Главные вкладки
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей от 4 до 6 лет «Акварелька»
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, дает возможность творческой самореализации личности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 63.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей 4-6 лет «Акварелька» МБДОУ ДС №7 «Незабудка»
Дополнительная образовательная программа
художественно-эстетической направленности
для детей от 4 до 6 лет
«Акварелька»
Автор-составитель
ПавличенкоА.Г
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………….3
1.2.Актуальность…………………………………………………………......................3
1.3.Цели и задачи программы…………………………………………….....................4
1.4.Принципы, методы и приемы……………………………………………………...4
2.Содержательный раздел
2.1.Используемые при реализации Программы техники…………………………….5
2.2.Используемый материал……………………………………………………………6
2.3.Тематическое планирование для детей от 4 до 5 лет……………………………..7
2.4.Тематическое планирование для детей от 5 до 6 лет…………………………… 14
Список литературы
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно- эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
Занятия по программе «Акварелька» направлены на реализацию задач художественно-эстетического развития детей путем рисования необычными материалами, оригинальные техники позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Данная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту к структуре основной общеразвивающей программы дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.
Программа дополнительного образования «Акварелька» составлена для детей от 4 до 5лет и детей от 5 до 6 лет и рассчитана на два года обучения. Содержание программы составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 (требования к организации режима дня и учебных занятий).Программа разработана на основе программы «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г. Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2017.
1.2.Актуальность.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, дает возможность творческой самореализации личности.
1.3.Цели и задачи программы
Цель: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
-познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
-учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
- создавать условия для работы с разными материалами, содействовать их использованию как одного из средств самовыражения;
-развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма;
-развитие умений подчинять изобразительные средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче;
- воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Участники. Дети в возрасте 4-6 лет, посещающие детский сад, входят в состав группы не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Продолжительность реализации программы. Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на 2 года. Она охватывает детей от 4 до 5 лет, и детей от 5 до 6 лет. Занятия проводится 1 раз в неделю, длительность составляет 20 минут для детей 4 -5 лет, в месяц 4 занятия. Для детей 5-6 лет 2 раза в неделю, 8 занятии в месяц, длительностью- 25 минут.
1.4.Принципы, методы и приемы.
Принципы:
•системности - занятия проводят в системе в течение всего учебного процесса;
•последовательности - знания давать постепенно, без перегрузки, с нарастающим объемом информации;
•принцип творчества - программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей;
•принцип научности - детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.;
•принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;
•принцип сравнений и выбора - разнообразие вариантов заданной темы, методов
и способов изображения, разнообразие материала.
Методы и приёмы:
1.Наглядный: наблюдение, рассматривание педагогических эскизов, иллюстраций, работа с наглядным материалом, игры, практические упражнения для отработки необходимых навыков.
2.Словесный: чтение, рассказ, беседа, пояснение, объяснение, словесная инструкция.
Форма проведения занятия: групповая (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Формы подведения итогов реализации программы:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в выставках и конкурсах в течение года.
2.Содержательный раздел
2.1.Используемые при реализации Программы техники
В процессе реализации программы «Акварелька» дети знакомятся с разнообразными техниками рисования. С детьми от 4 до 5 лет использовать нетрадиционные техники:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из листьев;
- тычок жесткой полусухой кистью;
- оттиск поролоном;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
-восковые мелки + акварель.
Дети от 5до 6 лет, могут освоить еще более трудные методы и техники:
-кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная;
-ниткография;
- рисование скатыванием бумаги.
Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттиск поролоном: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Оттиск печатками из листьев. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью
Восковые мелки + акварель. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми карандашами или кусочком свечи на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Акварельные краски скатываются с контуров, нанесенных мелками, образуя светлые пятна на бумаге. Рекомендуется не использовать темные цвета при работе с восковыми мелками.
Кляксография с трубочкой. Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно — капельку. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Рассматриваем изображение: на что оно похоже? Недостающие детали дорисовываются.
Монотипия пейзажная. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Рисование ватными палочками: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.
Рисование скатыванием бумаги. Существует два способа рисования.
Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Ниткография. Способ получения изображения: необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разные направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.
Печать по трафарету. Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
2.2.Используемый материал
1.Бумага разного формата и фактуры.
2. Краски, гуашь, акварель, фломастеры.
3. Мелки восковые, свеча.
4.Кисти №1, 2,3,4,5,6.
5.Бросовый материал: сухие листья, цветы, сырые овощи, поролон, нитки, трубочки, ватные палочки.
6.Клей, цветная бумага.
Приобретение расходных материалов для реализации программы будет производиться за счет средств от приносящей доход деятельности.
2.3. Тематическое планирование для детей от 4 до 5 лет
Месяц | Тема | Техника | Программное содержание | Материал |
Сентябрь | «Подсолнухи» | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. учить рисовать стебель и листья подсолнуха. развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность | Альбомные листы, гуашь черная, зеленая, мисочки, салфетки, эскизы и иллюстрации. |
«Ветка рябины» | Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Воспитывать интерес к изобразительному искусству. | Квадратный лист цветной бумаги с нарисованной веткой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки. | |
«Я зеленый огурец, я веселый молодец» | Отпечаток боковой стороной ладони» | Учить детей технике рисования боковой стороной ладони. Закрепить у детей представление о зеленом цвете. Воспитывать у ребят внимание. | Гуашь зеленого цвета, листы альбома, тарелочки, влажные салфетки. | |
«Апельсин и ананас» | Печать от руки | Продолжать знакомить детей с техникой рисования печать от руки. Продолжать учить детей наносить на ладонь гуашь двух цветов. Развивать у детей композиционные умения. | Гуашь, листы альбома, тарелочки, влажные салфетки. | |
Октябрь | «Осенний ковер» | Печатание осенними листочками | Знакомить с новым видом изобразительной техники- печать листьев, учить подбирать и отражать цветовую гамму характерную для осеннего сезона, воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. | Альбомные листы, гуашь, кисти с широким и тонким ворсом, стаканчики с водой, листья разных пород деревьев, репродукция картины И. Левитана «Золотая осень». |
«Петушок» | Печатание осенними листочками. | Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. | Альбомные листы, листья, кисти гуашь, салфетки | |
«Красивый букет» | Печатание растений | Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность | Засушенные листья, краска, кисти, бумага. | |
«Золотая осень» | Рисование способом тычка | Уточнять и расширять представления об осени; познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью, учить детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. | |
Ноябрь | «Котёнок» | Тычок жёсткой полусухой кистью. | Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком полусухой кисти. Учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | Бумага, гуашь, кисти, карандаш |
«Ежик» | Рисование способом тычка | Продолжать учить детей рисовать способом тычка. Упражнять в нанесении одного слоя краски на другой. Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость | Бумага, гуашь, жесткие кисти | |
«Снегири на ветке». | Рисование способом тычка. | Формировать у детей обобщённое представление о птицах; Закреплять умение набирать краску на кисть в необходимом количестве, упражнять в рисовании снегирей. Развивать у детей чувство цвета и формы. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования | |
«Первый снег». | Оттиск печатками из салфетки | Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощь печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции. | Листы бумаги, салфетки, гуашь, тарелочки. | |
Декабрь | «Снежная семья» | Рисование способом тычка. | Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
«Ёлочные игрушки». | Восковой мелок и акварель, оттиск пробкой. | Учить рисовать восковыми мелками ёлочные игрушки. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью, печатать пробкой. Развивать у детей чувство цвета и формы. | Восковые мелки, акварель, альбомные листы, кисти. | |
«Снегурочка» | Восковой мелок и акварель, | Учить изображать сказочного персонажа при помощи новой техники «восковые мелки + акварель». Учить отражать в рисунке свои впечатления. Развивать воображение и фантазию. | Восковые мелки, акварель, альбомные листы, кисти. | |
«Ёлочка пушистая, нарядная» | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти | |
Январь | «Нарисуй, что хочешь». | Работа со знакомыми техниками | Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность. | Материал на выбор детей |
«Красивые снежинки» | Свеча, акварель. | Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление. | Листы бумаги, свеча, акварель, кисти. | |
«Укрась варежки» | Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками. | Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета. | Листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, ватные палочки. | |
