Рабочая программа по кружковой работе
рабочая программа по рисованию

Лесниченко Наталия Витальевна
Пояснительная записка В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого ребенка на выбор интересного занятия для самовыражения, была создана программа дополнительного образования по художественному развитию по нетрадиционным техникам рисования. Разработанная мной программа составлена в соответствии с условиями модернизации современной системы дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста. Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно- творческих способностей, а также обеспечивает и охватывает всестороннее развитие ребёнка и педагогическое просвещение родителей. Все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования. А комплексное содержание программы обеспечивает целостность педагогического процесса и охватывает различные стороны воспитания и развития ребёнка и представляет собой опыт работы по изодеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kruzhkovoy_rabote.docx70.38 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные  особенности детей, требования Санпин, а также

«Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого ребенка на выбор интересного занятия для самовыражения, была создана программа дополнительного образования по художественному развитию по нетрадиционным техникам рисования.

Разработанная мной программа составлена в соответствии с условиями модернизации современной системы дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста.

Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно- творческих способностей, а также обеспечивает и охватывает всестороннее развитие ребёнка и педагогическое просвещение родителей. Все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования. А комплексное содержание программы обеспечивает целостность педагогического процесса и охватывает различные стороны воспитания и развития ребёнка и представляет собой опыт работы по изодеятельности.

Программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.

Разработанная программа развития творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования рассчитана на один год обучения и представляет собой обобщённый опыт работы по изобразительной деятельности в образовательной области «Художественное творчество» по нетрадиционным техникам рисования, для детей дошкольного возраста.

Актуальность данной программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Художественно - творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей.

Программа        воплощает новый подход к        художественно        –        творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования.

Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование        нетрадиционными        способами,        увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь"

Педагогическая целесообразность

Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :

Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Новизной и отличительной особенностью программы

по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Программа знакомит ребёнка с многообразием нетрадиционных техник рисования и изоматериалов опирается на принципы построения общей дидактики:

- Принцип   сезонности: построение познавательного содержания   с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

-Принцип систематичности и последовательности: постановка задач.

«От простого к сложному», от «Неизвестного к известному».

-Принцип развивающего характера художественного образования.

-Принцип природосообразности: постановка задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

-Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.

- Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;

-Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.

Задачи:

  • Расширять        представления        о        многообразии        нетрадиционных        техник рисования.
  • Обучать        приемам        нетрадиционных техник        рисования        и        способам изображения с использованием различных материалов.
  • Развивать художественно – творческие способности детей.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

-Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

  • Приумножать        опыт        творческой        деятельности,        формировать        культуру творческой личности (самовыражение ребёнка)
  • Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;

-Развивать        цветовосприятие        и        зрительно        –        двигательную координацию, чувство композиции и колорита.

  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Программа ориентирована на детей 5 -7 лет. В соответствии с возрастными особенностями детей.

Количество детей в группе 10 человек. Срок реализации программы – 1 год.

Основной формой работы являются групповые занятия.

Количество занятий в неделю 2- 3. Длительность занятия: 30 мин.

В        процессе        обучения        используются игровые        технологии,        личностно- ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.

Направления работы:

  1. Знакомство детей с многообразием нетрадиционных техник рисования.
  2. Самостоятельная продуктивная деятельность (Нетрадиционное рисование).

Разделы программы

-РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ

- ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ

-ЛАДОШКОЙ

  • СТРУЁЙ ВОЗДУХА

-ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

-ЛАДОШКОЙ

  • МЯТОЙ БУМАГОЙ

-МОНОТИПИЯ

-КЛЯКСОГРАФИЯ

Индивидуальная работа с детьми на занятиях по нетрадиционным техникам рисования проводиться, для того чтобы:

  • Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и овладения им нетрадиционными техниками. Учитывая индивидуальные способности детей.
  • Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
  • Спланировать        работу,        направленную        на        развитие        художественно        - творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Содержание программы:

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное изображение, физминутки, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, использование художественного слова и т.д.

Этапы работы:

На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На 2 этапе - конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности        детей        друг        с        другом,        сотворчество        воспитателя        и        детей        по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.

На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.

Средства: - совместная деятельность воспитателя с детьми;

  • самостоятельная деятельность детей;
  • предметно-развивающая среда.

В программе используются различные методы и приемы:

одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);

проблемно-мотивационный (стимулирует        активность        детей        за        счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

метод        «подмастерья» (взаимодействие        педагога        и        ребёнка        в        едином творческом процессе);

сотворчество;

мотивационный (убеждение, поощрение);

жест руки.

Структура занятий программы :

- Мотивация детей.

Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность.

