Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию «ПОЧВА – ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ»
план-конспект занятия по рисованию

Конспект занятия по художественно- эстетическому  развитию  "Почва - живая земпя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx223.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Образовательная область  «Художественно- эстетическое развитие»

 (рисование).

ТЕМА: «ПОЧВА – ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ»

                              Возрастная группа – средняя

                                                                        Подготовила:

Процель Оксана Иоганесовна,

                                                                                       Воспитатель первой  

квалификационной категории

МДОБУ № 6 г. Соль – Илецка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Культурное и духовное развитие имеет большое влияние на нашу жизнь. Всесторонне развитые, богатые духовно люди всегда вызывали интерес у окружающих, с ними интересно и приятно общаться. Все мы должны развиваться, самосовершенствоваться, а искусство помогает нам в этом нелегком деле. Оно помогает лучше познать окружающий мир и самих себя.

Каждое произведение искусства имеет свою цель: ознакомить, научить, побудить к размышлениям. Искусство требует понимания. Бездумное созерцание картин или прочтения книг великих мастеров не имеет никакого смысла. Нужно понимать, что именно хотел сказать художник, с какой целью появилось то или иное творение. Только при этом условии искусство выполнит свою задачу, научит нас чему-то.

Часто говорят, что в наше время люди почти перестали интересоваться искусством. Времена меняются, меняются поколения. Не остаются без изменений и взгляды, вкусы. Но есть темы, которые будут актуальными во все времена. Конечно, наше общество придает большее значение материальном обогащению, чем духовному. Но это не значит, что люди не обращают внимания на культурную жизнь, не ценят искусство. И начинается приобщение к искусству уже с дошкольного возраста.

При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней дети учатся устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях художественно-эстетического цикла широко используются средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, изобразительные термины: динамика, колорит, пространство, симметрия.

Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.

Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью.

Занятие «Почва – живая земля» реализуется в рамках парциальной образовательной программы «Мы изучаем этот мир» как части, формируемой участниками образовательных отношений от образовательной программы дошкольного образования МДОБУ «Детский сад № 6 «Малыш» г. Соль-Илецка Оренбургской области. Занятие предназначено для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет), предполагает формирование у детей эстетического отношения к объектам, используемым в экспериментальной деятельности.

Занятие позволяет детям осознать значимость такого природного объекта как почва и на примере картин русских и зарубежных художников понять, что почва является источником возрождения всего живого на Земле с приходом весны. Совместная и самостоятельная деятельность подразумевает творческое переосмысление полученных представлений.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной деятельности

Почва – живая земля

2.

Доминирующая

образовательная область 

Художественно-эстетическое развитие: Восприятие живописного текста (на примере произведений художника-живописца). Разработка замысла и рисование пейзажа по мотивам наблюдений на экскурсиях и прогулках

3

Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1

Общепедагогические методы

Методы формирования сознания

Беседа: Обсуждение значимости труда художника для каждого человека. Обращение к опыту наблюдения детьми особенностей природы родного края; осмысление значимости впечатлений для художественно-творческой деятельности.

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения

Совет: всмотреться в формат картины (видение единства замысла художника и средств выразительности), «послушать себя», запомнить свои ощущения / чувства и обозначить их смайликом (закрепить смайлик на соответствующем формате)

Косвенное требование: мысленно создать образ любимого объекта природы, запомнить его; продумать формат, материалы и инструменты; спланировать свои действия; довести замысел до конца (создать пейзаж, картину, дать название).

Методы стимулирования и мотивации деятельности

Проблемная ситуация: подобрать образные выражения, которые расскажут об ощущениях (чувствах), вызванных форматом картины

Предоставление права выбора формата картины, изобразительных материалов и инструментов; обсуждение значимости труда художника для каждого человека.

3.2

Специальные методы

Наглядные методы

1. Демонстрация репродукций картин, расположенных в три ряда:

  • 1 ряд – вертикальное построение полотна «Февральская лазурь» И. Грабаря, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Осенний день. Сокольники» И. Левитана;
  • 2 ряд – горизонтальное построение полотна «Лесные дали» И. Шишкина, «Гималаи» Н. Рериха, «Золотая осень» В. Поленова;
  • 3 ряд – квадратное построение полотна «Рябинка» И. Грабаря.

2. Построение композиционной схемы пейзажа: диагональная, зигзагообразная, угловая композиция

Словесные методы

  1. Мысленное создание картины: настроение (цветовая гамма картины), идея картины (формат, композиционный центр), динамика сюжета (образность, взаимодействие объектов).
  2. Полилог: исследование и обсуждение форматов картин, использованных художниками для передачи главной мысли, чувствования и переживания. Вертикальный формат полотна позволяет передать величие, стремление вверх, значимость и стройность объекта или возвышенность чувствований; горизонтальный формат – передать широкую панораму, протяженность, пространственность, монументальность. Квадратное построение формата обычно передает спокойствие, тишину, умиротворенность, задумчивое, лирическое настроение.
  3. Словесное упражнение: «Придумай название своей картине»

Практические методы

1. Коллективная работа по оформлению мини-музея: расположить на стенде картины разных форматов (8 репродукций)

2. Упражнение в моделировании композиции: использование форм-заместителей для разметки 1-го и 2-го планов на формате.

3. Воплощение творческого замысла: использование для создания рисунка эскизов и фотоснимков, конструирование композиции, разработка цветовой гаммы.

4.

Интеграция образовательных областей 

Художественно-эстетическое развитие: восприятие изобразительного и поэтического текстов; художественное творчество по созданию пейзажей родного края по мотивам экскурсий и прогулок в природу (на основе собственных впечатлений, фотоснимков и эскизов).

Социально-коммуникативное развитие: осмысление значимости искусства для рисующего и созерцающего человека (на основе собственного опыта).

Познавательное развитие: изучение средств выразительности живописи и поэзии на образцах творчества известных художников и поэтов; исследование свойств изобразительных материалов (пастель, уголь, сангина, гуашь, акварель); экспериментирование в создании цветовой гаммы.

Речевое развитие: словарь – образность в описании объектов, использование поэтических сравнений; связная речь – мысленное создание пейзажа (собственный замысел)

Физическое развитие: арт-терапевтическое воздействие изобразительной деятельности, перемещение по группе со сменой видов деятельности

4.

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

5.

Цель

Развитие у детей видения единства замысла художника и средств выразительности в процессе творческой деятельности по восприятию пейзажной живописи и созданию композиций по мотивам наблюдений в природе.

6.

Задачи

Планируемые результаты 

6.1

Формировать представления о пейзажном жанре в процессе изучения произведений живописцев И. Грабаря, А. Саврасова, И. Левитана, И. Шишкина, Н. Рериха, В. Поленова, И. Грабаря

Свободно ориентируется в жанровом разнообразии изобразительного искусства; легко выделяет знакомые картины, помнит их авторов и названия; охотно включается в беседу по поводу искусства.

6.2

Развивать эстетическое восприятие и эстетическую оценку в процессе осмысления эмоционального содержания произведений пейзажной живописи и средств выразительности, использованных художником.

Использует в собственном творчестве опыт созерцания и оценки произведений живописи: учитывает особенности построения композиции, колорит, выразительность линий и форм, их влияние на настроение картины.

6.3

Совершенствовать технические навыки и самостоятельность в выборе материалов и оборудования для реализации сюжета рисунка.

Не затрудняется в выборе изобразительных материалов, объясняет их необходимость для реализации замысла

6.4

Формировать художественную позицию в процессе сбора сюжетов для рисования и создания собственного замысла, воспитывать ценностное отношение к продуктам собственного творчества.

Самостоятелен в создании замысла, способен описать образ будущего рисунка, его настроение с опорой на композиционное и колористическое решение, выразительность линий и форм.

Способен самостоятельно выбрать изобразительные средства для реализации замысла; использует для планирования композиции набросок или моделирование с помощью фигур-заместителей.

Активен в организации коллективных и авторских выставок.

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

7.1

Структурирование искусствоведческого рассказа по тексту изобразительного произведения

Использование пиктограммы (логика построения искусствоведческого рассказа или его фрагмента)

7.2

Построение композиционной схемы пейзажа

Сопровождение создания модели композиции (индивидуальное), напоминание, рекомендации по подбору заместителей элементов пейзажа (величина) для ближнего и дальнего планов

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Литературный ряд: строфы из стихов «Снежок», Н. Некрасов; «Опять дожди», С.Аксаков; «Акварели», А.Скалдин; «Апрельский дождь», С. Маршак.

Зрительный ряд: «Февральская лазурь» И. Грабаря, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Осенний день. Сокольники» И. Левитана; «Лесные дали» И. Шишкина, «Гималаи» Н. Рериха, «Золотая осень» В. Поленова; «Рябинка» И. Грабаря.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года», «Осень»

Материалы и оборудование: композиционные схемы построения пейзажа; изобразительные материалы: пастель, уголь, сангина, гуашь, акварель; пастельная, акварельная бумага, крафт формата А3, А4 прямоугольный, квадратный.

9.

Подготовка в режимные моменты к образовательной деятельности на занятии

Наблюдение в природе (прогулки в детском саду и в семье): «Ищем красоту вокруг»; «Ищем красоту с видоискателем»; «Ищем и фотографируем природную красоту»; изучение строения и отличительных особенностей различных объектов природы на территории детского сада (работа с видоискателем, эскизы по мотивам наблюдения).

Изучение содержания альбомов пейзажной живописи: репродукции картин И. Шишкина, И. Левитана, А. Саврасова, И. Грабаря, Н. Рериха, В. Поленова

Семейная прогулка в ближайший сквер: фотоснимки берез, эскизы

Семейное чтение: К.Д. Ушинский «Осень», обсуждение литературного текста на основе иллюстраций.

Утренний сбор: обсуждение эскизов и фотографий (природные объекты и явления, описание, мысленное экспериментирование в использовании изобразительных материалов, обоснование выбора с позиций выразительности образа).

Подборка сборников стихов русских поэтов (с участием семьи), организация выставки «Образ березы в творчестве художников и поэтов» (книжная графика, чтение и заучивание стихов).

Виртуальная экскурсия в Русский музей (Третьяковскую галерею), (Эрмитаж): выставочные залы музея, особенности тематической организации.


ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Попросить детей оформить мини-музей пейзажной живописи (из 8 репродукций)

Принять участие в оформлении, помогая детям советом (классификация открыток по формату), в процессе деятельности детей обсудить объекты ближнего и дальнего планов картины, особенности композиции.

1.2

Мотивация деятельности детей

Порассуждать с детьми над сущностью перефразирования В.Маяковского: «Если картины рисуют, значит это кому-нибудь нужно?!». Попытаться уяснить, для чего нужны картины каждому из нас…

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Подвести детей к мысли о возможности доставить радость, подарить крупинку счастья себе и другим, нарисовав картинки и предоставив возможность ею любоваться.

Предложить детям сформулировать цель: создать картины по мотивам природных явлений, открыть выставку для детей и взрослых, взять на себя роль искусствоведов и провести экскурсии.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Обратиться к форматам картин И. Грабаря, А. Саврасова, И. Левитана. Сделать акцент на одинаковости идей картин и отсутствии сходства в их содержании. Обсудить с детьми те средства, которые делают эти пейзажи столь непохожими и создают ощущение отсутствия на картинах похожих объектов.

Рассмотреть с детьми пейзаж А. Саврасова «Грачи прилетели», предложить назвать время суток, изображенное на картине, и обосновать свое предположение; обсудить настроение картины и средства, которые использовал художник, чтобы его создать; поразмышлять над тем, что хотел рассказать художник тем, кто будет смотреть его картину. Обратиться к пейзажу И. Шишикина «Лесные дали». Сравнить картины по формату, композиционному решению, настроению.

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания 

Предложить детям мысленно создать собственный пейзаж, вспоминая уголки природы (скверы, парки, лес), смоделировать свой замысел (конструирование композиции на самостоятельно выбранном формате, соотнесение элементов пейзажа и формата по размеру, подчинение композиции правилу «золотого сечения».

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Создание композиции своей картины, ее моделирование (с использованием эскизов и фотоснимков); самостоятельный выбор формата, изобразительные материалы для реализации собственного замысла

В процессе самостоятельной творческой деятельности детей акцентировать внимание на индивидуальности рисунка: неповторимости образов березы, оригинальности композиции, значимости цветового решения.

III.

Заключительная часть

Анализ и самоанализ деятельности детей

Обсудить с детьми, получилось ли у нас разгадать «секрет» живописцев (Саврасова и Шишкина), отметить, что произвело особенное впечатление в этих картинах (описание пиктограмм). Обобщить детские описания и выводы.

Выставить рисунки (учитывается пожелание ребенка при выставлении неоконченной работы), обсудить разнообразие композиций и образов берез, созданных детьми; отметить настроения рисунков.

Подвести детей к выводу: мы познакомились с одним из «секретов» художника – секретом построения картины на определенном формате полотна. Форматом полотна художник может подчеркнуть главное в картине, рассказать о том, что его больше всего заинтересовало, порадовало, удивило, передать свое настроение.

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Подготовка и открытие выставки пейзажной живописи «Родная природа»

Работа по оформлению рисунков для экспозиции (рамки, выполненные в едином стиле; визитные карточки авторов на основе одного шаблона)

В семье

Обсуждение с детьми помещения / стены для размещения экспозиции

В группе

Подготовка искусствоведческого рассказа по собственной картине (по предложенному педагогом алгоритму)

В семье

1.2

Проведение экскурсий по выставке для родителей и детей средней группы

Распределение ролей и функций для проведения экскурсии

В группе

1.3

Просмотр мультфильма

Мультфильм «Красота» сериала «Смешарики»: обращение к теме занятия, ее творческое переосмысление

В семье

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Завершение рисунков

Сюжетно-ролевые игры «Музей изобразительного искусства, «Картинная галерея»

В группе

2.2

Ребенок с участием педагога

Ребенок готовится к выполнению роли экскурсовода на музейной экспозиции (освоение роли и функций)

В группе

Процель Оксана Иоганесовна воспитатель Iквалификационной категории МДОБУ №6 «Малыш»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»

Занятие составлено на основе методических рекомендаций ( Путешествие в прекрасное. О.А.Куревина, Г.Е. Селезнева (Образовательная система "Школа 2100", Образовательная программа"Детский сад 2100"))....

"Где работаем,живем,тепло,свет,воду бережем." (конспект занятия познание-художественное творчество ).

Программые задачи: продолжать формировать представления о зависимости состояния окружающей среды от поведения; закладывать основы экологически грамотного поведения.Вызвать интерес к созданию коллектив...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Украшаем тюбетейку» (аппликация) (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Подготовительная группа Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!"

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш...

Конспект комплексного занятия по художественно-эстетическому развитию «День Земли»

Конспект интегрированного занятия по художественно - эстетическому развитию для детей второй группы раннего возраста....

Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»

ЦЕЛЬ:Ознакомление детей с понятием "почва" на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли....