Конспект НОД по рисованию в средней группе на тему: «Укрась чашечку».(гжель)
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Каргина Виктория Борисовна

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие основ художественной культуры через народное декоративное - прикладное творчество.

Задачи: • - Расширять знания детей об истории гжельского промысла. - Приобщать к истокам русской народной культуры

. • Познакомить детей с гжельской росписью, ее элементами, колоритом. - Воспитывать аккуратность в работе.

• - Формировать умение видеть красоту предметов повседневного обихода. - Воспитывать уважение к народному творчеству

 Материал: акварель белая и голубая. Кисточка, вода, салфетки, , трафареты посуды (кружка), иллюстрации изделий гжельских мастеров.

Методы и приемы: Чтение стихотворений, прием в форме вопросов и ответов; рассматривание гжельской посуды; роспись детьми моделей гжельской посуды.

Ход НОД.

Дети сидят полукругом на стульчиках

. Воспитатель: - Ребята сегодня, я расскажу вам не сказку, а быль. Давным-давно это было. В российском государстве была старая деревушка под названием Гжель. Жили там мастера сильные, смелые, ловкие, умелые. Делали они посуду из белой глины. А посуду из глины обжигали в печи, при высокой температуре. Собрались они однажды и стали думать как им лучше свое мастерство показать, людей порадовать. И решили делать такую посуду, какую свет не выдавал. Стали каждое изделие расписывается вручную, узор неповторим, мастера-художники используют голубые цвета и оттенки. Узоры состоят из различных бордюрчиков, дуг, сеточек, цветочков , лепестков, травинок, завитков, кругов, капелек. Два главных цвета, белый фон и сине-голубые узоры, а также использование различных оттенков. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

А теперь отгадайте загадку:

Снежно-белая посуда, расскажи нам – ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела.

Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель).

Воспитатель: - Сейчас мы с вами рассмотрим иллюстрации: обратите внимание на два цвета и оттенки, в каждом изделии индивидуальность. Нет одинаково расписанной посуды. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок «мазок на одну сторону» или «мазок тенями». В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь Известно всем в народе ее название – Гжель.

Воспитатель: - Ребята, а хотите попробовать сами расписать посуду, как гжельские мастера?

Дети:Да хотим.

Воспитатель:Но, сначала мы немного разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика: Помощники

Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики.)

Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.)

Воспитатель: - Ребята, у вас на столах лежат кружки, но они белые. Нам необходимо их расписать, как гжельские мастера. Какими цветами мы будем их расписывать?

Дети: Синим,голубым и белым.

Воспитатель: - Правильно! Садитесь на свои места, и начнем работ. Кисточку мы держим в правой руке, тремя пальчиками, перпендикулярно листу. Для удобства нанесения узора заготовку можно вращать. Показ приёма нанесения узора – это волнистые линии, капельки, цветы, лепестки, тонкие и толстые мазки кистью, отметить нажатие кисти. В работе используем салфетку, аккуратно убираем лишнюю воду. (Дети рисуют самостоятельно, воспитатель по мере необходимости помогает индивидуально). Не спешите, помните пословицы, которые придумал русский народ о тех, кто спешит. ( Поспешишь - людей насмешишь.) Начинаем.

Воспитатель: - Мне очень нравятся все ваши работы. Молодцы! Смотрите, были белые кружки, а стали как в сказке все в Гжели. А помогли совершить это превращение ваше трудолюбие и любовь к народному творчеству, талант и умение. Давайте все ваши работы поместим на выставку, пусть все смотрят, любуются.

Рефлексия: - Что нового, сегодня узнали?

- Какие цвета в гжельской росписи?

- Кто изготовлял такую красоту?

- Что было самым интересным?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему "Кот или кошка?" по мотивам муз.композиции Д.Россини "Кошачий дуэт""

Занятие, в котором дети с помощью "вхождения" в шуточное музыкальное произведение Д.Россини на основе личного восприятия создают свой художественный образ кота или кошки в картине. Дети самостоятельно...

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему «Осенний калейдоскоп»

Цели занятия:Воспитывать эстетическое отношение к осенней природе и ее изображению в пейзаже.Развивать творческие способности детей (использовать полученные представления, изобразительные и технически...

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему: " Осень в лесу"

Конспект занятия в средней группе по «художественному творчеству» (рисованию)Тема: «Осень в лесу»Цели:учить наблюдать за изменениями в природе, описывать осень по картинке, соблюдать пропорции предмет...

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему «Ветка рябины»

- Учить детей анализировать иллюстрации, выделять главное, умение описывать по плану.- Познакомить с зимующими птицами, учить заботиться о птицах зимой.Развивать мелкую моторику рук....

Конспект НОД по образовательной области «художественно – эстетическое развитие» (декоративное рисование) в средней группе на тему: «Укрась юбку дымковской барышни»

Конспект НОД по образовательной области «художественно – эстетическое развитие» (декоративное рисование) в средней группена тему: «Укрась юбку дымковской барышни&raq...