методические разработки
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Арт-терапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии»
Выполнила: Рахимова Инзиля Флориовна
г.Нефтекамск ,2018 год.
СодержаниеВведение
1. История возникновения арт- терапии
2. Теория арт- терапии
3. Суть, подходы, цели арт- терапии
4. Примерные конспекты НОД.
Заключение
Список литературы
Термин «арт-терапия » стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, которое он обозначает . С английского языка- это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством...»
Однако на практике арт- терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечебные задачи, несомненно, ей свойственны, существует много примеров применения арт- терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.
Все еще существующий в нашей стране вакуум информации об арт-терапевтическом направлении порождает много домыслов и произвольных толкований этого понятия. Так, один художник назвал «арт-терапевтической» коллекцию своих работ — он был убежден, что она дает зрителю возможность испытать ощущение мира, гармонии, тишины и эстетической радости. Во многих случаях «арт-терапевтическими» называют оздоровительные занятия с использованием физических упражнений, танцев, вдыханием благовоний, чтением сказок и т. д., поскольку считают, что такое определение охватывает все многообразие форм творческой деятельности и может использоваться для описания воздействия тех или иных видов искусства на человека.
Действительно, за рубежом, особенно в странах континентальной Европы, термин «арт- терапия» при его использовании во множественном числе (arts therapies) нередко несет именно такой смысл, однако для обозначения частных форм терапии творчеством, как правило применяются понятия арт- терапия (психотерапия посредством визуального, пластического искусства), драматерапия (психотерапия посредством театрального искусства и ролевой игры), музыкальная терапия ( психотерапия посредством музыки), танцедвигательная терапия и т. д.
Современное понимание арт- терапии предполагает , во-первых, использование языка изобразительной экспрессии (т. е. может использоваться музыка , драматическое искусство, движение, танец и другие формы творческой активности человека, но при этом, однако, изобразительная деятельность является основополагающей); во-вторых, непосредственное участие человека в изобразительном творчестве.
Арт- терапия обладаем очевидными преимуществами перед другими – основанными исключительно на вербальной коммуникации – формами психотерапевтической работы.
Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арт- терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арт- терапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арт- терапевтическом процессе.
Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением (что характерно, например, для представителей западной культуры). Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным «мостом» между специалистом (психотерапевтом, психологом, педагогом и т. д) и клиентом. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов, в общении по поводу слишком сложного и деликатного предмета.
Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому предоставляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены в повседневной жизни.
Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она имеет «личностно-ориентированный» характер; предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.
Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.Яркие эмоции, краски, помогают преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов, саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации — раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально-неповторимого способа бытия в мире.
Важные изменения в деятельности арт- терапевтов выражаются в оформившейся за последние годы ориентации на « внегоспитальную» сферу: все больше специалистов работает при социальных муниципальных центрах (так называемых «центрах дневного пребывания» и «дневных стационарах»), приближенных к населению, что заставляет учитывать потребности разных социальных групп, проводить работу с амбулаторными психиатрическими пациентами , подростками, бездомными, безработными, лицами с алкогольной и наркотической зависимостью и т. д. Одной из важных областей использования арт- терапевтического метода в последнее время становится работа с правонарушителями, предпринимаются попытки осуществлять ее непосредственно в местах лишения свободы, в условиях надзора и реабилитации. Все это предполагает большую мобильность арт-терапевтов, умение организовать работу и дифференцировать используемые приемы в зависимости от поставленных целей и особенностей контингента клиентов.
Среди многочисленных изменений в деятельности арт- терапевтов за последние годы следует также отметить повышение их роли в социальной и образовательной сферах. Речь идет, главным образом, о работе в специализированных школах и с детьми, посещающими общеобразовательные школы, но имеющими определенные эмоциональные и поведенческие нарушения, отражающиеся на их успеваемости. Иногда арт-терапевтам приходится совмещать свою работу с работой педагога: даже в развитых странах статус арт- терапевта пока ниже статуса его коллег, занятых в здравоохранении, а его профессиональная роль и нормы оплаты труда четко не определены. Нередко арт- терапевты трудоустраиваются в качестве арт- педагогов, социальных работников или инструкторов по групповой работе. Такое положение вещей вряд ли можно признать нормальным , и в настоящее время профессиональные арт- терапевтические организации добиваются такого же признания их деятельности в образовательной и социальной сферах, как и в сфере здравоохранения.
