Дополнительная образовательная программа по изо "Художественная мастерская
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kiseleva_yu.s_programma.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗО «Художественная мастерская».

(Средняя  группы)

Составил: воспитатель Iкв.категории

Киселева Юлия Сергеевна

Санкт-Петербург

2021 г.


Содержание

I. Целевой компонент

  1. Пояснительная записка________________________________3

II.  Содержательный компонент

  1. Используемые методы_________________________________6
  2. Методическое обеспечение_____________________________9

III. Организационный компонент

  1. Организация деятельности_____________________________10
  2. Учебно-тематический план (средняя группа)_____________13
  3. Календарно-тематическое планирование (средняя группа)__14
  4. Список используемых источников_______________________35

1.Пояснительная записка

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

2.Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Кружковая работа проводится с детьми средней и старшей групп форме совместной деятельности в рамках учебно-тематического планирования. Программа составлена в соответствии с ФГОС, с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и приоритетного художественно- эстетического направления ДОУ.

Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Но практика работы с детьми подтолкнули меня к мысли, что для гармоничного развития личности необходимо иметь и правильную речь. Поэтому основной задачей в работе кружка - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.

Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.

Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Задачи кружка первого года обучения:

  1.  Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
  2.  Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
  3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.
  4. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
  5. Развитие связной речи.

Задачи кружка первого года обучения:

  1.  Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
  2.  Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
  3. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
  4. Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

  1. «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ». В совместной деятельности используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
  2. «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». Для занятий по изо.деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
  3. «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изо.деятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
  4. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
  5.  «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». Использование физ. минуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

3.Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

  • оттиск печатками из овощей;
  • тычок жесткой кистью;
  •  оттиск печатками из ластика;
  •  оттиск  поролоном;
  •  восковые мелки и акварель;
  •  свеча и акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошек;
  •  волшебные веревочки;
  • кляксография;
  •  монотипия;
  • печать по трафарету.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается  умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечами и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

4.Организация деятельности кружка.

Кружок посещают дети средней  группы. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 25 – 30 минут.

Материал:

  •  акварельные краски, гуашь;
  •  восковые и масляные мелки, свеча;
  •  ватные палочки;
  •  поролоновые печатки;
  •  коктейльные трубочки;
  •  палочки или старые стержни для процарапывания;
  •  матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  •  подставки под кисти; кисти.

Приемы и методы:

  • Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
  • Практические – упражнения, игр методы.
  • Словесные  методы – рассказы, беседы, художественное слово.педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца.показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Основные правила:

  1. Использование приема транслирования информации.
  2. Отбор тематического содержания.
  3. Главный герой рисования – ребенок.
  4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
  5. Педагог создает схематические изображения.
  6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий.
  7. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Вся деятельность строится по коммуникативному принципу:

  1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
  2. Обеспечение главных условий общения.
  3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
  4. Использование различных коммуникативных средств.

Структура:

  1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
  2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут).
  3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
  4. Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации.
  5. Словесные игры, игры – драматизации.

Формы проведения итогов реализации программы:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
  • Оформление эстетической развивающей среды в группе.

Показатели прохождения программы:

  • Узнают много об окружающем мире, т.к. занятия проходят в определенной теме.
  • Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
  • Учатся рисовать различными материалами.
  • Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
  • Развивать навыки по составлению сюжетов.
  • Дети учатся цветовосприятию.
  • Экспериментируют.
  • Развивается связная речь.
  • Учатся уважительному отношению к работам товарищей.

Преемственность:

  • сформировать умения и навыки;
  • развивать личностные качества.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даем возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даём возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.

7.Календарно –  тематический  план

средняя группа

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Ь

Методические приемы

Оборудование

Литература

Сентябрь

Сказка про краску

Познакомить со свойствами различных художественных материалов; вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом.

И

1.Рассказ педагога.

2.Худ.слово.

3.Беседа.

4.Практическая работа.

   5.Итог.

Различные виды бумаги, краски, цвет карандаши

Н.Ф. Штейнле

Стр.12

Гостинцы Осени

Закрепить понятия об основных и дополнительных цветах, создать эмоционально приподнятое настроение при решении изобразительных загадок.

1.Вступительная беседа.

2.Худ.слово.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Итог.

Различные овощи, бумага, краски.

А.В. Никитина

Стр.19

Теплая картина

Формировать умение смешивать основные цвета и получать новые. Изображать по замыслу с учетом теплого цвета.

Различать холодные и теплые цвета.

1.Игра «Хоровод красок».

2.Худ.слово.

3.Самостоятельная деятельность детей

4.Итог

бумага, краски, гуашь, кисти

Т.Н. Ветрова  стр. 39

Волшебные листья.

Печатание листьями

Формировать умение создавать рисунки путем прикладывания листьев, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность.

1.Вступительная беседа.

2.Худ.слово.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Итог.

Рисунки – образцы листья, гуашь, кисти, бумага.

А.В. Никитина

Стр. 23

октябрь

Нарисуй портрет на ложке

Рисунок из ладошки

Формировать умение обводить свою ладонь. Развивать творческую фантазию. Изображать настроение человека.

1.Рассматривание картинки с эмоциями.

2.Рассматривание ладони.

3.Худ.слово.

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Итог.

Рисунки – образцы, гуашь, кисти, бумага.

Т.Н. Ветрова

Стр. 40

Разноцветные зонты.

Печать по трафарету

Познакомить с новым методом – печатанью по трафарету. Развивать чувство ритма.

1.Загадывание загадок

2.Вступительная беседа.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Игра «Дождик»

 5.Итог.

Силуэты зонтов, краски, трафареты узоров, поролон, гуашь.

А.В. Никитина

Стр. 27

Кто спрятался?

Рисунок из ладошки

Познакомить с техникой рисования с помощью руки.

Развивать пространственное мышление, воображение, фантазию.

1. Загадывание загадок

2.Вступительная беседа.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Итог.

Бумага, краски, простые карандаши кисти

А.В. Никитина

Стр. 51

Осенний лес

Монотипия

Формировать умение  детей рисовать на одной половине бумаги, сворачивать лист бумаги пополам и получать отпечаток на второй половине предварительно смоченной водой.

1.Чтение стихотворения  

2.Беседа.

3.Подвижная игра

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Итог.

Бумага, краски, простые карандаши, кисти, поролон.

 Р.Т. Казакова

  Стр. 64

Путешест-вие по радуге

Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

1.Рассматривание картинки с эмоциями.

2.Рассматривание ладони.

3.Худ.слово.

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Итог.

Бумага, краски,

Р.Т. Казакова

Стр. 72

Ноябрь

Ежик.

Тычок сухой кистью

Познакомить с новым методом – рисование тычком. Развивать внимание, воображение.

1.Загадывание загадки.

2.Чтение рассказа Е.Чарушина «Еж».

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Физ.минутка «Еж с ежатами»

Краски, кисти, бумага, карандаши

А.В. Никитина

Стр. 33

Веселые человечки.

Волшебная веревочка

Продолжать знакомить с приемом рисования веревочками. Передавать в рисунке силуэт человека в движении.

1.Беседа.

2.Чтение рассказа В.Берестова

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Игра «Гномики – прачки»

5.Итог.

Веревочки клей, краски, кисти, бумага.

А.В. Никитина

Стр. 35

Золотая осень.

Кляксогра-фия трубочкой.

Познакомить с новым приемом рисования – кляксография трубочкой.

Совершенствовать умения в различных техниках, развивать чувство композиции.

1.Чтение стихотворения З.Федоровской «Осень»

2.Беседа.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Подвижная игра «Листья»

5.Итог.

Бумага, гуашь, кисти, трубочки.

А.В. Никитина

Стр. 89

Дымков-ская игрушка.

Оттиск печатками

Закрепить умения рисовать с помощью силуэта, украшать печатками. Развивать умения передавать колорит.

1.Чтение стихотворения

2.Показ игрушки, рассматривание.

3.Самостоятельная деятельность детей

4.Игра

5.Итог.

Силуэты, краски, кисти, печатки, образцы.

А.В. Никитина

Стр.45

декабрь

Дерево колдуньи

рисование + аппликация

Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

1.Вводная беседа.

2.Рассматривание.

3.Самостоятельная  деятельность детей.

4.Итог.

Цвет бумага, краски, бумага, клей

Р.Т. Казакова

Стр. 51

Разноцветные рыбки

Нетрадици-онное рисование + аппликация

Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность.

1.Чтение стихотворения

2.Показ игрушки.рассматривание.

3.Самостоятельная деятельность детей

4.Игра

5.Итог.

Цвет бумага, краски, бумага, клей

Р.Т. Казакова

Стр. 46

Как прекрасен этот мир

рисование + аппликация

Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.

1.Рассказ педагога.

2.Худ. Слово.

3.Беседа.

4.Практическая работа.

5.Итог.

Бумага, краски, карандаши, иллюстра-ции

Р.Т. Казакова

Стр. 81

Первый снег.

Рисование пальчиками

Формировать умение  рисовать дерево без листьев, снег изображать пальчиками, развивать инициативу, учить составлять композицию.

1.Вступительная беседа.

2.Худ.слово.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Итог.

Бумага, краски, карандаши, иллюстра-ции

А.В. Никитина

Стр. 39

Снежинки.

Воздушные фломастеры

Формировать умение   с помощью трафарета снежинок делать набрызг из фломастеров, развивать чувство композиции.

Развивать длительный плавный выдох.

1.Беседа

2.Чтение стихотворения «Снежинка»

3.Рассматривание.

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Подвижная игра «Снежинки».

6.Итог.

Бумага, трафарет, воздушные фломастеры

А.В. Никитина

Стр. 41

январь

Елочка – нарядная.

Оттиск поролоном, рисование пальчиками

 Формировать умение  рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы.

1.Чтение стихотворения.

2.Показ приемов рисования.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Пальчиковая гимнастика «Елочка»

5.Итог.

гуашь, печатки, кисти, бумага.

А.В. Никитина стр. 47

Узоры на окне.

Отрабатывать технику закрашивания. Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение.

1.Чтение стихотворения.

2.Показ приемов рисования.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Итог.

Ватман, краски, кисти.

А.В. Никитина стр. 48

Зимняя сказка

(рисование пальцами, печать по трафарету)

Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

1.Загадывание загадки.

2.Показ приемов рисования

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Итог.

Трафарет, краски

Р.Т. Казакова стр. 49

Февраль

Узоры на тарелочке

Оттиск печатками

Познакомить с колоритом городецкой росписи. Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции.

1.Показ изделий народного промысла.

2.Чтение стихотворения.

3.Объяснение.

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Игра «Карусель».

6.Итог.

Трафареты, краски Изделия городецких мастеров, бумага, гуашь, кисти.

А.В. Никитина

Стр.55

Сказочная  Жар – птица

Познакомить с народными традициями в изображении птиц, научить рисовать предметы сложной формы от общего к деталям.

1.Чтение стихотворения.

2.Показ игрушки павлина.

3.Объяснение

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Итог.

Карандаши, гуашь, кисти, иллюстрации с птицами

Н.Ф. Штейнле

Стр. 45

Волшебни-ца-зима.

Учить эстетическому восприятию природы, средствам передачи выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию.

1.Чтение отрывков из стихов.

2.Описание детьми леса.

3.Показ рисунка.

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Итог.

Бумага, гуашь, кисти, карандаши.

Н.Ф. Штейнле

Стр. 90

Черепахи.

