Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Узоры Хохломы»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Гнедько Наталья Григорьевна

Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.

Закреплять умение составлять узор на доске, упражнять в рисовании травного орнамента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35»

 

 

 

 

Конспект

организованной образовательной деятельности

с детьми старшей группы

«Узоры Хохломы»

 

 

 

Разработала

Гнедько Наталья Григорьевна

воспитатель дошкольного отделения
МОУ СОШ №35

 

г.о. Подольск

2021 г.

Конспект организованной образовательной деятельности

с детьми с старшей группы «Узоры Хохломы»

 

Цель: изобразить узор по мотивам хохломской росписи. 

Педагогические задачи:

- Учить сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: чёрный, красный, желтый и немного зеленого.
- Закреплять умение составлять узор на доске, упражнять в рисовании травного орнамента.

- Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.

- Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

- Учить рисовать тонкую веточку с ягодами и изящный орнамент на доске

- Научить выполнять элементы узора травка – завитки, узора листики - травный орнамент, узора ягодки, правильно составлять композицию, усвоить основные виды хохломского орнамента.

Оборудование и материалы:

мультимедийная презентация «Золотая Хохлома», плакат с элементами росписи, образцы узоров, хохломская посуда , готовые силуэты доски затонированные в желтый цвет, гуашь, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, подставки для кисточек, образцы элементов хохломской росписи; музыкальная запись русских народных песен.

Предварительная работа:

чтение стихов о хохломской росписи; рассматривание посуды с хохломским узором; упражнения в рисовании элементов узора - травки, завитков, листьев и ягод; упражнения в самостоятельном подборе краски для узора в соответствии с фоном.

Ход:

Мотивационно - ориентировочный этап.

Приветственный момент:

В: - Ребята встанем в круг:

Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– Доброе утро!

(Звучит народная музыка)

В: - Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством. А вот как оно называется, вы узнаете, послушав стихотворение:

Что я вижу, что за диво - сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво? Аж захватывает дух!

Резные ложки и ковши ты разгляди-ка, не спеши

Там травка вьется и цветы небывалой красоты,

Блестят они, как золотые. Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки, здесь же каждый золотой!

Красоту такую люди называют … («Хохломой»)

В: -Ребята, посмотрите, куда мы с вами попали? (ответы детей: мы попали в мастерскую)

- Верно, мы с вами попали в город мастеров. Походите и посмотрите, какая здесь посуда собрана. Здесь не простые предметы! Такая посуда изготовлена из дерева старинными мастерами, а расписана она волшебными узорами.

(Дети рассматривают хохломские изделия, выполненные мастерами)

Практический этап.

Слайд 1

В: -А знаете ли вы, ребята, почему эти изделия называют хохломскими?

Хохлома – это село на берегу реки Волга. Мастера, живущие здесь, умеют превращать деревянную посуду в золотую. На ярмарках продавцы кричали: «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо – блюдо, да чашки, ложки?» Покупатели спрашивали: «Откуда посуда?» А они отвечали: «К нам приехала сама Золотая Хохлома!» Так и повелось Хохлома, да Хохлома. Стали посуду называть хохломской.

(Звучит народная музыка)

В: -А как же началось это удивительное художество? Присаживайтесь , а я расскажу вам легенду, как появилась хохломская посуда, а вы внимательно слушайте и смотрите.

Слайд 2

В:-Давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил.

Слайд 3

В:-Посуду деревянную вырезал.

Слайд 4

В:-Варил себе кашу пшённую и птицам пшена не забывал насыпать.

Слайд 5

В:-Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он и её угостил.

Слайд 6

В:-Птица-жар задела золотым крылом чашку с кашей и стала чашка золотой… Заиграла миска праздничным золотым светом. А на ней выросла золотая травка, распустился красивый цветок, ягодка клюква поспела. Это, конечно, сказка.

Слайд 7

В:-На самом деле известно, что начало золотой росписи идёт от древних мастеров – живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная плёнка превращалась в золотистый лак. Так и возникло словосочетание «Золотая хохлома».

Потом уж и посуду стали по такому способу золотить и расписывать.

В:-Ребята, скажите, пожалуйста,

-если посуда сделана из дерева, она какая? (деревянная)

-если посуда расписана яркими красками, она какая? (яркая, золотая, расписная)

- если посуду дарят на праздник, она какая? (праздничная, нарядная, красивая)

-если посуда радует, удивляет, восхищает детей и взрослых, она какая? (радостная, удивительная, сказочная).

В:-Давайте с вами рассмотрим посуду.

Слайд 8 – кувшин (для напитков)

Слайд 9 – доска, ложка

Слайд 10 – кружка, подсвечник

Слайд 11 – поднос, ваза

Слайд 12 – блюдо, горшок

Слайд 13

– Туес или туесок – небольшой берестяной короб с крышкой. Туеса использовали для хранения муки, ягод, грибов, молока, яиц.

Слайд 14

– Ендова – большая открытая посуда для вина, пива, меда с одной или двумя ручками. Иногда ендова изготовлялась в виде ладьи, утки, гуся, петуха, тело которого представлял собой сосуд, а шея и хвост – ручки или рыльца для наливания.

Слайд 15

– Братина – шаровидный сосуд, внешне похож на горшок с крышкой. Использовалась для питья на праздниках.

Слайд 16

В: -Хохломская роспись праздничная, нарядная, а декоративность достигается красным, желтым, черным цветами.