Многие знают арт- терапию как терапию рисунком, лепкой и т.п. Помимо творческого самовыражения с помощью материала, в арт- терапии приветствуются и игровые приемы коррекции – сказкотерапия , психодрама . Эффективностью работы последних очень заинтересованы сегодня отечественные психологи. По-видимому, российские дети более восприимчивы к игровым видам коррекции
Одним из главных моментов арт- терапии, влияющим на ее эффективность, является личность арт- терапевта. Здесь, больше, чем в работе со взрослым, важны и непринужденная атмосфера, и эмпатия (умение
переживать и сопереживать чувствам другого человека), и одновременно рациональное анализирующее мышление. Одно из главных качеств арт-терапевта — способность установить с ребенком контакт, быть на его стороне, говорить с ним в одной плоскости. Ребенок-дошкольник зачастую слышит не слова, а интонацию; понимает не содержание речи, а жесты, лицо, мимику, которые эту речь сопровождают. Специалисты говорят, что эмоциональный контакт с малышом достигается с использованием невербальных приемов общения: открытые позы (руки раскрыты, разведены, открывая грудную клетку), живая мимика (но без кривляний ) и т.п.
Детские арт-терапевты не забывают и про стандартные педагогические приемы работы с дошкольниками. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
В этом им может помочь нестандартный ,творческий вид деятельности ,как арт-терапия.
Конспекты занятий с элементами арт-терапии по разным возростам.
Интеграция – коммуникация, арт-терапии в первой младшей группе.социализация, познание,изобразительная деятельность.
Тема «Котята»
Цель: снятие физического и психического напряжения.
Задачи:
развивать способность детей к образному восприятию, умение перевоплощаться, используя приём арт-терапии – работа с гримом;
побуждать детей к активной игровой деятельности, используя музыкальные и литературные приёмы;
показать преимущества коллективной работы, используя нетрадиционные приёмы рисования (пальчиковая живопись);
развивать фантазию, воображение;
создать детям радостное настроение.
Оборудование: иллюстрации с изображением кошек, грим и ватные палочки, салфетки для снятия грима; игрушки – большая собака, мышка с привязанной к ней ниткой, норка-корзинка для мышки; для рисования: фон – «аквариум» для коллективной работы, губки, гуашь красного, жёлтого, синего цветов; влажные салфетки, полотенца; аудиозапись: «Танец котят», «Колыбельная»; угощение – печенье «рыбки».
Ход занятия.
Психолог :Здравствуйте, ребятки. Отгадайте-ка загадку:
Хвост пушистый и усы – нет приятнее красы.
Лапки –мягкие подушки, кверху поднятые ушки.
Ну ,подумайте немножко. Догадались? Это… кошка.
Мягкие лапки, а в лапках царапки.
Кошка – домашнее животное. Любит бегать, прыгать. Что едят кошки?
Кошки – охотники. Кто учит котят охотиться? Вы хотите узнать, чему кошка учит своих котят? (предлагаю превратиться в котят – нарисовать усы, посмотреться в зеркало). Я буду мама кошка, а вы мои котята
Игра «Точит кошка коготки»
Точит кошка коготки, сидя на окошке (имитируют движения по показу).
Ах ,какие же они острые у кошки. (царапают правый, затем левый бочок)
В этих лапках до поры дремлют цап -царапки. (сжимают и разжимают пальцы руками перед собой)
Весь день мама-кошка учит котят,
И каждый котёнок как мама усат.
Котёнок (имя ребёнка) – рук перед собой). Ах , какие у неё мягонькие лапки, (плавные движения
самый белый,
самый смелый,
самый чистый,
самый быстрый,
самый пушистый,
самый когтистый, самый усатый, самый полосатый! И т.д. (похвалить всех).
Мама кошка всех гладит по головке.
Скоро пойдём гулять. Я буду учить вас охотиться и защищаться. Когда собака залает ,шипите и выпускайте коготки, вот так, а когда увидите мышку – ловите её.
Игра с мышкой и собачкой.
Мяу ! Мама зовёт котят домой, пора спать.
(Звучит колыбельная, котята отдыхают). Мама будит своих котят, гладит их.