Февраль | «Плюшевый медвежонок» | Оттиск поролоном | Помочь детям освоить новый способ изображения — рисование поролоновой губкой, продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа, закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. | детские игрушки: кукла, мяч, барабан, юла, машина, собака, медведь, заяц, матрешка; альбомный лист, простой карандаш, набор гуашевых красок, 2 кусочка поролоновой губки; тонкая кисть, стаканчик с водой, салфетка. |
«Снеговик» | Оттиск поролоном | Упражнять в рисовании предметов круглой формы поролоновой губкой, передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. | альбомный лист, простой карандаш, набор гуашевых красок, 3 кусочка поролоновой губки; тонкая кисть, стаканчик с водой, салфетка. | |
«Зайчик» | Оттиск поролоном | Упражнять детей в рисовании поролоновыми палочками, оттиск, развивать воображение, мелкую моторику, воспитывать усидчивость, самостоятельность. | Поролоновые палочки, альбомный лист, простой карандаш, белая гуашь, тарелочки. | |
«Открытка для папы» | Рисование с использованием разнообразных техник | Создать условия для развития фантазии, творческих способностей, мелкой моторики | разные картонные открытки с тематикой 23 февраля; клей ПВА; пустые баночки; салфетки; | |
Март | «Цветок для мамы» | Рисование ватными палочками | Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, композиции. | Листы бумаги, гуашь, ватные палочки. |
«Весёлое солнышко» | Рисование ладошками. | закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать краски кистью прямо на ладошке. | Листы бумаги, тарелочки для гуаши, салфетки, гуашь желтого цвета, кисти. | |
«Одуванчики» | Тычок жёсткой полусухой кистью | закрепить умения детей рисовать в данных техниках. Учить создавать выразительный образ цветов. Развивать желание создавать коллективную работу (коллаж) | Листы бумаги, кисти, салфетки, гуашь. | |
«Весна» | Рисование с использованием разнообразных техник | формировать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать художественно-творческие способности у детей, умение выбирать способ изображения в зависимости от передаваемого образа; воспитывать аккуратность во время работы с красками; | материал на выбор детей | |
Апрель | «Ракеты в космосе» | печать по трафарету. | продолжать учить смешивать различные краски (синюю, фиолетовую, чёрную) прямо на листе бумаги. Закреплять умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракету, летающие тарелки. | краски, кисти, альбомные листы, салфетки. |
«Волшебная страна - подводное царство» | Рисование ладошками | Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов. | Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь. | |
«Волшебная страна – подводное царство» | Рисование ладошками | Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов. | Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь. | |
«Пчелки» | Восковой мелок + акварель, черный маркер + акварель | Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции | Листы бумаги, восковые мелки, акварель, черный маркер, кисти. | |
Май | «Праздничный салют» | Восковые мелки, акварель | Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона | Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти. |
«Цветочная поляна». | Рисование ватными палочками | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, салфетки. | |
«Самокат» | Рисование ватными палочками | Закрепить умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство композиции. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца. | ватные палочки. Гуашь, альбомные листы, карандаш простой, салфетки. | |
«В гостях у акварельки» | пальчиковая живопись, печать от руки и др. | Закрепить знания и умения детей применять в рисунке нетрадиционные техники рисования. Поддерживать интерес к рисованию нетрадиционным способом. Доставить детям радость и удовольствие. | Разнообразный материал по выбору детей |
2.4. Тематическое планирование для детей от 5 до 6 лет
Месяц | Тема | Техника | Программное содержание | Материал |
Сентябрь | «Летний луг» | восковые мелки + акварель, печать по трафарету | закрепить навыки по ранее усвоенным техникам. Развивать воображение, содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. | восковые мелки, акварель, лист, кисть. Трафареты. |
«Ваза для цветов» | Печать (печатками, по трафарету) | Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции. | Трафареты. Листы альбомные, гуашь, салфетки | |
«Бабочка летает» | Печать растениями. | Продолжать учить способу получения изображения, прижиманием растений разной величины и формы (листочки). | лист, кисть, листья деревьев разной величины, гуашь всех цветов, кисть, салфетки, образцы бабочек | |
«Весёлые мухоморы» | Рисование кистью, пальчиками | Учить рисовать мухомор из составляющих его частей (ножка с юбочкой, шляпка). | альбомный лист, кисть, алая, малиновая и оранжевая гуашь, кисти, мисочки с белой гуашью, салфетки, образцы мухоморов. | |
Краски осени» | тампонирование, трафарет | Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о осенних красках. | восковые карандаши (мелки), поролоновые палочки | |
