Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования в старшей группе. Тема: «Осенние мотивы»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Шмакова Елена Николаевна

 Знакомство с новым способом изображения – раздуванием краски, показать его выразительные возможности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _konspekt_osennie_motivy_razduvanie_trubochkoy.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования в старшей группе.

Тема: «Осенние мотивы»

Шмакова Елена Николаевна

воспитатель МКДОУ детского сада «Тополек»

первая квалификационная категория

Цель:  Знакомство с новым способом изображения – раздуванием краски, показать его выразительные возможности.  

Задачи:

художественное творчество:

- освоение нового способа спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких (выдувание рисунка), что дает случайный, непредсказуемый эффект.

- развитие воображения, фантазии, интереса к нетрадиционным способам рисования.

познание:

- формирование умения  видеть красоту осенней природы,  желания любоваться  разнообразием красок осенней природы;

коммуникация:

- развитие мышц рта, тренировка дыхания;

- развитие мелкой моторики рук, координации.

- формирование умений доводить начатое дело до конца;

Интеграции образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Словарь:  золотая, разноцветная,  многоцветье.

Предшествующая работа:  рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами, разучивание стихотворений об осени, игры с  осенними листьями на прогулках,  экскурсии в парк в период золотой осени.

Методы и приемы:  игровой, наглядный, вопросы к детям, использование художественной литературы.

Материалы:  репродукции  осенних пейзажей, альбомный лист (на каждого ребенка), набор гуашевых красок, кисть, трубочка для коктейля, стаканчик с водой, салфетки.

Мотивация:  

Воспитатель.  Вот и закончилось веселое, теплое лето. На смену ему спешит красавица-осень.

Золотая осень

Снова осень на пороге,

Листья пожелтели.

Закружились на дороге

Желтые метели.

Загорелись ярко ветки

Тоненькой рябинки.

Мелкий дождик ставит сетки

Зайцам у ложбинки.

Входит осень в лес дремучий,

Входит желтой кистью

Ветерок сгребает в кучи

Золотые листья.

                             Е. Авдиенко

Воспитатель. Что еще говорит о том, что наступила осень? Ответы детей.

Воспитатель. Разноцветными стали травы, деревья, кустарники. Воздух прохладный, погода чаще бывает пасмурной и дождливой. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Начинается пора листопада, по утрам лужицы затягиваются тонким ледком. Исчезают насекомые. Звери готовятся к зиме: делают запасы, утепляют норы, меняют летние шубки на зимние, более светлые и теплые.

Праздник осенью, в лесу –

И светло и весело.

Ах, какие украшенья

Осень здесь развесила!

Каждый листик золотой –

Маленькое солнышко.

Соберу в корзину я,

Положу на донышко.

Берегу я листики…

Осень продолжается.

Долго дома у меня

Праздник не кончается.

                    А. Шибицкая

Воспитатель. Красавица-осень радует нас многоцветьем: листья деревьев она окрашивает в самые разные цвета и их оттенки. Кроны становятся похожими на праздничный салют из разноцветных листиков-огоньков.

Чтение рассказа «Осень»

Воспитатель. Для своей работы Художник-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Березы и клены она покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник ярко-красным, весь, как огонь, горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь, стоит густой листвой потряхивает.

Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть».

Так и обрядила старика.

Глядит, а неподалеку, на самом краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. Им больше всего подойдет тяжелый убор из золотой парчи.

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по – своему, по – осеннему: кого одела в желтый наряд, кого в ярко-красный…

                                                (Из книги «Четыре художника» Г. Скребицкого.)

Чтение рассказа сопровождается показом иллюстраций  с осенними пейзажами

Воспитатель. А еще осенью улетают на юг перелетные птицы: скворцы, грачи, ласточки, гуси, лебеди, журавли.

Сейчас вы превратитесь в журавликов. Вы поднялись высоко, высоко в небо.

Физкультминутка  «Журавлики»

Журавлики-журавли,

Журавлики-журавли 

       

Оторвались от земли,

Крылья к небу вскинули,

Милый край покинули.

Закурлыкали вдали

Журавлики-журавли.

 М. Шпак.

Дети плавно машут крыльями-руками вверх-вниз.

Медленно встают.

Машут руками вверх-вниз, ускоряя темп.

Быстро, не опуская рук, перестраиваются

в колонну по одному за вожаком,

ускоряют темп движения, бегая по кругу друг за другом,  останавливаются и присаживаются на корточки.

Воспитатель. Сегодня мы с вами нарисуем осеннюю композицию, но необычным способом – при помощи своего дыхания. Называется этот нетрадиционный  прием изображения «раздувание краски». 

Показ способа рисования:

Воспитатель. На лист бумаги нужно нанести несколько капель жидкой краски, взять трубочку, и ее нижний конец направить в серединку лужицы из краски. Затем с усилием подуть в трубочку и раздувать краску от центра в разные стороны. Вы увидите, как у кляксы разбегутся по листу «лапки».

Можно предложить детям поупражняться в раздувании на дополнительном листочке бумаги.

2.Практическая часть:

Воспитатель. Ребята, вам нужно взять кисть и нарисовать ствол дерева, вот так - сверху вниз. Ствол вверху тоненький – рисуем его кончиком кисточки, а внизу толстый – кисточку можно посильнее прижать к листу бумаги.

         Теперь нужно над верхней частью ствола кистью нанести пятно краски яркого цвета (желтого, красного или оранжевого), разведенной водой. Направить нижний конец трубочки в середину пятна и с усилием раздуть краску в разные стороны (лист можно поворачивать, чтобы равномерно раздувать краску в разных направлениях).

Рядом с первым пятном  нанести пятно другого цвета и проделать с ним тоже самое, при этом «ножки» раздуваемых красок могут пересекаться, сливаться. Изобразить округлую крону дерева из нескольких разноцветных пятен способом раздувания краски. Таким же образом выполнить еще   несколько деревьев.

Можно дополнить композицию изображением   ежей (пятно черного цвета раздуть в верхней его части -  иголки ежа,  кистью дорисовать ежику заостренную мордочку, методом примакивания ворса кисти к нижней части туловища – лапки).

Способом раздувания краски дополнить композицию опавшими листьями, облачками и солнцем.

Самостоятельная изобразительная деятельность.

Дети рисуют под музыку  П.И. Чайковского « Времена года» (Октябрь, «Осенняя песнь».)

Индивидуальная работа: В процессе рисования оказываю индивидуальную помощь нуждающимся детям, слежу за техникой безопасности при работе с коктейльной трубочкой.

По окончании работы раскладываем наши рисунки на столе для рассматривания.

Рефлексия: Ребята, понравилось вам рисовать новым способом?                        Как называется эта техника рисования?  (раздувание краски).

У нас с вами получился осенний парк, по которому гуляет, шурша листиками, семья ежей.

Листопад

Под ногами листопад,

Листья желтые лежат.

Листья желтые лежат.

А под листьями шуршат

Шурш, шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и листенок.

                              В. Голяровский

Работы детей используем для украшения групповой комнаты и музыкального зала к осеннему празднику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в нетрадиционной технике рисования в старшей группе Тема: «Бабочки красавицы»

Конспект НОД в нетрадиционной технике рисования в старшей группе Тема: «Бабочки красавицы»...

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования в старшей группе Тема: «Солнышко, нарядись! Красное, покажись!»

Цель: Учить детей создавать изображение лучей солнца нетрадиционной техникой рисования (с помощью пальчиков).Задачи:Развивать интерес к русскому народному фольклору.Продолжать знакомить детей с жанром...

Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования в старшей группе. Тема: «Ветка рябины»

Развитие у детей изобразительных умений и навыков, используя нетрадиционные методы рисования – рисование пальчиками....

Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования в старшей группе. Тема: «Снежинки»

Развитие у детей изобразительные умения и навыки, используя нетрадиционные методы рисования – рисование клеем и солью....

Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования в старшей группе. Тема: «Праздничный салют»

:   Развитие у детей изобразительных умений и навыков, используя нетрадиционные методы рисования – проступающий рисунок....

Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования в старшей группе. Тема: «Медвежонок»

Развитие у детей изобразительных умений и навыков, используя нетрадиционный метод рисования - тычок жесткой кистью....

Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования в старшей группе. Тема: «Осень на опушке краски разводила»

Освоение нетрадиционной техники рисования –  «печать листьями растений»....