Конспект по познанию "Филимоновская игрушка"
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа)

Жулгутыпова Лилия Саматовна

План-конспект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie.odt16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Познавательному развитию»

в старшей группе (5-6 лет).

Тема: «Филимоновская игрушка»

Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

  1. Цель: приобщение детей к народным промыслам.

Программное содержание: познакомить детей с филимоновской игрушкой;

развивать интерес к народным промыслам; вызывать желание делать что-то своими руками, следуя мастерству предков; воспитывать уважительное отношение к культуре своей Родины; развивать умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы.

Предварительная работа:

Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: картинки – филимоновская игрушка. Раздаточный материал: шаблон барана, краски, альбом, непроливайка, кисть.

Планируемые результаты: познакомились с народными промыслами.

Структура занятия

I

Вводная часть

Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

17 мин

1

История

«Филимоновская игрушка»

5 мин

2

Физкультминутка

2 мин

3

Роспись

15 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность: 25 минут

Ход занятия

I. Вводная часть

Организационный момент

Игра-приветствие «Собрались все дети в круг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

II. Основная часть

1. «История филимоновской игрушки»

- Ребята, предлагаю вам сегодня отправиться в прошлое и познакомиться со старинными игрушками. А именно, с филимоновской игрушкой.

Садитесь поудобнее, начинаем путешествие!

Свистульки

Нина Агошкова

Мастер глину замесил
И игрушек налепил.
После высушил, и в печь —
Добела их все обжечь.

А потом он краски взял
И игрушки расписал.
Вот они какие, в ряд
Разноцветные стоят:

Цвет малиновый и синий,
Жёлтый — яркий и красивый.
Зайцы, птички, петушки —
Музыкальные свистки,

По-народному — свистульки.
Лепят в области их Тульской
И свистульки, спору нет,
Покорили целый свет!

Филимоновская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева издавна лепили посуду, продавая её на местных базарах.

- Существует легенда, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново.

Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов.

- Игрушки смешные, причудливые. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов, котиков, рыбок и прочих зверушек.

Воспитатель: Ребята, давайте внимательно рассмотрим изображения игрушек и подумаем, какие они имеют отличительные особенности?

Воспитатель: действительно, у многих длинные шеи, словно у жирафов.

Ребята, какие узоры на филимоновских игрушках?
Дети: Полоски, точки, круги, звездочки, елочки.
В-ль: А какие цвета используют мастера, когда расписывают игрушки?
Дети: Желтый, малиновый, зеленый, синий, красный.
В-ль: Молодцы, вы назвали все отличительные признаки филимоновских игрушек.

Почти все филимоновские игрушки – это свистульки.

У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.

Воспитатель: вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

После изготовления мастера уносили свои игрушки на ярмарку. Где не только показывали своё мастерство, но и продавали их. В мире не существует двух одинаковых игрушек, так как каждую расписывают вручную.

2.Физ.минутка

- Ребята, как вам известно, ярмарка — это не только покупка и продажа товаров, но и веселье. Поэтому, предлагаю вам немного отдохнуть и повеселиться.

Физминутка «Замок»

На двери висит замок,

(пальцы рук соединены в «замок»)

Кто открыть бы его смог,

(повторение движений)

Потянули,

(руки тянут одну, потом в другую сторону)

Покрутили,

(сцепленные пальцы к себе от себя)

Постучали,

(основаниями ладоней постучали друг о друга)

И открыли.

(пальцы расцепить, ладони в сторонылпвоышпощгп)

3. «Роспись филимоновского барашка»

Воспитатель:

Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком».

А обозначают эти элементы вот что:

круг – солнце,

треугольник – землю,

елочки и ростки – символ растительности и жизни.

лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

- Ребята посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для филимоновской игрушки?

Дети: красный, синий, жёлтый, зелёный.

Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам стать народными мастерами. Сейчас мы с вами будем рисовать узор на филимоновской игрушке барашек.

Филимоновские бык, коза, баран, олень считались оберегами от разных злых духов.

Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе давайте внимательно рассмотрим петушка. Посмотрите какая у него длинная вытянутая шея. Голова по сравнению с туловищем какая? Она больше или меньше?

Дети: Голова меньше туловища.

Воспитатель: еще у барашка есть рога. У вас на столах лежат рисунки барашка. Давайте посмотрим и обсудим, какие приемы мы будем использовать в росписи.

Дети: Полосочки.

Воспитатель: аккуратно садитесь за свои рабочие места и приступайте к работе.

Дети начинают расписывать барашков. Педагог оказывает индивидуальную помощь.

Воспитатель: ребята, посмотрите, какие замечательные игрушки у вас получились.

Вам понравилось сегодняшнее путешествие в мир народного промысла?

Дети:Да! Очень!

III. Заключительная часть

Воспитатель: вместе с детьми рассматривают работы, обсуждают у кого как получилось.

Воспитатель: Ребята, с чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?

Дети: Мы познакомились с филимоновскими игрушками. А еще мы сами были мастерами и расписывали филимоновскую игрушку – барашка.
- Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект дидактической игры "Игрушки в гости к нам пришли"

Игра учит детей узнавать и называть игрушки; упражняет в правильном произнесении звукоподражаний; активизирует речь детей (проговаривать и договаривать песенки, потешки); развивает мелкую моторику, ко...

Конспект НОД "Новогодние игрушки для ёлочки"

Обогащение  представлений детей о зимней природе, зимних праздниках средствами интеграции изобразительной и художественно - речевой деятельности....

Конспект развлечения "Моя игрушка"

В конспекте предложен ряд игр направленных на развитие логического мышления, конструктивного праксиса, внимания и выносливости....

Конспект проекта «Любимые игрушки» По стихам А.Л. Барто

Предшествующая работа – чтение стихов А.Л. Барто, рассматривание иллюстраций книг, заучивание и повторение вместе с воспитателем стихов. Игры с игрушками.а)Воспитатель формирует проблему – как помочь ...

Конспект занятия "Раз игрушка, два игрушка".

Конспект досугового занятия...

Конспект ООД "Береги игрушки" по мотивам "Сказки про Зайку, от которого сбежали игрушки" младшая группа

Цель:  продолжать  формировать элементарные представления о том, что такое хорошо и что плохо, формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков....