Методическая разработка занятия по рисованию в подготовительной группе: «Гжельские чашки».
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Семенова Дарья Михайловна

Цель: Научить детей оформлять изделия элементами гжельской росписи.

Задачи:

1. Учить детей выделять характерные особенности промысла, рисовать основные элементы гжельской росписи:

- гжельскую розу в технике «мазка с тенью»,

- «капельки» концом кисти, травинки, завитков, волнистых линий.

2. Совершенствовать технические навыки рисования всей кистью, её концом, без прорисовки узора карандашом.

3. Расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.

Технические задачи: Познакомить с новой техникой рисования «гжельской розы.

Образовательные области: «Художественно эстетическое развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»

Методы:

  1. Наглядный метод (показ, образцы поделок, иллюстраций).
  2. Словесный (беседа, пояснение, вопросы и художественное слово).
  3. Практический (создание игровой ситуации, смена деятельности, заинтересованности).

Виды детской деятельности:

«Художественно эстетическая деятельность», «Продуктивная деятельность», «Познавательная деятельность», «Речевое развитие».

 

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Воспитатель:

Сегодня рано утром почтальон принёс нам посылку. Здесь написан адрес: детям подготовительной группы. Посмотрите, какая она необычная (на посылке наклеены предметы гжельских промыслов).

- Интересно узнать что в этой посылке находится?

Воспитатель:

«Откроем посылку?»

Воспитатель и дети открывают посылку.

Воспитатель:

«Посмотрите здесь много разных интересных предметов».

Воспитатель и дети достают из посылки предметы и рассматривают их.

Воспитатель:

«Как вы думаете, что это за предметы?»

Предполагаемые ответы детей:

«Это посуда: вазы, тарелки, самовар».

Воспитатель:

«Да, посуда. Но это необычная посуда, она совсем не похожа на наши тарелки, вазы и самовары».

Воспитатель достает из посылки конверт с письмом и показывает детям.

Воспитатель:

«В посылке лежит письмо. Сейчас я вам его прочту и мы узнаем, кто прислал нам эту замечательную посуду».

Воспитатель открывает письмо и читает его.

Воспитатель:

«Дорогие ребята, мы приглашаем вас в гости, в наше королевство гжельских мастеров. А наш подарок гжельских сувениров приведет вас в сине голубую сказку» - (Веселые мастера и умельцы).

Воспитатель:

«Ребята, а вы хотите отправится в сине-голубую сказку? а почему она называется сине голубой сказкой, вы сейчас поймете сами»

Организационная часть

Воспитатель:

«Когда, я была маленькая, как вы. Мне бабушка рассказывала сказку про гжельских мастеров. И сейчас мне хочется рассказать её вам. Хотите послушать?»

Предполагаемый ответ детей: «Да!»

Воспитатель рассказывает сказку.

Практическая часть

Воспитатель:

«Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им своё мастерство показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своем царстве глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек- синей краской».

Воспитатель показывает детям иллюстрации, на которых изображены разные узоры из цветов, капелек, волнистых линий, завиточков.

Воспитатель:

«Обратите внимание, какие красивая посуда получалась у творцов и делали они её своими руками!»

Воспитатель:

«У каждого творца- художника есть свой узор любимый. Это трава шелковая, цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получилась роспись. Вот такая замечательная сказка. Понравилась она вам?»

Предполагаемый ответ детей: «Да».

А закончить хочу сказку такими строчками:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе ее названье – Гжель!

Беседа по сказке.

- О каком промысле идёт речь в этой сказке? (гжель)

- Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (из глины)

- Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю)

- Какие узоры изображают гжельские мастера на своих изделиях?

Дружно станем детвора, отдохнуть пришла пора!

Физкультминутка:

- Вот большой стеклянный чайник (надуть живот, одна рука на поясе)

- Очень важный как начальник (рука как носик на чайнике)

- Вот фарфоровые чашки (присесть одна рука на поясе)

- Очень хрупкие бедняжки!

- Вот фарфоровые блюдца (кружиться вокруг себя)

- Только стукни разобьются

- Вот серебряные ложки (потянуться Вверх и сомкнуть руки над головой)

- Вот фарфоровый поднос, он посуду нам принёс (круг с детьми).

Воспитатель: Давайте вспомним, что нам прислали мастера в посылке?

(Посуду.)

- Прислали нам и необычный самовар. Посмотрите на него, прислали только самовар? А для чего нужен нам самовар? (Ответы.) А во что наливают чай? (Ответы.)

- Сегодня я предлагаю и вам стать народными умельцами и украсить чашки гжельским узором. Расписывать посуду мы будем красками.

Воспитатель: Ребята обратите внимание что, узор расположен в центре каждого изделия. Обязательным элементом в гжельском узоре является роза, по краям изделия - кайма. Обратите внимание, что предметы одного сервиза имеют одинаковый рисунок.

«Из каких элементов состоит цветок?»

- Предполагаемый ответ детей: «Серединка и лепестки».

Воспитатель«На что похожи лепестки цветка?»

- Предполагаемый ответ детей: «На капельку».

Капелька – один из любимых элементов Гжели.

Воспитатель напоминает детям правила пользования кистью и гуашью, а так же последовательность нанесения узора.

Воспитатель: «Надо рисовать сначала цветок по середине предмета, а лепестки, капельки – вокруг. И обязательно не забывайте, что в каждом узоре есть кайма, по краям изделия».

Самостоятельная деятельность детей

Воспитатель:

«Путешествие в сине голубую сказку понравилось вам, ребята?»

Предполагаемый ответ детей: «Да».

Воспитатель: «А вы запомнили из чего гжельские мастера делают свои изделия?»

Предполагаемый ответ детей: «Из белой глины».

Воспитатель: «Какие изделия делают мастера из белой глины?»

Предполагаемый ответ детей: «Животных, птиц и посуду».

Воспитатель: «А кто из вас запомнил, каким цветом расписывают свои узоры гжельские мастера?»

Предполагаемый ответ детей: «Сине голубым цветом».

Воспитатель: «Правильно: традиционная особенность гжельских мастеров - белый фон и сине голубые рисунки».

Воспитатель:

«Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки».

  •  
  •  
  •  

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по ПДД в подготовительной группе

Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Проблема обучения дошкольников ...

Методическая разработка занятия по ПДД в подготовительной группе

Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Проблема обучения дошкольников ...

Методическая разработка занятия по плаванию для подготовительной группы детского сада «Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Занятие помогает совершенствовать способность детей проявлять выносливость и силу во время выполнения упражнений в воде, повышать активность и работоспособность детского организма....

Методическая разработка занятия по рисованию в старшей группе для детей с ОНР по теме «Букет из сказки»

Методическая разработка занятия по рисованию в старшей группе для детей с ОНР по теме «Букет из сказки»...

Методическая разработка занятия по рисованию в подготовительной группе по теме: «Формирование понимания основ построения рисунка, отражающего содержание художественного произведения»

В методической разработке представлен ход конкретного занятия по рисованию. Занятие направлено на формирования умения передавать особенности построения рисунка для оформления обложки выбранной детьми ...

методическая разработка занятия по рисованию в старшей группе "РАЗНОЦВЕТНЫЕ МАТРЕШКИ"

Цель: знаĸомϲтʙо ϲ руϲϲĸой матрёшĸой, ĸаĸ ʙидом деĸоратиʙно-приĸладного тʙорчеϲтʙа.Задачи:• разʙиʙать умение ϲоϲтаʙлять узоры, уĸрашать матрёшĸу иϲпользуя различные элементы;• ϲпоϲ...

Методическая разработка занятия по рисованию в подготовительной группе по теме: «Формирование понимания основ построения рисунка»

Задачи:Образовательные:Формировать умение передавать особенности построения рисунка для оформления обложки любимой сказки.Формировать умение красиво подбирать цвета для рисунка, отражать в рисунке и п...