Мастер-класс "Урало-Сибирская роспись"
материал по рисованию (старшая группа)

Шепелина Мария Валерьевна

Урало - сибирская роспись – одна из интересных народных росписей. Из поколения в поколение передаются не просто приёмы ремесла, а мировоззрение народа, его духовная культура. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_uralo-sibirskaya_rospis.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Омской области Любинского района

«Любинский детский сад №3»

Мастер-класс для педагогов

«Урало-сибирская роспись»

                                                                

Выполнила:

                                                                воспитатель Шепелина М.В.

р.п. Любинский, 2022

Педагог: В краю чудес

             В краю Сибирском

             Немало дива для гостей

             А нам здесь довелось родиться,

             И всю Сибирь считать своей.

Педагог: Сегодня мы познакомимся с вами с интересным видом росписи,

которая не так распространена в народных промыслах, как хохлома         или гжель, но продолжает жить и до сегодняшнего дня в северных районах Омской области. Умельцы-красильщики еще в 17 веке делали красочным интерьер домов, предметы быта и посуду. На протяжении веков наш край славился мастерами-умельцами, которые давали возможность общения с Урало-сибирской росписью, формируя нравственные чувства у ребенка, активный словарь, развитие воображения, гармоничное развитие личности. Овладение детьми основными способами Урало-сибирской росписи формирует у дошкольников представление о народных художественных промыслах, как составной частью материальной и духовной культурой России, наполняет душу красотой, теплотой и уютом.

В начале работы дети путали хохломскую роспись с урало-сибирской, потому что многие элементы были похожими: травка, ягодки, разживка. Но со временем дети научились видеть, что в урало-сибирской росписи белила находятся на внешнем крае мазка или по контуру мотива.

Педагог: Но в правильном названии Урало-сибирской росписи не хватает

        одного слова. Я расскажу вам сказку, а вы догадайтесь какого слова?

Сказка:

Жил в наших краях старик и звали его Еремей. Домишко у него хоть и крепкий был, да темный, мрачный, не уютный. Плохо в нем жилось Еремею, нечисть всякая его замучила. Терпел, терпел Еремей, да вон из дому и убежал. Долго бродил по лесу, вдруг видит, стоит неподалеку о него человек, росту небольшого.

- Ты кто? – спрашивает Еремей. Я – домовой – отвечает человек, жду, кто к себе домой позовет. Ну, мужик его с собой в дом и взял. Подошли к дому и слышат будто дом ходуном ходит. Домовой хитер был, расстегнул жилетку, а от туда голуби полетели и помогли выгнать всю нечисть. А когда присвистнул, по стенам вьюны да цветы красивые полезли. Утром проснулся Еремей и избу свою не узнал: все стены, углы и простенки, потолки да двери узорами изукрашены. С тех пор домовой и дед Еремей вместе стали жить.

Педагог: Уважаемые коллеги, какого слова не хватает в названии Урало-сибирской росписи?

Педагог: Правильно! Урало-сибирская домовая роспись.

Педагог: Все элементы Урало-сибирской росписи имели свою семантику.

Педагог: Уважаемые участники мастер – класса я предлагаю вам стать мастерами по Урало – сибирской домовой росписи.

Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся с использованием нетрадиционной техники в Урало – сибирской домовой росписи - пальцеграфии. Эта техника выбрана мной не случайно. Для современных детей недостаточно стандартного набора техник и изобразительного материала. Такая нетрадиционная техника как пальцеграфия в декоративном рисовании даёт детям ощущение новизны в творческом процессе, является для ребёнка экспериментированием.

Для работы нам понадобится:

- гуашевые краски;

- палитра;

- баночка с водой для прополаскивания пальца;

- салфетка, для осушения пальцев;

- простой карандаш;

- кисть №3.

  1. Можно использовать белую или мелованную цветную бумагу, самим затонировать в любой цвет и покрыть клеем ПВА для создания защитного слоя, чтобы палец хорошо скользил. Я буду использовать картон серый с гладкой поверхностью.
  2. Я взяла готовую заготовку разделочной доски и покажу вам, как украсить ее Урало-сибирской росписью. У меня на столе лежит схема. Схема – упрощенное изображение элементов Урало-сибирской росписи. Крупные круги – цветок. Поменьше – тоже цветок, а совсем маленькие кружки – ягодки. Между ними располагается элемент листочков. Он представляет собой кружочек с черточкой. Берем карандаш и составляем композицию.
  3. В центре у нас будет крупный кружок – розан. Слева два кружочка – цветочки маленькие, справа тоже цветочки. Они находятся симметрично. Вверху, справа, слева я нарисую листочки (рисую). Справа у меня будут ягодки – маленькие кружочки, слева тоже самое. Между ними я нарисую листочки – это кружочки с черточками. Схема готова.
  4. (Показываю). В Урало-сибирской домовой росписи главный элемент – ягодка (показываю), затем цветы: з-х лепестковый цветок незабудки, шиповник, дикой розы, розан.
  5. (Показываю). Листочки – простые, сложные, напоминающие лист-перышко, похожие на виноград.

Сейчас мы перейдем к украшению нашей утвари. Передо мной разделочная доска и начнем рисовать первый цветок.

  1. Элемент крупный, поэтому буду рисовать по кругу. Я беру белый цвет на кончик пальца, а красный на подушечку и плавным поворотом пальца я рисую ягодку. Шаблон можно поворачивать. Мы закончили первый круг, начинаем заводить второй круг между элементами. Это древний обычай рисования, он бытовал во многих росписях. Последний заключительный элемент я нарисую в центре, это будет сердцевина. У нас получился красивый розан.
  2. Теперь мне потребуется две краски: белая и синяя. Я буду рисовать маленькие цветочки – незабудки, которые можно и сегодня встретить в природе. Мне потребуется белый моделирующий цвет и синий. Рисуем подушечкой пальчика, и именно подушечкой пальчика, в ином случае у нас получатся баранки и колечки. Я ополаскиваю пальцы и вытираю салфеткой.
  3. Далее рисую ягоды. Набираю белый и красный цвет, также на подушечку указательного пальца.
  4. Для того, чтобы мои пальчики отдохнули, я сделаю пальчиковую гимнастику.

Наши алые цветки

Распускают лепестки

Ветерок чуть дышит

Лепестки калышит

Наши алые цветки

Закрывают лепестки

  1. Теперь рисую листочки, на палец набираю белый цвет и зеленый. У меня получается сложный листочек, потому что мазки плотно прижаты друг к другу. Я повторю, что все элементы росписи выводятся симметрично.
  2. Между ягодками я нарисую простой березовый листочек. В основу листочка входит ягодка, а в конце выводится вытянутый хвостик.
  3. Сейчас мы будем оживлять узор, рисовать оживки или еще их называют приписками. Я возьму черную краску, но можно брать и белую и круглую кисточку. Краску выкладывать не надо, берем ее из баночки. Держу кисточку таким образом: за железный наконечник кисточки берусь тремя пальчиками, в основу входит каплевидный мазок, получается капелька,  чтобы рисовать приписки, примакиваю и вытягиваю хвостик. Вы можете самостоятельно оживлять узор, как на вытянутые узоры, так и в середине розана. Приписки и травки играют подчиненную роль, но, все же объединяют мотивы в компактные букеты или плотную веточку, венок, гирлянду.

То есть главное отличие Урало-сибирской домовой росписи, что белила находятся на внешнем крае мазка или по контуру мотива, благодаря чему получается живописный переход от разбеленного цветка к белому контуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роспись по соли (практическое занятие)

Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами, т.е гуашью по материалу; разным способам создания фона для изображаемой картины; продолжать формировать умение свободно владеть кистью; с...

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Конспект непосредственно образовательной деятельности совместно с воспитателем по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Волшебная роспись» (Хохломская роспись)

Цель: увлечь детей историей хохломской росписи.1)    Предшествующая работа:·        Рассматривание изделий, расписанных хохломой;·...

Мастер-класс "Городецкая роспись" (роспись разделочной доски)

Расписанные городецкой росписью разделочные доски смотрятся очень эффектно. Я расписала доску для украшения уголка искусств в группе. Вот, что у меня получилось.Городецкую роспись можно разделить на т...

«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»

Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...