Аттестационная работа по теме " Развитие художественных способностей детей старшего дошкольного возраста "
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Егорова Наталья Леонидовна

Эта тема актуальна на сегодняшний день. Это история нашей Родины, традиции, которые мы должны знать и помнить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_hudozhestvenno.docx77.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема аттестационной работы воспитателя Егоровой Н.Л.

МДОУ «Детский сад № 29»

« Развитие художественно - эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русскому народному искусству»

Тема аттестационной работы воспитателя Егоровой Н.Л.

МБДОУ «Детский сад № 29»

Для педагога 

Цель: повышение профессиональной квалификации по вопросу развития художественных способностей детей.

Задачи:

  1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России;
  2. Расширить знания о народных промыслах
  3. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
  4. Систематизировать изученную литературу.

Для детей

Цель: развитие у детей познавательного интереса к русскому народному искусству через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно – продуктивной и творческой деятельности.

Задачи.

  1. Познакомить детей с народно – прикладным искусством России.
  2. Развивать навыки художественного творчества детей.
  3. Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической  художественной деятельности.        
  4. Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, изобразительные приемы и т.д.);
  5. На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
  6. Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

Тема аттестационной работы воспитателя Егоровой Н.Л.

МБДОУ «Детский сад № 29»

7.Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты. 

Актуальность


                                                                         «Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

       

        Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.

        В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ от 03.04.2012 года)  подчеркивается, что каждый человек талантлив. Но добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли вовремя выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.

        Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает  об

Тема аттестационной работы воспитателя Егоровой Н.Л.

МБДОУ «Детский сад № 29»

истории народа и его традициях. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят и школьников к традиционному искусству.

        Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками.

        Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка.

        Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Изучив программу воспитания и обучения «От рождения до школы», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

    

        С чего я начала?                 

        На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы», систематизировала полученные знания. Проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественное творчество», включающий в себя анкетирование родителей и диагностику детей.

         Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой.

Тема аттестационной работы воспитателя Егоровой Н.Л.

МБДОУ «Детский сад № 29»

Основные направления моей деятельности:

  1. Самореализация:

Обогащение необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей, стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающих художественно – творческое развитие.

  1. Работа с детьми:

Организация совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей по образовательной области «Художественное творчество».

  1. Работа с родителями:

Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми.

Работая над данной темой, я использовала разные формы работы:

  1. Изучение программы по возрастным группам детей.
  2. Работа с методической литературой.
  3. Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
  4. Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
  5. Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.
  6. Изготовление  народных игрушек, поделок, рисунков.
  7. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
  8. Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.
  9. Организация народных подвижных игр (ежедневно).
  10. Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.
  11. Обработка анкетных данных.  
  12. Подготовка и оформление документации.
  13. Создание в группе мини – музея.

Тема аттестационной работы воспитателя Егоровой Н.Л.

МБДОУ «Детский сад № 29»

      

        Чтобы успешно проводить работу по привитию у детей любви к народному декоративно-прикладному искусству, необходимо самим знать и понимать его в совершенстве владеть способами декоративной лепки, знать народные промыслы, историю их возникновения, уметь увлекательно рассказывать о мастерах, об истории возникновения той или иной росписи.        

        И поэтому, очередным этапом в работе явилось определение уровня моих знаний и умений по данной проблеме. Обработав данные, я пришла к выводу, что я не была в достаточной мере знакома с народными промыслами, не знала

историю возникновения, методику работы с детьми по ознакомлению их с народным декоративно-прикладным искусством. Исходя из этого и вариантов решения проблемы, я наметила следующую методическую работу:

  1. Г.Н.Пателеев «Декоративное искусство детям»;
  2. Н.А.Ветлугина «Художественное творчество в детском саду»;
  3. А.Н.Усова «Русское народное творчество в детском саду»;
  4. Н.К.Шевчук «Дети и народное творчество».

        После этого разработала план по ознакомлению детей с различными росписями, конспекты занятий, изготовила пособия, методическую и детскую литературу, альбомы по народному декоративно-прикладному искусству.

        Работа по приобщению детей к народно-прикладному творчеству началась с организации предметно-развивающей среды. Она спланирована так, что детей везде окружают предметы народного искусства. В детском саду организован мини-музей "Русская изба", куда дети ходят для изучения предметов быта, посудой. утварью. Оформлен стенд "Народные промыслы", который мы используем как выставку образцов изделий с различной росписью. В группе создана полочка красоты. Она располагается в удобном месте и на уровне глаз ребёнка. И даже на прогулке детей ждёт встреча с русской "матрёшкой".

