительно читать стихи о дымковской игрушке.

— Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать игрушки.

«Познание»

— способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

«Здоровьесбережение»

-Сохранение здоровья детей; создание условий для положительных эмоций, психоэмоционального настроя с применением здоровьесберегающих технологий (Физминутка, гимнастика для глаз и рук, самомассаж).

— Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью,

способность и умение оберегать, поддерживать и сохранять свое здоровье.

Предварительная работа.

Игра «Подскажи словечко», беседы о Дымковском промысле, чтение стихов, потешек о Дымке, загадок, рассматривание Дымковских игрушек, лепка лошадки, рисование элементов Дымковской росписи. роспись барышни и др. Чтение пословиц о труде.

Материал: костюм Петрушки, мяч, запись русской народной музыки «Как у нашей Дуни», «Ярмарка», дымсковские игрушки из глины, «Элементы дымковской росписи»,

ватные палочки, баночки для воды, салфетки, фартуки;

краски – гуашь, кисточки, ширма, веревочка. Фотографии дымковских игрушек, села Дымково.

ТСО: фильм «Дымковская игрушка»,видео мастерица .

Ход деятельности.

Звучит музыка «Ярмарка», появляется Петрушка.

— Здравствуйте, ребята, а вот и я Петрушка .

Приветствие гостей. Организационный момент.

«Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся».

Я хочу вас пригласить на ярмарку, а вы знаете, что такое ярмарка? (ответы детей). Отгадайте мою загадку.

Веселая, белая глина

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну назовите меня!

— Правильно это дымковские игрушки. А, как вы думаете где делают дымковские игрушки? (село Дымково). Село Дымково находится на берегу реки Вятка. Как вы думаете а, на чем можно добраться до села Дымково? (ответы детей). А вы когда-нибудь пробовали путешествовать с помощью волшебной веревочки? Нет?! Тогда я вам предлагаю добраться до села с помощью волшебной веревочки.

Волшебная веревочка, ты за нее держись.

С волшебною веревочкой ты вправо повернись.

Волшебная веревочка нас вместе собрала.

Волшебная веревочка в село нас привела.

Под музыку Петрушка и дети идут друг за другом держась за веревку.

Музыка меняется. ( Дети садятся на стульчики ).

Петрушка: - Ребята, вот мы и добрались, добро пожаловать в Дымково! Скоро ярмарка начнется и весело будет и красиво! Я вам хочу рассказать про мое родное село Дымково? Хотите послушать?(Слайды под рассказ).

— Давным –давно, за дремучими лесами, на берегу голубой реки Вятки, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи. Из труб валился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково. Жители Дымковской слободы, от мала да велика, лепили из глины игрушку к весенней ярмарке «Свистунье». И стали эти игрушки называть дымковские.

Просмотр презентации «Дымковские игрушки».

Петрушка: А у меня здесь есть помощник, который сейчас нам расскажет стихотворение.

Ребенок читает стих:

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованая льдом.

Мягкий падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дыме все кругом,

Голубые дали.

И село большое

Дымково назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки – не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

(-Молодец, хороший у меня помощник! )

Игра «Викторина».

Один, два, три — кружок собери. Дети строятся в круг.

— Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч — отвечай.

1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)

4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)

5. Как называется праздник, который проводят в Дымково? (Свистунья)

6. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый)

7. Где обжигают игрушки? (В печи)

— Приглашаю вас на танец. Я показываю, а вы за мной повторяете.

Физкультминутка

Эй, ребята, выходите,

Пляску русскую начните!

В этой пляске удалой

Пусть кружится шар земной.

Вот какой веселый пляс

Начинается у нас!

Не стоит никто на месте

Все танцуют с нами вместе.

Мы наклонимся сейчас.

Начинаем перепляс,

Постараемся для вас.

Все ногами топают,

Все в ладоши хлопают.

Петрушка: — Ой, ребята нас уже знаменитая мастерица заждалась.

Мастерица: — Здравствуйте ребята. Уже очень скоро откроется ярмарка дымковской игрушки » Свистунья», а мне еще столько работ надо расписать. Боюсь одна я никак не справлюсь, может быть вы мне поможете?

