Тематическая неделя «Неужели это песок».
методическая разработка по рисованию

Дубиковская Наталья Николаевна
 познакомить детей со свойствами песка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskaya_nedelya_neuzheli_eto_pesok.docx61.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14 г. Сосногорска»

Тематическая неделя

Неужели это песок?

(Старший дошкольный возраст)

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, тематическая неделя в детском саду, конспект занятия в детском саду, конспект занятия в подготовительной группе


Почтовый адрес:169500 Республика Коми

 г. Сосногорск ул.Загородная д.4

Адрес электронной почты:

7cvetik-14@mail.ru

Автор: воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 14 г. Сосногорска»

Дубиковская Наталья Николаевна

г. Сосногорск

Цель серии занятий:

  • познакомить детей со свойствами песка, научить находить их проявления в повседневной жизни (сочетание экспериментов и наблюдений на прогулках), развить умение концентрироваться, планомерно и последовательно рассматривать объекты;
  • сформировать знания о важности песка в жизнедеятельности человека, использование его в различных сферах производства;
  • познакомить с архитектурными формами и отражением их в исторических зданиях, развить интерес к информации о художественно-декоративном и прикладном искусстве с использованием песка, к профессиям, связанным с изобретательством, рационализаторством (ландшафтного дизайнера и фотохудожника, дизайнера, скульптора, стеклодува, строителя);
  • расширить представление о песчаных пустынях с барханами и дюнами - крупнейшими местами скопления песка;
  • развивать воображение, умение сосредотачиваться, доводить до конца начатое дело, соотносить свои действия с действиями других, добиваться согласования; закреплять правила безопасности во время проведения экспериментов.

Материалы и оборудование: сухой чистый песок, миски (2), сито, вода, песчаные часы (3), пластиковые игрушечные ведерки (2), одноразовые пластиковые тарелочки и коктейльные трубочки (в количестве на каждого ребенка), литровые сухие пустые банки (3), палочки для песка, стаканчики, листы бумаги; образцы картин из песка, фото картины,  штамповки для песка, иллюстрации архитектурных сооружений, скульптур из песка; ТСО - компьютер, ноутбук, аудиосистема.

Подготовительная работа:

  • теоретическая подготовка воспитателя (изучение литературы, инноваций, использование информационного пространства всемирной паутины);
  • консультирование практического психолога по психопрофилактической ценности занятий с детьми по ознакомлению с песком, психологическое сопровождение занятий на данную тему;
  • выявление знаний детей о песке в ходе наблюдений во время прогулки, чтение художественных произведений, беседы и рассматривание фотографий после летнего отдыха (возле моря, на реке);
  • оформление плаката модели ЗХН (Что я знаю? Что я хочу знать? Чему  я научился?) по теме «Песок» и анализ вопросов детей;
  • построение воспитателем алгоритма педагогических мероприятий, направленных на обогащение знаний детей, овладение ими навыками, умениями, необходимыми для реализации данного проекта;
  • анализ возможностей родителей относительно участия в подготовке материалов.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Раз песчинка, два песчинка»

1. Утренняя встреча. Беседа воспитателя с детьми с целью выявления знаний и вопросов детей о песке

- Что такое песок? Нет, не сахарный, а тот, на котором так приятно поваляться в жаркую летнюю погоду, слепить палочку, построить замок?

Песок - это то, что осталось от скал, валунов, обычных камней. Время, ветер, дождь, солнце и еще раз время разрушили горы, осыпали скалы, растолкли валуны, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок, сделав из них песок.

- Из чего состоит песок? Речной, морской и другой песок состоит из кварца, полевого шпата и слюды (использование ИКТ)

- Оформление плаката ЗХН.

2. Учебная деятельность.

- Поисковая деятельность детей, управляемая воспитателем, по выявлению знакомых и неизвестных детям свойств песка.

Опыт 1. «Песчинка под лупой» - найти как можно больше особенностей в песчинке (рассмотрение размера, цвета, прозрачности и блеска).

Опыт 2. «Необычный дождь» - почувствовать сыпучесть сухого и вязкость влажного песка.

Опыт 3. «Силач» - определить влажность песка на вес и по цвету (влажный песок тяжелее сухого, влажный песок темнее сухого).

