Конспект по познанию "Филимоновская игрушка"
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Познавательному развитию»
в старшей группе (5-6 лет).
Тема: «Филимоновская игрушка»
Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
- Цель: приобщение детей к народным промыслам.
Программное содержание: познакомить детей с филимоновской игрушкой;
развивать интерес к народным промыслам; вызывать желание делать что-то своими руками, следуя мастерству предков; воспитывать уважительное отношение к культуре своей Родины; развивать умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы.
Предварительная работа:
Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: картинки – филимоновская игрушка. Раздаточный материал: шаблон барана, краски, альбом, непроливайка, кисть.
Планируемые результаты: познакомились с народными промыслами.
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 1 мин |
II | Основная часть | 17 мин | |
1 | История | «Филимоновская игрушка» | 5 мин |
2 | Физкультминутка | 2 мин | |
3 | Роспись | 15 мин | |
III | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность: 25 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент
Игра-приветствие «Собрались все дети в круг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
II. Основная часть
1. «История филимоновской игрушки»
- Ребята, предлагаю вам сегодня отправиться в прошлое и познакомиться со старинными игрушками. А именно, с филимоновской игрушкой.
Садитесь поудобнее, начинаем путешествие!
Свистульки
Нина Агошкова
Мастер глину замесил
И игрушек налепил.
После высушил, и в печь —
Добела их все обжечь.
А потом он краски взял
И игрушки расписал.
Вот они какие, в ряд
Разноцветные стоят:
Цвет малиновый и синий,
Жёлтый — яркий и красивый.
Зайцы, птички, петушки —
Музыкальные свистки,
По-народному — свистульки.
Лепят в области их Тульской
И свистульки, спору нет,
Покорили целый свет!
Филимоновская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева издавна лепили посуду, продавая её на местных базарах.
- Существует легенда, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново.
Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов.
- Игрушки смешные, причудливые. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов, котиков, рыбок и прочих зверушек.
Воспитатель: Ребята, давайте внимательно рассмотрим изображения игрушек и подумаем, какие они имеют отличительные особенности?
Воспитатель: действительно, у многих длинные шеи, словно у жирафов.
Ребята, какие узоры на филимоновских игрушках?
Дети: Полоски, точки, круги, звездочки, елочки.
В-ль: А какие цвета используют мастера, когда расписывают игрушки?
Дети: Желтый, малиновый, зеленый, синий, красный.
В-ль: Молодцы, вы назвали все отличительные признаки филимоновских игрушек.
Почти все филимоновские игрушки – это свистульки.
У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.
Воспитатель: вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.
Нас лепили мастера,
Нас расписывать пора
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
После изготовления мастера уносили свои игрушки на ярмарку. Где не только показывали своё мастерство, но и продавали их. В мире не существует двух одинаковых игрушек, так как каждую расписывают вручную.
2.Физ.минутка
- Ребята, как вам известно, ярмарка — это не только покупка и продажа товаров, но и веселье. Поэтому, предлагаю вам немного отдохнуть и повеселиться.
Физминутка «Замок»
На двери висит замок,
(пальцы рук соединены в «замок»)
Кто открыть бы его смог,
(повторение движений)
Потянули,
(руки тянут одну, потом в другую сторону)
Покрутили,
(сцепленные пальцы к себе от себя)
Постучали,
(основаниями ладоней постучали друг о друга)
И открыли.
(пальцы расцепить, ладони в сторонылпвоышпощгп)
3. «Роспись филимоновского барашка»
Воспитатель:
Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком».
А обозначают эти элементы вот что:
круг – солнце,
треугольник – землю,
елочки и ростки – символ растительности и жизни.
лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.
- Ребята посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для филимоновской игрушки?
Дети: красный, синий, жёлтый, зелёный.
Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам стать народными мастерами. Сейчас мы с вами будем рисовать узор на филимоновской игрушке барашек.
Филимоновские бык, коза, баран, олень считались оберегами от разных злых духов.
Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе давайте внимательно рассмотрим петушка. Посмотрите какая у него длинная вытянутая шея. Голова по сравнению с туловищем какая? Она больше или меньше?
Дети: Голова меньше туловища.
Воспитатель: еще у барашка есть рога. У вас на столах лежат рисунки барашка. Давайте посмотрим и обсудим, какие приемы мы будем использовать в росписи.
Дети: Полосочки.
Воспитатель: аккуратно садитесь за свои рабочие места и приступайте к работе.
Дети начинают расписывать барашков. Педагог оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель: ребята, посмотрите, какие замечательные игрушки у вас получились.
Вам понравилось сегодняшнее путешествие в мир народного промысла?
Дети:Да! Очень!
III. Заключительная часть
Воспитатель: вместе с детьми рассматривают работы, обсуждают у кого как получилось.
Воспитатель: Ребята, с чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?
Дети: Мы познакомились с филимоновскими игрушками. А еще мы сами были мастерами и расписывали филимоновскую игрушку – барашка.
- Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект дидактической игры "Игрушки в гости к нам пришли"
Игра учит детей узнавать и называть игрушки; упражняет в правильном произнесении звукоподражаний; активизирует речь детей (проговаривать и договаривать песенки, потешки); развивает мелкую моторику, ко...

Конспект НОД "Новогодние игрушки для ёлочки"
Обогащение представлений детей о зимней природе, зимних праздниках средствами интеграции изобразительной и художественно - речевой деятельности....

Конспект развлечения "Моя игрушка"
В конспекте предложен ряд игр направленных на развитие логического мышления, конструктивного праксиса, внимания и выносливости....

Конспект проекта «Любимые игрушки» По стихам А.Л. Барто
Предшествующая работа – чтение стихов А.Л. Барто, рассматривание иллюстраций книг, заучивание и повторение вместе с воспитателем стихов. Игры с игрушками.а)Воспитатель формирует проблему – как помочь ...

Конспект ООД "Береги игрушки" по мотивам "Сказки про Зайку, от которого сбежали игрушки" младшая группа
Цель: продолжать формировать элементарные представления о том, что такое хорошо и что плохо, формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков....
Конспект занятия «Богородские игрушки». В младшей группе № 8 - «Лучики» прошло увлекательное занятие по ознакомлению с «Богородской» игрушкой.
Конспект занятия «Богородские игрушки»....

