Практическое использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с дошкольниками
методическая разработка по рисованию

Тихова Светлана Ивановна

Развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики и творческих способностей средствами нетрадиционных техник изобразительной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое использование нетрадиционных

техник изобразительной деятельности

в работе с дошкольниками

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 30-40 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку и карандаш.

Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительной деятельности и учитывая возможности детей, всегда стараюсь обогатить техническую сторону детского рисования путём разнообразия способов работы с традиционными (цветные карандаши и краски) и новыми материалами. Это способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и т.п.

Цель использования нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками: развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики и творческих способностей средствами нетрадиционного рисования

Поставила перед собой следующие задачи: 

  1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.
  2. Сформировать у детей технические навыки и умения.
  3. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники изобразительной деятельности.
  4. Формировать умение работать в коллективе
  5. Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие.
  6. Развивать пространственную ориентировку на листе бумаги, глазомер и зрительное восприятие.
  7. Воспитывать эстетические чувства.

Я считаю, что выбранная мною тема развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования, в настоящее время очень актуальна и даёт педагогу возможность для творчества.

Ведущая педагогическая идея моего опыта представлена как гипотеза:

можно предположить, что использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности стимулирует развитие мелкой моторики детей

В зависимости от возраста детей использую такие  нетрадиционные техники, как «Печатание», «Рисование ладошками» – с детьми младших групп; «Печатание пробками, поролоном»,   «Акварель по  сырому фону», «Тычок жёсткой кистью», «Рисование ватной палочкой» и др. – с детьми средних групп; «Набрызг», «Рисование мыльными пузырями», «Монотипия предметная/пейзажная», «Кляксография» и пр. – с детьми старших и подготовительных к школе групп. Большинство из этих техник, в частности, пальцеграфия (рисование пальчиками), рисование способом тычка, использование трафаретов, шаблонов и др. способствуют воспитанию правильного движения руки, развитию зрительно-моторной координации, существенно расширяют графические возможности детей, закрепляют знания сенсорных эталонов.  

Коллективные и индивидуальные работы, выполненные в нетрадиционной технике изобразительной деятельности отличаются оригинальностью, красочностью, художественным вкусом. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет детям возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании разных работ.

Новизна проекта:

 Использование новых форм      

Создание новой модели   взаимодействия 

Необычность нетрадиционных техник состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Нетрадиционные техники изодеятельности

1 Кляксография с трубочкой с ниткой.

2.Монотопия предметная, пейзажная

3.Набрызг.

4.Восковые мелки – акварель.

5.Оттиск смятой бумагой.

6.Тычок жесткой полусухой кистью.

7.Рисование по сырому.

8.Черно – белый гратаж.

9.Рисование солью, крупой.

10. Коллаж — При выполнении коллажей дети используют ранее полученные навыки и умения нетрадиционных техник рисования. Пробуждается фантазия ребенка и занятие превращается в увлекательную игру. Эти занятия коллективные.
       Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно работать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.

        Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами.

        Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

  • Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом изобразительной деятельности. Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества.
  • Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.

    По словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен». 

Опыт работы показал, Нетрадиционный подход к выполнению изображения учит нестандартно мыслить.  Детей очень привлекают нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творчества

Итоговое интегрированное занятие: «Путешествие в страну Лукоморье»

Проект показал, что у детей есть огромный интерес и желание к творчеству.

Задачи, намеченные в начале проекта, полностью реализованы.

Дети стали более смелыми в выборе способов и изобразительных материалов, на таких занятиях нет слов «не умею», «не получается», есть только слова «могу» и «хочу научиться».

Наши дети участвуют в различных конкурсах художественного мастерства,  как на уровне детского сада, так и на муниципальном уровне.  Участвовали в конкурсах «Лес – душа России, душа народа», «фабрика игрушек деда Мороза»,  «Акватория земли».

Проводятся  выставки детских работ по темам: «Подарки осени», «Масленица», «Моя семья» и т.д. Детские работы используем в оформлении детского сада: холлов и групп.

   Распространение опыта

  • Обобщение опыта на уровне ДОУ
  • Работа с молодыми специалистами
  • Открытое интегрированное занятие для воспитателей ДОУ г. Тамбова «Путешествие в страну Лукоморье»
  • Приняла участие в общероссийской научно – практической конференции «Социализация детей с нарушениями  развития: опыт, проблемы, инновации» со статьей «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи»

 Вывод.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе.

  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский. Практическое использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с дошкольниками автор - Тихова Светлана Ивановна Тамбов, 2021

Слайд 4

Нетрадиционные техники в изодеятельности

Слайд 5

« Мир состоит из великого множества соединений красок и света. И тот, кто легко и точно улавливает эти соединения, счастливый человек…» К. Паустовский Рисование крупой

Слайд 6

Набрызг

Слайд 7

Рисование мятой бумагой, нитками, монотипия

Слайд 8

"В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь» Рисование салфетками, крупой, скорлупой

Слайд 9

"В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь» Рисование салфетками

Слайд 10

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. коллаж

Слайд 11

Бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.

Слайд 12

Открытый показ Путешествие в страну Лукоморье

Слайд 14

Распространение опыта

Слайд 15

Используемые источники Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1995. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. Кудейко М., Туфкрео Р. Коллекция идей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2014. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. http://img.mama.ru/uploads/static/images/ http://stranamasterov.ru/files/imagecache/ http://ds82.ru/doshkolnik/2914-.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми

В консультации представлены задачи, которые решаются в процессе приобщения детей в рисованию и предполагаемый результат практической работы. Представлено описание различных техник изобразительной деят...

«Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Описание нетрадиционной техники изодеятельности которую использую на занятиях с детьми ,немного истории возникновения и конечно работы детей.Ну и некоторые из своих работ....

«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

        Неклассические техники в практике дошкольных учреждений уже давно нашли применение. Более того, получили одобрение. И это неслучайно. Ведь неклассические техники даю...

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста".

Доклад на тему : " Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста "....

«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ при нарушении опорно-двигательного аппарата»

В статье «Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ при нарушении опорно-двигательного аппарата» представлен опыт работы учителя-дефектолога по использов...

Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР

Пути формирования речевых умений и навыков у старших дошкольников с помощью нетрадиционной техники рисования....

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

В консультации рассказано о применении нетрадиционных техник рисования в старшей речевой группе детского сада...