Опыт 4. «Волшебный материал» - слепить из влажного песка фигурки и палочки, после чего проверить прочность изделия и сохранения его формы после высыхания.

Опыт 5. «Песочные часы» - посчитать сколько секунд сыпался песок (знакомство с песочными часами с различным содержанием песка, что соответствует определенному времени: 30 сек., 1 мин., 2 мин.). Наблюдения за песком, что пересыпается в часах, обмен ощущениями, которые возникают при этом завораживающем зрелище.

Конспект занятия «Интересный мир пустыни»

Пустыни - тип ландшафта, характеризуется равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры, а из фауны присутствуют только специфические виды. Различают песчаные, каменистые, глинистые, солончаковые пустыни. Отдельно выделяют снежные пустыни (в Антарктиде и Арктике). Самая известная песчаная пустыня - Сахара, что занимает всю северную часть африканского континента.

1. Слайд-шоу «Пустыни» - знакомить детей с особенностями песчаных пустынь, барханами, дюнами - крупнейшими местами скопления песка; явлениями, характерными для пустынь (песчаная буря, песчаные моря).

2. Задача «Волны на песке»: превратиться в ветер - не сильно, но долго дуть на песок через соломинку для коктейля, имитируя в тарелочке с песком песчаные волны.

3. Логическая задача «Кто построил барханы?»: повторно просмотреть слайд-шоу с изображением барханов и предсказать, почему в песчаной пустыне появляются такие бугры. Побудить к выводу, на основе предыдущего задания, что их создает ветер, и таким образом песок странствует по пустыне.

4. Опыт «Построй барханы сам»: песок в банке - имитация пустыни. Для повышения безопасности опыта, банка закрыта крышкой с дырками, в одну из которых вставлена соломинка для коктейля. Заставить песок перемещаться с одного места на другое - у самого добросовестного «ветра» появится песчаный холмик - бархан.

5. Игра с песком «Песчаный конус»- горсть песка сыпать струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно там образуется конус, который будет расти в высоту. С течением времени то в одном, то в другом месте на поверхности конуса возникнут сход песка, движение песка, похожее на течение воды. Побуждать детей к выводу, что именно так под воздействием ветра песок может двигаться по пустыне, и похож на морские волны.

Конспект занятия «Где работает песок».

Песок существует миллионы лет, отражая геологическую историю Земли. Песочные пляжи расположены во всех частях мира. Песок образует естественную границу между океаном и землей, а в песочной терапии символизирует элемент Земли, материнское начало, устойчивость, основу бытия - то, что поддерживает, питает и включает в себя все формы жизни.

Утренняя встреча

-Мозговой штурм  «Зачем нужен песок?» - стимуляция творческой активности и производительности решения проблемы детьми

Учебная деятельность

1.Строительство

- Калейдоскоп зданий (просмотр детьми на компьютере иллюстраций простых сооружений, многоэтажных домов, памятников архитектуры с целью совершенствования знаний о роли песка в строительстве);

- Во время прогулки рассмотреть здания детского сада, предложить поковырять пальчиками стыки кирпичей, подвести к выводу, что для раствора, который скрепляет кирпичи нужен песок;

- Опыт «Песок-строитель». Слепить из мокрого песка два шарика, в одну из которых добавить цемент. После высыхания шариков обратить внимание на то, что песчаный шарик, в который добавлен цемент, не разваливается, стал твердым, как камень. Вот так песок работает при строительстве различных сооружений;

- Песок используется в строительстве асфальтных дорог;

- Песок используется для изготовления кровельной черепицы.

- Из нагретого и расплавленного при высоких температурах песка, известняка и соды изготавливают прозрачное стекло.

2.Медицина

- На песке, оказывается, можно не только лежать и загорать, но и довольно успешно лечиться.

В течение веков люди снимали боль теплом. Его источником служили нагретые предметы - камни, вода, пар. Однако лучшей «грелкой» признан песок. Сейчас в медицине существует отдельное направление - «псаммотерапия». В ней используют нагретый до 50-70 градусов С песок. Болит горло, ломит кости, нервничаете? Получите сеанс такой «грелкой» и боль постепенно утихнет.

- Помогает песок в медицине также фиксировать время. Вот, например, вы пришли погреть носик - врач сразу поставит возле прибора для прогревания носа песочные часы. Когда песок высыплется вниз - процедура закончена. Вот какой надежный помощник - песок.

- У нас в группе есть всеми вами любимый центр игры с песком и водой. Здесь мы можем не только играть. Здесь мы учимся, развиваемся, если кто-то набегался и хочет успокоиться или побыть в одиночестве, он тоже подходит к песочнице: пересыпает песок руками, перелистывает грабельками, рисует орнаменты. Песок лечит душу...

3.Ветеринария

- И здесь песок является надежным помощником.

- уход за мехом шиншиллы требует ежедневного купания этих зверюшек в «песочных ваннах». После такого купания их мех становится на удивление шелковистым и мягким;

- ветеринары советуют устраивать песочные ванны и для кур. Купаясь в них, куры освобождаются от кожных паразитов;

4. Хозяйство

- Песок используют для наполнения туалетов комнатных животных;

- Песок в небольшом количестве добавляют в корм для попугаев, канареек;

- Незаменим песок и в аквариуме для создания рельефного дна;

- Зимой песок работает во время гололеда на дорогах;

- Песок помогает тушить пожар;

- Песок является естественным фильтром воды

- В декоративных целях используют картины из песка;

- Игра в песочнице - неотъемлемая часть детства.

5.Растениеводство

- Во время пересадки комнатных растений песок добавляют в землю, здесь он помогает лучшему проникновению воздуха к корням растения, задержке влаги в почве, борьбе с вредителями;

- Зимой, когда земля замерзает, а на Новый год в дом приносят живую красавицу-елку, песком заполняют емкость, в которой елка простаивает долгое время, не сбросив иголочек.

- Виноградари заметили, что лишь в песке не развивается определенный вид вредителей, которые уничтожают виноградную лозу. Поэтому он и стал им надежным помощником. Сыпучий песок виноградари используют для укоренения слишком дефицитных сортов винограда.

- Хозяйки хорошо знают, что для того, чтобы сохранить свойства моркови в течение зимнего периода, ее следует положить в мешок с песком, а кочаны капусты лучше вообще прикапывать в погребе в песок.

6.Искусство.

- Креативное фото: песок мы любим только на пляже - и то, он забивается в обувь, одежду, скрипит на зубах... в общем приносит всевозможные неудобства. Фотограф Митчелл Фейнберг смог увидеть необычные качества песка - а именно его способность сохранять отпечатки вещей и предметов;

- Скульптуры на песке. Ни один отдых на море не обходится без игр с песком, если такой есть. Как это не построить замок, или не закопать что-нибудь?;

Есть и те, кто относится к песку с большим трепетом и строит настоящие скульптуры - шедевры песочного искусства.

Список литературы

1.           Азнабаева Ф.Г., Каримова Я.С. М.Р. Харисова. Ильгам: методическое пособие по художественному развитию дошкольников (5-7 лет) / под ред. Азнабаевой Ф.Г. – Уфа: Китап, 2009.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.               – М.: «Издательство Скрипторий 2003», - 2007.

3. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учебное пособие для студ. пед. вузов. - М., 2006.

4.              Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. М., Педагогическое общество России, 2007.

5. Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности.- М.,      2010.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. - М., 2011.

7.    Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Издательство КАРО Санкт-Петербург, 2008.

8.    Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

9.    Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическая неделя "Неделя игры и игрушки"

Календарно-тематическое планирование (средняя группа) по теме: "Неделя игры и игрушки"...

Рекомендации по теме недели "Природные материалы" (песок, глина, камни)

Информирование родителей по теме недели. Рекомендовать родителям поиграть, провести опыты с детьми....

Спортивно- тематический досуг "Наш чудо песок" в младшей группе на улице.

Спортивно- тематический досуг "Наш чудо песок" в младшей группе на улице....

Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии"

Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии" во второй младшей группе ДОУ...

Отчеты о проведении тематических недель во второй младшей группе: " Неделя здоровья" , "Неделя безопасности"

Иногда написание отчета о проведении  тематической  недели является небольшой сложностью, особенно для молодого специалиста: форма, стиль и т.д. Предлагаю в качестве альтернативы имеющимуся ...

Тематический план игр в песок

Тематический план занятий с песком...