Ну, вот и проснулись.
На столе стеклянный пруд, в нём рыбки живут. Это аквариум.
Все котята любят наблюдать за рыбками. Посмотрите, какой большой аквариум. В нашем аквариуме только водоросли и галька. Нарисуем рыбок. Только не кисточкой, а лапкой-ладошкой. Хотите, я вас научу?
Работа детей, помощь при необходимости.
Сколько красивых рыбок появилось в нашем аквариуме! Они все яркие, нарядные , разноцветные. Плавают наши рыбки по всему аквариуму, прячутся в водорослях . Хотя все кошки любят есть рыбку, мы своих рыбок есть не будем. Мы будем ими любоваться!
А я угощу вас другими рыбками – печеньем. (котята моют лапки в тазиках с водой) .Вам понравилось быть котятками? Давайте я вас сфотографирую на память.
Превращение в детей: стираем грим с помощью влажных салфеток.
Конспект занятия с элементами арт- терапии с детьми старшего дошкольного возраста "Моё настроение"
.
Цель: гармонизация личности.
Задачи:
-Развитие и умение выражать свои эмоции и чувства
-Развитие фантазии, воображения
-Развитие уверенного поведения
-Снятия напряжения.
Материалы: вырезанный из бумаги круг, листы бумаги, карандаши, акварельные краски, фотографии с изображением на них предметов, имеющих форму круга, магнитофон.
Ход занятия:
Приветствие
Психолог: -"Здравствуйте дети! Я очень рада видеть вас , а вы рады видеть друг друга? Покажите как вы рады встречи с друзьями: повернитесь к соседу справа- улыбнитесь ему, повернитесь к соседу слева -улыбнитесь ему.
Проводится беседа "Настроение по цвету"
Ребята, забота о своем настроении также важна, как и забота о своем теле, о своем здоровье. Необходимо научится радоваться жизни. Вот что способствует хорошему настроению: дружелюбие, улыбка, музыка, что ещё?
Ответы детей."
Психолог: -"А теперь сядьте поудобнее, можете закрыть глаза. А сейчас представьте себе цвет, соответствующий вашему настроению."
- Представили ?
-Теперь возьмите акварельные краски и нанесите его (цвет) на бумагу.
Основная часть.
Упражнение "Волшебный круг"
Психолог: -" Сегодня мы с вами соприкоснемся с волшебством, создадим нечто такое, что с очень давних времен считалось людьми особенным. А для начала скажите мне, пожалуйста, что объединяет эти фотографии? ( Детям демонстрируются фотографии, на которых изображены разные предметы имеющие форму круга.)
Ответы детей"
Психолог: - "Замечательно, вы все правильно рассказали, а знаете ли вы, что круг по праву считается одной из самых добрых фигур? в нем нет острых углов, он напоминает собой Солнце- символ жизни, удачи и счастья. с древних времен люди, изображая круг, наделяли его особой силой."
И сейчас мы с вами это проверим-создадим свой волшебный круг.
-"Я предлагаю вам взять каждому вырезанный из бумаги круг и нарисовать внутри него рисунок, посвященный чему-то доброму, радостному."
Пока дети рисуют играет спокойная музыка.
Обсуждение рисунков:
-Почему решил (а) нарисовать именно это?
- Понравилось ли рисовать? Довольны ли результатом?
-Хотели бы что-то изменить (перерисовать) или оставить все как есть?
Ответы детей.
Этап вербализации и рефлексивного анализа
Психолог:
-"Давайте потрем свои ладони ,одну об другую -чувствуете, какие они стали горячие? Теперь прикоснемся кончиками пальцев к своему кругу, закроем глаза и мысленно предадим ему свою душевную теплоту. Сейчас вы поделились частичкой своей доброты, а значит, наделили эти круги особой, волшебной силой. Ведь именно Добро творит Настоящие чудеса!"
Занятие в подготовительной группе с элементами арт-терапии «Снеговик»
Задачи игротерапии:
Коррекция поведенческих проблем;
Снятие повышенной тревожности;
Укрепление собственного Я -ребенка.
Задачи музыкотерапии:
Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить, или, наоборот, активизировать настроение, заинтересованность;
Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми;
Улучшается речевая функция.
Задачи арт-терапии:
Научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека;
Обучение в работе в парах, группе;
Привитие навыка следовать инструкции взрослого;
Создание общего фона.
Материалы: гуашь, листы стекла (с обработанными краями) с нарисованными на них снеговиками, крепления, музыка, аксессуары для игры, тряпочки с тарелочками, открытки с изображением снеговика.
Ход занятия
1. Приветствие и подготовка к работе (введение и разогрев).
Цель: создание атмосферы доверия и безопасности.
Психолог: Давайте поздороваемся друг с другом.
Игра “Я рад тебя видеть…”.
Цель: создание положительного эмоционального фона.
Все встают круг, по кругу каждый говорит соседу справа следующую фразу, “Я рад тебя, видеть Сережа…”
Психолог задает вопросы:
Какое сейчас время года на улице? (зима)
Зима, какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)
Снег, какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)
Зима, веселое или грустное время года?
Песня “ Что нам нравится зимой?”
Психолог загадывает загадку о снеговике:
Человечек непростой: появляется зимой,
А весной исчезает, потому что быстро тает.
С метлой в руке, с ведром на голове, стою зимой я на дворе.
Психолог предлагает детям рассмотреть открытки, на которых изображен снеговик?
- Какого он цвета? Что у них общего? Какое у него лицо?
- Давайте сейчас поиграем в игру про снеговика
Песня-игра “Снеговик”
Психолог проводит беседу о зиме:
- У каждого времени года - свои любимые цвета. Есть они и у зимы.
- Как вы считаете, какие самые любимые краски Феи зимы?
- Конечно - это белая, голубая, серая…
2. Этап изобразительной работы.
Психолог предлагает детям раскрасить каждому своего снеговика (в зависимости от их настроения).
- Но наши снеговики необычные. Их мороз и Фея зима нарисовали на маленьких окошках. (Вот посмотрите на окошки)
- Работать будем в парах, окошко для двух человек. Один рисует с одной стороны окошка, второй садится напротив и рисует с другой стороны.
- И нашими помощниками будут баночки с гуашью и ваши пальчики. Этот метод называется пальчиковое рисование.
- На предыдущих занятиях мы с вами так уже рисовали. Вспомнили? Пальчиками печатали красивые листочки.
- Перед вами окошки с нарисованными на них снеговиками. Ваша задача раскрасить с помощью пальчиков: нарисовать им лицо, украсить их.
Рисование проходит под музыку.
3. Обсуждение.
Психолог благодарит всех детей за работу.
- Молодцы! Все справились с заданием.
-Давайте пройдем по кругу и посмотрим на всех наших снеговиков. Нравятся?
Ритуал прощания:
-Встаем в круг, возьмемся за руки и скажем друг другу “Спасибо” и “До свидания” (сначала все говорится громко в большом кругу, а потом все подходят к середине и говорят шепотом)
Заключение.
В настоящее время арт- терапия приобретает все большую
популярность. Творя и созидая, человек высказывает свои страхи, опасения, проблемы и тревоги. Здесь не нужно подбирать слова и с оглядкой на других думать: «А вдруг меня не поймут, засмеют или осудят?»
Методы арт- терапии выносят во внешний мир все то ,что наиболее вас беспокоит и происходит мягкая проработка и коррекция всех тревожных событий.
Несомненно, даже в век развитой медицины нельзя справиться с проблемой только традиционным лечением: выписать для тела таблетку или микстуру, а для души- антидепрессанты. Необходимо подходить к решению интегрально. Арт- терапия –это прежде всего интегральное лекарство, без ограничения в возрасте и побочных эффектов.
Я считаю, что терапия творчеством – очень прогрессивное направление и постепенно займет свое достойное место среди других терапевтических методов.
Литература
Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин. — СПБ., 2001.
Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / ред. А. И. Копытина. — СПб., 2002.
Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. — М., 2003.
Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2008.
Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебн. пос. для студ. вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала. — СПб.: Речь, 2008.
Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. — СПб., 2001
Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000.
Черемнова Е. Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. — Феникс, 2008.
Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. — М.: Издательство Пирожкова, 2002 г.
Ссылки
Сайт об использовании арт-терапии в работе с детьми
Российская арт-терапевтическая ассоциация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/06/picture-1171271-1570360755.jpg)
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-305125-1598785624.jpg)
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/12/picture-1020472-1520877440.jpg)
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...