Конспект НОД "Дымковская игрушка"
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Миклина Марина Андреевна

Цель: создать условия для обобщения знаний об особенностях создания дымковской игрушке и ее росписи.

 

Задачи:

§  Рассказать об особенностях возниконовения дымковской игрушки;

§  Закреплять знания детей о цветопередачи в дымковской росписи и особенностях ее орнамента;

Развитие творческих способностей детей и умения самостоятельно выбирать из предложенного цветовую гамму и составлять ритмически верный рисунок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_dymkovskoy_igrushki.docx70.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по рисованию  (декоративно-прикладное творчество)

Конспект непрерывной образовательной деятельности  

(старшая группа)

Подготовила: воспитатель Миклина М.А..E:\детский сад\ИСТОКИ\дымка\игрушки\тьбь.jpg

Цель: создать условия для обобщения знаний об особенностях создания дымковской игрушке и ее росписи.

Задачи:

  • Рассказать об особенностях возниконовения дымковской игрушки;
  • Закреплять знания детей о цветопередачи в дымковской росписи и особенностях ее орнамента;
  • Развитие творческих способностей детей и умения самостоятельно выбирать из предложенного цветовую гамму и составлять ритмически верный рисунок.

Демонстративный материал: коробка с белыми дымковскими игрушками, плакаты и изображения села Дымково, работы мастеров, ярмарки, репродукции готовых дымковских игрушек, письмо от дымковских мастеров.

Раздаточный материал: конверты с геометрическими фигурами и линиями(красного, желтого, зеленого, голубого цветов), конверты с разрезными картинками дымковской игрушки, белая дымковская игрушка для росписи, баночка с водой, тонкая кисть, гуашь красного, зеленого, желтого и голубого цветов, салфетка.  

Воспитатель достает коробку и сообщает.

Воспитатель: Ребята сегодня мои знакомые из села Дымково прислали нам подарок. Кто знает, чем знаменито село Дымково? (ответы детей) Правильно, в большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.  Дымковская игрушка очень яркая и красочная (воспитатель демонстрирует нарисованные образцы), особенностью дымковской игрушки является простой геометрический узор – орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины.

Воспитатель. Давайте посмотрим, что же в этой коробке. Достает из коробки макеты белых нераскрашенных дымковских игрушек (барышня, рыбка, конь, уточка). Странно, дымковские игрушки такие яркие и цветные, а эти просто белые. Посмотрите, тут еще письмо.

«Дорогие ребята, нам очень нужна ваша помощь, в нашей деревне закончились краски, а скоро состоится весенняя ярмарка игрушек. Помогите, пожалуйста, нам раскрасить наши знаменитые дымковские игрушки. А чтобы узнать, каким образом нужно расписать их мы высылаем вам игры подсказки».

Воспитатель: Поможем расписать игрушки дымковским мастерам? Но для начала надо вспомнить узоры.

Достает первый конверт. В нем геометрические фигуры и стихотворения об игрушке.

Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой —
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной
.

Воспитатель: В стихотворении нам дана подсказка об основных цветах, присущих дымковской игрушке. (читает еще раз стихотворение) Какие это цвета, ребята? (ответы детей)

 Знает промысел народный

Вся страна и целый мир,

Украшают их полоски,

Клетки, точки и круги.

 

Воспитатель: В данном четверостишии прозвучала следующая подсказка. С помощью каких элементов украшалась дымковская игрушка? (воспитатель еще раз читает стихотворение; ответы детей). Данные элементы в дымковской росписи являются символами плодородной земли - пашни, воды и солнышка.

 

 В следующем конверте лежат геометрические фигуры (большие и маленькие круги: красного, желтого, зеленого и голубого цвета, линии разной длинны и цвета) – комплект фигур и линий выдается на каждого ребенка.

 Воспитатель: Ребята давайте составим из данных геометрических фигур разные варианты дымковского узора. (дети выкладывают свои варианты узора на столах, воспитатель при необходимости помогает и корректирует).

Воспитатель: а вот и последнее  задание, свои узоры мы попробовали составить, а теперь посмотрим, как же расписывали мастера свои игрушки, но чтобы это увидеть, необходимо собрать картинку из частей. (разрезная картинка выдается каждому ребенку, ребята собирают картинку).

 Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что за игрушки у вас получились, и какие основные элементы использовались при ее росписи, какого они были цвета (ответы детей).

Воспитатель: Вот и вспомнили мы какие узоры и цвета используются в дымковской росписи, предлагаю поиграть.

Физминутка

Посмотри как хороша, (медленно разводят руки в стороны)

Эта девица-душа (пружинка):

Щечки алые горят (показывают руками на щеки),

Удивительный наряд (наклоняются вниз, показывая руками наряд),

Сидит кокошник горделиво (сводят руки над головой треугольником),

Барышня так красива (ровно выпрямляют спинку, лопатки сводят).

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

(кружатся на носочках и тихонько садятся на свои места)

Воспитатель: Давайте еще раз вспомним какие элементы и цвета нам пригодятся при росписи дымковской игрушки? (ответы детей) Вы большие молодцы, все верно назвали. Так давайте же поможем дымковским мастерам и раскрасим белые игрушки для ярмарки. (дети приступают к росписи белых заготовок дымковских игрушек).

Во время работы воспитатель ходит между детьми и при необходимости оказывает помощь.

По итогам работы, воспитатель оформляет выставку и совместно с детьми радуется разнообразию игрушек, интересной передаче дымковского узора ребят и яркости насыщенности цветов.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект "Народная игрушка глазами детей"

конспект открытого интегрированного занятия  для детей старшего возраста....

Конспект "Новогодние игрушки"

Конспект "Новогодние игрушки"...

Конспект занятия "Игрушки"

Конспект занятия на тему: "Игрушки" для детей старшего возраста...

Конспект «Любимые игрушки». А. Барто.

Чтение и заучивание стихотворений Барто....

Конспект НОД "Игрушки вокруг нас"

Конспект НОД  "Игрушки вокруг нас"...

конспект занятия "Игрушки"

конспект занятия по речевому развитию в соответствии с ФГОС....