Конспект НОД по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)
Конспект НОД по изобразительной деятельности по ознакомлению с «Филимоновской игрушкой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.docx | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка»
Цель: Продолжить изучать историю возникновения Филимоновской игрушки и ее отличительные особенности.
Задачи:
1. Учить детей расписывать шаблон игрушки, применяя нетрадиционную технику рисования ватными палочками.
2. Учить детей воспринимать красоту родной традиционной культуры.
3. Развивать у детей внимание, воображение.
4. Воспитывать у детей желание воспринимать красоту родной традиционной культуры.
Предварительная работа:
• рассматривание филимоновских игрушек,
• беседа о народных промыслах,
• рассматривание альбома «Филимоновские игрушки-свистульки»,
• роспись шаблонов игрушек филимоновской росписью.
Ход занятия:
Беседа по картинкам:
- Что изображено на картинках? (игрушки- козлик, лошадка, барыня)
- Как эти игрушки называются? (филимоновские)
- А где делают такие игрушки? (в деревне Филимоново)
- А почему игрушки называют филимоновскими, а деревню Филимоново? (раньше жил в деревне дед Филимон, лепил игрушки из глины, вот и получили они такое название)
- А в наше время, кто делает филимоновские игрушки? (мастера)
Рассматривание элементов росписи:
Эти игрушки делали мастера в деревне Филимоново. Местность в деревне богата глиной, поэтому и родился такой промысел – глиняные свистульки.
Чтобы глину достать, надо вырыть колодец. Вниз спускаются два человека, зажигают свечу и набирают в ведра глину. Наверх ведра поднимают тоже двое? Достают глину только зимой. А почему, кто знает? (ответы детей). Летом в колодце нет воздуха и людям нечем дышать.
Глина в этих краях очень эластичная и жирная. При просушке Филимоновская глина быстро покрывается трещинами, поэтому ее приходится все время заглаживать мокрыми руками, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки.
Потом фигурки несли к земляным печам, которые были на окраине деревни в овраге. Игрушки раскаляются в печи, сначала до красна, а потом до бела.
- А теперь я прочитаю вам стихотворение про филимоновскую игрушку:
Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.
Н. Денисов.
- Красивое стихотворение? Как вы считаете, это стихотворение подходит под описание филимоновской игрушки? Почему?
- А теперь, давайте встанем и немного подвигаемся.
Кто, скажите, сможет, дети,
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Вправо-влево разведу
И, как птица полечу.
Головою поверчу.
А потом присяду, встану.
И нисколько не устану.
Я попрыгаю немного.
И пешком пойду в дорогу.
Если надо, побегу.
Все на свете я смогу!
- Ребята, а давайте и мы почувствуем себя мастерами по росписи филимоновских игрушек.
- Вначале деятельности детей вспомнить: какие красками рисуют филимоновские мастера (красная, синяя, жёлтая, зелёная, какие расписывают узоры (точки, полоски, снежинки, ёлочки, ломанная линия –«заборчик»). Дети внимательно рассматривают образцы, а потом самостоятельно расписывают свои «игрушки».
Итог занятия.
- О чём мы сегодня говорили? С какими народными умельцами мы познакомились? Кому мы сегодня помогали расписывать «игрушки»? Справились ли вы? Конечно. Молодцы, ребята.
- Теперь, дети, вы знаете, что наш русский народ очень талантливый, потому что умеет создавать такие красивые предметы.
«Велика Россия наша, и талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах на весь мир молва идёт». И. Кадухина