Золотая хохлома как художественный промысел существует уже более трёхсот лет и является частью жизни русского народа, который всегда славился стремлением наблюдать красоту и создавать её.

Слайд 17

В:-Ребята давайте повторим элементы хохломской росписи

Как называется, такая волнистая линия? (криуль) 

Что такое есть «криуль», линия иль точка?

Линия волнистая – знаем это точно.

Слайд 18

Травушка-муравушка стелется, ложится,

«Хохлома» травинками, «травками» гордится.

С неба капелька упала и осталась на листе,

А рисунок получился в очень капельной красе.

Слайд 19

Без листочка нет цветочка,

Ягодки нет тоже,

В «Хохломе» листок особый

На всех не похожий.

Слайд 20

Росписей на свете много,

Только ягоды в одной.

Там «смородинки», «рябинки»

Называем – «Хохломой».

Слайд 21

В:-Мы с вами рассмотрели элементы хохломской росписи.

А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой-нибудь сувенир на память.

(Сувенир - предмет, предназначенный напоминать о чём-то, например, о посещении музея или даже страны и другого интересного места.)

Ребята, а может попробуем и мы поучиться народному мастерству, чтобы гости из других стран тоже могли выбрать себе сувенир на память. Вы хотите стать художниками? (Да).

Но эта работа требует крепкой руки и зоркого взгляда, усидчивости и желания. Для этого нам надо немного отдохнуть.

Физкультминутка:

Птица хохломская крыльями махала     Руки в стороны, махи

Крыльями махала – злато рассыпала.       Махи, встряхиваем кисти рук

Головой качала, в стороны качала              Наклоны головы

Да, с землицы русской травы собирала.       Наклоны в пол, собираем

Травы собирала, чаши украшала,        Собираем, обводим руками круг

Мастерство с любовью нам передавала.    Руки к сердцу, руки вперед.

В. –Теперь вы настоящие мастера и можем пройти в нашу мастерскую.

(Дети переходят в рабочую зону)

(Звучат русские народные мелодии, дети работают под музыку).

В:- Приступаем к росписи доски. Нам понадобятся гуашевые краски, вода, кисточки, заготовка в виде доски.

В:- Для начала делаем фон. Большой кистью раскрашиваем всю доску жёлтым цветом.

В:- Теперь, когда доска высохла, по ее краям сделаем красную кайму.

В:- Затем по центру доски мы нарисуем изогнутую веточку, которая называется криуль. Прикладываем кончик кисточки к бумаге и ведем вверх изогнутую линию, используя черную краску.

В:- Теперь украсим ее «завитками», «усиками» и «травинками». Элементы не должны соединяться. Рисуем кончиком кисти, используем черную краску.

В:- Рисуем «Усики» непрерывной линией одинаковой толщины. «Осочки» рисуются легким движением кончика кисти сверху вниз.

В:- Затем на ветке мастера могут изображать листики. Формируем форму «капелька», используя зеленый цвет.

В:- А теперь можно изобразить ягоды (ягоды - концом кисти или приемом тычка).

Какие ягодки присутствуют в хохломской росписи? (ответы детей: брусника, крыжовник, смородина, клубника, рябина, малина) Верно, попробуем изобразить гроздья рябины.

В:- Посмотрите, какие красивые и необычные доски у нас получились!

- Ай, да, молодцы! Настоящие умельцы! Посмотрите, как красиво получилось, яркие, красочные, праздничные – настоящая золотая хохлома.

- Какие элементы хохломской росписи использовали в своих рисунках? (индивидуально)

- Ребята, вам нравятся ваши работы? Посмотрите на работы друг друга!

Давайте сделаем выставку в группе, чтобы все гости могли полюбоваться

Динамическая пауза «Хохлома»

Хохлома да хохлома,

(руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное!

(руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому,

(руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной!

(руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку,

(руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской,

(руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки

(руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого,

(руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома да хохлома

руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное!

(руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Рефлексивно - оценочный этап.

В:- С какой росписью мы сегодня познакомились? Какие элементы используются в хохломской росписи? Интересно ли нам было почувствовать себя в роли настоящих мастеров? (ответы детей)

Рефлексия «Смайлики»

В:- Давайте подумаем и ответим честно: «Возникали ли у вас сложности в ходе занятия?»

Нарисуйте смайлики. Если при работе не возникали трудности- улыбающийся смайлик, если было сложно, то грустный.

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Откуда пришло название «хохломская роспись»?

Из какого материала делали посуду в Хохломе?

Какие цвета и оттенки используют художники?

Какими элементами расписано то или иное изделие? Покажите их.

О чем напоминает вам роспись?

Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?

Какое настроение создают у тебя эти изделия? Не правда ли, еда в такой посуде покажется особенно вкусной?

Последующая работа:

Продолжать работу по изучению народных промыслов.

Попробовать расписывать  изделия с черным и красным фоном.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы тема: «Поможем коту Василию» образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Задачи:Образовательная область «Познание».Ø Продолжать учить делить круг на две равные части, называть ча­сти и сравнивать целое и часть.Ø Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с по...

Конспект организованно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Солнышко» по образовательной области «Речевое развитие»

Образовательная область «Речевое развитие»Образовательные задачи:Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе;Активизировать словарь детей (семья, родственник...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Звёздочки» Образовательная область: речевое развитие.

Конспект комплексной НОД расчитан на проведение занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии "Бусоград"...