Педагог выступает в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.

  • Пальчиковая гимнастика.

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения

данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные и бросовые материалы для своего творчества.

  • Художественно-изобразительная деятельность.

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает детей через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: нетрадиционном рисовании, дизайн-творчестве.

  • Выставка - презентация детских работ.

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

В программе используются технические средства обучения: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD и др.

Условия реализации программы

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

  • Наборов разнофактурной бумаги.
  • Дополнительного материала ( природного, бытового, бросового).
  • Художественно-изобразительного материала.
  • Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.
  • Образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам;
  • Демонстрационного наглядного материала.

Ожидаемый результат:

-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

-Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности .

  • Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
  • Развитие креативновности.
  • Индивидуальный «почерк» детской продукции.
  • Способность к активному усвоению художественного опыта.
  • Развитие общей ручной умелости .
  • Нахождение адекватных        выразительно-изобразительных средств        для создания художественного образа.
  • Склонность        к        экспериментированию с        разными        художественными материалами и инструментами.
  • Самостоятельность        при        выборе        сюжета,        темы,        композиции, художественных материалов и инструментов.
  • Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

Виды деятельности: Нетрадиционные техники рисования Рисование пеной для бритья

Вам понадобится:

  • Пена для бритья
  • Пищевые краски
  • Алюминиевая фольга Как рисовать:

Оторвите длинный лист фольги и нанесите на него несколько «кучек» пены для бритья. Позвольте ребенку выбрать цвета красок и смешайте их с пеной. Краски готовы, теперь можно рисовать с помощью кистей или пальцев. Главное — объясните детям, что пену нельзя класть в рот. После того как рисунок высохнет, пена создаст интересную текстуру. После рисования пена легко смывается с кожи и любых бытовых поверхностей.

Рисование зубной щеткой

Вам понадобится:

  • Старая зубная щетка
  • Краска
  • Бумага

Как рисовать:

Все очень просто: зубная щетка служит как кисть. Можно нарисовать карандашом лицо на серой бумаге и «почистить» ему зубы с помощью зубной щетки и белой краски. А затем разрисовать лицо.

Рисование мыльными пузырями

Подмешайте немного акварели в мыльный раствор для пузырей. Разложите на полу бумагу для рисования и попросите ребенка выдувать пузыри — они будут садиться на бумагу и создавать причудливые узоры.

Выдувание трубочкой

Разведите немного краски и налейте небольшое количество на бумагу, дайте ребенку трубочку и позвольте выдуть любой узор (только следите, чтобы ребенок дул на краску, а не всасывал ее).

Морозные узоры на стёклах — делаем и рисуем сами своё окно, фото, описание

Если мороз не добрался до твоих окон, то давайте сами сделаем своё окно с морозным узором. Получится ничем не хуже настоящего.

Необходимый материал: гуашь синего и белого цветов, широкая кисть, соломинка для коктейля, глянцевый серебряный картон, простой карандаш, блёстки для украшения, малярный скотч шириной 1,5 см.

Как делаем

  1. Нарисуем на картоне окно, наклеим по контуру малярный скотч.
  2. Синей гуашью закрасим поверхность картона. Тут есть момент: гуашь нельзя разбавлять водой, иначе слишком жидкая краска затечёт под скотч и контуры окна станут нечёткими.
  3. Как только синяя краска высохнет, разбавим белую гуашь водой, возьмём соломинку и выдуем морозные узоры.
  4. После того, как морозные узоры хорошо высохнут, осторожно снимем скотч. Должно получится окно с морозными узорами на стёклах.
  5. Украсим картину блёстками.

Зеркальный рисунок

Согните лист бумаги пополам, нарисуйте на одной половине несложную фигуру — а может, просто разбрызгайте немного краски. Затем разогните лист и наложите вторую половину поверх разрисованной. Дайте краске отпечататься и снова разогните, а затем вместе изучите получившийся зеркальный рисунок.

Брызги

Вырежьте большой кусок картона и положите его на стол или на пол. Сверху положите лист бумаги для рисования. Картон будет защищать окружающие поверхности от брызг. Затем хорошо разведите акварельные краски, возьмите жесткую кисть или зубную щетку — и разбрызгивайте краску на бумаге. Покажите ребенку, что можно делать красивые брызги, проводя щетиной по твердому куску бумаги или по деревянной палочке.

Таким же способом можно делать рисунки с помощью трафарета.

