Конспект по изобразительной деятельности «Дымковская игрушка»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:
-Познакомить с историей Дымковской игрушки.
-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
-Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
-Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу.
Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
-Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 291.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №111 ОАО «РЖД»
Конспект по изобразительной деятельности
«Дымковская игрушка»
Воспитатель: Смирнова Е. С.
Конспект занятия «Дымковская игрушка»
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:
-Познакомить с историей Дымковской игрушки.
-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
-Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
-Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу.
Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
-Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», дымковские игрушки для демонстрации, напечатанные трафареты на белой бумаге, краски, ватные палочки.
План занятия:
- 1. Организационный момент
2. Теоретическая часть. Вводная беседа об истории и процессе создания с демонстрацией дымковских игрушек, картин, презентаций.
Объяснение последовательности росписи.
3. Заключительная часть.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно ,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки,
давайте посмотрим?)
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий,желторогий
Мчится глиняный олень.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
,У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.
Посмитри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.
Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются..
Воспитатель: А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель: Правильно.Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. А почему они яркие?
Дети: Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки,точки, линии,клеточки,полоски,кривые,волны,квадраты,кольца,овалы.
Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.Воспитатель: Давайте узнаем как создается игрушка?
Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем
В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.
Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.
Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать дымковскую игрушку, но расписывать игрушку можно не только кистью, а чем еще как вы думаете?
(Ответы детей)
В – салфеткой, губкой, расписать игрушку можно ватными палочками, я хочу предложить вам расписать ватными палочками, а как это делается я вам сейчас покажу.
(Воспитатель показывает детям, как правильно расписать игрушку ватными палочками)
Напечатанные трафареты раздается детям. В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/29/picture-1087664-1543495729.jpg)
Конспект мастер-класса по изобразительной деятельности "Дымковская игрушка"
Данное занятие знакомит детей с историей народной дымковской игрушки и приемами ее лепки из глины и росписи....
Образовательная деятельность по изобразительной деятельности "Дымковские узоры"
Продолжать заинтересовывать детей дымковской игрушкой, вырисовывать узоры по мотивам игрушки, передавая колорит....
НОД по изобразительной деятельности "Дымковская игрушка" в подготовительной группе
данный материал показывает эллементы работы с детьми подготовительного возраста по теме дымковских игрушек...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/04/picture-1229089-1585994708.jpg)
Конспект занятия по изобразительному искусству «Дымковская игрушка». (2 младшая группа)
Конспект занятия по изобразительному искусству "Дымковская игрушка"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/04/picture-1229089-1585994708.jpg)
Конспект занятия по изобразительному искусству «Дымковская игрушка». (2 младшая группа)
Конспект занятия по изобразительному искусству "Дымковская игрушка"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/18/picture-1279500-1602999092.jpg)
Технологическая карта по изобразительной деятельности "Веселые игрушки" (по мотивам дымковской росписи)
Представляю занятие по изобразительной деятельности в старшей группе....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/14/picture-1393836-1647269820.jpg)
Конспект занятия по изобразительному искусству "Дымковская игрушка".
Программное содержание: воспитывать интерес к народному быту. И изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, закрепить знания детей о дымковский игрушке. Развивать чувство цвета, эсте...