        В течение года посещала занятия педагогов других возрастных групп  по похожим темам. Обмен опытом проходил также и через связь ИНТЕРНЕТ, где я могла наблюдать , как другие педагоги работают над данной темой. На своей страничке делилась результатами своей работы: фотографии, доклады. сценарии праздников, занятия.                  

Работа с детьми.

В процессе своей работы я использовала следующие методы и приемы:

Тема аттестационной работы воспитателя Егоровой Н.Л.

МБДОУ «Детский сад № 29»

методы обучения:

  • информационный;
  • исследовательский;
  • практический;

информационный метод включаются следующие приемы:

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • образец воспитателя;
  • показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

  • беседу;
  • рассказ, искусствоведческий рассказ;
  • использование образцов педагога;
  • художественное слово.

Практический метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

  • прием повтора;
  • работа на черновиках;

выполнение формообразующих движений рукой.

        Свои занятия всегда начинала с рассматривания игрушки, беседы с

детьми о её характерных особенностях, путём вопросов уточняла способы

изображения предметов, при необходимости показывала сами приёмы лепки и росписи, в ходе работы оказывала помощь затрудняющимся.
        Дети старшего возраста очень любят лепить и расписывать посуду. Здесь я направляла внимание детей на цветовую гамму , которой расписаны изделия. Украшая свою работу, одни дети просто копируют орнамент, другие придумывают

Тема аттестационной работы воспитателя Егоровой Н.Л.

МБДОУ «Детский сад № 29»

собственный. В особых случаях направляла действия детей, следят за техникой росписи, учитывая индивидуальные особенности каждой росписи.

        Перед тем, как лепить посуду, рассматривали с детьми настоящую посуду, слайды, открытки, иллюстрации. При этом обращают внимание на причудливость формы, на красоту изгибов ручек у мисок и крышек на сосудах.        Знания, полученные в процессе занятий с предметами народного творчества, дети переносят и применяют в самостоятельной деятельности. В

свободное от занятий время, многие дети с увлечением изготавливают для

своих игр различные предметы – посуду, декоративные пластины для украшения стен. Это развивает инициативу, у детей появляется желание внести в игру или быт предмет собственного изготовления, доставить другим радость, а затем и придумать игру с этими предметами. Часто дети учились рисовать узоры на силуэтах, которые были изготовлены, и дети пользовались ими, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Во II половине дня с удовольствием занимались художественной деятельностью, работая с трафаретами "Русские узоры", и с раскрасками "Народные промыслы".

Занимаясь с детьми творчеством, для повышения детской творческой активности, я  старалась:

  • Создавать теплую, эмоционально безопасную атмосферу в детском коллективе;
  • Предоставлять детям обратную связь;
  • Способствовать формированию положительной самооценки ребенка;
  • Поощрять творчество и работу воображения;
  • Проявлять уважение и индивидуальность ребенка;
  • Использовать разнообразные стратегии  обучения.

        Содержание всех занятий в детском саду построено так, чтобы народное искусство обязательно присутствовало на каждом из них. И здесь нельзя обойти стороной музыкальные занятия, которые проводится в нашем детском саду. В программу музыкального воспитания введены элементы народного фольклора. И здесь формы работы с детьми разнообразны. Это и беседы о народном творчестве, о традициях русского народа, элементах одежды. В процессе этого используются иллюстрации, фонограммы русских народных песен, знакомство с русскими народными инструментами – гармошкой,

балалайкой, трещоткой, дудочкой, деревянными ложками, колокольчиками.

Тема аттестационной работы воспитателя Егоровой Н.Л.

МБДОУ «Детский сад № 29»

        Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приёмы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании. Чем больше места воображению, тем выше творческая активность, тем более раскован ребёнок, и тем больше возможности у ребёнка преодолеть технические    трудности рисования.

        Предоставить свободу развития ребёнку - это значит, прежде всего дать ему знания о рисовании; освободить от сомнения в своих способностях, помочь ему сосредоточиться, обрести уверенность, дать ему возможность раскрыть задатки, которыми он обладает от природы.

        Ребёнок рисует не для похвалы и не для выставки, а только для себя. Но каждому ребёнку хочется, чтобы его рисунок увидели, похвалили. Поэтому в группе постоянно организовывались выставки детских работ. Все детские работы после учебного занятия вывешивались, где родители могли видеть достижения своего ребёнка.

