Конспект НОД по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Конспект НОД по изобразительной деятельности  по ознакомлению с  «Филимоновской игрушкой» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по изобразительной деятельности                                  «Филимоновская игрушка»

Цель: Продолжить изучать историю возникновения Филимоновской игрушки и ее отличительные особенности.

Задачи:

1. Учить детей  расписывать шаблон игрушки, применяя нетрадиционную технику рисования ватными палочками.

2. Учить детей воспринимать красоту родной традиционной культуры.

3. Развивать у детей внимание, воображение.

4. Воспитывать у  детей желание воспринимать красоту родной традиционной культуры.

Предварительная работа:

• рассматривание филимоновских игрушек,

• беседа о народных промыслах,

• рассматривание альбома «Филимоновские игрушки-свистульки»,

• роспись шаблонов игрушек филимоновской росписью.

Ход занятия:

Беседа по картинкам:

- Что изображено на картинках? (игрушки- козлик, лошадка, барыня)

- Как эти игрушки называются? (филимоновские)

- А где делают такие игрушки? (в деревне Филимоново)

- А почему игрушки называют филимоновскими, а деревню Филимоново? (раньше жил в деревне дед Филимон, лепил игрушки из глины, вот и получили они такое название)

- А в наше время, кто делает филимоновские игрушки? (мастера)

Рассматривание элементов росписи:

Эти игрушки делали мастера в деревне Филимоново. Местность в деревне богата глиной, поэтому и родился такой промысел – глиняные свистульки.

Чтобы глину достать, надо вырыть колодец. Вниз спускаются два человека, зажигают свечу и набирают в ведра глину. Наверх ведра поднимают тоже двое? Достают глину только зимой. А почему, кто знает? (ответы детей). Летом в колодце нет воздуха и людям нечем дышать.

Глина в этих краях очень эластичная и жирная. При просушке Филимоновская глина быстро покрывается трещинами, поэтому ее приходится все время заглаживать мокрыми руками, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки.

Потом фигурки несли к земляным печам, которые были на окраине деревни в овраге. Игрушки раскаляются в печи, сначала до красна, а потом до бела.

- А теперь я прочитаю вам стихотворение про филимоновскую игрушку:

Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

Н. Денисов.

- Красивое стихотворение? Как вы считаете, это стихотворение подходит под описание филимоновской игрушки? Почему?

- А теперь, давайте встанем и немного подвигаемся.

Кто, скажите, сможет, дети,

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

Вправо-влево разведу

И, как птица полечу.

Головою поверчу.

А потом присяду, встану.

И нисколько не устану.

Я попрыгаю немного.

И пешком пойду в дорогу.

Если надо, побегу.

Все на свете я смогу!

- Ребята, а давайте и мы почувствуем себя мастерами по росписи филимоновских игрушек.

- Вначале деятельности детей вспомнить: какие красками рисуют филимоновские мастера (красная, синяя, жёлтая, зелёная, какие расписывают узоры (точки, полоски, снежинки, ёлочки, ломанная линия –«заборчик»). Дети внимательно рассматривают образцы, а потом самостоятельно расписывают свои «игрушки».

Итог занятия.

- О чём мы сегодня говорили? С какими народными умельцами мы познакомились? Кому мы сегодня помогали расписывать «игрушки»? Справились ли вы? Конечно. Молодцы, ребята.

- Теперь, дети, вы знаете, что наш русский народ очень талантливый, потому что умеет создавать такие красивые предметы.

«Велика Россия наша, и талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах на весь мир молва идёт». И. Кадухина