На цветную бумагу наложите трафарет. Это могут быть различные цветы, силуэты домов, деревьев. В баночке из-под йогурта жидко разведите краску. В краску опустите зубную щетку и проведите линейкой по щетине щетки в направлении к себе, разбрызгивая краску вокруг силуэта. Старайтесь, чтобы весь фон был покрыт крапинками. Снимите трафарет и дорисуйте детали на “незапятнанной” части рисунка. Можно так же использовать в качестве трафаретов листья деревьев

Спрей

Возьмите ненужную бутылку-спрей и заполните ее водой с краской — и отправляйтесь рисовать. Для этого удобнее будет взять большой лист бумаги или даже кусок старых обоев. Лучше всего так рисовать на открытом воздухе.

Кляксография

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали.

Вам понадобится гуашь, толстая кисть и бумага (лучше 1/2 или 1/4 листа). Согните лист бумаги пополам и разверните снова. На одной половине попросите ребёнка поставить несколько жирных клякс, мазков или завитков. Теперь согните лист снова пополам и плотно прижмите ладонью. Осторожно разверните лист. Вы увидите причудливый узор «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» — эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Точечный рисунок

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш или обыкновенную палочку для чистки ушей. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками.

Для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии- веточки фломастером. А гроздья цветов уже делайте палочками. Но это уже высший пилотаж! Не меньшее удовольствие принесет ребенку и рисование более простых вещей — цветочки и ягодки (стебельки можно нарисовать фломастером). А можно

вырезать из бумаги платье (платок, скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек.

Губка

Вырежьте большой кусок картона и положите его на стол или на пол. Сверху положите лист бумаги для рисования. Картон будет защищать окружающие поверхности.

На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Получается большая кисточка без волосков. Палочка держится строго перпендикулярно к поверхности листа, без наклона. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты — сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

След, оставляемый такой «кисточкой» может имитировать шерсть животных, крону деревьев, снег. Палочка с поролоном обмакивается в краску (главное, чтобы не было большого количества воды), и малыш начинает ее следами покрывать лист. Пусть сначала он просто поймет, что с помощью «волшебной палочки» можно быстро и легко рисовать следы. Потом изобразите черным фломастером ветви дерева или кустик, пусть ребенок дорисует листву зеленой, желтой, красной или оранжевой краской. Нарисуйте карандашом незатейливый контур зайчика или лисицы, пусть малыш «затопчет» его своим «волшебным инструментом» — зайка и лиса получатся пушистыми, их шерстка будет казаться такой взъерошенной, что малышу непременно ее захочется потрогать. Крайне интересно работать в этой технике с трафаретом.

Вырежьте посередине плотного листа картона какое-либо изображение, например голову тигренка или медведя. Приложите картон с вырезанным трафаретом   к альбомному   листу   и   предложите   малышу    «затоптать»    ту часть альбомного листа, который виден в отверстие трафарета. После того как ребенок сделает это, дайте работе высохнуть, после чего нарисуйте кисточкой глаза, рот, усы, полоски.

Негатив

Склейте лист белой и лист черной бумаги так, чтобы в итоге получился большой лист, одна половина которого черная, а вторая — белая. Дайте ребенку черную и белую гуашь и предложите нарисовать один и тот же несложный рисунок сначала белой краской на черном, затем — черной краской на белом.

Листья

Соберите несколько листьев, разложите их на листе бумаги. Приготовьте хорошо разведенную акварель и губку. Окуните губку в краску и приложите поверх листика, так, чтобы окрасилась область вокруг него. Затем аккуратно уберите листик.

Такой незамысловатый вид художественного творчества, как нетрадиционное рисование отпечатками листьев, замечательно подойдет для маленьких художников, для которых кисточка является пока сложным инструментом. Оказывается, что обычный, казалось бы лист (клена, тополя, дуба

или березы) может превратиться в инструмент для художественного творчества не хуже, чем кисточка.

Что нам потребуется?

  • Бумага
  • Листья разных деревьев (желательно опавшие);
  • Гуашь
  • Кисти.

Ход работы:

Ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Полученный рисунок дорисовывают красками по своему желанию.

Отпечатки листьев

Кладете на листик бумагу и заштриховываете карандашами.

Картина в технике паспарту

На листе нарисуйте в центре листа яблоко, рыбку или машину. А теперь нужно вырезать по контуру предмет, который вы нарисовали. Получилось паспарту. В картинках можно вырезать только часть изображения.

«Фигурная» фигурка

Очень интересен способ рисования карандашом, фломастером, шариковой ручкой по заранее сделанным трафаретам. Трафареты могут быть двух видов — одни вырезаны внутри листа, другие сделаны из листа и отделены от него. Маленьким детям проще обводить фигуры, выбитые внутри листа. Многие угольники и линейки имеют такие лекала. Приложив их альбомному листу, вы просите малыша обвести фигуры. Потом убираете трафарет и вместе с ним придумываете, как можно дорисовать ту или иную форму. Ребятам 4,5-5 лет под силу будет обвести одиночные трафареты, вырезанные из картона. Это сложнее, т. к. рука плохо удерживается на внешней стороне лекала и малыш прочерчивает лишние линии.

