Открытое занятие по декоративному рисованию "Украсим дымковского коня"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Кощеева Наталья Валентиновна

 

Сценарий образовательной деятельности

  по художественно-эстетическому развитию

(рисованию)

для воспитанников средней группы (4-5 лет)

Тема: «Роспись дымковского коня»

  (Изобразительная деятельность в детском саду- Т.С Комарова)

 

 

Разработала: Кощеева Н.В,

воспитатель средней группы.

 

 

 

 

 

р.п Сухобезводное- 2020г.

Форма организации: игровая.

Тема: «Роспись дымковского коня».

Цель: закреплять умение украшать игрушку по мотивам дымковской росписи.

Задачи:

Обучающие:

  • закреплять умение составлять узор из знакомых элементов (кругов, точек, используя образец);
  • Побуждать самостоятельно выбирать цвета для узора;
  • Побуждать употреблять в речи названий элементов дымковской росписи;

Развивающие:

  • Развивать умения использовать в работе разнообразные приемы рисования кистью, в том числе нетрадиционные- ватной палочкой, в изображении знакомых элементов;
  •  Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора;
  •  Развивать эстетические чувства;
  • Развивать мелкую моторику, глазомер;
  • Развивать образное восприятия, воображение, творчество.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к народным традициям, к декоративно-прикладному искусству;
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение доводить дело до конца;
  • Воспитывать бережное отношение к материалам;
  • Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;

 

Способы:

Словесные: беседа, вопросы и ответы, анализ занятия

Наглядные: использование наглядного материала

Практические: самостоятельное выполнение детьми работы, физкультминутка, пальчиковая гимнастика

Приемы: мотивационный сюрпризный момент.

Средства:

Демонстрационный материал:

  • Ковер;
  • Компьютерные презентации: «История игрушки в Дымково», «Веселая ярмарка игрушек», стол, кукла в народном костюме;
  • силуэт коня (в расписном варианте и в белом);
  • мольберт.

Раздаточный материал: (на каждого ребенка)

  • силуэт коня;
  • изобразительные материалы: (гуашь разложенная на палитре, ватная палочка, кисть, вода, клеенка, подставка, салфетка).

Длительность: 20-25 минут.

Предварительная работа: Просмотр видеофильма о «Народных промыслах»: Знакомство с дымковскими игрушками, с техникой их выполнения, с мастерами промысла, рассматривание иллюстраций по дымковской игрушке, Дидактические игры: «Подбери краски для дымковских игрушек», «Сложи узор», «Составь узор», «Укрась барышню» и т.д, рисование в свободной деятельности  кругов, колец, точек рядами.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, физическое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_dekorativnomu_risovaniyu.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

                      МБДОУ Сухобезводниниский детский сад «Звездочка»

Сценарий образовательной деятельности

  по художественно-эстетическому развитию

(рисованию)

для воспитанников средней группы (4-5 лет)

Тема: «Роспись дымковского коня»

  (Изобразительная деятельность в детском саду- Т.С Комарова)

Разработала: Кощеева Н.В,

воспитатель средней группы.

р.п Сухобезводное- 2020г.

Форма организации: игровая.

Тема: «Роспись дымковского коня».

Цель: закреплять умение украшать игрушку по мотивам дымковской росписи.

Задачи:

Обучающие:

  • закреплять умение составлять узор из знакомых элементов (кругов, точек, используя образец);
  • Побуждать самостоятельно выбирать цвета для узора;
  • Побуждать употреблять в речи названий элементов дымковской росписи;

Развивающие:

  • Развивать умения использовать в работе разнообразные приемы рисования кистью, в том числе нетрадиционные- ватной палочкой, в изображении знакомых элементов;
  •  Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора;
  •  Развивать эстетические чувства;
  • Развивать мелкую моторику, глазомер;
  • Развивать образное восприятия, воображение, творчество.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к народным традициям, к декоративно-прикладному искусству;
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение доводить дело до конца;
  • Воспитывать бережное отношение к материалам;
  • Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;

Способы:

Словесные: беседа, вопросы и ответы, анализ занятия

Наглядные: использование наглядного материала

Практические: самостоятельное выполнение детьми работы, физкультминутка, пальчиковая гимнастика

Приемы: мотивационный сюрпризный момент.

Средства:

Демонстрационный материал:

  • Ковер;
  • Компьютерные презентации: «История игрушки в Дымково», «Веселая ярмарка игрушек», стол, кукла в народном костюме;
  • силуэт коня (в расписном варианте и в белом);
  • мольберт.

Раздаточный материал: (на каждого ребенка)

  • силуэт коня;
  • изобразительные материалы: (гуашь разложенная на палитре, ватная палочка, кисть, вода, клеенка, подставка, салфетка).

Длительность: 20-25 минут.

Предварительная работа: Просмотр видеофильма о «Народных промыслах»: Знакомство с дымковскими игрушками, с техникой их выполнения, с мастерами промысла, рассматривание иллюстраций по дымковской игрушке, Дидактические игры: «Подбери краски для дымковских игрушек», «Сложи узор», «Составь узор», «Укрась барышню» и т.д, рисование в свободной деятельности  кругов, колец, точек рядами.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, физическое.

Ход НОД

1 часть- Вводная. Организационный момент.

 воспитатель и дети заходят в группу.

 Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости! Что нужно сделать? (ответы детей- «Поздороваться!»)

-«Доброе утро»

Дети становятся в круг, берутся за руки.

Воспитатель: Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Вот и сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся на волшебном ковре-самолете. (Воспитатель расстилает ковер).

Воспитатель: А куда отправимся - будет для вас загадка.

Воспитатель: Усаживайтесь на ковер поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит музыка, дети сидят на ковре с закрытыми глазами, а воспитатель выставляет декорации)

2 часть- Основная.

Воспитатель: Ребята открывайте глаза, мы прилетели с вами на берег реки, где расположилось старинное село под названием Дымково. Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро люди вставали, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много и казалось, что оно всё в дыму. Так и прозвали то село Дымково. (иллюстрация с. Дымково)

Жили в том селе люди, люди веселые, творческие. Раньше не было такого количества игрушек, как сейчас. И взрослые задумались, чем порадовать детей. Летом, набирали они на берегу реки глину, лепили из неё разные забавные фигурки, обжигали их в печи, что бы они были крепкими, белили мелом и расписывали красками.

(Иллюстрации) Разные фигурки делали, а потом продавали их в разных городах и селах на ярмарках.

- Ребята, а вы знаете, что такое ярмарка? (предполагаемые ответы детей)

-Ярмарка - это большой праздник, устраиваемый в одном месте, с торгами, развлечениями и увеселениями. Со всех городов съезжались на ярмарку мастера-умельцы, свои изделия показать, расхвалить. Вот сегодня как раз в селе началась ярмарка!

-Я так хочу сходить на ярмарку, посмотреть, что же там есть интересного. А вы хотите со мной пойти?

Дети: -Да!

Проводится показ презентации «Веселая Ярмарка игрушек!»

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлики, барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?

Воспитатель: Ребята, ой как много тут красивых игрушек! И барышни есть, и кони, и петушки и свистульки. Такие все яркие, нарядные, красочные! Пойдемте дальше посмотрим!

(подходят к пустому столу, за столом сидит кукла в народном костюме)

Воспитатель: -Ой, ребята, а тут стол совсем пустой! Посмотрите, и девочка сидит какая грустная! Надо спросить у нее что случилось, может ей помощь нужна!

Воспитатель: -Здравствуй, девочка! Как тебя зовут? Почему ты такая грустная?

Кукла Варварушка: -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Варварушка! Да, как же мне не грустить! Налепили мы с сестрицами лошадок красивых, расписали их красками яркими, послала матушка меня продавать на ярмарку игрушки, я так торопилась, что упала и все игрушки разбила!

Воспитатель: -Не грусти, Варварушка! Наши ребятки такие талантливые и добрые, они тебе обязательно помогут сделать новых лошадок! Поможем, ребятки?

Дети: -Да!

Воспитатель: -Тогда нам нужно с вами превратится в настоящих мастеров!

Раз, два, три, четыре, пять,

Чтобы мастерами стать

Все присели, все нагнулись,

Все друг другу улыбнулись

Две пружинки, три прыжка,

И похлопали слегка

Вокруг себя пару кругов,

И превратились в мастеров! (дети проходят за столы)

Воспитатель: Ребята, раз мы с вами сегодня мастера, то и распишем мы вот такого дымковского коня. Посмотрите на него внимательно. Какие части закрашены у коня полностью? (указательный жест) (предполагаемые ответы детей: хвост, грива, копыта, уши) Какого цвета хвост, грива, копыта? (предполагаемый ответ -черного) А посмотрите каким ярким цветом мастера расписывают уши!

А где располагается узор? (предполагаемый ответ-вдоль ног, туловище) Ребята, посмотрите внимательно, мы у коня расписываем только ноги и туловище.  Скажите мне пожалуйста, а какими узорами украшен конь? (предполагаемый ответ- точки и горошины)

Ребята, мы уже знаем, что обозначали мастера горошинами и точками.

Горошинами обозначали что? (предполагаемый ответ детей-солнце). Правильно, солнышко, тепло. А что обозначали точками? (предполагаемый ответ детей-зерно). Правильно, ребятки- обозначали зерно, из которого делали хлеб, связь с природой.

-А на какую геометрическую фигуру похожи и горошина и точка? (предполагаемый ответ - круг) А что больше горошина или точка? (предполагаемый ответ) Правильно, горошина больше чем точка. А какого цвета горошины? Точки?

Воспитатель: Ребята, узор на дымковскую игрушку наносят сверху вниз. А наносить узор на нашего коня мы будем не кисточками, а ватными палочками. Посмотрите внимательно на ватную палочку: с одной стороны ваты много накручено, этой стороной мы что будем наносить? (предполагаемый ответ детей- горошины). Правильно, этой стороной мы будем делать горошины, а с другой стороны – почти нет ваты, ей какой что будем наносить? (предполагаемый ответ детей-точки). Правильно, этой стороной мы будем делать точки.  

Смотрите внимательно, как мы наносим узор на коня. Сначала опускаем в баночку с краску ту сторону ватной палочки, на которой ваты много накручено. У меня гуашь красного цвета, а вас может быть любого другого яркого цвета.

Затем находим место, где заканчивается грива и начинается туловище и начинаем плотно прижимать ватную палочку, делая горошинки на небольшом расстоянии друг от друга, сверху вниз.

Воспитатель: -Посмотрите, горошины я нанесла, остались точки. Теперь я переворачиваю ватную полочку, и опускаю в баночку уже с другой краской ту сторону палочки, где ваты мало накручено. У меня краска желтого цвета, у вас может быть любого другого. Теперь я начиная точки наносить с того место где заканчивается грива и начинается туловище по одной точки между горошинами, сверху вниз, легким прикосновением палочкой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот такой яркий конь у меня получился. Теперь я могу взять кисть и раскрасить гриву, хвост, копыта своему коню черным цветом. А уши я раскрашу каким-нибудь ярким цветом!

Воспитатель: Ребята, а теперь пришла ваша очередь игрушек к ярмарке расписывать. Надо подготовить наши ручки к рисованию, и сделаем пальчиковую гимнастику!

Одной рукой я травку рву,

Другой рукой я тоже рву. (Хватательные движения левой и правой рукой поочередно)

Я травкой накормлю коня.

Вот сколько пальцев у меня! (руки вытягиваются вперед ладонями вверх, показываются пальцы)

(самостоятельная деятельность детей)

Воспитатель направляет ход работы, оказывает индивидуальную помощь, следит за осанкой.

Воспитатель: Кто закончил, несем свои работы на стол к Варварушке! Посмотрим, какие у нас получились игрушки!

3 часть. Заключительная. Вопросы к детям:

Воспитатель: -Молодцы, ребята! Какие яркие и красивые у нас получились кони!

- Ребята, а найдите мне такого коня, у которого самые ровные, самые круглые горошины? Точки?

- Ребята, а теперь найдите мне такого коня, который больше всего похож на коня, которого я расписывала, найдем ему брата близнеца?

- Ребята, а где такой конь, у которого очень много горошин и точек?

Воспитатель: Молодцы ребята, помогли Варварушке, выручили ее, расписали таких ярких, веселых, цветных игрушек – коней. Тебе нравится, Варварушка?

Кукла Варварушка: -Очень нравится, ребятки! Спасибо вам большое! Очень вы меня выручили!

Воспитатель: Да не за что, Варварушка! Мы рады были помочь! А теперь нам пора возвращаться в детский сад. До, свидания!

Дети:- До, свидания!

Воспитатель:- Садитесь на наш волшебный ковер-самолет, берите друг друга за руки, крепко закрывайте глаза. Полетели!

Воспитетель: -Вот мы и прилетели в наш детский сад! Понравилось наше путешествие?

Дети: -Да!

Воспитатель: -Мне тоже очень понравилось! Вы большие молодцы! Ребята, вы не забыли, что у нас были гости? Давайте попрощаемся с ними! До, свидания, до новых встреч!

(Дети прощаются с гостями, уходят из группы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по декоративной лепке «Дымковская барышня»

Закрепить знания о промысле.Формировать умение лепить полые формы(юбка барышни),соблюдать пропорции фигуры,сглаживать поверхность для последующей росписи.Передавать характерные признаки дымковской игр...

Занятие по декоративному рисованию "Дымковская слобода"

Приобщение детей к истокам народной культуры посредством декоративного рисования...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....

Открытое занятие по декоративно-прикладному творчеству "Дымковская ярмарка-свистунья" в подготовительной логопедической группе

Открытое занятие по декоративно-прикладному творчеству "Дымковская ярмарка-свистунья" в подготовительной логопедической группе...

Конспект занятия по декоративному рисованию (Дымковская игрушка «Лошадка») для детей 4–5 лет

Конспект занятия по  рисованию "Дымковская игрушка"  для детей 4-5 лет...