НОД по художественно - эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Гришина Елена Владимировна

Конспект заняия по изобразительной деятельности (рисование "Золотая осень) в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Ягодка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по художественно - эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Гришина Е.В., воспитатель

                                                                                                     

Джубга

2020

Программные задачи:

Обучающие:

1. Учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад;

2. Продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше, заполнять изображением весь лист бумаги;

3. Учить детей оценивать работы сверстников, выделяя в них наиболее интересные изобразительные решения; высказывать эстетические оценки и суждения.

4.  Прививать у детей любовь к природе и умение видеть, переживать всю её красоту;

5.  Закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе;

6. Приучать к аккуратности при выполнении работы и умению следить за порядком на своём рабочем месте.

Развивающие:

1. Формировать навыки использования рациональных приёмов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях, навыки технических приёмов (рисование всей кистью, концом, и др.);

2. Закреплять умения и навыки работы с акварелью и кисточкой;

3. Развивать художественно - эстетические чувства и творческие способности.

Предварительная работа:

1. Наблюдения за изменениями в природе;

2. Беседа на тему: «Осень»;

3. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»;

4. Чтение стихотворения З. Федоровской «Осень на опушке краски разводила… »;

5. Д/И «Исправь ошибки природы» (на формирование лексического строя речи, например: наступила осень и подули тёплые ветры, распустились на деревьях листочки и т. д.) ;

6. Д/И «Скажи со словом «осенний» (на умение согласовывать существительное с прилагательным) ;

7. Рисование на тему: «Осеннее дерево».

8. Подготовка фона на альбомных листах детей к занятию.

Словарная работа:

1. Закрепить понятия и пополнить словарный запас детей словами: погода, осень. «Золотая осень», «Осенний (красивый) ковёр», яркая листва, листопад.

2. Закрепить прилагательные, обозначающие признаки предметов, образование качественных прилагательных: красный, жёлтый, тёмно-жёлтый, оранжевый, голубое, ясный, осенний, солнечная, ветреная, дождливая, сырая, «голые», высокие, короткие, низкие, золотая.

3. Упражнять в образовании мн. числа глаголов, существительных и прилагательных: наступили осенние дни; на деревьях жёлтые листья, стоят голые деревья, улетают птичьи стаи.

4. Упражнять в поиске соответствующих понятий, выраженные глаголом и закреплять их в речи детей: желтеют, краснеют, опадают, вянут, летят, устилают, кружатся, сыплются

Демонстрационный материал:

Несколько картин (репродукции) с изображением золотой, поздней осени. Магнитофон с записями звуков природы, лирической музыки.

Практический материал:

У каждого ребёнка альбомный лист с заранее закрашенным голубым цветом листа (небо) и нарисованной широкой полосой земли, (дети накануне занятия закрасили акварелью, краски акварель, баночки с чистой водой, мягкие кисточки, салфетки, подставки для кисточек.

Место проведения: групповая комната.

Ход НОД

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Мне очень приятно вас видеть. Сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте их поприветствуем.

-  А теперь послушайте стихотворение и определите, о каком времени года в нем говорится:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос.
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь – 
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Дети: - об осени!

Воспитатель: Правильно.  Ребята, давайте на минутку закроем глаза и представим, что мы с вами оказались в осеннем лесу. Что изменяется в лесу с приходом осени?

Дети: На деревьях и кустах желтеют и краснеют, опадают, вянут, сыплются листья. Дуют сильные ветры. Животные готовятся к зиме и др. Улетают птичьи стаи в тёплые края. Часто ветреная погода. Почти все деревья стоят голые. Листья падают, летят и кружатся. Устилают всю землю осенним ковром. 

Воспитатель:  Осенняя природа очаровывает и восхищает не только нас, поэтов, но и художников. Художники разговаривают с людьми без слов, с помощью красок. 

Сейчас мы с вами рассмотрим репродукции картин  известных художников.

Воспитатель: Ребята! Скажите, пожалуйста, что общего на этих картинах? 

Дети: Осень.


Воспитатель: Правильно осень. Скажите, какие краски использовал художник, чтобы изобразить  позднюю осень?

 Дети: Серые, тусклые, холодные. 

Воспитатель: Как вы думаете, какое настроение выражает эта картина? 

Дети: грусть, сразу хочется укрыться от дождя.

Воспитатель: Ребята! Какая еще бывает осень? 

Дети:  Золотая, солнечная. 

Воспитатель: Кто знает, почему осень называют золотой? Золотые листья, золотые деревья. 


Дети: потому что осенью все листья на деревьях, кустарниках становятся желтыми и потому все кажется золотым. На земле повсюду лежат желтые, оранжевые листья – как золотой ковер.

 
Воспитатель: еще ребята, когда идет дождик, на листочках бывают капли и когда они блестят, листья кажутся золотыми.

 Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья?


Дети Это листопад.

Воспитатель: Верно. А почему деревья сбрасывают листья осенью? (становится холодно, зимой веточкам будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает).


Воспитатель: Осенью листья на деревьях становятся не только жёлтыми, но и красными, оранжёвыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче краска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветья.

А вы бы хотели сейчас превратиться в осенние листики и полетать, покружиться? (Да)

Воспитатель включает магнитофон с записями звуков природы.

 

Физкультминутка. «Листья»

 

Листья осенние тихо кружатся,  (Дети кружатся, расставив руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся.  (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят,  (Движения руками влево - вправо.)

Будто опять закружиться хотят.  ( Снова кружатся на носочках.)

 

Воспитатель: Вот сегодня, ребята, вы сможете себя почувствовать маленькими художниками. Потому что вы тоже будете рисовать парк в осенний день. Давайте еще раз посмотрим на картины, почувствуем настроение авторов. 

 

Инструктаж:

Придвиньте к себе листы бумаги. На листах у вас уже есть голубое небо и широкая полоса земли. На такой полосе земли можно нарисовать деревья, которые растут в разных местах – одни ближе, другие дальше. Если дерево близко, покажите, где вы его нарисуете? (Дети показывают). Какие будут деревья?

Дети: Высокие, крупные, большие, длинные. 

Воспитатель: А если дальше? Как они будут выглядеть? 

Дети: Маленькие, низкие, короткие. 

Воспитатель: Чтобы  нарисовать дерево, сначала рисуем ствол снизу вверх, опираясь на весь ворс кисти  и постепенно отрывая ее от листа. Веточки на дереве рисуем концом кисти, они тянуться к солнцу. 

 Воспитатель: какую краску берём, чтобы нарисовать дерево?

Дети: коричневую.

 Воспитатель: когда будем рисовать листья, кисть прикладываем всем ворсом. Какую краску берём, чтобы нарисовать листья?

Дети: жёлтые, оранжевые, красные.

 Воспитатель: Постарайтесь нарисовать так, чтобы всем ребятам хотелось увидеть, то что увидели вы.

Включаем  спокойную лирическую музыку. Дети приступают к рисованию. В процессе работы воспитатель побуждает детей к использованию разных красок для изображения осенней листвы. Напоминает о рациональных приёмах при изображении деревьев. Падающие листья с деревьев нужно рисовать концом кисти в небольшом количестве. Тем, кто раньше справиться с заданием, можно посоветовать нарисовать дорожки в парке, скамейки и др.

Гимнастика для глаз. «Осенний лес».

Вот стоит осенний лес!  (круговые движения глазами).

В нем много сказок и чудес!  (движения глазами влево – вправо.)

Слева - сосны, справа - дуб, (движения глазами вверх– вниз.)

Дятел сверху, тук да тук. (движения глазами по тексту).

Глазки ты закрой - открой

И скорей бегом домой!

 

В конце занятия воспитатель помещает рисунки детей на стол и спрашивает:

- Можно ли узнать, какое время года нарисовано на рисунках? Как вы узнали, что это осень?

Дети: На рисунках много жёлтого, красного и оранжевого цвета. Они не только на деревьях, но и на земле.

 

Воспитатель: Какой осенний день нарисован – ясный или пасмурный? Как об этом можно узнать по вашим рисункам?

Дети: Ясный день, потому что голубое небо, яркая листва, светит солнце. 

Воспитатель: Как можно назвать осень в ярких, жёлтых тонах? 

Дети: Золотая осень! 

Воспитатель: Таня, Коля, Аня, повтори!  Воспитатель подтверждает высказывания детей, что в их рисунках больше всего жёлтых, оранжевых красок, которые напоминают цвет золота. Далее педагог благодарит детей и раздает раскраски на осеннюю тему, предлагая вечером продолжить рисование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Замок Снежной королевы"

Конспект комплексного занятия  по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа составлена в соответствии требованиям ФГОС по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" для детей старшего дошкольного возраста.

Рабочая программа по области "Художественно - эстетическое развитие" для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Подарок для мамы"

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Подарок для мамы" (объемная аппликация из салфеток)...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Чудеса для детей из ненужных вещей»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24684002","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель:Формировать экологическую культуру и нравственное воспитания детей дошкольного возраст...