«Золотая Хохлома»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Светич Татьяна Александровна
знакомство детей с хохломскими изделиями и росписью. понимать выразительные средства росписи (элементы узора, колорит росписи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hohloma.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Золотая Хохлома»

Цель:  Продолжать знакомить детей с хохломскими изделиями и росписью. понимать выразительные средства росписи (элементы узора, колорит росписи).

Оборудование: выставка хохломских изделий.

      Этапы беседы

                                      Содержание беседы

Рассматривание изделий хохломских мастеров

Художественное слово

Вопросы

Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем.

- Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, друзья!

Всех вас видеть очень рада я!

- Любите отгадывать загадки? (Да) .

Тогда слушайте:

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

- Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, в мир музыки и ярких красок.

- А вы идти со мной готовы? (Да) .

Звучит тихая народная мелодия.

- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!

В группе организованна выставка хохломских изделий.

- И чего здесь только нет.

Хохломская посуда бывает разной. Назовите ту, которая вам знакома. (Дети называют и показывают хохломскую посуду, представленную на выставке) .

- Молодцы! Вы знаете название хохломской посуды!

Поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши.

Вы разглядите, не спешите.

Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!

Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.

Дети рассматривают выставку.

- Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, весёлое и др.) .

- Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома) . Правильно.

- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы) .

 - Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду?

Конечно, изготовить ее не просто.

 Вы хотите узнать как появилась хохломская  посуда?

Тогда слушайте:

(Рассказываю детям – Приложение)

  - Вся посуда не простая, а словно – золотая!

С яркими узорами, ягодками и листочками!

- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный) .

- А вы не знаете, ребята, отчего и почему, очень часто называют золотою Хохлому?(на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах) .

-Какие цвета используют художники в хохломской росписи? (красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный) .

- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки) .

Посмотрит: травинки наклоняются, завиваются, закручиваются – как будто на ветру.

- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку,  чёрную и красную смородину, рябину, клубнику) .

- Молодцы, ребята!

Узор занимает почти всю поверхность изделия, а край украшен каймой.

-Какой предмет с хохломской росписью вам особенно понравился?

- А сейчас давайте придумаем, какие слова можно подобрать к слову «хохлома» (яркая, красочная, жаркая, солнечная, сочная, как золото блестит, как жар-птица горит).

И сегодня в селе Хохлома работают мастера – вытачивают и расписывают хохломскую посуду.

Тема: «Золотая Хохлома»

Цель:  Познакомить детей с композицией хохломского узора на широкой поверхности, основу которой составляет веточка в виде волнистой линии; ввести в узор знакомые элементы – листья, травку, ягоды (рябина, смородина); подбирать цвет в зависимости от фона; выполнять узор в определённой последовательности.

Закреплять умение рисовать всей кистью, концом кисти и тычком.

Воспитывать у детей художественный вкус.

Оборудование: выставка хохломских изделий, оборудование для рисования –кисти, тычки, подставки для кистей, гуашь (красного, черного, зеленого цвета), салфетки, банки с водой, полоски бумаги (фон-желтый, черный или красный)

      Этапы рисования

                                      Содержание рисования

Художественное слово

Рассматривание изделий хохломских мастеров

Показ приемов рисования: частичный

Указание

Практическая деятельность детей

Рассматривание детских работ

Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем.

- Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, друзья!

Всех вас видеть очень рада я!

- Любите отгадывать загадки? (Да) .

Тогда слушайте:

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, смородина цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

- Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.

- А вы идти со мной готовы? (Да) .

Звучит тихая народная мелодия.

- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!

В группе организована выставка хохломских изделий.

- Хохломская посуда бывает разной. Назовите ту, которая вам знакома. (Дети называют и показывают хохломскую посуду, представленную на выставке) .

- И чего здесь только нет:

Поварёшки, ложки и диковины - ковши.

Вы разглядите, не спешите.

Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!

Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.

Дети рассматривают выставку.

- Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, весёлое и др.) .

- Почему роспись называется хохломской? 

(Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома) . Правильно.

- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы) .

- Вся посуда не простая, а словно – золотая!

С яркими узорчиками, ягодками и листочками!

- А вы  знаете, ребята, почему, очень часто называют золотою Хохлому?(на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах) .

 - Какие цвета использует художники в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный) .

- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный) .

- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки) .

- А какие ягоды рисуют художники? (чёрную и красную смородину, рябину) .

- Молодцы! Вы очень много знаете о Хохломе!

- Ребята, а давайте откроем свою мастерскую и распишем полоски хохломским узором.

Я приготовила для вас интересное задание – нужно продолжить узор, который я начала рисовать (выставляю незаконченный образец).

Я вам покажу как рисуют хохломские мастера узор, а вы мне будете помогать.

Воспитатель показывает.

- Что вначале надо нарисовать?(веточку)

 

Веточку буду рисовать концом кисти зеленой краской.

Теперь нарисую листья.

- Как называется этот листочек? (по три листочка вместе – это трилистник )(предлагаю детям повторить слово: «трилистник»).

- Как нарисуем листья? (примакиванием). Показываю.

- Где я нарисовала листочки? (где «бугорок» у волнистой линии).

Нарисую ягодки смородины, концом кисти нарисую веточки, внизу листочков. Ягоды будут красного цвета, рисовать буду тычком (показываю как нарисовать одну веточку ягод).

- Что еще надо нарисовать на веточке? (травку)

По всей веточке нарисую травку (показываю).

- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите нас хохломскими узорами!

В ходе рисования тем детям, которые затрудняются показываю на своем листочке бумаги, как правильно рисовать узор на полосе.

Слежу, чтобы дети правильно держали тычок, хорошо насыщали его краской. Напоминаю, чтобы травку рисовали концом кисти.

Слежу за осанкой детей.

Посмотрите на хохломские узоры, полюбуйтесь красотой узора.

- На каком фоне вы рисовали узоры?

- Какие ягоды вы нарисовали?

-  Как называются листочки?

. Эти узоры вы нарисовали. Я видела вы очень старались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»

Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...

Конспект занятия в подготовительной группе "Золотая Хохлома"

К занятию прилагается презентация. Детям занятие очень понравилось. Рекомендую провести со своими детьми....

Интегрированное занятие по теме "Знакомство с золотой хохломой" (средняя группа)

Вводное занятие,проводилось в понедельник - первый день тематической недели.Интеграция: познание и художественное творчество...

Конспект совместной деятельности по теме "Золотая хохлома"

Занятие предполагает интеграцию двух видов деятельности: речевой и художественно-изобразительной. Цель - ознакомление с русскими народными традициями и обрядами, декоративно-прикладной росписью - хох...

Интегрированное занятие "Золотая Хохлома"

Интегрированное занятие (ознакомление с окр.миром, изодеятельность),старшая группа....

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....