ООД по ИЗО "Дымковская игрушка"
план-конспект занятия по рисованию
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Буратино»
г. Невеля Псковской области» ___________________________________________________________
ул. Ленина д.36, г. Невель, Псковская область,182500
телефон: 8(81151) 2-16-29; e-mail: org2170@pskovedu.ru
Конспект ООД по рисованию
«Дымковская игрушка»
в старшей группе
воспитатель:
Волкова Галина Викторовна
первая квалификационная категория
Невель
2018
Цель: создать условия для передачи выразительности образа дымковской игрушки в рисунке.
Интеграция образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное», «познавательное развитие», «физическое развитие»
Задачи:
Образовательные:
- закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;
- создать условия для самостоятельного выбора приемов и элементов росписи, сочетания цветов, передачи своего отношения к рисунку.
- способствовать закреплению навыков рисования элементов дымковской росписи при украшении формы;
-побуждать к использованию в речи слово «ярмарка»;
- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки.
Развивающие:
- продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;
-развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
-развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки; овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.
- развивать музыкально – художественную деятельность, воображение, фантазию;
- развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
-способствовать проявлению положительных эмоций;
воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Форма проведения ООД- интегрированная.
Методы и приемы:
-Практические: физкультминутка «Ярмарочный хоровод», рисование.
- Наглядные: просмотр презентации «Русская ярмарка», рассматривание экспонатов музея дымковской игрушки,
- Словесные: беседа о дымковской игрушке, вопросы, ответы, пение частушек.
- Игровые: дидактическая игра «Дымковское лото»,
Материалы и оборудование: дымковские игрушки, презентация «Русская ярмарка», проигрыватель с записями русских народных мелодий. Атрибуты к дидактической игре «Найди пару», барельефы дымковских игрушек, краски гуашь, кисточки, ушные палочки, стаканчики для воды, салфетки.
Предполагаемый результат: дети:
- передают выразительность образа дымковской игрушки в рисунке;
-называют основные средства выразительности дымковской игрушки;
-самостоятельно выбирают приемы и элементы росписи;
-правильно изображают известные элементы росписи, располагают симметрично, ритмично; подбирают цвета в соответствии с образцами народной игрушки.
-проявляют интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду народных мастеров;
-эмоционально реагируют на произведения народного творчества.
Части ООД | Организация рабочего пространства |
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия |
1. Начало ООД Организационный момент Введение в ситуацию: | тихо играет народная музыка; на столе расставлены дымковские игрушки Игрушки расставлены на расстоянии друг от друга, чтобы всем было видно | Предлагаю детям пройти в зал. Обращаю внимание на стол, на котором расставлены дымковские игрушки; чтение стихотворения сопровождаю взором на названные игрушки. Веселая, белая глина Кружочки, полоски на ней Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней. Кормилицы и водоноски, И всадники и ребятня, Собачки, гусары и рыбы А ну назовите меня! | Дети входят в группу, прислушиваются к звучанию народной музыки, обращают внимание на дымковские игрушки. Восприятие художественного слова; эмоционально реагируют на игрушки ; | Условия для проявления эмоционального отклика при восприятии русской народной музыки, народных игрушек |
2.Основная часть Актуализация знаний: | Предлагаю детям встать вокруг стола, не мешая друг другу. | Педагог: Ребята, а что необычного вы видите у нас на столе? - А как называются эти игрушки? - Почему игрушки называются дымковскими? - Почему дымковские мастера и мастерицы лепили людей и животных? - Какое настроение создают эти игрушки? - Как мастерицы передали нам свое хорошее настроение? - Ребята, как вы думаете, где продавали свои игрушки мастера Дымкова? | Восприятие произведений народного искусства; Отвечают на вопросы воспитателя Испытывают затруднения в ответе на предложенный вопрос | Условия для развития наблюдательности, способности, замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты |
Затруднение в ситуации: Просмотр презентации «Русская ярмарка» Физкультминутка: хоровод под русскую народную музыку. Дидактическая игра «Найди пару» | Предлагаю перейти в другую часть зала для просмотра презентации. Дети удобно располагаются по своему желанию (на ковре, пуфиках, стульчиках) Дети образуют круг, воспитатель вместе с детьми встает в круг. На столах расположены карточки с изображением элементов дымковской росписи. Свободное расположение детей по 4 вокруг столов | - Ребята, а знаете что такое ярмарка? - Кто и что нам может помочь больше узнать о ярмарке? Я предлагаю посмотреть и послушать, как Юрий Васнецов написал о ярмарке дымковских игрушек ,которую он посетил в детстве?
Просмотр презентации «Русская ярмарка» Просмотр презентации сопровождается пояснением. Уточняю значение слова «ярмарка» Педагог: Ярмарка не даст скучать, вы хотите поиграть? Педагог: Становитесь ребята, поскорее в хоровод Ярмарка раздольная в гости нас зовет. Физкультминутка: хоровод под русскую народную музыку. Педагог: Ярмарка не даст скучать, вы хотите поиграть? Дидактическая игра «Найди пару» - закрепить знания детей об элементах дымковской росписи. Воспитывать умение играть сообща. Уточняю правила игры, обращаю внимание на взаимодействие детей с другом в ходе игры, Закрепляю название элементов, их расположение, цвет. | Восприятие презентации, дети смотрят, слушают пояснения воспитателя, задают вопросы, повторяют хором слово «ярмарка» Игровая деятельность , дети участвуют в хороводе, говорят слова, выполняют движения в соответствии с текстом. Игровая деятельность: договариваются о совместной игре, называют правила игры; подбирают карточки с одинаковыми элементами, называют их: круги, решетка, кольцо, прямые и волнистые линии, точки. | Условия для развития интереса к народной культуре Предложение возможного варианта решения выхода из затруднительной ситуации Условия для расширения знаний о ярмарке. Условия для предупреждения утомления Условия для взаимодействия со сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формирования умения договариваться, помогать друг другу Условия для закрепления у детей знаний об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядности цвета, декоративности, разнообразия элементов росписи |
Мотивационный этап Включение способа действия в систему знаний и умений ребёнка (Уточнение способа выполнения задания) | - У нас открывается мастерская по росписи народных игрушек. Не хотите ли вы стать Дымковскими мастерами и расписать игрушки для ярмарки? Да, мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо! Но, сначала, скажите мне, какие краски используют дымковские мастера? (Малиновые, красные, желтые, зеленые, оранжевые, синие, голубые) - Давайте вспомним, как будем расписывать глиняные фигурки. Начнем с фигурок животных. Какие части мы закрасим полностью? (Хвост, грива, рога, копыта) - Какие элементы одежды на кукле закрашивают полностью? (Шляпа, жакет, оборочки) - Какие элементы росписи чаще всего встречаются? (Кольца, круги) - Закройте глаза, подумайте, как вы распишите свою глиняную фигурку, представьте, что должно получиться. (Включаю в этот момент спокойную народную музыку) - Приступайте к работе. | Дети слушают, выражают согласие. Дети выбирают фигурку, и рассаживаются. | Условия для принятия детьми учебной задачи Условия для развития умения самостоятельного использования детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки; овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбора цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развития чувство симметрии, ритма. Условия для развития творческой активности, свободного выбора | |
Выполнение работы детьми 3.Анализ детских работ | Столы с подготовленными материалами расположены полукругом | Дети самостоятельно выбирают понравившуюся фигурку и преступают к росписи. (педагог помогает только в случае просьбы о помощи, в случае серьезного затруднения показ приемов росписи проводится на отдельном, принадлежащем педагогу листе бумаги) Обращает внимание на симметричность, ритмичность узора, сочетание цвета. Предлагаю детям оформить выставку дымковских игрушек. Виды анализа: -расскажите о своей работе; -найдите игрушки с одинаковыми элементами; -найдите самую яркую игрушку; - Ребята, какое настроение у вас создалось благодаря работам, которые мы с вами видим? | Дети самостоятельно украшают поделку, подбирают цвета в соответствии с народной игрушки Участие детей в анализе работ | Условия для развития умения самостоятельного использования детьми в рисовании элементов дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки; овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбора цвета в соответствии с образцами народной игрушки; развития чувство симметрии, ритма. Создание условий для проявления положительных эмоций; |
Анализ технологической карты по рисованию «Дымковская игрушка» в старшей группе
Цель и задачи ООД соответствуют основной общеобразовательной программе, возрастным особенностям и уровню развития детей. ООД осуществлялась в соответствии с конспектом. Длительность ООД соответствует санитарно – гигиеническим требованиям, воздушный санитарный режим был соблюден (проветривание перед занятием). Воспитателем были грамотно использованы приемы для решения поставленных задач с учетом индивидуальных особенностей воспитанников:
-Практические: физкультминутка «Ярмарочный хоровод», рисование.
- Наглядные: просмотр презентации «Русская ярмарка», рассматривание экспонатов музея дымковской игрушки,
- Словесные: беседа о дымковской игрушке, вопросы, ответы, пение частушек.
- Игровые: дидактическая игра «Дымковское лото»
Воспитатель предварительно подготовилась к ООД: подобран демонстрационный материал. На первом организационном этапе заинтересовала воспитанников игровым приемом, была доброжелательна и приветлива в отношении к детям. В ходе образовательной деятельности своевременно проведена динамическая пауза, использованы разнообразные методы и приемы образовательной деятельности: игровые приемы, приемы привлечения и сосредоточения внимания, активизации самостоятельного мышления, приемы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания. Воспитатель регулировала поведение детей в процессе образовательной деятельности, поддерживала интерес в течение всей ООД, использовала индивидуальную работу с воспитанниками. Все моменты ООД логичны и последовательны, подчинены одной теме. В ходе ООД были интегрированы моменты из образовательных областей «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное», «познавательное развитие», «физическое развитие».
В заключении образовательной деятельности был подведен итог ООД. Детям с воспитателем оформили выставку дымковских игрушек. Были проведены разные виды анализа – рассказ о своей игрушке, находили игрушку с одинаковыми элементами, находили самую яркую игрушку. Благодаря своим работам у детей создалось хорошее настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-229365-1364409356.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"
Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/13/picture-178348-1358094700.jpg)
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-227612-1364210526.jpg)
Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.
Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/25/picture-325904-1382688342.png)
Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-191046-1359878930.jpg)
Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".
Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/15/picture-368091-1387131584.jpg)
Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.
Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...