Загадочные рисунки

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 — 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Рисование мелками

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни — вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой)

мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа валунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.

Метод волшебного рисунка

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой — рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Фотокопия

Рисуем свечой рисунок на белом листе. Закрашиваем тушью черного цвета.

Метод пальцевой живописи

Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, кулачком, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы — это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились — а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда   тематика    просто    просит    детскую    ладошку    или    пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо ещё смешивать несколько цветов и оттенков. Например, сначала прикладываете желтую краску, а потом коричневую или оранжевую, получается пушисто!

Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.

Метод монотопии

Это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Рисунок под пленкой

На картон или бумагу выдавливаем краску, сверху кладем пленку и разглаживаем ватой, потом резко отдергиваем пленку. Таким образом, хорошо получается закат, море, огонь…

Рисование на мокрой бумаге

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой — рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Рисуем с помощью открыток

Почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Трех-, четырех- и даже пятилетнему ребенку порой сложно нарисовать собаку и жука. Их можно взять готовыми, а к собачке и жучку пусть он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

Чей след

Другой способ рисования, а точнее, печатания основан на возможности многих предметов оставлять красочные отпечатки на бумаге. Вы берете картофелину, разрезаете ее пополам и из одной половинки вырезаете квадратик, треугольник, ромбик, цветочек или что-нибудь интересное. Причем одна сторона печати должна быть плоской для прикладывания к бумаге, а за другую вы будете держаться рукой. Потом вы или ребенок макаете такую печатку в краску (лучше гуашевую) и прикладываете к бумаге. Как вы догадываетесь, остается отпечаток. С помощью этих печаток можно составлять бусы, орнаменты, узоры, мозаики, штампиком может служить не только картофелина, а так же и крышки от бутылок, колпачки от фломастеров, пуговицы, небольшие коробочки и т.п. Можно попробовать изобразить что-нибудь по принципу конструирования из разных деталей. Например, машину (катушка — колёса, кубики — кузов и окно); замок волшебницы, животных и.т.д.

Соленые рисунки

А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Попробуйте, это очень увлекательно!

Зубная краска

Или давайте создадим зимние пейзажи еще одним способом — рисуя зубной пастой. Вместе с ребёнком наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Медленно выдавливая зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками.

Рисунок с рельефом

В краску добавляется мука, наносится на лист. Картонная полоска нарезается зубцами и прочерчиваем узоры вдоль и поперек. Из высохшего листа вырезаем форму, например вазу. Нарисуем на белом листе цветы, а потом приклеиваем. Прочерчивать можно и палочкой, зубочисткой, вилкой, спичкой.

Клеевая картина

Выдавливаем на изображение на бумаге клей, даем высохнуть, а потом закрашиваем краской, получается рельеф.

Дождливые фантазии

Еще один вариант нетрадиционного рисования заключается в следующем: во время дождя или снегопада вы смело открываете окно и выставляете меньше чем на минуту лист бумаги, держа его горизонтально. Вы, наверное, догадались, что капли дождя или снега останутся на листе. А этого мы и добивались. Теперь следы непогоды могут быть обведены и превращены в сказочные существа. Их также можно соединить между собой, отгадывая, что за образ получается.

Рисование по точкам

Взрослый заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку говорят: «Хочешь удивиться? Тогда соединяй точки друг с другом по порядку!» Получившийся контур предложите дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и название.

Картинка с двух сторон

Вам понадобится картонный лист, широкая кисть, скрепки, цветные карандаши.

Сначала надо закрасить любой краской лист картона (подойдет старая картонная папка). Сразу же, пока краска не высохла, положите сверху лист обычной белой бумаги (лучше писчей). Прикрепите бумагу скрепками и пусть ребёнок нарисует что-то цветным карандашом на белом листе. Если хотите, можете использовать раскраску, но рисунок должен быть простым — какой-нибудь предмет. Когда рисунок будет закончен, открепите и снимите бумагу. Смотрите, что получилось — на той стороне, что была прижата к папке, получилась цветная картинка с выпуклым, как бы оттиснутым рисунком.