Петрушка :-Конечно поможем! А как это сделать?

— Дети, что же делать, как вы думаете помочь мастерице ?

(ответы детей).

— Правильно, самим стать мастерами – умельцами и расписать лошадок. Мы будем трудиться, как настоящие мастера. Как хорошо что мы сегодня про дымковские узоры вспоминали.

Закличка. Закрыть глаза, шепотом (превращение в «мастера»).

Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Мастерить сейчас начнем.

***

Гимнастика для рук.

Замок!

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

Покрутили,

Потянули

И открыли!

— Проходим в мастерскую, (обращаю внимание на таблицу-слайд«Дымковская роспись»). Дети надевают фартуки.

Петрушка:- Мы с вами будем расписывать дымковскую лошадку.

Давайте вспомним как будем расписывать ее.

-Какие части мы закрашиваем полностью? (Хвост, гриву, копыта).

Да полностью нужно закрасить хвост, гриву, копыта.

-Где мы расположим узор? ( Вдоль ног, шеи, туловища).

Правильно, вдоль ног, шеи, туловища.

-Какие узоры мы будем использовать для росписи лошадки? (Круги, точки, прямые и волнистые линии, кольца)

-Сначала печатаем круги и точки вдоль ног, шеи, туловища. Кистью рисуем кольца, а после закрашиваем гриву, хвост, копыта.

Теперь можем приступить к работе.

— Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.


По ходу расписывания лошадки направлять детей:
-Олеся круги мы будем делать с помощью тычка-пальчика. Круги и точки на узоре повторяются, поэтому нужно проделать это несколько раз подальше друг от друга.Чтобы рисовать пальцем и ватной палочкой нужно смочить водой, а затем набрать краску, краску с пальца убираем с помощью влажной салфетки. Артем, кольца вокруг точек рисуем кончиком кисточки.
— Берем кисть тремя пальчиками у железного наконечника. Макаем кисть в воду и о край баночки снимаем лишнюю каплю. Обмакиваем кисть об салфетку. И на весь ворс набираем краску нужного цвета. Кончиком кисти рисуем кольца на нашем узоре.

Алина, закрась гриву и хвост лошадке. Для этого хорошо промой кисточку в воде, сними лишнюю каплю, обмакни о салфетку и набери краску чёрного цвета. Закрашиваем гриву и хвост прямыми линиями.


Дети украшают фигурки игрушек, звучит народная музыка.

После выполнения работы дети ставят свои игрушки на карусель.

Петрушка: — Дети, давайте посмотрим на лошадок, которых вы расписали.

-Какие они стали? (Ответы детей).

-Какие красочные узоры на них получились, теперь лошадки стали красивыми и яркими.

-Какая лошадка вам понравилась больше всех? Почему?

А мне все лошадки понравились. Вы просто молодцы!


Мастерица:- Вот спасибо вам ребятки за помощь. Вы хорошо потрудились.
Какая чудесная получилась карусель. Теперь и ярмарку можно начинать.

Петрушка: Мы игрушки знатные

Складные да ладные

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

-Волшебные слова «Закрываем мы глаза, вот такие чудеса, мы теперь не мастера, а теперь мы дети!»

Петрушка: — Ребята, где мы сегодня побывали, что видали? (Ответы детей).

— А кому же помогали?( мастерице ).

— Кем стали? ( мастерами- умельцами).

— Вы просто молодцы!

— Понравилось вам в Дымково? А сейчас детвора возвращаться нам пора, скажем всем спасибо и до свиданья!

Дети с помощью волшебной веревочки идя друг за другом возвращаются в детский сад под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится  строить....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"

Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...

«Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (группа ОНР) "Прекрасная щедрая осень"

Представлен конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи. В нем дан материал  на закрепление знаний об овощах и фруктах, об осенних явлениях в природе, задания по согласованию прилагател...

Конспект прогулки с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Правила дорожного движения".

Предварительная работа: 1. Наблюдение за улицей.Цель: Познакомить с улицей, с ее особенностями. Закрепить знания о том, что транспорт двигается по дороге, а пешеходы по тротуару. 2. Непосредстве...