Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию: « Хохлома»
методическая разработка по рисованию

Муртазаева Сабина Абдулмеджидовна

Методическая разработка

по художественно-эстетическому развитию:

« Хохлома»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_hud-estet_razvitiyu_hohloma.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Кировского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

по художественно-эстетическому развитию:

« Хохлома»

Составил:

Муртазаева С.А., воспитатель

Санкт-Петербург

2022

«Народная хохлома».

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.

Программные задачи:

  • Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.
  • Учить детей новой композиции хохломского узора.
  • Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи:  ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.

•   Учить,  самостоятельно выбирать колорит росписи.

  • Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать элементы росписи на заданной площади.
  • Развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
  • Учить детей оценивать свои работы и работы товарищей.
  • Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Демонстрационный материал:

Хохломские изделия;.аудиозапись русской народной музыки; видеоклип «Золотая хохлома» в исполнении М. Пахоменко; плакат «Элементы хохломской росписи»; ложки с хохломским узором, бумажная тарелка с изображением хохломской росписи;

Раздаточный материал:

Тонированные бумажные тарелки, гуашь, кисти, банки с водой, салфетки, печатки-тычки;

Словарная работа:  кудрина, завитки, травка.

Предварительная работа:

  • Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.
  • Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства «Хохлома».
  • Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.

Ход нод: 

Воспитатель тихим и в то же время торжественным голосом:  

- Сегодня день у нас особый,  я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок. Закройте глаза, а на счёт пять откройте (Дети закрывают глаза, и считают).

Звучит тихая народная мелодия.

- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!

В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.

Дети рассматривают выставку. воспитатель рассказывает про удивительное хохломское художество (сначала историю, затем про рисунок)

   Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и, главное, трава. «Травка» - черно-красная трава по золотистому фону - считается классической для хохломского художника. Как же его правильно рисовать? На кончик кисти берем немного краски и ведем линию сверху вниз, но она не прямая, а слегка изогнута, как бы колышется от ветра.   Другой традиционный узор получил название «Кудрины» (от слова «Кудри» - вьющиеся волосы). Это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

«Завитки» - рисуются плавным, неотрывным концом кисти с легким нажимом в середине элемента.

«Листочек» - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

«Ягодки» - для рисования ягод бруснички, смородинки и рябинки, используют печатку-тычок (ватную палочку), чтобы ягода была вся ровная, круглая, аккуратная. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды "разживляют" желтым цветом.  (Все элементы узора дети прорисовывают в воздухе)

Ребята, посмотрите, у меня тоже есть тарелочка. (Показать тарелку с узором)

стихи о хохломе.

Ложки наши для щей и каши

Не бьются, не ломаются.

Никакой порче не подвергаются

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют – хохломой.

Каким узором украшена тарелка?

- Как вы узнали, что хохломским?

- Посмотрите, по краю тарелки нарисована линия. Это кайма.

- Из чего состоит узор на тарелке? (Из ветки с ягодами, листками, завитков и травки).

- Какая ветка? (Изогнутая).

- Как расположены на ветке ягоды и листики?

- Где расположены завитки и травка?

- Назовите цвета, которыми нарисованы элементы узора.

- Порядок рисования элементов узора таков: по краю изделия рисуют кайму, затем в центре тарелки слегка изогнутую ветку; на ней изображают ягоды, листья (по три) затем на всех свободных местах на ветке изображают завитки и тоненькую изогнутую травку.

- В каком порядке следует рисовать элементы узора?

Что ж, ребята, предлагаю вам сейчас превратится в хохломских мастеров.  Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Вы сейчас подумайте, как вы будете расписывать, какой узор появится на ваших тарелках,  проходите и садитесь. Как на Руси водится — вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

Самостоятельная деятельность детей, под тихую народную мелодию

Анализ работ.

 - Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.

- Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Область: «Художественно – эстетическое развитие» рисование.

Тема: «Маша в гостях у детей» Цель: дать полное представление детям младшей группы о Правилах дорожного движения....

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию во II младшей группе на тему «Дед Мороз пришел к нам в гости».

Учить детей создавать выразительный образ снеговичка из предметов круглой формы посредством увлекательной истории....

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Путешествие в мир прекрасного»

Данная методическая разработка представляет собой три занятия направленные на развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребнос...

Методическая разработка по художественному-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

Данный материал будет интересен педагогам,родителям,воспитателям...

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию:"Золотая хохлома"

Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании; воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. ...