Конспект по изобразительной деятельности «Дымковская игрушка»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Смирнова Елена Сергеевна

Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:
-Познакомить с историей Дымковской игрушки. 
-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
-Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
-Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу.
Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами. 
-Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №111 ОАО «РЖД»

Конспект  по изобразительной деятельности
«Дымковская игрушка»

Воспитатель: Смирнова Е. С.

 


Конспект занятия «Дымковская игрушка» 
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:
-Познакомить с историей Дымковской игрушки. 
-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
-Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
-Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу.
Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами. 

-Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», дымковские игрушки для демонстрации, напечатанные трафареты на белой бумаге, краски, ватные палочки. 
План занятия:
- 1. Организационный момент 
2. Теоретическая часть. Вводная беседа об истории и процессе создания с демонстрацией дымковских игрушек, картин, презентаций.
Объяснение последовательности росписи.

3. Заключительная часть.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны? 
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого? 
Чем знаменито Дымково? 
Игрушкою своей. 
В ней нету цвета дымного, 
А есть любовь людей. 
В ней что-то есть от радуги, 
От капелек росы. 
В ней что-то есть от радости, 
Гремящей, как басы. 
(В.Феофанов) 
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно ,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки,
давайте посмотрим?
)

Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий,желторогий 
Мчится глиняный олень.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_8aa5001cff7a1d89fcc1417730030795.jpg.jpg


Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
,У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_951512dbe08446ecc5a16e6b6d135cc5.jpg.jpg

Посмитри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_27ea22586c3744afb49e7a58bb73d013.jpg.jpg



Кони глиняные мчатся 
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_cf68b673e0777cdd483d7c53f155d4bf.jpg.jpg



Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются..
Воспитатель: А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель: Правильно.Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. А почему они яркие?


Дети: Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый. 
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки,точки, линии,клеточки,полоски,кривые,волны,квадраты,кольца,овалы.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_e985a992b8c8ce6e90fe09896018ce9c.jpg.jpghttp://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_e178591d137aaaefaad6f8cb39672501.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_ec34faf0623bad4bbcfc503dda7e31c8.jpg.jpg


Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.

Кони глиняные мчатся 
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.Воспитатель: Давайте узнаем как создается игрушка? 
Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем
В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.

Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать дымковскую игрушку, но расписывать игрушку можно не только кистью, а чем еще как вы думаете?
(Ответы детей)
В – салфеткой, губкой, расписать игрушку можно ватными палочками, я хочу предложить вам расписать ватными палочками, а  как это делается я вам сейчас покажу.
(Воспитатель показывает детям, как правильно расписать игрушку ватными палочками)

Напечатанные трафареты раздается детям. В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса по изобразительной деятельности "Дымковская игрушка"

Данное занятие знакомит детей с историей народной дымковской игрушки и приемами ее лепки из глины и росписи....

Образовательная деятельность по изобразительной деятельности "Дымковские узоры"

Продолжать заинтересовывать детей дымковской игрушкой, вырисовывать узоры по мотивам игрушки, передавая колорит....

НОД по изобразительной деятельности "Дымковская игрушка" в подготовительной группе

данный материал показывает эллементы работы с детьми подготовительного возраста по теме дымковских игрушек...

Конспект занятия по изобразительному искусству «Дымковская игрушка». (2 младшая группа)

Конспект занятия по изобразительному искусству "Дымковская игрушка"...

Конспект занятия по изобразительному искусству «Дымковская игрушка». (2 младшая группа)

Конспект занятия по изобразительному искусству "Дымковская игрушка"...

Технологическая карта по изобразительной деятельности "Веселые игрушки" (по мотивам дымковской росписи)

Представляю занятие по изобразительной деятельности в старшей группе....

Конспект занятия по изобразительному искусству "Дымковская игрушка".

Программное содержание: воспитывать интерес к народному быту. И изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, закрепить знания детей о дымковский игрушке. Развивать чувство цвета, эсте...