непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию на тему " Я рисую море",
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Степанова Марина Геннадиевна

Непосредственно образовательная деятельность  по художественно-эстетическому развитию  старших дошкольников с целью ознакомления со способами передачи состояния моря с помощью цвета в живописи, поэзии и музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_stepanovoy_m.g.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Колокольчик» г Бологое Тверской области.

Непосредственная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию

на тему:

« Я рисую море».

Для детей дошкольной речевой подготовительной  группы

Подготовила  воспитатель первой категории

 Степанова Марина Геннадиевна.

г. Бологое 2020 год.

Непосредственная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию на тему: « Я рисую море».

Цель:  

Ознакомление со способами передачи состояния моря с помощью цвета в живописи, поэзии и музыки.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие физическое развитие.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с творчеством художника – мариниста

 И.К. Айвазовского, композитора Н.А. Римского-Корсака, поэтов Г. Поженяна и В. Орлова, Баратынского.

Продолжать учить детей понимать образность поэзии, музыки, живописи о море.

Закрепить умение рисовать море, используя для этого различные способы изображения.

Развивающие:

Развивать и активизировать словарный запас, фонематический слух, умение составлять простые предложения, творчество, мелкую моторику рук,  образное восприятие цвета.

Воспитательные:

 Воспитывать интерес к ярким, красивым описаниям моря, желание передавать в рисунке свои впечатления.

Предварительная работа:

Рассматривание репродукций картин И.К. Айвазовского «Кронштадтский рейд», « Лунная ночь», « Девятый вал». Прослушивание аудиозаписи симфонической музыки Н.А. Римского-Корсака   «Садко» (Море). Прослушивание аудиозаписи «Звуки моря», «Звуки воды», релаксация « Море».                                                                                                                  Чтение стихотворений о море, чтение Г. Поженяна, В.Орлова, Баратынского. Разучивание стихотворений о море (В.Орлова «Я рисую море»).       Рисование моря гуашью и акварелью.

Смешивание красок через дидактическую игру  « Азбука цвета».

Условие проведения НОД:

НОД проводится в групповой комнате. Групповая комната хорошо проветривается, проводится влажная уборка.

Методы и приёмы:

• Наглядный метод (Репродукция картины И.К.Айвазовского « Девятый вал».

Иллюстрации с изображением моря.

Иллюстрации Айвазовского «Кроншта́дтский рейд», « Лунная ночь».)

• Словесный метод(составление описательных рассказов по картинам)

• Прием эмоциональной заинтересованности (шум моря)

• Игровой прием ( игра-физминутка)

-ИКТ технологии (презентация  картин с изображением моря)

Оборудование и материалы:

Репродукция картины И.К.Айвазовского « Девятый вал».

Иллюстрации с изображением моря.

Иллюстрации Айвазовского «Кроншта́дтский рейд»,  « Лунная ночь».

Аудиозаписи  музыки моря, симфоническая музыка Римского-Корсака « Садко», презентация  картин с изображением моря, альбомные листы бумаги разных размеров, непроливайки, тарелочки с водой, поролоновые  губки, акварельная краска, кисти, салфетки.

Словарная работа:

   Дать понятие о том что морской пейзаж называется– марина, а

художники, рисующие море -   художники – маринисты,

Ход НОД.

Дети подошли к воспитателю.   Звучит мелодия « Шум моря».

Воспитатель:  ребята, вы узнали эти звуки? Что они вам наполнили? (ответы детей)

Дети: звуки моря, шум моря.

Воспитатель: Я хочу предложить вам послушать стихотворение Григория Поженяна « Море».

Есть у моря свои законы,

есть у моря свои повадки.

Море может быть то зеленым

с белым гребнем на резкой  складке,

то без гребня — сизым

с мелкой рябью волны гусиной.

Просто светлым

и просто синим,

чуть колышимым легким  бризом.

Море может быть голубое.

И порою в дневном дозоре

глянешь за борт —

и под тобою

то ли небо, а то ли море.

Но бывает оно и черным,

черным, мечущимся, покатым,

неумолчным и непокорным.

Воспитатель:  понравилось вам это стихотворение?  Какие цвета использовал поэт для описания моря? (индивидуальные ответы детей).

Дети: море зелёное, задумчивое, светло – синее, лиловое, красноватое, голубое, черное, синее, сизое.

Воспитатель:   поэты очень любили описывать море в своих стихотворениях. Послушайте  отрывок из стихотворение Баратынского « Буря».

Завыла буря, хлябь морская

 Клокочет и ревёт, и чёрные валы

Идут, до неба восставая,

 Бьют, гневно пеняся, в прибрежные скалы.

Воспитатель:  какие чувства возникли у вас слушая эти строки?(индивидуальные ответы детей)

Дети:  стало темно, страшно, холодно.

Воспитатель:  какими красками можно выразить эти чувства? (ответы детей).

Дети:  можно использовать тёмные, мрачные, холодные тона. Цвет тёмно – синий, чёрный и фиолетовый.    ( Дети садятся на стулья.)

Воспитатель:   море всегда производило на человека большое впечатление своим могуществом, бескрайностью и красотой. Художники писали настоящие морские пейзажи.  Что такое пейзаж?  (дети -  изображение природы).  Морские пейзажи называют « Марины».  Имя Марина обозначает – морская.  А художников, которые изображали морские пейзажи, называли художники – маринисты.

- Как называли морские пейзажи?  - Как называют художников, рисующих море?(ответы детей).

Самым известным художником – маринистом был И.К.Айвазовский. он очень любил море и восхищался им. Я приглашаю вас отправится в небольшое путешествие  и рассмотреть репродукцию картины И.К.Айвазовского  « 9 вал» (просмотр слайдов). Художник – маринист изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца  освещают бушующий океан и громадный девятый вал, готовый обрушится на людей, ищущих спасение на обломках  матч. Красочное великолепие  раннего солнечного утра передано Айвазовским с замечательной силой и смелостью. Он соединил в одно целое золотистые, сиреневые, зелёные и синие тона.

- какие  краски использовал художник для описания моря?(ответы детей).

Дети:   золотистые, сиреневые, зелёные и синие цвета.

Теперь мы сможем с уверенностью сказать, что художники показывают различное состояние моря с помощью цвета, поэты -  с помощью слов. А как же могут показать нам море композиторы?

Дети: с помощью музыки, мелодии и звуков.

Физ.минутка. ( воспитатель называет состояние моря – дети с помощью движений пробуют изобразить море тихим,  гладким, волнующим, бушующим). Садятся на стулья.

Воспитатель:   я предлагаю вам внимательно послушать  как изобразил море  с помощью музыки великий русский композитор Николай Андреевич Римский -  Корсаков (прослушивание Н.А.Римского -  Корсака «Садко» ( море).

Воспитатель:  каким вы увидели море с помощью музыки?(ответы детей).

Дети: с начало тихое, затем бушующее, величественное и опять мирное и спокойное.

- какими красками нарисуем это море? ( с начало светлые тона - голубое, затем темные, холодные тона- синие, черное, фиолетовое. Затем опять голубое, синее.)

- сегодня вы узнали  о море очень много нового и интересного. Вы окунулись в море поэзии, музыки и живописи. Хотите тоже почувствовать себя  художниками – маринистами?

      Мы будем рисовать море способом, который называется « живопись по мокрому». Как это? (дети объясняют: чистой водой с помощью губки смачиваем лист бумаги и затем наносим краску акварель ). В результате у вас получается море. – Какие краски используем для тихого , спокойного моря? ( светлые тона. Голубая, розовая, синий, светло – синий….., для изображения бушующего моря- темные, холодные тона. Это чёрная, синяя, тёмно – синяя, фиолетовая, зелёная….)  

      Я хочу предложить вам нарисовать свою  «марину». Пусть у каждого будет своё море-  у кого-то тихое и спокойное море, у кого-то штормовое, бурное, кто-то захочет нарисовать в море корабль или парусник.

- Перед тем как приступить к рисованию, мы сделаем пальчиковую гимнастику.                                                                                                            

Две ладошки прижму и по море поплыву, две ладошки , друзья –

Это лодочка моя.     ( имитируем движение лодочки)

Паруса подниму и по морю поплыву.   ( поднимаем паруса)

И по бурным волнам скачут рыбки тут и там.   ( волнообразные движения как рыбки).

 - А теперь приступаем  к работе. ( Звучит релаксация  « Море»  и дети рисуют разное море).

Дети выкладывают свои работы на стол и подводим итог НОД.

-Понравилось вам наше занятие?

- Как называются морские пейзажи?

-Как называют художников, рисующих море?

-Репродукцию какого художника мы с вами рассматривали? Как называется?

- Какую слушали музыку?

Давайте посмотрим на ваши работы , на ваши марины.

- Какое море нарисовали? Какие краски использовали?  Чья работа понравилась? Почему?

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Методические рекомендации по познавательному развитию дошкольников

Гризик Т.И. «Познаю мир». Издательский дом «Воспитание дошкольников» 2004 г.

3. Программа и методические рекомендации О.В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир». Москва: «Мозайка – Синтез» 2010 г.

4. «Учебно-наглядное пособие для детей старшего возраста»Доронова Т.Н. «Дошкольникам об искусстве». Москва «Владос» 2000 г.

5. littlhvmam.ru/383 Сборник стихов «Про море»

6. https://www.collection-s  Сборник стихов для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности художественно-эстетическая деятельность Рисование по теме: «Такое разное море!» в старшей группе

Расширение и обобщение знаний детей о море, путём проведения экспериментов, в процессе поисков, художественного творчества.Закрепление способов  и приемов рисования различными изобразительными ма...

Совместная деятельность воспитателя с детьми подготовительной группы по художественно-эстетическому развитию на тему"Ветер по морю гуляет...".

Совместная деятельность воспитателя с детьми подготовительной группы по художественно-эстетическому развитию на тему"Ветер по морю гуляет...".с использованием технологии рельефной лепки....

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию на тему : "Я рисую море"

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию на тему: "Я рисую море"...

КОНСПЕКТ интегрированной организованной образовательной деятельности по речевому +художественно-эстетическому (конструирование) развитию на тему: «Жил-был самолетик»

Цель: формирование творческой познавательной деятельности детей посредством конструирования.Задачи:Образовательные:- Познакомить детей с элементарными сведениями о возникновении и развитии авиации.- В...

Бинарное занятие для детей подготовительной к школе группе по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» на тему: «Я рисую музыку»

           Цель: Развитие и обогащение художественно – эстетического потенциала детей.      Задачи:Развивать умение различать характер пр...