        При организации выставки преследовались такие цели:

1. способствовать развитию у детей эмоционально-образного восприятия и художественного вкуса;

2. ребёнок должен знать, что продукт его деятельности интересен и значим для других людей;

3.  повышение педагогической культуры  среди родителей.

        Это позволяет подвести итог о проделанной работе по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством России.

        Помимо занятий с детьми согласно расписанию проводился кружок «Гусельки», в котором занимались  музыкально-одарённые дети этой группы. Ансамбль является пропагандистом фольклорного искусства. Результаты кружковой работы – выступления детей на концертах для родителей.
                Тема народных промыслов коснулась и мероприятий, проведённых в течение года. Интересно и весело прошёл «Осенний праздник». Зал был украшен изделиями народно-прикладного искусства и предметами быта. Все дети были в русских костюмах. Был исполнен танец с платками, колорит  которых отражал народную роспись.         

        Не менее интересно и задорно прошёл праздник "Масленица". С ребятами играл веселый скоморох.  Дети играли в народные игры, водили хороводы, пели русские песни и частушки. Взрослые диву давались – сколько знают дети частушек и прибауток, потешек, закличек.

Тема аттестационной работы воспитателя Егоровой Н.Л.

МБДОУ «Детский сад № 29»

        На выпускном утреннике дети исполнили танец"Ожившие игрушки". И музыка, и атрибуты, и специально изготовленные для этого номера костюмы, отражали народный колорит.

        Организуя работу по знакомству детей с народным творчеством, я старалась действовать в тесном контакте с родителями наших воспитанников, потому без взаимных усилий было бы очень трудно, ведь именно родители – первые учителя и воспитатели, и сила их воздействия на детей велика.

        В начале года проведено родительское собрание на тему "Знаете ли вы своего ребёнка?", где были озвучены результаты диагностики умений и навыков  по художественному направлению. Были названы дети, имеющие способности в художественно-эстетическом направлении. Им предложено записаться в кружок "Гусельки".

        Было проведено анкетирование родителей детей старшей группы. Анализ ответов взрослых показал, что дети больше знают о народном искусстве, чем их родители. После этого мы наметили план работы с родителями – проведение собраний, консультаций, бесед, наглядные материалы, организацию выставки изделий народного творчества, стенд, ширмы, папки-передвижки, организацию семейных досугов, участие родителей в праздниках, совместные изготовления

поделок и игрушек.        

        В течение года проводились консультации для родителей и воспитателей: "Народная песня, как средство воспитания»,  "12 игр, чтобы выучить цвета", "Играйте с детьми в народные игры".

        Оформлена выставка педагогической литературы по теме "Дети и народное творчество».

         Родители стали активными помощниками в изготовлении костюмов: "Дымковская игрушка", Матрёшки, "Ожившие игрушки, " "Гжельские мотивы".

        В результате такой работы родители стали приобщаться к художественному воспитанию детей.

    

        Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне эффективно развить художественно – творческие способности дошкольников в изобразительной деятельности.

        Занятие традиционными промыслами развивает у детей наблюдательность, развивает навыки рисования, лепки, вырезания. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных

Тема аттестационной работы воспитателя Егоровой Н.Л.

МБДОУ «Детский сад № 29»

предметов способствует развитию мелкой моторики, а следовательно, и когнитивных способностей. Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание.

План работы в старшей и подготовительной группах в период с 2018 по 2020 уч.г.г.

Воспитатель Егорова Н.Л.

Образовательная область, название мероприятия

Цель, краткое содержание

материалы

сентябрь 2018 г.

1

Анкетирование родителей на тему: « Русские народные промыслы»

проверить знания родителей о русских народных промыслах

анкеты

2

Познавательное развитие

« Русская матрешка, ты откуда к нам пришла?»

познакомить детей с историей появления матрешки в России.

презентация

3

Художественно –эстетическое развитие

« Разноцветные матрешки –русские красавицы»

  • познакомить детей с историей создания русской матрешки;
  • вызвать желание стать художниками мастерами и разукрасить силуэт матрёшки;
  • научить детей украшать силуэт матрёшки новыми способами нетрадиционного рисования- «монотипия» и «методом тычка»;
  • развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны;
  • развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки матрешки;
  • воспитывать любовь к народному искусству.