Восковые мелки + акварель

Воспитывать эстетическое восприятие природы: учить изображать животных, развивать цветовосприятие и чувство композиции. Совершенствовать умения в техниках, учить изображать животных наиболее выразительно.

1.Чтение стихотворения «Черепаха»

2.Беседа.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Подвижная игра «Черепаха»

5.Итог.

Бумага, фломастеры, восковые мелки, акварель, кисти,

А.В. Никитина

Стр.61.

 март

Превращение ладошки

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

1.Чтение стихотворения

2.Самостоятельная деятельность детей

3.Игра

4.Итог.

Бумага, краски, кисти, карандаши.

Р.Г. Казакова

Стр. 89

Ранняя весна.

Формировать умение рисовать состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере.

1.Загадывание загадок.

2.Рассматривание картин.

3.Беседа.

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Подвижная игра «Веснянка»

6.Итог.

Бумага, краски, кисти.

А.В. Никитина

Стр 69

Ветка с первыми листьями

Оттиск печатками

Формировать умение рисовать с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить рисовать листья.

1.Показ модели ветки.

2.Чтение стихотворения.

3.Физ.минутка.

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Итог.

Бумага, краски, кисти, карандаши, печатки, ветки в вазе.

А.В. Никитина стр 71

Аквариум.

Рисунки из ладошек

Знакомство с художественными техниками. Продолжать учить детей обводить руку простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.

1.Рассматривание иллюстраций.

2.Чтение стихотворения «Где спит рыбка»

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Пальчиковая гимнастика.

5.Итог.

Карандаши, краски, кисти.

А.В. Никитина стр. 75

апрель

Грачи прилетели.

Печатка из ластика, рисование поролоном

Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования. Учить детей печатками из ластика изображать стаю птиц.

1.Загадывание загадок.

2.Показ картинок.

3.Беседа.

Самостоятельная деятельность детей.

Подвижная игра «Грачи».

Итог.

Печатки, бумага, краски, кисти.

А.В. Никитина стр 79

В гостях у народных мастеров.

Расширить эстетическое представление о мире природы на примере изделий народных мастеров. Дать графические умения и навыки о новой технике.

1.Беседа – рассказ.

2.Рассматривание росписей.

3.Показ приемов рисования.

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Итог.

Народные изделия, бумага, карандаши, краски.

Н.Ф. Штейнлестр 28

Мой маленький друг.

(техника тычка)

Формировать умение  рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Формировать умение имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Формировать умение наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

1.Чтение стихотворения

2.Показ картинку.рассматривание.

3.Самостоятельная деятельность детей

4.Игра

5.Итог.

Краски, кисти, бумага

Р.Е. Казакова стр. 75

Цветы.

Техника тычка

Продолжать формировать умение  рисоватьтычком, распределять по всему рисунку точки.

1.Чтение стихотворения

2.Показ картинку.рассматривание.

3.Самостоятельная деятельность детей

4.Игра

5.Итог.

Бумага, карандаши, краски, кисти.

А.В. Никитина

Стр. 81

май

Бабочка

Предметная монотипия

Совершенствовать умение детей в технике предметной монотипией, формировать умение соблюдать симметрию. Развивать пространственное мышление

1.Загадывание загадок.

2.Беседа.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Подвижная игра «Мотылек»

5.Итог.

Бумага, гуашь, кисти.

А.В. Никитина

Стр. 85

Подводный мир (коллективная работа)

Формировать умение обводить ладони и пальцы простым карандашом, дорисовывать детали.

1.Загадывание загадок.

2.Беседа.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Подвижная игра

5.Итог.

Рулон бумаги, картинки морского дна, краски, кисти, карандаши.

И. Н. Лыкова стр. 96

Русские матрешки

Познакомить с особенностями русской игрушки, расписывания их; развивать творчество, фантазию.

1.Беседа.

2.Рассматривание матрешек.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4Итог.

Силуэты, образцы, кисти, краски.

  Н.Ф. Штейнлестр 32

Итоговая выставка рисунков.

Рассмотреть с детьми рисунки. Рисование по замыслу.

1.Беседа.

2.Физ.минутка

3.Самостоятельная деятельность детей

4.Итог

Рисунки детей за год

ИТОГО

32 занятия

9.Список использованных источников 

  1. Г. В. Беда «Основы изобразительной грамоты». – М.,2018. – 239с.
  2. Канд. пед. наук, доц. А. Н. Вербенец, канд. пед. наук, доц. Н. А. Вершинина, канд. пед. наук, доц О. В. Горбова «Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста». СПб.  Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2016.
  3. В. Г. Власов «Иллюстрированный художественный словарь». – Санкт-Петербург, 2016. – 272с.
  4. Под редакцией М. А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду». – М., 2017. – 205с.
  5. Н. В. Дубровская «Яркие ладошки. Рабочая тетрадь», СПб, 2004 – 22с.  
  6. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество». – М., 2018. – 119с.
  7. Т. А. Копцева «Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольников образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов». – М., 2016. – 208с.
  8.  Под редакцией Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование». – М., 2005. – 128с.
  9.  И. А. Лыкова «Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников». - М.:  Издательский дом «КАРАПУЗ»,2019. – 144с.
  10.  И. А. Лыкова, Н.Е. Васюкова «Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература». СКАЗКА,- М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2019. – 144с.
  11.  В. С. Мухина «Детская психология». – М., 2015. – 270с.
  12.  В. С. Мухина «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта». – М., 2001. – 240с.
  13.  Р. С. Немов «Психология». –  М., 2018. – 688с.
  14.  Е. И. Николаева «Психология детского творчества». СПб. Речь, 2016. – 220с.
  15.  С. В. Погодина «Теория и методика развития детского изобразительного творчества». М.: Издательский  центр «Академия» 2020 .– 352 с.
  16.  Н. М. Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». – М., 2017. – 365с.
  17.  К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». – М., 2019. – 62с.
  18.  А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки». – Ярославль, 2016. – 96с.
  19.  Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». – М.,2002. – 176с
  20.  М.  Скотт «Рисунки и эскизы». – М.: АРТ – РОДНИК, 2009.
  21.  Дж. Стразер «Цветные карандаши». – М.: АРТ – РОДНИК, 2009.
  22.  С. М. Вайнерман, А. С. Большев, Ю. Р. Силкин, Ю. А. Лебедев, Л. В. Филиппова «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях изобразительному искусству». – «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001. – 74с.
  23.  Т. Н. Доронова «Обучаем детей изобразительной деятельности». – М.: Школьная пресса, 2005.
  24.  Н. М. Сокольников «Рисунок». – М.: Долотея, 1996. – 284 с.
  25.  В. М. Иванушкина «Особенности графики, как вида искусства. Техника рисунка». – М.: Просвещение, 1998.
  26.  http://www.bibliotekar.ru/isk/4.htm
  27.  prepodavanie.narod.ru
  28.   nsportal.ru
  29.  adalin.mospsy.ru
  30.  mistergid.ru

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Творческая мастерская"

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она –...

Программа дополнительного образования "Творческая мастерская""

Программа «Творческая мастерская» предназначена для работы с детьми от 2 до 6 лет. Она способствует развитию познавательных процессов детей, в особенности  творческого мышления и воображени...

Программа дополнительного образования кружок "Мастерская чудес" (средняя группа)

Данная программа разработана для детей 4-5 лет. Праграмма вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изо...

Программа дополнительного образования «Творческая мастерская».

Нетрадиционные приемы рисования и изготовление поделок из самых разнообразных материалов....

Дополнительная образовательная программа " Мастерская чудес"

перспективный план, нетрадиционные техники рисования....

Дополнительная общеразвивающая программа " Мастерская гномика"

Программа по худоественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...