Детский дизайн как средство развития творческой инициативы детей
статья по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Сердюк Оксана Евгеньевна

Работая с детьми, я уделяю особое внимание художественно-эстетическому развитию, потому что именно это направление способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, а также повышает познавательную активность.                                 

Детский дизайн является тем самым направлением, при котором у дошкольников формируется эстетическое отношение к окружающему миру и развиваются их художественные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Детский дизайн как средство развития творческой инициативы детей

«Творчество — это не удел только гениев,

создавших великие художественные

произведения.

Творчество существует везде,

где человек воображает,

комбинирует, создает что- либо новое»

Л.С. Выготский.

Творчество в жизни дошкольника немаловажно. В сфере реализации ФГОС на сегодняшний день актуальной является проблема развития творческой личности ребёнка. В условиях интенсивного развития инновационных процессов в современном мире возрастает потребность в формировании и развитии креативной личности ребенка-дошкольника.

Каждый из нас понимает значение слова «креативность». А значит, мы так же понимаем, что через цвет, какие-то хаотичные мазки кистью по листу бумаги и зарождается креативное начало в любом маленьком человечке. Через цветные пятна и линии ребенок «разговаривает» с окружающим миром, пытаясь заявить о себе, показывая всем, что он личность. Со временем у маленькой личности появляется свой художественный стиль, почерк. И именно в этот момент ребёнку очень легко привить шаблоны в его творчестве. А так не хочется этого делать! Поэтому в своей работе я обратилась к детскому дизайну!

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона.

Именно детский дизайн является тем самым направлением, при котором у дошкольников не только формируется эстетическое отношение к окружающему миру и развиваются их творческие способности, но и выявляются задатки художественных талантов.

Виды дизайна:

  • плоскостной (аппликативно-графический) дизайн;
  • объёмный (предметно-декоративный) дизайн;
  • пространственный (архитектурно-художественный) дизайн.

Данное направление очень интересно мне и, я считаю, что оно обладает несомненным потенциалом для развития личности ребёнка.

При постоянном и систематическом использовании дизайн-деятельности разрушаются те самые шаблоны в творчестве ребенка и появляются новые виды деятельности, которые способствуют стимулированию собственных детских творческих процессов.

Дети любят рисовать карандашами, мелками, красками, выполняют цветную аппликацию, лепят и конструируют из разных материалов. Как интересно и фантазийно ребята используют в повседневной деятельности уже знакомые им знания и умения!

В поисках новых творческих идей мы обратились к нетрадиционным художественным техникам. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Такая увлекательная и завораживающая деятельность детям интересна, а интерес ребёнка надо всегда поддержать!

Во время такой деятельности у детей развивается:

  • ориентировочно-исследовательская деятельность;
  • фантазия;
  • память;
  • эстетический вкус;
  • познавательные способности;
  • самостоятельность.

Так что же такое детский дизайн? И может ли ребенок быть дизайнером в полном смысле этого слова?

Для того, чтобы разобраться в этом отправимся в гости к ребятам. В какие игрушки любят играть современные дети? Девочки играют в куколок Лол или маленьких Пони. Мальчишки любят конструктор Лего и, конечно, роботов. Наши ребята с интересом лепят игрушки из соленого теста, раскрашивают и превращают их в настоящий дизайнерский арт-объект.

Не обошли стороной и всеми любимый праздник - Новый год! Сами сделали елочные игрушки, которыми украсили елку в группе!

С большим удовольствием дети играют в сюжетно-ролевые игры. Для игры «Кондитерская» необходимо много атрибутов и ребята постарались, вылепили кексы и пирожные из гипса, раскрасив их яркими красками. Собрали набор конфет, где фантики были нарисованы акварельными красками в технике «по-мокрому».

А вот ребята решили помочь Федоре! Используя уже знакомые нетрадиционные техники рисования у юных дизайнеров-оформителей получаются тарелки необыкновенной красоты. С этими тарелками будет не только приятно играть в кукольном уголке, но сделать уютным «Кафе» в сюжетно-ролевой игре.

Конечно, для кафе одних тарелок мало. И поэтому был разработан целый проект «Волшебная посуда», благодаря которому наш кукольный уголок пополнился красивой, нарядной и необычной дизайнерской посудой.

Проект «Такая разная одежда» не только помог ребятам изучить разнообразие одежды, но и самим стать дизайнерами и пополнить коллекцию нарядов для кукол.

В преддверии праздника «День матери» порадовали своих мам дизайнерскими открытками-шляпками. Цветы для украшения шляпки были самостоятельно продуманы, нарисованы и вырезаны, в дополнение подобраны ленты, кружева и бусины.

Каждая такая работа отличалась друг от друга не просто формой или цветом, а именно индивидуальностью и оригинальностью.

Не забыли мы и про обувь. Был выполнен мини-проект «Чудо-дерево», на котором «выросла» удивительная обувь. Для воплощения своих творческих идей ребята использовали и аппликацию, и лепку, и рисунок, а также вспомнили коллаж и барельф.

С большим удовольствием дети старшего дошкольного возраста играют в кукольный театр. Вот где можно максимально проявить свои дизайнерские способности! Выбираем сказку! А дальше в работу вступают детское творчество, фантазия и, полученный раннее, художественный опыт. Афиша, декорации, костюмы – все продумано и сделано ребятами. И, конечно, такой труд заслуживает громких аплодисментов!

Не остается без нашего внимания и оформление группового пространства. Например, для оформления рисунков придумали рамки, украсив их в технике обрывная аппликация.

В подарок будущим первоклассникам ребята сделали закладки для букваря.

К праздникам дети любят участвовать в тематических выставках, где можно максимально проявить своё творчество и фантазию, используя знакомые художественные приемы и свои дизайнерские способности.

Есть у нас и определенные традиции. Мы с удовольствием поздравляем ветеранов со всеми праздниками и дарим открытки, которые дети делали с любовью и уважением к старшему поколению.

Видя, как возрастает творческая активность каждого ребёнка, в организацию работы по детскому дизайну включились и родители. Они с удовольствием пополняют художественную мастерскую необходимыми материалами, участвуют вместе с детьми в проектах и выставках.

Активность родителей с моей стороны поддерживается беседами, консультациями, мастер-классами. Такая совместная творческая деятельность даёт свои плоды – мы с ребятами с большим удовольствием участвуем в творческих конкурсах различного уровня, где работы маленьких дизайнеров отличаются высокими наградами.

Независимо от уровня развития творческих способностей детей моя систематическая работа в данном направлении помогает КАЖДОМУ ребёнку раскрыть свой потенциал и проявить себя.

Конечно, не все станут художниками или дизайнерами, но каждый из них сможет использовать свой художественный опыт в жизни. Ведь детский дизайн способствует творческой самореализации, раскрытию уникальной индивидуальности, неповторимости детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности в детском саду, как средство развития творческих способностей детей

Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства и качества. Он делает много открытий и создает интересные, пор...

Детский фольклор как средство развития творческих способностей детей младшего возраста

Детский фольклор – обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой....

ПУЬЛИКАЦИЯ "Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования."

Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования. Ведущим видом деятельности у детей до...

ПУЬЛИКАЦИЯ "Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования."

Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования. Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. Для того чтобы заинт...

Опыт работы "Детский дизайн, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста""

laquo;Детский дизайн как средство развития творческих способностейдошкольников» «Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»Выготс...

Непосредственно образовательная деятельность + технологическая карта «Детский дизайн как средство развития творческого потенциала личности старших дошкольников» «Красота вокруг нас» 2021г.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Детский дизайн как средство развития творческого потенциала личности старших дошкольни...