белые силуэты матрёшек с альбомный лист, гуашь, стаканы с водой, восковые мелки, влажные салфетки, ватные палочки, тарелки для использованных ватных палочек, деревянные матрешки, большая деревянная матрешка, презентация «Русские матрешки», диск с записью песен «Я русская матрешка, собою хороша», «На полках, на прилавке

      Воспитатель Егорова Н.Л.

  матрешечки стоят», ноутбук, проектор, сундучок

октябрь 2018 г.

4

Пластилинография                      « Хоровод матрешек»

  • Формировать умение отражать характерные особенности оформления
  • Матрёшки в нетрадиционной технике – пластилинографии.
    Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства .
    Закрепить способы работы в технике                « пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином.
    Закреплять умение смешивать пластилин разного цвета.
    Воспитывать интерес к народной игрушке
    Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребёнку, но и окружающим его людям.

Силуэты матрёшек, вырезанные из бумаги

-Одноразовая тарелочка
- Набор цветного пластилина.
- Стека
- Салфетка

5

Проект « Русская матрешка»

  • Воспитание интереса детей к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
  • Создание условий,  раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогические взаимодействие детей, родителей  и  педагогов,  способствующих  пониманию  и саморазвитию всех участников педагогического  процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

матрешки –игрушки, изготовленные совместно с родителями матрешки, книги,

Воспитатель Егорова Н.Л.

раскраски о матрешках.

6

Мастер – класс                                 « Дети старшей группы – детям средней группы»

  • развитие умения научить детей средней группы раскрашивать матрешек.

матрешки –игрушки, трафареты матрешек, краски –гуашь, кисточки, стаканчики с водой, салфетки.

ноябрь 2018 г.

7

Художественно –эстетическое развитие

лепка

« Филимоновские игрушки»

  • познакомить детей с филимоновскими игрушками.

Конверт от деда Филимона с разрезными картинками;

Макет «Деревня Филимоново» с элементами росписи;

Макет «Печка» с протвинем, на нём игрушки, вылепленные из теста;

 Филимоновские игрушки;

ТСО с аудиозаписью –русские народные мелодии;

Воспитатель Егорова Н.Л.

Гуашь в чашечках жёлтого, красного, зелёного цветов;

Кисточки, салфетки, стаканы с водой

8

« Филимоновские игрушки»

раскрашивание глиняных игрушек.

  • Учить расписывать игрушки филимоновскими узорами.
  • Закреплять знания детей о процессе изготовления филимоновской игрушки и умение рассказать об этом используя художественное слово.
  • Закреплять знания о пословицах и поговорках, о труде.
  • Воспитывать самостоятельность и творчество.

фигурки из пластилина, филимоновские игрушки, образцы филимоновской росписи

9

Создание альбома                           « Филимоновские игрушки»

  • Активизировать интерес к русскому декоративно-прикладному творчеству.
  • Учить детей расписывать изделие ярким узором, располагая рисунок кругами и полосками по образцу воспитателя и используя в узоре элементы филимоновской росписи.

Упражнять в технике рисования

  • гуашевыми красками: сочетать разные формы и линии, самостоятельно выбирать цветовую гамму.
  • Формировать умение выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма, нарядные полосы.
  • Формировать умение вытягивать отдельные части из целого куска пластилина.
  • Совершенствовать диалогическую речь, умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

фотографии детских поделок, открытки, вырезки из журналов на тему « Филимоновские игрушки» 

Воспитатель Егорова Н.Л.

декабрь 2018 г.

10

Познавательное развитие                             « Богородская игрушка»

  • познакомить детей с Богородской росписью,
  • воспитывать уважение к русским народным мастерам.

презентация « Богородская игрушка»

11

лепка                                     « Богородская игрушка»

  • Познакомить с филимоновскими игрушками (птицами, животсными, вызвать к ним интерес, желание вылепить игрушку;учить выделять отличительные особенности игрушек (красивая плавная форма,яркие, нарядные полосы).

12

Роспись елочных игрушек

  • Вызвать интерес к украшению елочных игрушек - силуэтов.
  • Продолжать учить детей рисовать снежинки, зимние узоры.
  • Развивать чувство формы, композиции; мелкую моторику.
  • Совершенствовать технику рисования нетрадиционным способом: клеящий карандаш+манная крупа (сухая).
  • Расширять представление о работе специалистов фабрики елочных игрушек.
  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
  • Воспитывать интерес и уважение к профессиям - стеклодув и художник росписи елочных игрушек.

Воспитатель Егорова Н.Л.

 

иллюстрации росписи елочных игрушек, трафареты шаров, домиков, дедов Морозов, часов, шишек и т.п.

январь 2019 г.

13

Познавательное развитие                      « Путешествие в село Дымково»

  • Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

презентация

14

Лепка                                               « Дымковские лошадки»

Задачи:

  • Развивающая – Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к лепке из глины,
  • Воспитательная – Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев
  • Образовательная – Познакомить детей с росписью дымковской игрушки.

Материалы и оборудование: Иллюстрации и картинки дымковской игрушки, глина, стеки, подставка для работы с глиной, стаканчик с водой, салфетки, краски, кисти и

Воспитатель Егорова Н.Л.

печатки, ватные палочки.

Предварительная работа:

- рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;

- рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;

- рисование элементов дымковского узора;

- разучивание стихотворений.

15

Знакомство с дымковской росписью

  • Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги).
  • Учить самостоятельно, составлять узор на изделии.
  • Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти.
  • Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

1. Знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек.

2. Слепили из глины уточку.

Материал:

Гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки. Готовая уточка. Свистулька. 

Воспитатель Егорова Н.Л.

февраль2019 г.

16

Раскрасим индюков и уточек

  • продолжать знакомство детей с техникой лепки и росписи по глине;
  • научить изготовлять объёмные игрушки по мотивам дымковского промысла из глины;
  • развивать мелкую моторику, глазомер; - развивать фантазию и творчество, умение самостоятельно создавать образ индюка, на основе изученного ранее материла;
  • воспитывать трудолюбие, усидчивость, стремление к лучшему результату творческой деятельности

трафареты индюков и уточек, краска гуашь, кисточки, салфетки

17

Раскрасим барашков

Цель: развитие эстетического восприятия прекрасного на примере изделий народных промыслов (дымковской игрушки).

Задачи.

Образовательные:

  • расширять представления детей о создании и происхождении Дымковской игрушки;
  • формировать умения создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров, выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, ритм);
  • закреплять умения правильно держать кисть, нетрадиционные средства рисования в ходе создания творческой работы; закреплять умения чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета;
  • побуждать детей включаться в отбор созданных ими работ в процесс организации выставки.

Развивающие:

  • развивать внимание, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию, воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать устойчивую мотивацию к речевой деятельности, аккуратность при работе с красками (гуашью), чувство сопереживания герою;
  • воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Речевые:

  • развивать вербальную память на основе прослушивания и запоминания маленьких стишков, отгадывания загадок;
  • обогащать и активизировать словарный запас детей.

Словарная работа: дымковская игрушка, роспись, умельцы, мастера.

трафареты 

Воспитатель Егорова Н.Л.

Воспитатель Егорова Н.Л.

18

Барышни и кавалеры

Программное содержание.

  • Закрепить знания детей о хохломской, городецкой, гжельской росписи. Продолжать знакомить детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки (история возникновения, цвета, элементы).
  • Упражнять в технике прорисовки овалов, кружков, точек, прямых и волнистых линий.
  • Развивать чувство симметрии, ритма, умение детей рисовать концом кисти и плашмя. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Дымковские игрушки (для рассматривания, контуры дымковских барышень (на каждого ребёнка, образцы элементов росписи на фланелеграфе, хохломские, городетские, гжельские изделия, палитра, кисти, гуашь разного цвета.

март 2019г.

19

Подарок маме

  • Развивать умения вырезать силуэты дымковских игрушек, раскрашивать их элементами дымковской росписи.
  • Создавать открытку к празднику 8 марта.

ножницы, трафареты дымковских игрушек, клей, кисточки, салфетки, кисточки для рисования, гуашь, карточки с

Воспитатель Егорова Н.Л.

элементами дымковской росписи.

20

Лепка из глины уточек, барашков, лошадок

  • Продолжать учить приемам лепки из глины.

глина, емкости с водой, салфетки.

21

Раскрашивание

  • Развивать умения раскрашивать  вылепленные  фигурки из глины дымковскими узорами.
  • Развивать воображение.
  • Воспитывать аккуратность.

краски гуашь, тонкие кисточки для рисования, салфетки, образцы дымковской росписи.

апрель 2019 г.

22

Мастер – класс                  

 « Дымковская игрушка» с родителями

Взаимодействие с родителями воспитанников через привлечение любви к русскому народному творчеству.

готовые шаблоны, готовые вылепленные заранее фигурки, гуашь, кисточки для рисования, салфетки, образцы.

23

Конкурс « Город мастеров»

поделки, сделанные руками родителей.

май 2019 г.

24

Выставка  « Мы – народные умельцы»

работы детей по прикладному искусству

25

Развлечение  «Мы живем в России»

сентябрь 2019 г.

26

Анкетирование родителей                    « Какие народные промыслы России вы знаете»

анкеты 

Воспитатель Егорова Н.Л.

27

Повторение пройденного

викторина

презентация, медали для детей

28

Похлово –майданская матрёшка.

Цель: расширять представления о народных игрушках и народных промыслах на примере Полхов-Майданской матрёшки: материале изготовления, этапах изготовления, особенностях росписи, месте изготовления; обогащать сенсорный опыт ; развивать чувство формы, цвета, пропорций; развивать навыки работы с картой.

октябрь 2019 г.

29

Познавательное развитие

« Знакомство с городецкой росписью»

Познакомить с историей возникновения городецкой росписи.

презентация

30

Элементы городецкой росписи

  • учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме.
  • закреплять знания детей о городецкой росписи: элементы, колорит, композиция.
  • воспитывать у детей творчество, фантазию, умение создавать свою композицию. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

иллюстрации по теме, образцы работ, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, салфетки, трафареты: круги, овалы, кони.

Воспитатель Егорова Н.Л.

31

Выставка « Развеселый Городец»

работы детей

ноябрь 2019 г.

32

Познавательное развитие                    « Знакомство с хохломской росписью»

  • Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла. Познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством - хохломской росписью. Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи, исследовать из каких материалов сделаны.
  • Развивать интерес к изучению народных промыслов.
  • Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев

презентация

33

Элементы хохломской росписи

Основная цель данного занятия — это развить интерес дошкольника к народному декоративному искусству. Художественное творчество ребёнка должно проявиться через декоративное рисование. При создании нового шедевра, дети смогут использовать специфику по рисованию «золотой хохломы» в старшей группе.

Беседа о хохломе, рассматривание хохломской посуды, рисование элементов росписи (реснички, усики, завиток, петелька, кривули).

34

«Убранство русской кухни»

  • Познакомить с хохломской росписью, дать представление о ее производстве, истории, об основных элементах, используемых мастерами. Упражнять в составлении узора, развивать технику рисования концом кисти, всем ворсом, тампоном, спичкой, пальцем. Познакомить с основными элементами ( трилистник, ягодка), с техникой их исполнения.
  • Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, в частности, к мастерам хохломской росписи.


 
Воспитатель Егорова Н.Л.

Хохломская посуда (выставка). Тампоны, спички, кисти краски, вода, салфетки (бумажные, тканевые). Тонированные контуры посуды (стаканчики, тарелочки, ложки).

декабрь 2019 г.

35

Подготовка к ярмарке

Воспитание уважения и любви к Родине.

Создание праздничного настроения.

Воспитание эстетических чувств.

поделки детские « Хохлома»

36

Ярмарка « Золотая Хохлома»

Воспитание уважения и любви к Родине.

Создание праздничного настроения.

Воспитание эстетических чувств.

поделки, костюмы « Хохлома»

37

Мастер – класс с воспитателями

Поделиться опытом с коллегами.

краски – гуашь, трафареты посуды, кисточки, салфетки

январь 2020 г.

38

«Поездка в деревню Дымково»

  • Познакомить детей с историей возникновения дымковского промысла по изготовлению глиняных игрушек
  • Закреплять знания детей об особенностях дымковской росписи (элементы росписи – круги, кольца, точки, полоски; цвет); воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства.
  • Дать первоначальное представление о русской традиции проведения ярмарки; развивать интерес дошкольников к русскому народному творчеству, фольклору России; совершенствовать технические навыки рисования.
  • Воспитывать уважительное отношение к игрушкам, сделанным мастерами.

подборка слайдов по теме «Дымково», дымковская игрушка козлик, элементы росписи для фланелеграфа, кисти, краски, салфетки, Воспитатель Егорова Н.Л.

Петрушка, трафареты козликов, иллюстрации дымковских игрушек

39

Создание книжек – малышек « В деревне « Дымково»

  • Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и воспитателями.
  • Воспитание любви к родному творчеству.
  • Развитие воображения и творчества.

готовые книжки –малышки.