«Деревья осенью» | Отпечаток листьями, ватными палочками. | Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – ватными палочками. Развивать чувство композиции, цвета | Листья, ватные палочки, альбомные листы, гуашь | |
«Овощи и фрукты-герои сказки «Чиполино» | смешивание цветов, «рисование по мятой бумаге» | Продолжать учить детей смешивать цвета на палитре. Познакомить детей с новой техникой рисование по мятой бумаге. Развивать образное восприятие, чувство цвета. | муляжи овощей, палитра, альбомные листы, кисти, простой карандаш | |
«Натюрморт с арбузом» | трафарет, «рисование тычком» | Познакомить детей с жанром натюрморта. Предложить детям на основе впечатлений, знаний, умений, изобразить натюрморт с арбузом используя технику трафарет и тычок. Развивать творческую активность. | Кисти, альбомные листы, гуашь. | |
Октябрь | «Осеннее дерево» | Рисование ладошками, пальчиками и кистью | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство, окрашивать её в коричневый цвет, делать отпечаток (пальцы расставлены в стороны). Закрепить умение дополнять изображение деталями (ветками, листочками) | Альбомный лист.Гуашь: коричневая, жёлтая, оранжевая гуашь, кисть толстая и тонкая, салфетка, баночка с водой. |
«Натюрморт из фруктов» | Свеча + акварель | Продолжать знакомить с техникой рисования свечой. Нарисованные фрукты «закрасить» свечкой, а затем аккуратно закрашивать лист жидкой краской, получая таким образом фон натюрморта. | Свеча, акварель, листы плотной бумаги, большая кисть для тонирования, баночка с водой. | |
«Корзина с грибами» | печатание спичечной коробкой | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «печатание» спичечным коробком Упражнять в рисовании предмета круглой формы, учить | лист тонированной бумаги, гуашькоричневая,, спичечный коробок, штемпельная подушка, кисть, баночка с водой, салфетка. | |
«Корзина с грибами» (продолжение) | Рисование поролоном | Закреплять умение пользоваться трафаретом. Трафарет разных грибов, корзины вырезанные взрослым из картона, | коричневая, жёлтая и оранжевая гуашь, достаточно густой консистенции, палочки с закреплёнными кусочками поролона, салфетка. | |
«Компоты и варенье» | Печатание фруктами | Познакомить детей с новым видом изобразительной технике – печатание фруктами. Упражнять в печатании. Развивать чувства композиции световосприятие, память, наблюдательность. Обобщить знания о фруктах и ягодах. | гуашь, печати из фруктов | |
«Во саду ли, в огороде» | Рисование свечей | Продолжать знакомить детей с техникой рисования свечой. Закрепить умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. | Свеча, краски, кисти | |
«Ветка рябины с натуры» | рисование пальчиками | Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие. | ветка рябины, альбомные листы | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | различный материал на выбор детей | |
Ноябрь | «Пестрый котенок» | Рисование ватными палочками | Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного. | Гуашь, ватные палочки, палитра |
«Ёжики» | тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой. | закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями | Кисточки, бумага, карандаш простой, сухие листья, природный материал | |
«Белка пушистая» | Тычком жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Учить технике рисования тычком, полусухой, жесткой кистью. Продолжать развивать умение заполнять рисунок тычковыми движениями (сверху вниз) тем самым получая пушистую шубку. | Контур белочки, вырезанный из плотной бумаги. Гуашь оранжевая, коричневая, жесткая кисть, салфетка | |
«Птицы летят на юг» | Техника «набрызг» | Познакомить детей с техникой набрызг. Учить распылять краску с помощью зубной щётки и палочки, аккуратно не спеша. После окончания распыления, дождаться высыхания краски. Воспитывать аккуратность. | Трафарет птиц летящих стаей на картоне, акварель, кисть, баночка с водой, салфетка, альбомный лист. | |
«Воробушки» | Рисования по сырой бумаге | Познакомить детей с техникой рисования по сырой бумаге. Закрепить умения красиво размещать изображения на листе. Развивать композиционные умения. | Стаканчики для воды, кисти, альбомные листы, акварельные краски. | |
«Снегири на ветках» | тычок жесткой полусухой кистью | Учить рисовать снегирей при помощи техники тычок жесткой полусухой кистью. Закрепить знания о зимующих птицах. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. | альбомные листы, акварельные краски, кисти, салфетки, стаканчики для воды | |
«Цветок лилии» | Печатание спичечной коробкой | Продолжать учить детей рисовать нетрадиционной техникой рисования «печатание» спичечным коробком, упражнять в дорисовывании стеблей кистью, развивать умение располагать изображение на всем листе бумаги, воспитывать аккуратность. | лист тонированной бумаги, гуашь, спичечный коробок, штемпельная подушка, кисть, баночка с водой. | |
«Первый снег» | Свеча + акварель | Продолжать учить рисовать в технике свеча + акварель. Закрепить умение изображать снег, используя свечу. Развивать чувство композиции. Воспитывать умение доводить начатое до конца. | Свеча, акварельные краски, альбомные листы | |
Декабрь | «Раскидистое дерево в снегу» | Рисование ладошками, пальчиками и кистью | Продолжать закреплять умение использовать ладонь, как изобразительное средство, окрашивать её, делать отпечаток (пальцы расставлены в стороны). Закрепить умение дополнять изображение деталями (ветками, снегом). | Гуашь коричневая, акварель голубая, кисть толстая и тонкая, салфетка, баночка с водой. |
«Животные, которые я сам придумал» | Кляксография | Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов. | листы бумаги, черная и цветная гуашь, простой карандаш, трубочка | |
«Мои любимые снежинки» | Томпонирование, рисование жесткой кистью, рисование ватными палочками | Учить детей рисовать снежинки в стилистике кружевоплетения, учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Совершенствовать технику рисования концом кисти; технику томпонирования и рисования кистью с жестким ворсом; Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию, творческие способности. | листы бумаги, гуашь белого и нежно-голубого цвета, небольшие зоготовки из кружева, кисти №2, жесткие кисти, губки для тампонирования, ватные палочки, баночки с водой, салфетки. | |
«Елочный шар» | Техника «набрызг» | Формировать у детей знания о технике «набрызг».Развивать у детей изобразительные умения, фантазию, творческие способности, желание учиться новому; Воспитание у детей аккуратность при работе, усидчивость, бережное отношение к материалу. | гуашь, ватные палочки, заготовки кругов – открыток, зубные щетки, фломастеры. | |
«Ёлочка» | Рисование пальцами, акварель + восковые мелки. | учить изготовлять плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель + восковые мелки) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закреплять умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушка. Упражнять в умении украшать ёлку бусами (рисование пальчиками). | восковые мелки, акварельные краски, альбомные листы | |
«Ёлочка» (продолжение) | рисование пальчиком, акварель + восковые мелки. | учить изготовлять плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель + восковые мелки) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закреплять умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушка. Упражнять в умении украшать ёлку бусами (рисование пальчиками). | восковые мелки, акварельные краски, альбомные листы | |
«Снежинка – балеринка»
| Тампонирование по трафарету, «набрызг» | Развивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету, Развивать чуткость к восприятию красоты зимних явлении. | Акварельные краски, кисти, альбомные листы, палочки, поролон | |
«Письмо для деда Мороза». | Различные | Создать предпраздничное настроение. Учить изображать детей свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в понравившейся технике. Самостоятельная работа детей. | Различный материал по выбору детей | |
Январь | «Живая клякса» | Кляксография | Продолжать учить создавать условия для свободного экспериментирования. Учить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Развивать воображение, фантазию. Воспитывать аккуратность. | Кисть, акварель, баночка с водой, салфетка. |
«На что похоже?» | Техника монотипии | Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию. | Акварельные краски, кисти, альбомные листы | |
«Зимние узоры» | Монотипия | Познакомить детей со способами изображения как монотипия (отпечаток). Показать выразительные возможности, особенности рисования данным способом. Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности. | Акварельные краски, кисти, альбомные листы | |
«Снеговик» | Техника: комкание бумаги (скатывание). | закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (ёлочка, метла, заборчик) Развивать чувство композиции. | Альбомный лист, гуашь, бумага, салфетки. | |
«Укрась рукавицу» | Рисование мятой бумагой | Учить рисовать узоры, создавать ритмическую композицию. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. | Альбомный лист, гуашь, мятая бумага | |
По замыслу | Различный | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | материал по выбору детей | |
Февраль | «Красивые картинки из разноцветной нитки» | Ниткография | Познакомить детей с ниткографией. Развить цветовосприятие и умение подбирать для композиции цветовые сочетания, развить, творческое воображение. | Нитки, листы альбома, кисти, гуашь, мокрые тканевые салфетки для рук. |
«Причудливые узоры» | Ниткография | Научить детей новой нетрадиционной технике рисования – ниточкой. Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к занятию, самостоятельность и стремление к достижению результата. | Гуашь, нитки, альбомные листы формат А4 сложенные пополам, баночки с водой, тряпочки, фартуки. | |
«Мышка» | Ниткография | Продолжать знакомить детей с техникой выполнения рисунков из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. | шерстяные нитки, альбомный лист, акварельные краски или гуашь, кисточки, по одному карандашу на ребенка, емкости с водой на каждый стол, мокрые тканевые салфетки для рук. | |
«Волшебство под водой» | рисование «по мокрому листу» | Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию. Воспитывать у детей стремление к достижению результата. | Белый лист плотной бумаги, акварельные краски, поролоновая губка, кисточки (№6 и №3), салфетки на каждого ребёнка. | |
«Звезда-Герой» | Техника штампы из смятой бумаги | Поддерживать интерес к нетрадиционной технике рисования, учить рисовать эскизы звезды простым карандашом, развивать желание заниматься творческой деятельностью. Воспитывать самостоятельность. | листы бумаги, простые карандаши, гуашь, кисти, штампы (бумажные) | |
«Танк» | рисование ладошками | Продолжать совершенствовать технику рисования ладошками, развивать творческое воображение, учить дорисовывать изображение с помощью кисточки. Воспитывать умение доводить начатое до конца. | Альбомные листы, гуашь, кисти, салфетки влажные. | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Все имеющиеся в наличии | |
Март | «Мимоза для мамы» | рисование бумажными салфетками. | упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. | гуашь желтого и зеленого цвета, салфетки, клей, кисти. |
«Подснежники для моей мамы» | Акварель восковой мелок | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая свое внимание на склоненную головку цветов. Развивать цветовосприятие. Передавать весенний колорит. Воспитывать любовь к родному человеку. | Листы альбома, акварельные краски, восковые мелки, кисти. | |
«Весенний букет» (коллективная работа) | Техники: рисование ладошками. | Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. Развивать умение составлять композицию, воспитывать умение работать в коллективе. | гуашь разных цветов. Ватман, салфетки. | |
«Какого цвета весна?» | монотипия | Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски. | Акварельные краски, кисти, альбомные листы | |
«Пейзаж у озера» | Монотипия пейзажная | Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа — монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. | Акварельные краски, кисти, альбомные листы | |
«Сказочная птица» | Рисование ладошками и пальчиками | Закреплять умение использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение. | Альбомный лист, гуашь, кисть, баночка с водой, салфетка | |
«Дерево весной» | Кляксография, рисование ватными палочками (пуантелизм) | Продолжить знакомить ребят с «кляксографией». Обучить их совмещать две техники в одном рисунке (кляксография и пуантилизм). Закрепить способность пользования знакомыми способами техники для создания рисунка, развить цветовосприятие, умение делать заключения. Развить дыхательную систему, фантазию и мышление. | трубочки, ватные палочки, альбомные листы, тушь | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Все имеющиеся в наличии | |
Апрель | «Космические дали» | «набрызг» | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техники и технике коллаж. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. | Альбомный лист, гуашь, стаканчики с водой, салфетки |
«Разноцветное небо» | рисование по мокрой бумаге | Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы. | Краски акварельные, вода, альбомные листы | |
«Аквариум» | Рисунки из ладошки | Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали | Альбомный лист, гуашь, простой карандаш, стаканчики с водой, салфетки | |
«Цыплята» | восковые мелки, комкание бумаги или обрывание. | закрепить умение создавать образ из скомканной салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывая детали (травку, цветы) и части образа (клюв, глазки, ножки). Развивать чувство композиции. | альбомные листы, восковые мелки, салфетки | |
«Весенняя полянка» | оттиск мятой бумагой, ватными палочками | совершенствовать умения детей в различных изобразительных техниках; закрепить жанр искусства пейзаж; вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов в рисунке, подводить их к созданию выразительного образа; воспитывать аккуратность в рисовании краскам | тонированная бумага, гуашь, палитра, комочки смятой бумаги, ватные палочки для дорисовки, клеёнки, салфетки, репродукции картин художников о весне, музыкальное сопровождение. | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Все имеющиеся в наличии | |
«Сирень» | рисование жесткой кистью | Закрепить умение рисовать ветку сирени способом тычка. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. | Краски, кисти, альбомные листы | |
