Проект "Чудо дымка"
проект по рисованию

шмидт наталья валерьевна

Проект "Чудо дымка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chudo_dymka_-_kopiya.doc375.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 68 «РОМАШКА»

Номинация: «Лучший творческий проект»

Проект по теме:

«Чудо Дымка»

 

Автор проекта:

Филиппова Александра

Руководитель проекта:

воспитатель

Шмидт Наталья Валерьевна

г. Нижневартовск, 2019

Аннотация.

Чудо – всем на удивленье:

Расписные медвежата,

Барыни, коньки, утята,

Расписные даже хрюшки –

Царство дымковской игрушки!

Согласно ФГОС ДО, художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей».

Актуальность проекта

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

         Дымковская игрушка - русская игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Она не только украшает интерьер группы, но и помогает воспитывать в детях любовь к народному творчеству, развивает чувство цвета и формы. Человек является частью природы, так как декоративно - прикладное искусство по своим мотивам близко к природе, русским народным праздникам. Ведь великие художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Следовательно, у детей воспитываются и патриотические качества.

История народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развивать интерес детей к традициям и истории русского народа.

Практическая значимость проекта:

Проект направлен на установление новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами и может быть использован при ознакомлении детей с особенностями декоративно-прикладного искусства.

В результате проекта совместно с ребенком будет изготовлена поделка в стиле дымковской игрушке «Барашек», создан Лэпбук «Дымковская игрушка». 

Паспорт проекта

Тема проекта

«Чудо Дымки»

Образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

Цель

Изготовление поделки в стиле дымковской игрушке. 

Задачи

  1. Познакомить с историей дымковской игрушки.
  2. Дать представления об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.
  3. Изготовление из глины и роспись игрушки.
  4. Создание Лепбука.

Сроки реализации

Средней продолжительности – два месяца

Конечный результат (продукт)

Совместно с ребенком будет изготовлена поделка в стиле дымковской игрушки «Барашек», создан Лэпбук «Дымковская игрушка».

План работы.

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Первый этап - подготовительно – мотивационный этап

Проблемная ситуация.  

Постановка вопросов для активизации деятельности ребенка.

Второй этап - основной проблемно –   деятельностный этап.

1.Изучение информации об истории возникновении игрушки:

-поиск информации о происхождении дымковской игрушки;

-знакомство с узорами росписи игрушки;

2.Взаимодействие с родителями:

- беседа "История народной (дымковской) игрушки";

-чтение стихотворений о дымковских игрушках;

-изготовление игрушки, ее роспись.

3.Взаимодействие с воспитателем:

-проведение опроса детей группы «Какие игрушки дымковской росписи вы знаете?»;

-оформление выставки в группе «Дымковская игрушка»;

-дидактические игры;

-изготовление плоскостных силуэтов дымковских игрушек;

- изготовление Лэпбука,

-выставка рисунок «Дымковская игрушка»;

- оформление полочки красоты;

-подбор литературы о народном промысле "дымка", иллюстраций и поделок (дымковских изделий).

Третий этап – итоговый этап.

Познавательный вечер для детей группы «Чудо Дымка» (выставка игрушек).

Презентация Лепбука «Дымковская игрушка»

Описание работы.

  1. Подготовительно – мотивационный этап.

Однажды когда Саша помогала маме в уборке квартиры, на самой дальней полке шкафа увидела старинные игрушки. Особенно ей понравился расписной барашек. Он был из глины и красиво раскрашен. Саше очень захотелось узнать, что это за игрушка, и можно ли самой сделать.

Вопросы для активизации детской деятельности:

  • Где и у кого можно узнать об истории «Дымковской игрушки»?
  • Какие виды дымковской игрушки существуют?
  • Какими основными узорами расписывали дымковскую игрушку?
  • Как изготовить дымковскую игрушку дома?

Ребенок определяет способы поиска ответов на поставленные вопросы:

  • спросить у взрослых;
  • поискать информацию в интернете, детских энциклопедиях и пр.

2. Основной проблемно –   деятельностный этап.

       Придя в детский сад, Саша показала игрушку детям и воспитателю. Саша спросила у воспитателя, как называется эта игрушка.

Воспитатель объяснила, что это дымковская игрушка. Когда-то, очень давно, дети играли именно ими. Сейчас они служат для украшения.

Уходя домой, воспитатель предложила Саше дома поискать информацию о дымковской игрушке вместе с мамой.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:

Вместе с мамой дома, Саша рассмотрела виды Дымковской игрушки. Среди самых известных образов: Индюк, Барыня, Барашек, Лошадка.

 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВОСПИТАТЕЛЕМ:

Вместе с воспитателем просмотрели познавательный фильм про дымковскую игрушку и обсудили его содержание.

        

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

В детском саду Саша вместе с педагогом по ИЗО рассмотрели основные узоры росписи дымковской игрушки. Саша узнала, что традиционными цветами являются: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках. Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Для росписи мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий. Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШКИ:

Вместе с мамой Саша изготовила игрушку из глины и раскрасила ее в стиле Дымки:

- подготовка глины к лепке;

                 

- изготовление игрушки из глины (сушка);

- раскрашивание готового изделия (игрушки).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ

Саша провела опрос детей группы на тему: «Какие игрушки дымковской росписи вы знаете?» и поиграли в игру домино «Узоры дымковской игрушки».

                   

                                             

Саша вместе с воспитателем оформила в группе выставку «Дымковская игрушка».

           

Всю информацию, которую Саша находила, воспитатель предложила разместить в мини - книжку, которая называется Лэпбук.

                         

3. Итоговый этап. 

         В итоге реализации проекта, Саша вместе с родителями изготовила из глины дымковскую игрушку «Барашка» и ее расписала. Вместе с воспитателем оформила   Лэпбук «Дымковская игрушка».

Для детей группы был проведен познавательный вечер «Дымкам это чудо» с выставкой игрушек, где Саша рассказала, что интересного она узнала об истории игрушки, их особенностях, об основных узорах.  А также показал детям, как можно использовать Лэпбук.

Конечный результат

В результате работы над проектом у ребенка появился творческий познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству.  Саша узнала, откуда появились дымковские игрушки, как ее можно изготовить из глины и расписать красками в домашних условиях, как с помощью Лепбука собрать полученную информацию.

У ребёнка появилось желание проявлять творческую активность, наблюдательность, поисковую деятельность.  

VI.Список используемых ресурсов.

  1. Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007
  2. Менчикова Н. Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность. Киров, изд. «О-краткое», 2010
  3. Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.
  4.  Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель,  2010

Интернет ресурсы:  

http://www.1-kvazar.ru/u_dymka.htm

http://dimkovo.ru/

  


Приложение 1.  

Истоки дымковской игрушки

    Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек.

 Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится из глины, обжигается в печи и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото. Изображаются животные, всадники (обычно свистульки), дамы в кринолинах, кавалеры, сказочные персонажи, бытовые сценки.

     Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой, ясной пластической         формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментной росписью по белому фону. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, веселых каруселях – продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства, бережно сохраняется архаика древних образцов. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре.

      Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке, Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.

Приложение 2

Технология изготовления игрушки

-Для производства Дымковской игрушки используется глина, тщательно перемешанная с водой. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки.  

-Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.

Приложение 3

Индюк.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

И напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная – индюк!

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы:

Расписные сани,

Медведь с гармошкой,

Солдат с усами.

Козел – золотые рожки

Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

Весёлая Дымка

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Возле Вятки самой Дымково-посёлок,

Окаймлён лесами уголок весёлый.

Лет ему за двести,

Триста ль миновало?

Собирались вместе мужики, бывало.

А управясь дома, бабы приходили,

С удалью знакомой пляски заводили.

Праздник отмечали –

Пели, не скучали…

Как-то вятичи-дружки

Сели в праздник у реки.

Под руками глина –

Слой на три аршина.

Стали шарики катать,

Как снежки, бывало…

Глину щупать, глину мять –

Жирная, как сало!

В Дымкове, за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка –

Распушѐнные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу –

Сразу стало веселей.

Мастера и мастерицы

Живут в Дымкове – селе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект Чудо - ремесло "Дымка "

Данный проект предусматривает работу педагогов по реализации программных задач по декоративно -прикладному искусству. По количеству участников проект носит коллективный характер. Продолжительнос...

Презентация к практико-ориентированному проекту Чудо - ремесло "Дымка "

данный материал является презентацией к практико-ориентированному проекту Чудо - ремесло "Дымка "...

Совместная деятельность с детьми средней группы по рисованию «В гостях у дымки»

Цели: 1.     Познакомить детей с русской народной росписью дымковских мастеров, с её характерными особенностями, приёмами росписи.2.     Учить детей ...

НОД по теме "В гостях у "Дымки"

Тема: в гостях у «Дымки»Программное содержание образовательной деятельности:«Познание»:- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народном...

Весёлая "Дымка".

История дымковского промысла....

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками на неделю в средней группе. «Народно-прикладное искусство- Дымка. Филимоновская игрушка».

В данном материале представлены 7 образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", "Физическая культура", "Социализация", "Чтение художественной литературы", "Труд". ...