парциальная программа
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Петрова Марина Юрьевна

Парциальная программа

РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

«Цветные фантазии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Цветные фантазии"35.95 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию города Улан-Удэ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение детский сад №72 «Аленушка»

Парциальная программа

РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

«Цветные фантазии»

                                                                                               

                                                                                    Разработала: Петрова М. Ю.

Улан-Удэ

2018-2019г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка

● Направленность парциальной программы

● Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

● Цель и задачи парциальной программы

● Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы

● Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

● Сроки реализации парциальной  программы

● Формы и режим занятий

● Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

● Формы подведения итогов реализации парциальной  программы

II. Планирование образовательных отношений

● Тематическое планирование образовательной деятельности

● Перспективный план взаимодействия с социумом

● Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников

III. Содержание парциальной программы

IV. Система наблюдения за деятельностью детей

V. Ресурсное обеспечение

● Нормативно-правовой ресурс

● Кадровый ресурс

● Научно-методический ресурс

● Материально-технический ресурс

VI. Список используемой литературы

1.Пояснительная записка

Направленность Программы

Парциальная программа «Цветные фантазии» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления с различными видами рисования.

Новизна программы.

Программа носит инновационный характер, т.к. в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, монотипия, набрызг, граттаж, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природных материалов, техника по сырому, рисование ладошками, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование по точкам. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию координации движений. С этой целью был создан кружок по различным видам рисования "Цветные фантазии" (образовательная область «Художественное творчество»).

Актуальность в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием различных видов рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Занимаясь изобразительным искусством, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать внутренний мир малыша.

Введение программы в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует формированию целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства. Содержание программы направленно на то, чтобы жизнь ребенка была насыщена различными проявлениями искусства.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:

Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.  Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Цель:

Развитие художественно-творческой деятельности дошкольников в процессе работы нетрадиционной техникой рисования.

Задачи:

Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать   умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

-  Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям   широту их возможного применения.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.

Все занятия в программе направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения различными видами рисования. Во-первых, педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.

Во-вторых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.

В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет.

В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 3-6 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

Программа реализуется в течение 3 лет.

 Формы и режим занятий

Непосредственно образовательная деятельность детей по данной Программе реализуется 1 раз в месяц (2 младшая группа), 2 раза в месяц (средняя группа), 1 раз в неделю старшая, после обеда продолжительностью 20-25 минут в форме кружкового занятия. В процессе организации учитываются гендерные особенности детей, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подходы. На занятиях  использую также тематическую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными. В своей работе использую игры на развитие творческой активности: «Волшебная капля», игровое упражнение «Простые рисунки», дидактические игры «Создай картину», «Угадай картину» и т.д.

1. Совместная деятельность педагога с детьми: занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, сюжетно-игровая ситуация.

2.  Непосредственная образовательная деятельность:  изготовление украшений для группы к праздникам, предметов для игры, украшение предметов для личного пользования, игры в процессе на отбор привлекательных предметов.

3. Самостоятельная деятельность детей: создание проблемных ситуаций, игра, рисование по замыслу, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций. Создание соответствующей предметно-развивающей среды по «Художественному творчеству».

 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Развитие мелкой моторики рук, фантазии, речи детей.

Интеллектуальные

-проявляет устойчивый интерес к нетрадиционной технике рисования;

-способен совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение) …..;

-способен разработать план действий по созданию продукта, составления описательного или творческого рассказа о предмете художественно-творческой деятельности.

Физические

-способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;

-демонстрирует понимание эстетической ценности образцов народного творчества (описывает средства выразительности …), проявляет эстетическое чувство в процессе…;

-способен довести работу до конца.

Личностные

-способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о продукте художественно-творческой деятельности; продукте художественно-творческой деятельности сверстника;

-способен привлечь родных к созданию коллекции или организации авторской выставки др.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-выставки детских работ в детском саду (тематические, праздничные);

-художественные конкурсы; дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

-составление альбома лучших работ.

-наблюдение за действиями детей в различных видах техниках рисования, заполнение Карты наблюдения.

2.Планирование образовательных отношений на 2015год (2 младшая группа)

Тема: «Разноцветный ковер» пальчиковое рисование

октябрь

Тема: «Ветка рябины» рисование пальчиком

ноябрь

Тема: «Елочка-красавица» рисование поролоном

декабрь

Тема: «Новогодний серпантин» пальчиковое рисование

январь

Тема: «Ежик, ни головы, ни ножек» рисование смятой бумагой.

Февраль

Тема: «Букет для мамы» рисование ватными палочками, пальчиковое рисование.

Март

Тема: «Волшебный цветок» рисование ручками

Апрель

Тема: «Голубые ручейки» штампик  из веревочки

План взаимодействия с семьями воспитанников по нетрадиционному рисованию

Программное содержание.

Консультация: «Рисование ватной палочкой»        

Сентябрь-октябрь:

«Осенний вечер»

«Ветка сирени»

Познакомить  с рисованием  ватной палочкой или пальцем. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской.

Беседа: «Рисование ладошкой»        

Ноябрь- декабрь

«Деревья»

«Рыбка»

«Осьминог»        

Совершенствовать работу руки. Побуждать детей фантазировать и воображать. Расширять знания об окружающем мире. Убеждать детей в том, что их ладошки необыкновенные. Развивать творческое мышление.

Совместная работа: «Тампонирование»        

Январь-февраль

«Ёлки в лесу»

«Цветы на поляне»

«Кораблики»

Познакомит с работой тампона с использованием трафаретов. Развивать аккуратность при работе с краской. Учить придумывать несложный сюжет. Радоваться полученному результату.

Анкетирование: «Печатание подручными материалами»        

Март-апрель

«Домик»  (кубики).

«Узор» (печатка).

«Украсим салфетку»

«Украсим тарелку»        

Выяснить использование знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Учить самостоятельно находить и предлагать различные печатки, составлять несложные композиции.

Показ открытых занятий «Рисование методом тычка»        

май-июнь

«Расцвели одуванчики»

«Пушистые зверята»

«Цыплята»        

Продолжать знакомство с рисованием методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь ко всему живому.

Чудесные превращения кляксы.        

Создавать условия для свободного детского экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Развивать творческое воображение.

4. Система наблюдений за деятельностью детей

Целевые ориентиры        

Критерии оценки

Качество проявляется         часто;        редко;        не проявляется.

1 Ребенок овладевает основными видами рисования, проявляет инициативу и самостоятельность, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.        

2- Ребенок достаточно хорошо овладевает различными видами рисования, проявляет инициативу и самостоятельность, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

3- Ребенок частично овладевает различными видами рисования, частично проявляет инициативу и самостоятельность, редко способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

4-Ребенок не овладевает различными видами рисования, проявляет инициативу и проявляет самостоятельность, не способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.        

Диагностика владения нетрадиционными техниками рисования.

Уровни развития        

Качественные характеристики

Высокий уровень

2 балла        

По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует различные виды рисования Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа.

Средний уровень

1 балл        

Различные виды рисования использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.

Низкий уровень

0 баллов        

Различные виды рисования использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с материалами для создания художественного образа.

Увлеченность темой и техникой        

Способность создавать художественный образ         

Средства выразительности        

Способность рационально применять техники        

Владение техникой изображения        

Проявление самостоятельности        

Желание экспериментировать

5. Ресурсное обеспечение программы

1.Нормативно-правовой ресурс

1.  Закон РФ  «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266-1 (редакция Федеральных законов от 13.01.96 г. № 12 – ФЗ от 16.11.97 № 144 ФЗ)

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93);

3. «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666;

4. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.2660-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  22.07. 2010 г.  № 91);

5. Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. № 1155

6. Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»  утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 21 октября 2010 г № 03-248;

7. О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий. Письмо МО РФ от 02.06.98 № 89/ 34-16 Устав ДОУ

2.Кадровый ресурс

Воспитатель, музыкальный руководитель

Воспитатель- совместно организует образовательную деятельность с детьми. Оформляет уголок по изодеятельности, оснащает необходимыми материалами.

Музыкальный руководитель -подбирает музыку по теме НОД.

3.Научно-методический ресурс

● Баранова Е, В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

● Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

● Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.

● Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.

● Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез,

● Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.

● Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М., 2005

● Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005.

● Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет  с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

● «От рождения до школы».Основная общеобразовательная программа дошкольного образования./Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. -М.: Мозаика- Синтез, 2010г.

● Чалесова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М. Б. Зацепиной . М., 2005.

4.Материально-технический ресурс

Предметно - развивающая среда

В группе детского сада создан уголок изобразительной деятельности. Основная цель создания данного уголка заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный уголок объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой). Материалы уголка, связанные с развитием изобразительной деятельности, располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке. Созданный рисунок или работа часто обыгрываются детьми.     В уголке достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Для хранения материалов есть стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом.

6. Список использованной литературы

1.Баранова Е, В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

2.Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

3.Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 200S-2010.

5.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.

6.Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.

7.Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез,

8.Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.

9.Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М., 2005

10.Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005.

11.Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет  с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

12.Чалеэова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М. Б. Зацепиной . М., 2005.

Интернет-ресурсы:

Орлова Л. Г.Программа по художественному развитию «В гостях у кляксы ваксы» нетрадиционные техники рисования. [Электронный ресурс] // Орлова Л. Г. Персональный сайт –Maaam.ru; 27.12. 2012 г.-http://www.maaam.ru/maps/news/6356.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей  через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой  зан...

Рабочая программа на основе парциальной программы «Национальный календарь» для детей 4-5 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №53 «Елочка»  Согласованазаместитель заведующего (старший воспитатель)____________ Принята на заседании Педагогичес...

Рабочая программа на основе парциальной программы «Поэтика народной культуры» для детей 4-5 лет

СОДЕРЖАНИЕ 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачи1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса1.4. Возрастные  особенности воспитанников1.5. Планируем...

Консультация для воспитателей ДОУ "Парциальная программа О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников"

Данная консультация содержит обзор парциальной программы О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников" и описывает: основные задачи программы, перечень учебно-методического комплекта программы ...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Комплексная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «Физическое воспитание в детском саду» под редакцией Э.Я.Степаненковой Парциальная программа : «Основы здорового образа жизни» под редакцией Н.П. Смирновой

Пояснительная записка Рабочая программа по физическому развитию детей МБДОУ «Детский сад №15» разработана в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования...

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...