«Берег реки» | рисование по мокрому. | Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию. | Краски акварельные, вода, альбомные листы | |
Май | «Праздничный салют над городом» | Акварель, восковые мелки | Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы. Учить создавать композицию рисунка, располагая внизу дома, а вверху салют. Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, закреплять умение рисовать салют с помощью воскового мелка. | Бумага темно-серая или синяя, акварель, восковые мелки |
«Солдат на посту» | техника печатания | Учить детей создавать в рисунке образ воина, используя нетрадиционные техники изображения, передавать характерные особенности костюма, поз: человека, его оружия. Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно; использовать навыки рисования и закрашивания изображения в технике печатания | тонированные листы бумаги, трафарет костюма пограничника, кисти мягкие толстые и тонкие, поролон для печатания, гуашь, кусочки моркови, палитры, баночки с водой, подставки под кисти, салфетки. | |
«Гусеница, ловко перебирающая лапками» | Печать разной величины пробками и ватными палочками | Закреплять способ прижимания пробки к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу. Для получения разного размера оттисков иметь разной величины крышки. | Плотная бумага белого цвета. Печатки из пробки. | |
«Жёлтые одуванчики» | Поролоновый рисунок | Продолжать учить пользоваться трафаретом. Развивать сенсорное восприятия, чувства цвета, ритма; воспитывать самостоятельность. | Трафарет одуванчиков, гуашь, поролоновые кисточки, салфетка. | |
«Пушистые одуванчики» (Продолжение) | набрызг | Закреплять умение распылять краску с помощью кисти и палочки, аккуратно не спеша. После окончания распыления, дождаться высыхания краски. | Трафарет три круга разной величины на картоне, листа бумаги, акварель, кисть, баночка с водой, салфетка, альбомный лист | |
«Берёзовая роща». | рисование свечой и акварелью | Учить создавать выразительный образ берёзовой рощи. Развивать чувство композиции. Воспитывать художественный вкус. | Свеча, акварельные краски, альбомные листы | |
Итоговое занятие «Путешествие в страну Рисовандия» | Техника тычка, ватными палочками, кляксография | Совершенствовать умения и навыки полученные на занятиях, развивать, воображения, творчество, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству. | альбомные листы, трубочки, ватные палочки, кисти, салфетки, стаканчики для воды. |
Список литературы:
1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издательство «Мозаика- Синтез» 2014
2.«Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники. Р.Г. Казакова Издательство «ТЦ Сфера» 2017г
3.Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки» Лыкова И.А.
4.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Лыкова И.А. М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2008. -144с
5.Изобразительная деятельность в детском саду. Комарова Т.С. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.
6.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Р.Г. Казаковой. М.: Сфера, 2004.
7.Занятия по рисованию с дошкольниками./ под ред. Р.Г. Казаковой. М.: Сфера 2017.
8.Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. Никитина А.В. – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с. + 16 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа коррекционного обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения
Программа позволяет организовать коррекционную работу с детьми с ОНР, по разным причинам оказавшимся на логопункте дошколного учреждения. оставить таких детей без коррекционного сопровождения нельзя, ...
Авторская программа для оказания дополнительных образовательных услуг для группы детей кратковременного пребывания разного возраста.
В жизни любой семьи рано или поздно возникает проблема : нужен ли ребенку Д\С? И как трудно устроить ребенка. Но сейчас и есть выбор частных Д/С и групп кратковременного пребывания. А как начать работ...

ПРОЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕСЕЛАЯ РАДУГА»
Дополнительная образовательная программа«Веселая радуга»Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №6«Малышка» общеразвивающего вида приоритетным о...

Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»
«Обучение детей игре в шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного до...

Дополнительная образовательная программа по обучению детей ПДД «Мигалочки» Для детей 5-6 лет
Дополнительная образовательная программа по обучению детей ПДД «Мигалочки» для детей 5-6 лет. Срок обучения - 1 год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Дополнительная образовательная программа кружка "Подготовка детей к обучению в школе " для детей 6-7 лет. 2019-2020г
Дополнительная образовательная программа кружка в ДОУ...