40

Концерт « Мы  - Дымковские барышни и кавалеры»

  • Развитие у детей интереса и любви к русской народной музыке.
  • Воспитание культуры поведения при посещения концертов.
  • Знакомство с русским хороводом.

Песни и танцы в костюмах                  « Дымково».

февраль 2020 г.

41

Знакомство «Гжель голубая»

  • Познакомиться с русской народной росписью гжельских мастеров, с ее характерными особенностями и техникой гжельских мастеров, с ее характерными особенностями и техникой создания.
  • Овладеть приемами росписи.
  • Привить любовь к Родине, народному искусству.

-рассказ воспитателя и видео-просмотр знакомство с искусством гжели и гжелевых мастеров

Воспитатель Егорова Н.Л.

-наблюдение предметов гжелевой росписи, выявление характерных форм и особенностей росписи.

-рассмотреть иллюстрации в книге «Гжель»- убедиться в разнообразии форм и росписи.

 показ приемов росписи синей гуашью.

Материалы для занятия: предметы с гжельской росписью, книга «Синие цветы гжели» Н. Сурьяниновой, издательство «Малыш» М. 1986 г. или любая другая. Таблицы с элементами росписи, синяя гуашь, кисти 8 и 3 номера, тычки, заготовленные тарелочки из папье-маше, покрашенные белой гуашью.

42

Элементы гжельской росписи

  • Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками).
  • Учить детей приемам рисования гжельской розы.
  • Закреплять навыки рисования концом кисти и всей кистью.
  • Поддерживать интерес к народному творчеству.

  • продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать связную речь, умение отвечать полными ответами;

 игра «Собери посуду», иллюстрации изделий гжельских мастеров, гуашь синяя, белая, Воспитатель Егорова Н.Л.

кисточки разных размеров, вода, салфетки, палитры, трафареты посуды. 

 знакомство с промыслом Гжели, рассматривание альбома “Сказочная гжель», посуды, игрушек.

43

Рисование « Сказочная гжель»

  • Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, ее историей. Познакомить с новым предметом посуды – квасник, с понятием «майоликовая керамика».
  • Закрепить умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи: точки, прямые и волнистые линии, мазок «Капелька», мазок с тенью, цветы, листья, птицы. Развивать чувство цвета, умение составлять композицию узора, выделяя ее основную часть. Побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам гжельской росписи.
  • Воспитывать в детях умение любоваться красотой гжельской росписи, отличать ее своеобразие, колорит, нежность.
  • Воспитывать интерес и уважение к труду гжельских мастеров – умельцев.
  • Воспитывать любовь к устному народному творчеству, музыке; чувство гордости за свой народ.

Гжельские изделия, иллюстрации гжельских изделий, слайд – шоу «Сказочная Посылка с гжельской посудой, письмо, компьютерная презентация к занятию «Гжель», аудиозапись песни Ю. Чичкова «Незабудковая гжель».

Раздаточный материал: готовые бумажные формы в виде посуды для росписи, гуашь белого и синего цветов,  Воспитатель Егорова Н.Л.

с водой, 2 кисти №3,2, ватная палочка, салфетки матерчатые и влажные, подставки для кисточек.

март

44

Пластилинография «Гжель»

Цель: Знакомство детей с красотой и своеобразием гжельской росписи.

Задачи: • Закрепить представление о промысле, колорите, элементах росписи.

  • Закрепить приемы рисования пластилином в технике мазка, «капельки», спирали, травинки, завитков, волнистых линий.
  • Развивать творческую активность и интерес к рисованию пластилином.
  • Воспитывать умение оценивать работу сверстник

восковой пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки, силуэт посуды (чашки) из белого картона.

 Воспитатель Егорова Н.Л.

45

«Гжельская посуда»

  • Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками).
  • Учить детей приемам рисования гжельской розы.
  • Закреплять навыки рисования концом кисти и всей кистью.
  • Поддерживать интерес к народному творчеству.

  • продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать связную речь, умение отвечать полными ответами;

игра «Собери посуду», иллюстрации изделий гжельских мастеров, гуашь синяя, белая, кисточки разных размеров, вода, салфетки, палитры, трафареты посуды. 

 знакомство с промыслом Гжели, рассматривание альбома “Сказочная гжель», посуды, игрушек.

46

Подарок бабушке                      « Гжельская чашка»

  • Развитие умений и навыков  по созданию собственного замысла « Гжельская  чашка».
  • Воспитание любви и уважения к старшему поколению.

трафареты чашек по выбору, краски гуашь, кисточки для рисования, стаканчики с водой, Воспитатель Егорова Н.Л.

салфетки.

апрель

47

Знакомство жостовские подносы

  • Познакомить детей с жостовской росписью.
  • Предложить детям

этапы развития росписи. Рассказ об истории возникновения

жостовской росписи.

  • Обратить внимание детей на то, чтоосновным мотивом жостовской росписи является букет.

подносы, альбомы, видео картинки.

48

Элементы жостовской росписи

  • Познакомить детей с особенностями жостовской росписи
  • учить детей расписывать подносы разной формы по мотивам жостовской росписи;
  • совершенствовать навыки работы кистью;
  • закреплять умение свободно пользоваться гуашью, накладывать цвет на цвет.
  • воспитывать интерес к народному творчеству.
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства, уважительное отношение к труду народных мастеров.
  • развивать композиционного мышления, художественного вкуса.

Таблица с элементами жостовской росписи, иллюстрации жостовских подносов, шаблоны форм подносов, альбомные листы, гуашь, кисти. 

Воспитатель Егорова Н.Л.

49

Рисование « Жостовские подносы»

  • Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.
  • Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.
  • Закреплять умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов.
  • Формировать чувство цвета при самостоятельном подборе красок и передаче колорита.
  • Совершенствовать навыки работы кистью.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства, уважительное отношение к труду народных мастеров

 Гуашь разных цветов и оттенков;

2. Кисти № 5, 1;

3. Палитры, баночки с водой;

  1. Салфетки;

      5. Бумажные шаблоны подносов;

6.  Выставка жостовских подносов.

май                  Воспитатель Егорова Н.Л.

50

Знакомство «Палех»

ЦЕЛЬ – Познакомить детей с городом Палех Ивановской области. Объяснить через сказку-легенду, дошедшую до наших дней, происхождение названия города. Помочь детям увидеть в творчестве палехских мастеров связь с песенно-поэтическим началом, с окружающей природой, сказками, былинами. Вызвать у детей желание дальнейшего изучения творчества художников (через изобразительную деятельность). Воспитание чувства гордости за свой Родной край. Вызвать желание изучать его историю.

 – краткий обзор истории города Иваново и Ивановской области, знакомство с географическими особенностями края, рассматривание изображений  – иллюстрации, книги по лаковой миниатюре и изделия палехских мастеров; чёрные пластины, белая гуашь, кисти

51

«Вятские кружева»

  • Познакомить детей с вятскими кружевами. Учить рисовать элементы кружева – сетку, решетку, узелки, велюшку. Симметрично строить композицию на круге, квадрате, многоугольнике, начиная с центра.
  • Совершенствовать у детей плавность движения руки в рисовании узора по кругу, соблюдая ритм в расположении деталей. Упражнять в рисовании концом кисти и всем ворсом волнистой линии.

Бумага черного или белого цвета, краски акварельные (белая и черная). Силуэты квадратные, многоугольные, круги. Образцы кружев, иллюстрации. 

Воспитатель Егорова Н.Л.

52

Создание фото- альбома «Мы русские умельцы»

  • Воспитание эстетического восприятия произведений искусства, интереса и уважения к русской культуре, уважения к труду народных умельцев;

фотографии детских работ

53

Создание мини – музея « Русское народно –прикладное искусство»

Цель:развивать у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через разнообразие декоратвно-прикладного творчества и творческие способности в процессе продуктивной деятельности.

Задачи:

  • развивать интерес к изучению народного творчества;
  • обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
  • познакомить воспитанников с различными видами русского народного декоративно-прикладного творчества;
  • обогащать словарь детей словами, обозначающими предметы утвари, названия посуды;
  • познакомить с видами художественной росписи;
  • формировать эстетическое отношение к окружающему миру;

поделки, собранные в течение двух лет, сделанные детьми и их родителями. 

Воспитатель Егорова Н.Л.

Заместитель заведующего по УВР Кюйн Н.В.____________________________________

2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"

Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»

Опыт работы  по теме:  «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

ВЫСТУПЛЕНИЕ  ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной аппликации».

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной  аппликации» с описанием цели, задач,...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности»

Данный материал  представляет план работы по самообразованию на целый год , рассчитан для детей 5-7 лет, затрагивает развитие творческих способностей детей в рисовании, лепке, аппликации....