Методическая разработка занятия по рисованию в младшей группе (3–4 года)
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Дикаева Разита Сайд-Магомедовна

Методическая разработка посвящена рисованию снега у детей с использованием нетрадиционной техники — тычков ватной палочкой и отпечатков пальчиков. Включает игровые и развивающие задания, направленные на формирование мелкой моторики, тактильных ощущений и творческого воображения. Занятие сопровождается музыкальным сопровождением и интегрирует наблюдение за природой, пальчиковую гимнастику и подвижные игры для комплексного развития. Акцент сделан на создание позитивного эмоционального опыта и развитие самостоятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по рисованию в младшей группе (3–4 года)

Выполнила воспитатель ГБДОУ №67

Московского района

Дикаева Разита Сайд-Магомедовна

Тел. 8921367-47-45

mail: razita1001@mail.ru

Санкт-Петербург

2025 г.

Тема: «Снег, снежок, пушистый снежок»
Техника рисования: Нетрадиционная — «примакивание» ватной палочкой (тычок) и рисование пальчиками.

---

1. Цели и задачи:

· Образовательные:
  · Учить детей изображать снег, используя нетрадиционную технику (тычки ватной палочкой, отпечатки пальчиков).
  · Закрепить представление о белом цвете и сезонных явлениях (зима, снег, снежинки).
  · Формировать умение располагать «снежинки» по всему листу, не концентрируя в одном месте.
· Развивающие:
  · Развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
  · Развивать тактильные ощущения, любознательность и воображение.
  · Развивать интерес к нетрадиционным способам рисования.
· Воспитательные:
  · Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к природным явлениям.
  · Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

---

2. Предварительная работа:

· Наблюдение за снегом на прогулке (рассматривание снежинок, следов на снегу, падающего снега).
· Чтение стихов и потешек о зиме (А. Барто «Снег», З. Александрова «Снежок»).
· Разучивание пальчиковой гимнастики «Снежок».
· Рассматривание иллюстраций и репродукций картин на зимнюю тему.
· Подвижные игры: «Снег и ветер», «Заморожу».

---

3. Материалы и оборудование:

· Для воспитателя:
  · Мольберт или магнитная доска.
  · Лист тонированной бумаги А3 (синий, голубой, фиолетовый) с заранее нарисованным домиком и деревом (можно как аппликацию).
  · Белая гуашь, разведенная до консистенции сметаны в розетке.
  · Ватные палочки (по 2–3 на ребенка).
  · Влажные салфетки.
  · Игрушка-снеговик или кукла в зимней одежде.
  · Музыкальная запись: «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
· Для детей:
  · Листы тонированной бумаги А4 (синие, голубые) с заранее наклеенными силуэтами (например, домик, дерево, заборчик — на выбор).
  · Розетки с белой гуашью.
  · Ватные палочки (по 2–3 на каждого).
  · Влажные салфетки для рук.
  · Клеенки на столы.

---

4. Ход занятия:

(I) Вводная часть (организационный момент) — 3–4 минуты

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел! (Показывает игрушку Снеговика).
Снеговик: Здравствуйте, ребята! Я прикатился к вам с зимней полянки. У нас там так красиво! Все белым-бело. А знаете, почему? Правильно, потому что выпал снег! Он легкий, пушистый, белый-белый. Но на моей полянке случилась беда: подул сильный ветер и унес почти все снежинки. Стало грустно и некрасиво. Поможете мне вернуть снежок на полянку?

Воспитатель: Поможем Снеговику? Давайте нарисуем снег! А чтобы было веселее, снежинки мы с вами спрятали. Хотите узнать где?

(II) Основная часть — 12–15 минут

1. Показ и объяснение.

Воспитатель подводит детей к мольберту, где закреплен большой тонированный лист с домиком и деревом.

Воспитатель: Посмотрите, вот такая полянка у нас есть. Но на ней совсем нет снега. Сейчас я научу вас, как нарисовать пушистый снежок. У меня в руках не простая палочка, а волшебная — ватная палочка.

· Показываю, как правильно держать палочку (как карандаш, тремя пальчиками).
· Обмакиваю кончик палочки в белую краску. Лишнюю краску снимаю о край розетки.
· Показываю прием «тычка» или «примакивания»: «Смотрите, мы не мажем, а как бы «припечатываем» палочку к листу — раз, и готово! Еще раз — и еще одна снежинка упала».
· Рисую несколько снежинок в небе: «Снежинки кружатся в воздухе и падают с неба». Рисую снег на крыше домика: «А вот снежок укрыл крышу домика, чтобы ему было тепло». Рисую снег на земле: «И на землю опустился белый пушистый ковер».
· Обращаю внимание, что снежинки должны быть по всему листу, а не только в одном месте.

2. Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Прежде чем мы начнем, давайте разомнем наши пальчики.

Раз, два, три, четыре,
(Загибаем пальчики по одному)
Мы с тобой снежок слепили.
(«Лепим» двумя ладошками)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(Показываем круг, сжимаем кулачки, гладим одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий!
(Грозим пальчиком)

3. Самостоятельная работа детей.

Дети садятся за столы. Включается спокойная, тихая музыка.

Воспитатель: А теперь, ребята, возьмите в руки волшебную палочку и начинайте «рассыпать» снежок по своим полянкам. Пусть снег покроет землю, крышу домика, ветки дерева. Снежинки летают везде!
В процессе работы воспитатель ходит между столами, помогает, подсказывает, хвалит.
Примерные фразы: «Какая красивая снежинка у тебя получилась!», «Оля, как аккуратно ты рисуешь, весь домик в снегу!», «Посмотри, твое дерево стало как в сказке!»

Если ребенок быстро справляется, можно предложить ему нарисовать снег пальчиком (снежные сугробы на земле): обмакнуть подушечку пальца в краску и сделать отпечаток.

(III) Заключительная часть (рефлексия) — 3 минуты

Работы выставляются на мольберт или стенд.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на наши картины. Снеговик, посмотри, как много снега намела наша детвора!
Снеговик: (от лица воспитателя) Ой, какая красота! Сколько снежинок! Здесь и на небе, и на земле. Теперь на моей полянке снова красиво и зимой пахнет! Спасибо вам, ребята! Вы настоящие волшебники!
Воспитатель: Давайте расскажем Снеговику про наши картины.
Задает наводящие вопросы:

· Полина, где лежит снег на твоей картине?
· Ваня, какого цвета снег у тебя получился?
· Катя, а тебе понравилось рисовать снег палочкой?
· Молодцы! Вы все сегодня очень постарались и помогли Снеговику. Теперь у него на полянке настоящая зима!

Дети моют руки и вместе со Снеговиком играют в подвижную игру «Снежная карусель».

---

5. Анализ занятия (для воспитателя):

· Оценивалось, как дети усвоили новый способ рисования (технику «тычка»).
· Отмечалась аккуратность в работе.
· Учитывался эмоциональный отклик детей.
· Анализировалось, достигнуты ли поставленные цели.

Возможные варианты индивидуализации:

· Для детей, которые легко справляются: предложить добавить элементы (снеговика, следы) пальчиком или ватной палочкой.
· Для детей, испытывающих трудности: помочь держать палочку, действовать методом «рука в руке».

Итог: Занятие проходит в игровой форме, что соответствует возрасту детей. Использование нетрадиционной техники вызывает у них живой интерес, способствует снятию мышечного напряжения и развитию уверенности в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка рабочей программы для второй младшей группы (3-4 года)

Рабочая программа на младший возраст с целями и задачами по образовательным областям, с кратким содержанием событий и мероприятий к комплексно-тематическому планироанию и проектной деятельности....

Методическая разработка занятия по рисованию в старшей группе для детей с ОНР по теме «Букет из сказки»

Методическая разработка занятия по рисованию в старшей группе для детей с ОНР по теме «Букет из сказки»...

Методическая разработка занятия по рисованию в подготовительной группе по теме: «Формирование понимания основ построения рисунка, отражающего содержание художественного произведения»

В методической разработке представлен ход конкретного занятия по рисованию. Занятие направлено на формирования умения передавать особенности построения рисунка для оформления обложки выбранной детьми ...

методическая разработка занятия по рисованию в старшей группе "РАЗНОЦВЕТНЫЕ МАТРЕШКИ"

Цель: знаĸомϲтʙо ϲ руϲϲĸой матрёшĸой, ĸаĸ ʙидом деĸоратиʙно-приĸладного тʙорчеϲтʙа.Задачи:• разʙиʙать умение ϲоϲтаʙлять узоры, уĸрашать матрёшĸу иϲпользуя различные элементы;• ϲпоϲ...

Методическая разработка занятия по рисованию в подготовительной группе: «Гжельские чашки».

Цель: Научить детей оформлять изделия элементами гжельской росписи.Задачи:1. Учить детей выделять характерные особенности промысла, рисовать основные элементы гжельской росписи:- гжельскую розу в...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (2-3 года) «В гости к зверятам»

Цель: расширение представлений детей об окружающем мире, формирование познавательного интереса к природе, диким животным.Образовательные задачи:Мотивировать детей к физкультурной деятельности;Раз...

Методическая разработка занятия по рисованию в подготовительной группе по теме: «Формирование понимания основ построения рисунка»

Задачи:Образовательные:Формировать умение передавать особенности построения рисунка для оформления обложки любимой сказки.Формировать умение красиво подбирать цвета для рисунка, отражать в рисунке и п...