Ниткография.
материал по рисованию (подготовительная группа)

Мария Александровна Никитина

Цель мастер-класса: знакомство педагогов с нетрадиционной техникой рисования -ниткографией.

Задачи: 

  • раскрыть понятие "ниткография" и способы ее использования в ДОУ;
  • определить значение использования ниткографии в развитии дошкольников;
  • провести практическую часть для педагогов с применением основных простейших способов ниткографии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_17.02.2021.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Использование мнемотехник в сюжетно ролевых играх для детей с ОВЗ

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

 Сюжетно-ролевой игра охватывает практически все сферы жизни, потому посредством именно такой игровой деятельности ребёнок способен всецело овладеть тонкостями взаимоотношений со сверстниками.

Игра это наиболее доступный вид деятельности, с помощью которой ребенок изучает окружающий мир. Активность ребенка, его желание общаться, узнавать что-то новое о товарищах проявляется в игре. В сюжетно-ролевой игре ребенок чувствует себя свободным, потому что он сам решает, как ему действовать и что говорить. В свою же очередь, именно в сюжетно-ролевой игре, ребеноку с ОВЗ легче вступить в реальные отношения с другими детьми, установив с ними сложные ролевые отношения.

Благодаря сюжетно-ролевой игре у ребенка развиваются такие качества как:
1. Воображение, творческие способности, образное мышление. Это обусловлено тем, что сюжетно-ролевой игре ребенок сам воссоздает интересные ему ситуации из различных сфер жизни благодаря условным действиям: манипуляции с игрушкой, которая замещает настоящий предмет; воображаемые и речевые действия, которые совершаются в уме.
2. Благодаря игре происходит развитие личности ребенка. В игре ребенок берет на себя различные роли, воссоздает действия героев, перенимает их чувства, сочувствует им и вследствие чего научается разбираться в отношениях людей.
3. Благодаря сюжетно-ролевой игре у ребенка развивается навык взаимодействия с окружающими: проигрывая в игре роль взрослого, ребенок учится понимать правила таких взаимодействий; во время взаимодействия со сверстниками, ребенок учится понимать желания другого и прислушиваться к ним, учится объяснять свои действия.

Но детям с овз за частую требуеться помощь даже в такой казалось бы простой деятельности как игра. Работая с детьми с ОВЗ постоянно ищим новые способы и методы работы, для достяжения положительных результатов.  Для многих детей с ОВЗ визуальный канал восприятия информации является ведущим. Зрительно представленная информация обрабатывается и сохраняется человеком проще и успешнее, чем информация, полученная на слух. Исследования показывают, что использование визуальной поддержки для людей с ОВЗ (РАС) относится к стратегиям с доказанной эффективностью.

 При работе с детьми с  ОВЗ, вполне обоснованно использование творческих методик, технологий, одной из такой методик является мнемотехника. В своей группе мы уже давно практикуем использования визуальных подсказок для детей в разных областях деятельности. Используем ( визуальное расписание, визуальные дорожки, алгоритмы какого- то одного действия.) и так как уже выше было сказанно детям тяжело включаться в совместную деятельность, появилась идея использования мнемотехник, мнемодорожек как визуальные подсказки при освоении сюжетно ролевых игр. Визуальные подсказки помагают - развивать .

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающее эффективное запоминание, сохранение и воспроизведения информации.

В работе с детьми с ОВЗ мнемотехника помогает развивать

зрительную и слуховую память

воображение

ассоциативное мышление.

 Цель обучения:

развитие связной речи

развитие мелкой моторики рук

преобразование абстрактных символов в образы.

Перед применением этой техники( метода) идет большая предварительная работа (педагога и детей): подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей; обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества; подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты; выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей.

Применение таких методов состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сюжета с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Вот пример разбора игры «Больница» с применением визуальных подсказок, предварительно напоминая, кто может там работать. Перед детьми раскладываются карточки с изображением роли (мама, папа, заболевший ребенок, пациент, педиатр, мед. сестра и т.д.) .В соответствии с выбранной ролью воспитатель, вместе с детьми вспоминает кто и как работает в больнице врач - принимает пациента, выслушивает, осматривает, назначает лечение; процедурная  медицинская сестра -  выполняет назначения врача, делает уколы, обрабатывает раны, моет инструменты,пациенты расказывают на что жалобы, слушает врача и выполняет назночение, можно по желанию выбрать себе "детей", которые заболели (куклы, игрушки-зверюшки).

Мнемотехника развивает у детей выдумку, фантазию, умение представить себя на месте другого. ЕЕ использование в группе с детьми с ОВЗ и РАС в сюж-рол играх  позволяет:

Расширить круг знаний об окружающем мире.

Активизировать словарный запас.

Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно, держаться перед аудиторией.

Использование данной технологии в работе с детьми с ОВЗ в игровой деятельности дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития. Необходимо подчеркнуть, что мнемотехниками не ограничивается вся работа по развитию связной речи и коммуникации у детей. Это – прежде всего как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц и визуальных подсказок позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Список используемой литературы:

  1. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина Как преодолеть трудности в обучении детей. М. :Издательство «Ось -89, 2006-272с (Практическая психология).
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011.
  3. Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 52-53.
  4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание.1990. — №10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие. Ниткография "Солнечная система"

Мною было разработано и проведено занятие, которое очень понравилось детям, а его результат впечатлил взрослых....

Бисероплетение, ниткография, Sand-art

показать родителям способы развития мелкой моторики руки у старших дошкольников с ОНР с помощью шнурка (нити), бисера, песка. Значение этих техник для развития ребёнка и речи....

Занятие по рисованию методом ниткографии "Осень"

Занятие по рисованию методом ниткографии, сочетающее в себе элементы арттерапии....

Презентация "Ниткография"

Выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити....

Ниткография «Забавные превращения веревочки» (дополнительное образование детей 5-7 лет)

В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски), лепка, работа с ножницами, которая требует точности движений...

Ниткография

Аппликация из ниток...

Конспект НОД по реализации ОО "Художественное творчество" рисование "Сапожки для Весны" (техника "Ниткография")

Конспект НОД по реализации ОО "Художественное творчество" рисование "Сапожки для Весны" (техника "Ниткография")...