Царапки

Возьмите густую не разведенную водой краску (лучше использовать акриловую или гуашь) и нарисуйте цветное пятно. Кусочком картона или вязальным крючком процарапайте линии. А можно вырезать картон зубчиками и процарапать в краске гребешок. Крючком процарапайте разные завитки. Краем картона выдавите линии крест-накрест. Сделайте отпечатки колпачком фломастера. После того как ребенок освоит эту технику, можно приступать к созданию картины. Для этого на нескольких листах бумаги нанесите краску разных цветов и разными способами процарапайте поверхность. Теперь собирайте композицию. Например, из кусочка с гребешками вырежьте водоем, из завитушек — небо с облаками, из чешуйчатой поверхности сделайте змейку и так далее. Вырезанные элементы наклейте на чистый лист бумаги.

Рисуем гуашью методом тычка

Понадобится гуашь, кисточка, альбомные листы. Ребёнок держит в руках кисточку и ставит её на бумагу перпендикулярно. Покажи, как кисточка у тебя прыгает! Таким методом тычка можно нарисовать салют, можно раскрасить

пушистую        кошку        (кошку        заранее        следует        нарисовать        фломастером        или карандашом), можно раскрасить и цветы.

Коллаж

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

Содержание курса

№ 1. Рисуночная игра. «Знакомство с карандашами и бумагой». Дети на занятии учатся правильно держать карандаш в руке, проводить прямые линии, выполнять движения по заданию, бережно относиться к материалам.

№2. Рисование пальчиками «Дождик». На занятии дети знакомятся с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками, осваивают приёмы получения точек и коротких линий.

№3. Рисование методом тычка «Мои любимые домашние животные». Дети знакомятся с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью - учатся имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности, учатся наносить рисунок по всей поверхности бумаги, выполнять действия по инструкции воспитателя.

№4. Декоративное рисование «По замыслу». Дети совершенствуют умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

№5. Рисование печаткой осеннего листика: «Листья желтые летят». Дети знакомятся с новой техникой рисования, учатся рисовать листопад отпечатками листиков, воспитывается интерес к рисованию.

№6. Рисование пальчиками «Весёлые мухоморы». Дети знакомятся с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками, учатся наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги, закрепляют умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо её промывать.

№7. Рисование методом тычка «Разноцветный ковёр из листьев». На

занятии расширяются представление детей о природном явлении листопаде, рисовать листья способом примакивания, равномерно располагая рисунок по всей поверхности листа бумаги.

№8. Декоративное рисование «Знакомство с дымковской игрушкой, Узор». Дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся рисовать точки и линии, создавать

выразительные узоры на бумаге, закрепляют знания о цвете, привитие желания рисовать.

№9. Рисуночная игра «Разноцветные мыльные пузыри». Дети учатся рисовать предметы округлой формы, правильно держать карандаш в руке, отрабатывать кругообразные движения рук, закрепляют знания о цвете и величине предметов, развитие интереса к рисованию.

№10. Рисование пальчиками «Ветка рябины». На занятии дети учатся изображать на ветке ягоды в технике рисования пальчиками, закрепляют знания и представление о цвете, форме, величине.

№11. Рисование ладошками: «Осеннее дерево». Дети знакомятся с новой техникой нетрадиционного рисования - «рисование ладошкой», учатся видеть красоту осенней природы, развивают ритм и цветовосприятие, навыки коллективной деятельности.

№12. Декоративное рисование «Птицы волшебного сада (городецкая роспись). Дети закрепляют знания о городецкой росписи, знакомятся с приёмами изображения городецких птиц, учатся рисовать птицу в волшебном саду (из цветов и листьев городецкой росписи).

№13. Рисуночная игра «Радуга». Познакомить детей с цветовой гаммой радуги, учить различать предметы по цвету, развивать речь, мышление, воспитывать желание заниматься изобразительной деятельностью.

№14. Рисование пальчиками, ладошкой «Маленькой ёлочке холодно зимой». На занятии у детей закрепляются умения рисовать пальчиками, совершенствуется умение делать отпечатки ладони, развиваются творчество, навыки коллективной деятельности, дети учатся рисовать ёлочку, воспитывается аккуратность.

№15. Декоративное рисование «Мои любимые снежинки». Дети учатся украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера, упражняются в рисовании концом кисти, закрепляют умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей, фиолетовой, развивают воображение, чувство композиции.

№16. Рисуночная игра «Деревья на нашем участке». Дети учатся различать ствол, ветки, рисовать веточки деревьев, совершенствуют умения правильно держать карандаш.

№17. Рисование пальчиками, ладошкой «Воробей». Дети учатся рисовать руками путём прикладывания их к листу бумаги, учатся рисовать голову птицы печатанием крышки, набирая краску с поддона, а глаза кончиком кисти, учатся радоваться полученному результату, закрепляют знания строения птиц.

№18. Рисование методом оттиск печатками «Украсим рукавичку – домик». Дети закрепляют знания желтого и красного цветов, учатся проводить кистью прямые линии, закрепляют умение украшать простые по форме предметы, умение наносить рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги, упражняются в технике печатания, развивают умения работы с красками, умением любоваться своей работой.

№19.Рисование ладошкой : «Солнышко». На занятии дети учатся рисовать руками путём прикладывания их к листу бумаги, учатся радоваться полученному результату.

№20. Рисуночная игра «Самолёты летят». Дети учатся различать белый, синий, голубой цвета, рисовать кистью прямые линии, развиваются навыки рисования карандашом, красками(набирать краску на кисточку, снимать лишнюю краску).

№21. Рисование пальчиками «Подсолнухи». На занятии дети упражняются в рисовании пальчиками, учатся рисовать стебель и листья у подсолнуха, закрепляются навыки рисования гуашью.

№22. Рисование методом тычка «Мы слепили на прогулке снеговиков». Дети закрепляют умение рисовать предметы округлой формы методом прикладывания-примакивания ворсом кисти на поверхность листа, учатся различать предметы по величине, передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей, развивают навыки рисования карандашом.

№23.Оттиск печатками из картофеля, рисование ладошкой: «Цветочек для папы» Вызвать желание поздравить пап с праздником, упражнять в печатании с помощью ладошки, печаток, развивать чувство композиции.

№24. Рисование способом монотипии: «Бабочка» на занятии дети

учатся передавать образ яркой бабочки цветовым пятном, располагая рисунок в середине листа, закрепляют умение правильно держать кисточку, учатся радоваться полученному результату.

№25 Рисование пальчиками «Мимоза для мамы». Дети упражняются в рисовании пальчиками, скатывания шариков из салфеток, закрепляются навыки наклеивания.

№26. Рисование поролоном «Плюшевый медвежонок». Дети учатся цветовым пятном передавать характер образа, развиваются навыки работы

кистью, знакомятся с новым способом изображения рисования поролоновой губкой.

№27. Декоративное рисование «Узор на разделочной доске» (городецкая роспись). Дети закрепляют знания о городецкой росписи, её колорите и элементах, учатся украшать разделочную доску простым узором, развивается чувство композиции.

№28. Рисуночная игра «Все сосульки плакали». Дети учатся ритмично наносить мазки, располагая их на листе бумаги в соответствии с направлением сосулек, развитие навыков работы кистью, различение предметов по величине, умение образно воспринимать цветовые пятна, воспитывать эмоциональное восприятие природных явлений, интерес к рисованию.

№29. Рисование пальчиками «Божьи коровки на лужайке». На занятии дети упражняются в технике рисования пальчиками, закрепляется умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков.

№30. Рисование методом тычка «Мои любимые животные из сказок». Учатся правильно держать кисть, выполнять размашистые мазки, развитие умений различать цвета, вызывается интерес к работе с гуашью, способствовать возникновению чувства радости от полученного результата.

№31. Декоративное рисование «С кистью и краской встречаем мы Пасху». На занятии дети знакомятся с мастерством миниатюрной росписи на поверхности яйца (славянскими Писанками); с историей и особенностями этого древнего искусства, учатся рисовать традиционные элементы и орнаменты, совершенствуют умение работать кистью и красками, дополняют изображение нетрадиционными методами рисования: пальчиком, ватной палочкой. На занятии у детей

воспитывается любовь и доброта к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа.

№32. Рисуночная игра «Рисуем на асфальте». На занятии у детей развивается умение рисовать мелками, умение размещать свою композицию на листе.

№33. Рисование пальчиками «Свитер для моих друзей». На занятии дети знакомятся с техникой рисования пальчиками, развивают инициативу, закрепляют знание цветов, учатся составлять элементарный узор.

№34. Рисование методом тычка «Ёжики». Закрепляют умение

пользоваться техникой «тычок жёсткой полусухой кистью, учатся выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом, учатся дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

№35. Выставка рисунков детей. Дети учатся рассматривать рисунки, упражняются в выборе понравившихся рисунков.

Методическое обеспечение программы:

Перспективно-тематическое планирование по изодеятельности (нетрадиционные техники рисования)

Игровой персонаж Клякса - Вакса

Я черная как вакса, зовусь я Чудо клякса. Я прыгну на рисунок, на нем оставлю след

Все краски уничтожу, любой мне вреден цвет. Говорят про меня я бяка привередина,

Исключительная злюка, ябеда и вредина.

Все время я хожу одна и никому я не нужна, Меня не любят дети, и я одна на свете.

ЗАКЛИНАНИЕ Красный , желтый, голубой- Кляксу любим мы с тобой Сказка начинается, клякса превращается. В   цаплю,   клоуна,   цветок Бархатистый лепесток. В чашку, бабочку, слона - превращается она.

Вот здорово! Кляксой быть мне не годиться, Не буду кляксой, это проза. Хочу быть бабочкой иль розой. А еще лучше осенним листком.

Примерный комплект художественных материалов, инструментов и оборудования

Бумага, основа для композиций.

-альбомы для детского художественного творчества

-наборы цветной бумаги

Художественные материалы, инструменты и их «заместители»

  • образцы рисунков
  • демонстрационный наглядный материал

-пластилин

-кисти разных размеров

-краски гуашевые

-краски акварельные

-цветные восковые карандаши

-стеки

-ватные палочки

-поролоновые губки

-ткань,

-тряпочки х/б

  • пробки-коктейльные

-трубочки

-вата

-кусочки мятой бумаги

-шерстяные нитки

-фломастеры

-соль крупного помола

-листья деревьев разных пород

-зубные щётки

-непролейки

-палитра

-подставки под кисточки

Оборудование

-мольберты

-фланелеграф

-салфетки бумажные

  • матерчатые - фартуки

Пальчиковая гимнастика

  1. «Жук». Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны

– это «усы». Пошевелить ими несколько раз. Я веселый майский жук, Облетаю все вокруг.

  1. «Вертолет». Сжать в кулачок четыре пальца, оставив свободными большой палец. Выполнять вращательные движения большим пальцем. - Вертолет, лети, лети, Быстро лопасти крути.
  2. «Помощники» Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха. Вот помощники мои, Их как хочешь, поверни. Хочешь эдак, хочешь так ─ Не обидятся никак.
  3. «Щенок». Вытянуть указательный палец и вращать им. Выполнить поочередно каждой рукой. На двери висел замок. Взаперти сидел щенок. Хвостиком вилял, Хозяев поджидал.
  4. «Зайчик» Указательный и средний палец развести в стороны. Остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками». Зайка серенький сидит, Он ушами шевелит.

Вот так, вот так. Он ушами шевелит.

  1. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук, одновременно декламируя стишок. У тебя есть две руки, Есть и 10 пальчиков. Будут пальчики трудиться, Не пристало им лениться.
  2. «Уточка». Выполнять плавные движения кистями обеих рук справа налево, а затем движения лапок утки в воде. Уточка,   уточка По   реке плывет. Плавает, ныряет, Лапками гребет.8 . «Кошка» Расслабленными

пальцами        одной         руки         погладить         ладонь         другой         руки.

Шубка мягкая у кошки, Ты погладь ее немножко.

9. «Веер» Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером. Мы купили новый веер, Он работает, как ветер.

10 . «Белочка». Пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Сидит белочка в тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстокожему, Заиньке усатому.

Комплекс физминуток

  1. .Сначала буду маленьким, (Присесть, К коленочкам прижмусь. обнять колени руками, Потом я вырасту большим, встать, До неба дотянусь. поднять руки вверх, встать
  1. Ветер дует   нам   в   лицо. (   Машут   руками   на   лицо. Закачалось        деревцо. Качаются        из        стороны         в         сторону. Ветер   тише,   тише,    тише. Приседая,    машут    руками    вверх    вниз. Деревцо всё выше, выше. Тянутся вверх.
  2. Мы   к    лесной    лужайке    вышли, Поднимая    ноги    выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенёчки. Кто высоко так шагал ─ Не споткнулся, не упал.

  3. Птички в гнёздышке сидят И на улицу глядят. Погулять они хотят И тихонько все летят.
  4. Раз, два, три, четыре, пять, Начал заинька скакать. Прыгать заинька

горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

  1. Гриша шел-шел-шел, Белый гриб нашел. Раз - грибок, Два - грибок, Три - грибок, Положил их в кузовок.

Мастер класс по нетрадиционным техникам рисования

« Путешествие в страну чудес нетрадиционного рисования»

Дидактические игры по изодеятельности

  1. «НАРИСУЙ ТЕПЛУЮ КАРТИНКУ»

Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.

Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.

Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.

Творческие задания:

  1. нарисуй «теплый» натюрморт;

Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);

  1. раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?
  1. «КТО ИГРАЕТ С НАМИ В ПРЯТКИ»

Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.

Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц- беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.

Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.

Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.

  1. «ПОРТРЕТЫ»

Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.

Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок. Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет.

  1. «ТЕПЛО - ХОЛОДНО»

Цель: закреплять представление о цветовом круге.

Игровые задания:

1. Построение с ленточками:

А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг ;

Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;

В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др.

Оборудование:   цветовой    круг,    разноцветные    ленточки,    аудиозапись

«Мельница».

  1. «НАЙДИ КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ ТЁПЛЫМИ И ХОЛОДНЫМИ КРАСКАМИ»

Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме.

Материал: репродукции натюрмортов, написанные в тёплой и холодной

гамме.

Описание игры: Найти картины, написанные только в тёплой гамме (или в

холодной) или разобрать по группам картины, написанные в тёплой и холодной гамме.

  1. «ПОДБЕРИ КРАСКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ХУДОЖНИК В СВОЕЙ КАРТИНЕ»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски.

Описание игры: каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке.

  1. «ОПРЕДЕЛИ        И        НАЙДИ        ЖАНР        ПОРТРЕТА        (НАТЮРМОРТА, ПЕЙЗАЖА)»

Цель: уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.

Материал: репродукции картин.

Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.

  1. вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.
  1. «ВЫСТАВКА КАРТИН»

Цель: учить        распознавать        детей        жанры        живописи:        пейзаж,        портрет, натюрморт, составлять рассказ о картине.

Материал: репродукции картин.

Описание        игры: воспитатель        поручает        двум        ребятам        из        репродукций, отличающихся по содержанию и жанру, оформить выставку

  1. «СОСТАВЬ НАТЮРМОРТ»

Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.)

Материал: разнообразные картинки с изображением цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов или реальные предметы (посуда, ткани, цветы, муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы)

Описание игры: воспитатель предлагает детям составить композицию из предложенных картинок, или составить композицию на столе из реальных предметов, используя для фона различные ткани.

10 « ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТА»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

Материал: карточки с разными цветами.

Описание игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.

Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.

Пальчиковая гимнастика

  1. Держим кисточку вот так, Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо, влево,вверх и вниз Побежала наша кисть

Закружилась как волчок

За тычком идет тычок.

  1. Карандаш в руке катаю, Между пальчиков кручу.

Непременно каждый пальчик Быть послушным научу

  1. Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять Взяли кисточки опять. Постучали, повертели

И работать захотели

  1. Чтоб красиво рисовать Надо с пальцами играть

Вот- большой,вот этот –средний, Безымянный и последний

Наш мизинчик-малышок. У-у-у указательный забыли Мы рога козы покажем

И рога оленя даже, Ушки зайки не забудем,

Пальчиком водить мы будем.

Чтоб красиво рисовать, Надо с пальцами играть

  1. Этот пальчик хочет спать Этот пальчик лег в кровать. Этот пальчик прикорнул Этот пальчик уж уснул.

Встали, пальчики, ура! Рисовать уже пора

  1. Мы сегодня маляры, Будем красить потолки.

Вверх и вниз скользит рука, Стала кисточкой она

7 .Наши пальцы напрягаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два. три, четыре,пять- Будем рисовать опять!

  1. Туки-тук, туки-тук, Хлоп-хлоп, хлоп.

Что за звук?

Это пальчики играют Лепят, красят, мастерят

  1. Будем колечки сейчас рисовать, Руки вперед, кулачки надо сжать. Вытянув пальцы вторые вперед,

Мы начинаем движения ход

(Указательными пальцами вытянутых вперед рук описывать в воздухе одинаковые круги любого размера. Пальцем правой руки описывать круги по часовой стрелке, а левой- в обратном направлении

  1. Ну-ка, ручки, не ленитесь! Хорошенько потрудитесь. Левой будем мы стучать,

Правой кольца рисовать. Тук - колечко, тук - кольцо,

Тук - колечко, тук - кольцо

(Отбивать в удобном темпе левой рукой по одному такту; одновременно с этим вытянутым вперед указательным пальцем правой руки описывать в воздухе небольшой кружок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кружковой работе с детьми с задержкой психического развития " Веселые карандаши"

Методическая разработка Рабочий кружковой программы для детей с задержкой психического развития по развитию графических навыков....

Рабочая программа по кружковой работе "Волшебный пластилин"

Рабочая программа по кружковой работе " Волшебный пластилин"...

Рабочая программа по кружковой работе во второй младшей группе.

Программа дополнительного образования«Разноцветные пальчики"(Художественно-эстетическое направление)...

Рабочая программа по кружковой работе "Театр - это волшебство"

Театрализованная деятельность  способна на гармоничное творческое всестороннее развитие детей. Ведь воспитательные возможности такой деятельности широки. Воспитанники не только эстетически развив...

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе «Разноцветные пальчики»

Пояснительная запискаДошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовы...